Слайд 1О ПРЕПОДАВАНИИ
«ИНФОРМАТИКИ И ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (ИКТ)»
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Слайд 2ИНФОРМАТИКА
«Союз трех фундаментальных учебных дисциплин – языка, математики и информатики –
образует нераздельную основу современного образования»
А.П.Ершов.
Информатика пришла в школу 20 лет назад.
Появился термин «Компьютерная грамотность» .
Информатика - область человеческой деятельности, связанная с процессами преобразования и использования информации.
Слайд 3Информационные
и коммуникационные технологии (ИКТ)
Окружающий нас мир трансформируется и
развивается невиданными ранее темпами. Масштабы изменений в мире заставляют полностью пересмотреть подходы к образованию.
От человека в современном мире, на самых различных рабочих местах и в самых разных жизненных ролях сегодня требуется не то, что сто, пятьдесят, или даже 25 лет назад.
Требуется больше инициативы, самостоятельности, общей компетентности, а не конкретных знаний.
Любые конкретный знания компетентный человек должен уметь находить и использовать с помощью современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), то есть иметь определенный уровень культуры работы с информацией.
Слайд 4ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
Информационная культура – умение целенаправленно работать с
информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы.
Формирование высокого уровня информационной культуры молодого поколения — очень важная задача на сегодняшний день.
Слайд 5Школьное учебно-информационное пространство
Какой хотелось бы в идеале видеть структуру школы, в
которой действительно внедрены информационные технологии:
Для учеников школы:
Изучение Интернет-технологий на уроках информатики.
Использование компьютерных технологий на других уроках. На уроке можно использовать заранее подготовленные презентации и программы, работу с CD-дисками, работу с Интернет в режиме off-line. Для этой цели необходим отдельный кабинет, оснащенный компьютерной техникой (хотя бы 1 компьютер) с выходом в Интернет и мультимедиа.
Наличие хотя бы одного компьютера (а лучше 3-5) с выходом в Интернет в библиотеке, для поиска информации при подготовке рефератов, докладов, сочинений. Каталог библиотеки также необходимо иметь в электронном виде.
Слайд 6Школьное учебно-информационное пространство
Для учителей:
Возможность самообразования,
Возможность создания программ, презентаций к урокам.
Создание
базы данных учебных кабинетов.
Использование Интернет для общения по электронной почте, в форумах, поиск информации по предмету, участие в телеконференциях, педсоветах.
Слайд 7Школьное учебно-информационное пространство
Для внеклассной деятельности:
Организация дополнительных занятий по информатике для учеников
в рамках курсов, кружков, секций.
Совместное участие учителей и учеников в сетевых проектах: конкурсах, олимпиадах, викторинах, фестивалях.
Открытие Интернет-кафе, в котором ребёнок сможет провести свободное время на территории школы.
Слайд 8Школьное учебно-информационное пространство
Для администрации школы:
Общение с вышестоящими органами по электронной почте,
получение приказов, телефонограмм, отправка отчетов и справок.
Создание базы данных учащихся и педагогического коллектива школы, электронной версии журналов, приказов и прочих бумажных документов.
Создание на сайте школы или отдельно в Интернет доски объявлений, куда можно публиковать информацию для родителей и учеников о собраниях, режиме работы школы, меню школьной столовой, новостях школьной жизни.
Слайд 9 ИНФОРМАТИКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В соответствии с мировыми тенденциями начало изучения
информатики перенесено в младшие классы школы, что должно привести к повышению эффективности учебной деятельности школьников на последующих ступенях обучения, повышению ее интенсивности и, тем самым, разгрузке учащихся.
Задачей информатизации начального образования является, в первую очередь, формирование у младших школьников информационной культуры, т.е. обобщенных навыков работы с информацией. Таким образом, информатика в начальной школе становится новой составляющей грамоты младших школьников.
Благодаря пропедевтическому курсу закладывается прочная основа, позволяющая не тратить в базовой школе время на объяснение прописных истин, а использовать на уроках знания, полученные на других уроках, как материал для обобщения и развития знаний школьника с информационной точки зрения.
Слайд 10 ИНФОРМАТИКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В 2005/06 учебном году вступили в силу
новый Стандарт образования
и Базисный учебный план.
Стандарт образования принят на федеральном уровне, согласно Приказу Минобразования России № 1089 от 5 марта 2004 г. «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», где определяется содержание образования.
Базисный учебный план принят на федеральном уровне согласно Приказу Минобразования России № 1312 от 9 марта 2004 г. «Об утверждении базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования», где определяется учебная нагрузка.
