Слайд 1НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ ПРОФЕССИОНАЛИЗМУ
В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Слайд 2Глобализация
Неустойчивость социально-экономического развития
Экономический кризис
Высокие темпы социальных изменений
Расширение информационного пространства
Демографический кризис
Смена
парадигмы воспитания
Болонский процесс
Современные проблемы образования: «вызовы времени»
(«системные вызовы»)
Слайд 3Основные тенденции развития современного образования в контексте решения проблемы «вынужденной модернизации»
Фундаментализация
определяет возможности постижения глубинных характеристик объектов и процессов целостного мира, восходящих к первичным сущностям и обоснованных в науке
Информатизация связана с развитием информационных процессов, всеобщей компьютеризацией
Регионализация определяется социально-экономическими и политическими потребностями региона, в котором осуществляется образование
Прагматизация обусловливает развитие образования в направлении наиболее актуальных сфер жизнедеятельности общества
Индивидуализация определяет учет индивидуальных особенностей обучаемых
Слайд 4ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛИЗМ
(как фактор развития образования)
Высокий уровень овладения психологической структурой профессиональной педагогической
деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям
Способность систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных (в том числе меняющихся) условиях
Слайд 5ОСНОВНЫЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ
ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ
Программа Правительства РФ на 2000-2010
гг. (Раздел 1.1. Реформирование образования);
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 (распоряжение Правительства РФ от 29.12.2001 г. №1756-р);
Программа развития системы непрерывного педагогического образования в России на 2001-2010 годы (утверждена Коллегией МО РФ в 2001 г.);
Программа модернизации педагогического образования (приказ МО РФ от 1.04.2003 г. №1313);
Проект федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 гг.
Национальный образовательный проект «Наша новая школа»
Слайд 6Отличия новой модели образования от существующей
Информационный взрыв
Образование принципиально понимается как незавершенное
(открытый рынок программ и модулей)
Главные субъекты регулирования образования – потребители
Высшее образование становится массовым и всеобщим
Слайд 7ОСНОВНЫЕ СУБЪЕКТЫ В ОБРАЗОВАНИИ
УЧАЩИЕСЯ И ИХ СЕМЬИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СООБЩЕСТВО ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
РАБОТОДАТЕЛИ
Все
субъекты должны быть вовлечены в управление изменениями
Наиболее значимые функции образования в условиях социально-экономических изменений: социальная, функция обеспечения рынка труда, функция производства инноваций
Слайд 8Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»:
Формирование принципиально новой системы образования
Постоянное
обновление образовательных программ в зависимости от изменения спроса
Перенастройка системы образования на освоение современных компетентностей
Развитие учительского потенциала. Сохранение в школах лучших педагогов, пополнение школ новым поколением учителей, в том числе не обязательно с педагогическим образованием
Отдельная задача - привлечение в школу учителей, имеющих базовое непедагогическое образование. Прохождение ими психолого-педагогической подготовки, освоение новых образовательных технологий
Слайд 9Новые требования к профессионализму педагогов
Реализация компетентностного подхода
Реализация модульного принципа обучения
на основе разработки коротких модульных программ (особенно в профильном образовании)
Формализация контроля
Технологический подход
Внедрение инноваций
Слайд 10ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА
Интегральная характеристика, определяющая способность эффективно решать профессиональные проблемы и
типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной педагогической деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей
(А.П. Тряпицина)
Слайд 11Базовые основания реализации компетентностного подхода
Политические и социальные компетенции
Компетенции, связанные с
жизнью в многокультурном обществе
Компетенции, относящиеся к владению устной и письменной коммуникацией
Компетенции, связанные с ростом информатизации общества
Способность учиться на протяжении всей жизни в контексте профессиональной и социальной жизнедеятельности
(Из доклада международной комиссии ЮНЕСКО по образованию для XXI века)
Слайд 12Содержание образования: классическая модель
Опыт познавательной деятельности (знания)
Опыт деятельности по алгоритму (умения
и навыки)
Опыт деятельности в нестандартных ситуациях,
опыт творческой деятельности
Опыт эмоционально-ценностного отношения
к себе и к миру
Опыт самообразовательной деятельности
Личный опыт
Слайд 13КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД
Ключевые
компетенции
Базовые
компетенции
Специальные
компетенции
Общекультурные
компетенции
(ОК)
Общепрофессиональные
компетенции
(ОПК)
Профессиональные
компетенции
(ПК)
В стандартах третьего поколения ВПО
Слайд 15Взаимосвязь ключевых, базовых и специальных компетенций
Базовые и ключевые компетенции всегда
проявляются в контексте предмета или предметной области – специальной компетенции
Ключевые, базовые и специальные компетенции, пронизывая друг друга, проявляются в процессе решения профессиональных задач разного уровня с использованием определенных ресурсов
Слайд 16Перспективные направления совершенствования качества педагогической деятельности
Реализация технологий дистанционного образования
Разработка и реализация
иннновационных образовательных технологий
Активизация профильного обучения на основе разработки и реализации коротких модульных образовательных программ
Расширение сотрудничества с потенциальными работодателями
Приоритет деятельностного подхода в обучении: оргдеятельностные игры, проектные методы, кейс-стади и др.
