Слайд 1«Новые педагогические технологии в учебном процессе»
Районное методическое объединение учителей биологии и
химии.
2008 – 2009 учебный год
Слайд 2Образовательной технологией называют способ реализации предусмотренного учебной программой содержания, представляющий систему
форм, методов и средств обучения, обеспечивающий достижение поставленных дидактических целей.
Накопившийся за долгие годы опыт позволяет выделить более или менее строго прописанные последовательности процедур, которые, как и адекватные им средства, в какой-то момент утрачивают предметность, становятся применимыми к различному предметному содержанию. Они и являются технологическими компонентами и даже целостными технологиями внутри частнометодического подхода. Эти технологии целесообразно называть технологиями обучения.
Наиболее широко применимыми и часто апробируемыми в педагогической деятельности являются:
Слайд 31. Новые информационные технологии (НИТ), или как принято называть ИКТ.
Под
новыми информационными технологиями в образовании понимают образовательные технологии с использованием компьютера.
НИТ в образовании выполняют следующие функции:
Информационно-справочное обеспечение;
Моделирование и демонстрация объектов, явлений и процессов, которые невозможно показать с помощью традиционных средств обучения;
Производство измерений, имитация средств измерений и выполнения рутинной части обработки измерений;
Обеспечение игровых форм занятий;
Отработка различных образовательных действий;
Контроль и оценка уровня подготовки учащихся.
Слайд 4
В биологическом образовании НИТ необходимы там, где они повышают информативность, наглядность,
привлекательность, личностную ориентированность учебного материала; обеспечивают формирование системного образа осваиваемого понятия, целостного, законченного представления о нем.
В перспективе информационные и коммуникационные компоненты системы образования будут доминировать, поскольку жить и работать выпускникам школ придется уже в информационном обществе. /подробно – «Биология в школе» №4, 2008/
К НИТ можно отнести и технологию ТОГИС (технология образования в глобальной информационной сети), её применение целесообразно для преподавания крупных систематических учебных курсов на основе информационных ресурсов Интернета. Это новая технология, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы еще не завершены
(подробно – «Химия в школе» №2, 2004).
Слайд 52. Учебный проект.
Основная цель проектного обучения – создать условия для развития
умения школьников учиться на собственном опыте и опыте других обучающихся в процессе разработки учебного проекта. Благодаря проектной деятельности возможен охват широкого комплекса общеобразовательных и общекультурных проблем.
В практике работы учителей используются разные виды проектов:
- информационные поисковые проекты – предлагают сбор и анализ информации, подготовку и защиту выступления – доклада, реферата.
- исследовательские – нацеливают учащихся на глубокое изучение проблемы, защиту собственных путей ее решения, выдвижения гипотез.
- продуктивные – дают возможность школьникам проявить творческое воображение и оригинальность мышления при создании газеты, видеофильма, плаката, рисунка.
- драматизационные – создают условия для игрового моделирования.
- практико-ориенттированные – направляют действия учащихся на решения реальных проблем.
Слайд 6
Общее во всех типах проектов – вовлечение учащихся в коллективную деятельность.
Однако проектное обучение и личностно ориентировано, оно позволяет школьникам учиться на собственном опыте и опыте других, стимулирует их познавательный интерес. Дети получают удовлетворение от результата своего труда.
Основные этапы работы проектного обучения: погружение в проект, организация деятельности, осуществление деятельности, презентация деятельности, рефлексия.
/подробно – «Биология в школе» №3, 2008; №8, 2004; «Химия в школе» - №2, 2008; №6, 2007/
Слайд 7методика web – квестов
она универсальна и очень проста, для её применения
необходим лишь компьютер с выходом в Интернет. Web – квесты представляют собой мини-проекты, основанные на поиске информации в Интернете. Алгоритм деятельности: постановка проблемы, ознакомление с заданиями web – квеста, выполнение задания на основе ресурсов Интернета, оформление работы, обсуждение результатов деятельности.
/подробно – « Химия в школе» - №6, 2007, стр. 26-29 (образцы)/
Слайд 83. Модульное обучение.
Сущность модульного обучения заключается в том, что учащиеся самостоятельно
достигают цели учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем. Модуль – это целевой функциональный узел, в котором объедены учебное содержание и технология овладения им. То есть это план активной учебной деятельности учащихся на данном уроке, включающий дидактические цели обучения и различные задания, рекомендации по их выполнению.
/подробно – «Биология в школе» №8, 2006(44-47 стр. образец «Деление соматической клетки», №6, 2004 – «Внешнее строение листа» стр.37;
«Химия в школе» - №6, 2007, стр. 29-37 «Углеводороды»/
Слайд 9Конкретную образовательную технологию естественно назвать интегральной.
Исследования результативности в области образовательной технологии
в настоящее время концентрируется вокруг четырех генеральных идей:
Укрупнение дидактических единиц.
Планирование результатов обучения.
Психологизация образовательного процесса.
Освоение новых информационно-коммуникационных технологий.
Если удастся соединить эти направления, то результатом окажется мощная и эффективная, хотя и сложная для исполнения технология.
/подробно – « Химия в школе» - №10, 2007; №10, 2003/
Слайд 10Из опыта прошлых лет
В методике российской школы давно применяются такие
формы работы учащихся, как групповая работа, игра, работа в парах и др. В современной методической литературе их стали называть технологиями: технология коллективного способа обучения (КСО), группового способа обучения (ГСО), игровая технология и т.д.
/подробно – «Биология в школе» №2, 2003; №4, 2003/
Слайд 11Кейс – технология.
В настоящее время появилось большое количество рекомендаций о
том, как помочь одаренному ребенку реализовать себя в современном образовательном процессе. Для этого разработаны и соответствующие технологии обучения:
Кейс (англ.- случай, обстоятельство) – совокупность учебных материалов, в которых сформулированы практические проблемы, предполагающие коллективный или индивидуальный поиск их решения.
Технология реализуется в несколько этапов:
Подготовительный этап (составление кейса). Существуют определенные требования к составлению кейса.
Основной этап (анализ информации, выявление ряда проблем, поиск путей их решения).
Заключительный этап. Составляются критерии оценивания работ.
/подробно – « Химия в школе» - №4, 2008;/
Слайд 12
При углубленном изучении предмета используются индивидуальные образовательные программы, которые позволяют
учесть жизненный опыт и психофизиологические особенности развития школьника, способствуют актуализации знаний по профильному предмету. Образец программы и рекомендации по её составлению « Химия в школе» - №1, 2008.
Возможно применение аналитических семинаров - « Химия в школе» - №6, 2003, формы и методы работы в профильных классах подробно - «Биология в школе» №3, 2005.
Слайд 13Образовательный процесс в современной школе должен предоставлять каждому ученику возможность реализовать
себя в познании, учебной деятельности и поведении, опираясь на свои способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и субъективный опыт. Современные педагогические технологии – основной механизм развития творческого мышления школьника в процессе обучения.