Слайд 11 ИНФОРМАТИКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Базисный учебный план принят и утвержден с
дополнениями на региональном уровне согласно Приказа Главного управления образования Воронежской области №155
от 6 апреля 2005 года «Об утверждении регионального базисного учебного плана для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих программы общего образования».
В этом приказе рекомендуется следующий порядок перехода на новый региональный базисный учебный план:
Слайд 12 ИНФОРМАТИКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Введение БУП осуществляется поэтапно:
- с 1 сентября
2005/06 учебного года перейти на новый учебный план в 9 классах всех образовательных учреждений области и в 10 классах школ, осуществляющих экспериментальную работу по введению профильного обучения;
- с 1 сентября 2006/07 учебного года перейти на новый учебный план
в 1, 5, и 10 классах.
Слайд 13Организационно-методическое обеспечение предмета
«Информатика и ИКТ»
В Разделе «Начальное общее образование» регионального
БУПа указано:
«В учебный план начального общего образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом введены новые предметы:
«Иностранный язык» – со 2 класса (2 часа в неделю). Введение иностранного языка направлено на обеспечение его усвоения к 9 классу на функциональном уровне и на более раннее развитие коммуникативных способностей учащихся;
«Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)» – в 3-4 классах в качестве учебного модуля в рамках учебного предмета «Технология (Труд)».
Изучение этого предмета направлено на обеспечение всеобщей компьютерной грамотности».
Слайд 14Обязательный минимум предмета «Технология»
В федеральном Стандарте образования обязательный минимум предмета «Технология»
(Труд) представлен в следующих разделах:
Общетрудовые знания, умения и способы деятельности.
Технология изготовления изделий из различных материалов (опыт практической деятельности).
Домашний труд.
Практика работы на компьютере (использование информационных технологий).
Слайд 15Два нововведения в новом стандарте для начальной школы
Итак, в новом
стандарте для начальной школы есть два нововведения, имеющих отношение к пропедевтике учебного предмета «Информатика и ИКТ» - это
расширенный перечень общеучебных умений;
новый раздел предмета «Технологии» под названием «Практика работы на компьютере (использование информационных технологий)», который вводится «при наличии материально-технических средств».
Таким образом, в начальной школе в 3-4 классах изучается предмет «Технология», а не «Информатика и ИКТ».
Как самостоятельный учебный предмет «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)» вводится в 8 и 9 классах (соответственно 1 час и 2 часа в неделю).
Слайд 162008/2009 учебный год - обязательное введение модуля«Практика работы на компьютере» в
предмете Технология»
Введение учебного модуля "Практика работы на компьютере" во всех общеобразовательных учреждениях области обязательно с 2008/09 учебного года при наличии возможностей работы за персональным компьютером. Изучение модуля направлено на обеспечение компьютерной грамотности школьников.
В 2006/07, 2007/08 учебных годах модуль вводился опережающим порядком за счет часов компонента образовательного учреждения или за счет факультативных занятий.
Слайд 17 ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ
овладение умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией
в учебной деятельности и повседневной жизни;
развитие технического и логического мышления;
формирование первоначальных представлений о мире профессий;
воспитание интереса к информационной и коммуникационной деятельности.
В соответствии со Стандартом начального общего образования целями изучения модуля "Практика работы на компьютере (использование информационных технологий)" в начальной школе являются:
Слайд 18По окончании начальной школы учащийся, освоивший содержание модуля "Практика работы на
компьютере (использование информационных технологий)" учебного предмета "Технология (Труд)", должен
знать/понимать
основные источники информации;
назначение основных устройств компьютера;
правила безопасного поведения и гигиены при работе с компьютером;
уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
решения учебных и практических задач с применением возможностей компьютера;
поиска информации с использованием простейших запросов;
изменения и создания простых информационных объектов на компьютере.
ЗУН
Слайд 19 Обязательный минимум содержания модуля «Практика работы на компьютере (использование информационных
технологий)»
В Федеральном компоненте Государственного стандарта общего образования указан Обязательный минимум содержания модуля «Практика работы на компьютере (использование информационных технологий)»
«Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приемы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приемов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам.
Работа с простейшими информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Вывод текста на принтер.
Создание небольшого текста по интересной детям тематике с использованием изображений на экране компьютера».