Введение системы «портфолио» для учета индивидуальных достижений учащихся
(По материалам Минобрнауки РФ)
Слайд 17Образовательные ресурсы нового поколения
«Новый тип познавательных ресурсов, которые эффективно привлекают интерес
к разнообразным сферам жизни, мотивируют на постоянное обучение и позволяют самостоятельно развиваться на протяжении всей жизни – это, прежде всего информационные ресурсы…»
А.Фурсенко
Слайд 18Интернет как новый образовательный ресурс
Проблемы:
большой объем вторичной информации («информационный мусор»);
развитие у
детей и молодежи «экранного мышления»;
формирование интернет-зависимости (киборг-аддикция).
Слайд 19Рекомендации разработчиков
Новый преподаватель – исследователь, воспитатель, консультант, руководитель проектов. Главное –
самостоятельная работа учащихся и их доступ к образовательным ресурсам
Создание дидактических средств на основе информационных подходов:
Направленность на организацию самостоятельной работы
Возможность реализации индивидуального образовательного маршрута
Создание учебных материалов на электронных носителях
Размещение разнообразных оценочных шкал и оценочных материалов
Слайд 20Мнения учащихся и студентов
Мнения молодых людей о компьютерном учебнике
Источник: http://www.ecsocman.edu.ru/univman/msg/145120.html
Слайд 21Принцип личностной ориентации образования, предполагающий выявление возможностей содержания для самовоспитания и
самообразования
Принцип гуманитаризации, определяющий тенденции интеграции знаний и обоснования ценностных основ информации; диалогичность учебного материала
Принцип фундаментализации, определяющий концентрацию учебного материала вокруг «ядра» предмета изучения как основы решения актуальных задач, задачное построение содержания
Принцип дополнительности, характеризующий взаимодействие различных форм знания: обыденного, научного, вненаучного
Принцип вариативности, ориентированный на максимальный учет индивидуальных особенностей
Принципы отбора содержания образования
Слайд 22Связи элементов содержания в учебной и методической информации (для преподавателей и
обучающихся)
1
2
3
4
инструктивный блок
информационный блок
коммуникативный блок
контрольный блок
Слайд 23Инструктивный блок
Каково содержание и сущностные характеристики конкретной компетенции,
которая должна быть сформирована в рамках данного курса (предмета)?
Как (с помощью какого содержания, образовательных технологий, художественных техник, методик, средств и т.п.) можно ее формировать в условиях образовательного учреждения?
Как (с помощью каких оценочных средств и технологий) можно оценивать уровень сформированности конкретной компетенции у учащегося ?
Слайд 24Информационный блок
Состав, основное содержание и структурно-логические связи учебных предметов, дисциплин (модулей)
Учебные
программы
Руководство по изучению предметов
Список используемых сокращений и аббревиатур
Другие материалы, обеспечивающие обучение и качество подготовки учащихся
А также:
Компетентностно-ориентированный учебный план
Календарный учебный график
Сайт
Слайд 25Коммуникативный блок
комплекс информационных ресурсов для учащихся по всем предметам, курсам
комплекс
информационных ресурсов по организации образовательного процесса для преподавателей
А также:
характеристика условий библиотечно-информационного обслуживания в образовательном учреждении;
характеристика условий информационно-компьютерной поддержки деятельности основных участников и организаторов образовательного процесса.
Слайд 26Контрольный блок
Сквозная программа промежуточных комплексных испытаний
Требования к уровню достижений учащегося
КИМы
Разъяснения
по оценочной шкале (шкалам, если при различных формах контроля они не совпадают)
Слайд 27Возможности профессиональной подготовки
педагогов
Уровневая подготовка в системе высшего профессионального образования
Бакалавриат
Магистратура
Аспирантура
Докторантура
Слайд 28
ПРОФИЛИ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ
«Образование и педагогика» (бакалавр образования)
БАКАЛАВР ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРОФИЛИ:
Биология
Химия
География
БАКАЛАВР
ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРОФИЛИ:
Математика
Физика
БАКАЛАВР СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРОФИЛИ:
Экономика
Социология
БАКАЛАВР ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРОФИЛИ:
Русский язык и литература
Русский и иностранные языки
Русский язык и компьютерная лингводидактика
Русская и зарубежная литература
Литература и литературное редактирование
Литература и литературное краеведение
Родной язык и психолингвистика
Иностранный язык и психолингвистика
БАКАЛАВР ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРОФИЛИ:
Технология обработки тканей
и пищевых продуктов
Слайд 29
Психология и педагогика домашнего образования
Социальная педагогика
Воспитательная работа
Детская практическая психология
Игровые технологии в
дошкольном образовании
Речевое дошкольное образование
Технология подготовки специалиста дошкольного образования
Управление дошкольным образованием
Начальное образование
Практическая психология в образовании
Психологическое образование
Физическая культура детей дошкольного возраста
Образование лиц с нарушением слуха
Методика дошкольного обучения иностранному языку
Художественное воспитание и развитие ребенка
ПРОФИЛИ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ
«Образование и педагогика» (бакалавр педагогики)
ПРОФИЛИ:
БАКАЛАВР ПЕДАГОГИКИ
Слайд 31Отношение к учителям
По результатам исследований, проведенных Всероссийским центром изучения общественного мнения,
наибольшее доверие у россиян вызывают именно учителя – 68% (респондентов)