Слайд 20 УСЛОВИЯ ВВЕДЕНИЯ НОВОГО КУРСА
Таким образом, введение нового курса «Информатика и
ИКТ» в качестве учебного модуля "Практика работы на компьютере (использование информационных технологий)" учебного предмета «Технология (Труд)» в начальной школе рекомендуется при наличии возможностей работы младших школьников за персональным компьютером.
Условия для введения курса:
подготовка учителей начальной школы;
подготовка компьютерного класса для проведения в них уроков с учащимися начальной школы (мебель, техника, доска);
методическое обеспечение.
Слайд 21 Гигиенические требования при использовании ПК
в начальной школе
В соответствии с
требованиями законодательства ("Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам
и организации работы. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03", утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30 мая 2003 года).
для занятий детей допустимо использовать лишь такую компьютерную технику, которая имеет санитарно-эпидемиологическое заключение о ее безопасности для здоровья детей. Кабинет должен быть правильно оборудован с учетом санитарно-эргономических требований – мебель, освещение, расстановка, интерьер. Площадь на одно рабочее место с компьютером должна быть не менее 6 кв.м.
Для отделки интерьера помещений с компьютерами рекомендуется применять полимерные материалы, на которые имеются гигиенические заключения, подтверждающие их безопасность для здоровья детей.
Слайд 22 Гигиенические требования при использовании ПК
в начальной школе
Перед началом и
после каждого академического часа учебных занятий компьютерные классы должны быть проветрены, что обеспечит улучшение качественного состава воздуха. Влажную уборку в компьютерных классах следует проводить ежедневно.
Одновременно за компьютером должен заниматься один ребенок, так как для сидящего сбоку условия рассматривания изображения на экране резко ухудшаются.
Расстояние от глаз до экрана компьютера должно быть не менее 50 см.
Время непрерывной работы 8-15 минут для начальной школы.
Во время занятий за компьютером необходимо проводить упражнения для глаз с целью уменьшения зрительного утомления детей. Эффективнее в игровой форме.
Слайд 23ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В КАБИНЕТЕ ИНФОРМАТИКИ
Входить и выходить из класса можно лишь
с разрешения учителя.
Включать и выключать компьютер может лишь учитель или лаборант.
Рабочее место содержать в чистоте и порядке, не приносить лишние вещи.
Приходить в кабинет с чистыми сухими руками и в сухой одежде.
При работе сидеть спокойно, находясь на расстоянии 50 см от экрана монитора. Все проблемы решать вместе с учителем.
При ощущении запаха дыма или гари немедленно сообщить учителю.
При завершении занятия привести в порядок рабочее место за компьютером.
Оставлять детей в компьютерном классе без учителя категорически воспрещается.
Слайд 24Урок информатики в прогимназии №2 г. Воронежа
Слайд 25Организационный момент.
Разминка: логические, математические задачи.
Проверка домашнего задания.
Объяснение нового материала, закрепление ранее
изученного, работа в тетрадях.
Физкультминутка.
Работа за компьютером.
Релаксация.
Подведение итогов.
Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность.
Б. Шоу.
СТРУКТУРА УРОКА
Слайд 26Веселая физкультминутка
Робот делает зарядку
И считает по порядку.
Раз – контакты не искрят,
Два
– суставы не скрипят,
Три – прозрачен объектив,
Я исправен и красив.
Раз, два, три, четыре, пять
Можно к делу приступать
Агафонов В.В. Твой друг Компьютер. – М.: Новая школа, 1997. – 16 с.
Слайд 27Проверка знаний учащихся
Чаще всего используется зачетная система.
На уроках применяется оценочная система.
Плохие оценки желательно не ставить. Поощрять каждое верное решение.
По теоретическим вопросам в качестве проверки может быть выполнена контрольная работа.
Для проверки усвоения умений и навыков работы за компьютером используются различные развивающие и обучающие программы, творческие задания для учащихся (нарисовать картину на заданную тему, напечатать сочинение, сохранить работы в памяти компьютера), совместные проекты.
Слайд 28Учебно-методические материалы
Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации
к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях,
на 2008/2009 учебный год (утвержден приказом Минобрнауки России от 13.12.07 №349).
Слайд 29Авторы УМК по информатике и ИКТ
для начальной школы
Бененсон Е.П., Паутова А.Г.,
Информатика и ИКТ.
Горячев А.В., Информатика и ИКТ.
Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К. и др. Информатика и ИКТ.
Семенов А.Л., Рудченко Т.А. Информатика.
Слайд 30Учебник разработан
в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов. Включает
в себя не только систему заданий, но и необходимые пояснения по их выполнению.
Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика
и ИКТ: 3, 4 класс: В 2 ч.: Изд. 2-е, испр. (Перспективная начальная школа). - М.: Академкнига, 2007. – все части по 96 с.
Слайд 31
Во второй части учебника школьники знакомятся с видами информации и информационными
технологиями - получают представления об обработке информации разных видов и первые навыки работы в графическом редакторе Microsoft Paint, в текстовом процессоре Microsoft Word и в программе обработки численной информации Калькулятор.
Ученики знакомятся с действиями, совершаемыми объектами и над объектами, с алгоритмами, исполняемыми системой исполнителей. Подбор материала способствует развитию учебных навыков и логического мышления, а также расширению кругозора учащихся. Включены задания игрового характера.
Слайд 32Учебник предназначен для школ, имеющих необходимые материально-технические возможности (компьютерные классы), в
качестве средства обучения школьников на уроках по предмету «Информатика», а также для изучения на уроках по предмету «Технология» раздела, именуемого в стандарте начального общего образования «Практика работы на компьютере (применение информационных технологий)».
Горячев А.В.Информатика и ИКТ. Мой инструмент – компьютер. 3-й класс. - М.: Баласс, 2006. - 80 с.
Слайд 33
Учебник имеет модульную структуру и предполагает выбор школой набора изучаемых модулей
в зависимости от числа часов, выделяемых на изучение информационных технологий.
К учебнику выпущены справочники-практикумы – приложения для практического освоения ряда компьютерных программ.
Учебник имеет модульную структуру и предполагает выбор школой набора изучаемых модулей в зависимости от числа часов, выделяемых на изучение информационных технологий.
К учебнику выпущены справочники-практикумы – приложения для практического освоения ряда компьютерных программ.
Слайд 34Является приложением к учебнику «Мой инструмент – компьютер», содержит справочные сведения
для освоения компьютерной программы по созданию мультфильмов, предназначено для использования в начальной школе на уроках по информатике, информационным технологиям и технологии. Структура и содержание пособия позволяют организовать творческую деятельность школьников на компьютере не только в школе, но и дома.
Является приложением к учебнику «Мой инструмент – компьютер», содержит справочные сведения для освоения компьютерной программы по созданию мультфильмов, предназначено для использования в начальной школе на уроках по информатике, информационным технологиям и технологии. Структура и содержание пособия позволяют организовать творческую деятельность школьников на компьютере не только в школе, но и дома.
Слайд 35Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К. и др. Информатика и ИКТ.
М.: Издательство Бином. Лаборатория знаний
Слайд 36
УМК обеспечивает пропедевтическое обучение информатике, цель которого - сформировать представление учащихся
об основных понятиях информатики на основе их жизненного опыта и знаний, полученных при изучении других школьных дисциплин, а также сформировать начальные навыки работы на компьютере.
Информатика. Учебник для 2 класса.
Информатика. Рабочая тетрадь для 2 класса в 2-х ч.
Информатика. Учебник для 3 класса.
Информатика. Рабочая тетрадь для 3 класса в 2-х ч.
Информатика. Учебник для 4 класса.
Информатика. Рабочая тетрадь для 4 класса в 2-х ч.
Слайд 37Методическая поддержка курса
под ред. Матвеевой Н.В.
Слайд 38Методическая поддержка УМК
под ред. Матвеевой Н.В.
Обучение информатике во 2 классе:
Методическое пособие + CD-ROM.
Введение в информатику: комплект из 12 плакатов + методическое пособие.
Информатика: Контрольные работы для 3, 4 класса.
Диск предназначен для организации компьютерного практикума в компьютерном классе или в обычном классе, в котором есть один или два компьютера, а также дома. Диск содержит более 300 интерактивных заданий, два тренажера, комплект электронных плакатов, контрольные работы и задания на повторение.
Слайд 39УМК Матвеевой Н.В. Комплект плакатов
12 плакатов по темам пропедевтического курса информатики.
Комплект плакатов связывает воедино основные понятия информатики. Использование плакатов способствует формированию
прочных визуальных образов, которые постепенно, от урока к уроку, наполняются новым содержанием, подробностями и деталями, что позволяет ненавязчиво, но систематически формировать и уточнять научную системно-информационную картину мира.
Слайд 40Семенов А.Л., Рудченко Т.А. Информатика.
Издательство Просвещение
Дети работают с более сложными
структурами - деревом, цепочкой цепочек, цепочкой мешков и т. д., а также выполняют операции на этих структурах. Знакомятся с началами алгоритмики на примере простейшего исполнителя - Робота, строят простейшие программы, изучают конструкцию повторения. Проектные уроки посвящены изучению различных алгоритмов сортировки больших массивов слов (сортировка слиянием, классификация и т. д.), поиску одинаковых мешков при помощи заполнения таблиц, построению фамильного дерева, соревнованиям и турнирам.
Слайд 41Семенов А.Л., Рудченко Т.А. Информатика
Издательство Просвещение
Основная тема курса этого года -
игры с полной информацией и поиск выигрышных стратегий. Дети знакомятся с несколькими играми, проводят турниры в малых группах, строят и изучают дерево игры, дерево выполнения программ, дерево вычисления арифметического выражения, дерево всех слов данной длины.
Слайд 42Компьютерная поддержка курса
Для компьютерной поддержки курса информатики в начальной школе рекомендуется
использовать мультимедиакурс «Мир информатики» под ред. А.В. Могилева (ВГПУ), содержащий медиалекции
по разным темам курса информатики, обучающие
и развивающие программы, тренажеры (Кирилл и Мефодий).
Слайд 43Дополнительная литература
Аверкин Ю.А., Матвеева Н.В., Рудченко Т.А., Семёнов А.Л. Дидактические материалы
для организации тематического контроля по информатике в начальной школе. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004. – 477 с.
В данном сборнике представлены дидактические материалы для проведения тематического и итогового контроля по информатике в младших классах. Задания дифференцированы по сложности и видам деятельности. Они могут быть использованы как для проведения мониторинга учебных достижений, так и для обучения и формирования умений работать с информацией на межпредметной основе.
Слайд 44Дополнительная литература
Первин Ю.А. Методика раннего обучения информатике: Методическое пособие. – М.:
БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 228 с.
Предлагаются 33 лекции, призванные помочь учителям начальной школы самостоятельно и грамотно преподавать в своем классе информатику с учетом специфики предмета и возрастных особенностей детей. Освещены педагогические задачи раннего обучения информатике. Изложены дидактические аспекты школьной информатики на основе многолетней практики работы в школе.
Слайд 45Некоторые полезные адреса
в Интернет:
http://www.informika.ru – образовательный сайт
http://www.ed.gov.ru – сайт Министерства
образования России
http://www.vkids.ru – фирма «Кирилл и Мефодий» для детей
http://wwwhttp://www.mega.km.ru - энциклопедия Кирилла и Мефодия
http://www.robotlan/~botik.ru - «Роботландия», «Азы информатики»
http://1september.ru – Издательский дом «1 сентября»
Слайд 46Примеры заданий Горячев А.В. и др.
«Информатика в играх и задачах»
1 класс
Слайд 47Примеры заданий Горячев А.В. и др.
«Информатика в играх и задачах»
1 класс
Слайд 48Примеры заданий Горячев А.В. и др.
«Информатика в играх и задачах»
1 класс
Слайд 49Примеры заданий Горячев А.В. и др.
«Информатика в играх и задачах»
1 класс
Слайд 50Примеры заданий Горячев А.В. и др.
«Информатика в играх и задачах»
1 класс
Слайд 51Примеры заданий Горячев А.В. и др.
«Информатика в играх и задачах»
1 класс
Слайд 52Примеры заданий Горячев А.В. и др.
«Информатика в играх и задачах»
1 класс
Слайд 53Примеры заданий Горячев А.В. и др.
«Информатика в играх и задачах»
1 класс
Слайд 54Примеры заданий Горячев А.В. и др.
«Информатика в играх и задачах»
3 класс
Слайд 55Примеры заданий Горячев А.В. и др.
«Информатика в играх и задачах»
3 класс
Слайд 56Примеры заданий Горячев А.В. и др.
«Информатика в играх и задачах»
3 класс
Слайд 57Примеры заданий Горячев А.В. и др.
«Информатика в играх и задачах»
3 класс
Слайд 58Примеры заданий Горячев А.В. и др.
«Информатика в играх и задачах»
3 класс
Слайд 59Примеры заданий Горячев А.В. и др.
«Информатика в играх и задачах»
3 класс
Слайд 60Примеры определений Семенов А.Л. и др.
«Информатика»
Слайд 61Примеры заданий Семенов А.Л. и др.
«Информатика»
Слайд 62Примеры заданий Семенов А.Л. и др.
«Информатика»
Слайд 63Примеры заданий Семенов А.Л. и др.
«Информатика»
Слайд 64Примеры заданий Семенов А.Л. и др.
«Информатика»