Слайд 1Аттестационная работа
Слушателя курсов повышения квалификации по программе:
«Проектная и исследовательская деятельность как
способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС»
Снеткова Анна Сергеевна
______________________________________________
МОУ «Лихославльская СОШ №2» г. Лихославль Лихославльский район Тверская область
на тему:
«Образовательная программа элективного курса
«Юный исследователь»
Слайд 2Элективный курс «Юный исследователь»
является курсом по выбору для учащихся начальных классов.
Занятия проводятся по 1 разу в неделю для всех годов обучения.
Изучение курса позволит учащимся выявить свои способности, сформирует умение занимать исследовательскую позицию, является важной задачей образования и воспитания как средства оценки своей деятельности, ее возможных последствий.
Данный курс включает в себя практическое освоение знаний, необходимых для научно-практической, исследовательской и творческой деятельности младших школьников.
Освоение знаний, осуществляется в ходе практических занятий, подготовки и проведения научно-практических конференций, создания творческих проектов, проведения исследований в областях, вызывающих активный интерес учеников.
Слайд 3первая в области, где появился современный информационный центр;
пилотная площадка для введения
ФГОС основного образования;
- участник образовательной программы «Доступная среда»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИХОСЛАВЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА № 2»
Слайд 4«Метод проектов в начальной школе как развитие ключевых компетенций учащихся»
Методическая тема
Цель
обучения
Формирование и развитие личности ученика посредством компетентностного подхода в обучении и воспитании
Задачи:
научить детей самостоятельно мыслить,
сопоставлять факты,
анализировать ,
систематизировать,
искать информацию,
помочь детям раскрыться и развить творческие способности,
научить любить себя, своих близких и свою Родину.
Слайд 5Формы исследовательской и проектной деятельности
1.научно-исследовательская работа, включенная в учебный процесс:
проблемные
уроки
творческие задания
применение метода «кейс-технологий»
2. научно-исследовательская работа, дополняющая учебный процесс:
участие в предметных олимпиадах и конкурсах
научно-практические конференции
Дни науки, Недели науки
предметные недели
походы и экскурсии по родному краю
участие в научном обществе учащихся «Искатель»
выставки достижений и изобретений; художественных произведений
учащихся
подготовка рефератов и сообщений по темам,
вынесенным для самостоятельного изучения;
подготовка публикаций по результатам исследований
в журналах и на сайтах Интернета
Слайд 6Пояснительная записка
Актуальность разработки программы определена переходом системы образования к
Стандартам нового поколения, в основе которых лежит системно-деятельностный подход в обучении. А для учащихся начальной школы определена программа формирования метапредметных умений. Возникает необходимость формирования исследовательского поведения учащихся. Обучение школьников специальными знаниями, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования.
Современный мир очень динамичен, и меняется он столь стремительно, что это заставляет современную психологию пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека, а педагогику ориентирует на переоценку роли исследовательских методов обучения в практике массового образования.
Слайд 7Ценность программы заключается в том, что учащиеся получают возможность посмотреть на
различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.
Ее актуальность основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.
Слайд 8Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и
личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.
Задачи программы:
формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
развивать познавательные потребности и способности, креативность.
Слайд 9Формы и методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение,
экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.
Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.
Слайд 10Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:
иметь
представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;
знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;
уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;
владеть планированием и постановкой эксперимента.
Слайд 11Предполагаемые результаты реализации программы и критерии их оценки:
Слайд 12Календарно-тематическое планирование
Слайд 13В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности;
умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад, исследовательскую работу.
По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской работы – опыт научного учебного исследования по предметной тематике, выступление, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы.
Слайд 14Результативность работы
Положительная динамика количества участников школьных и районных олимпиад
Рост количества
победителей и призёров в конкурсах и олимпиадах различного уровня
Увеличение числа участников учебно-исследовательской и проектной деятельности
участие во Всероссийских дистанционных конкурсах
Слайд 15
Динамика количества обучающихся, занимающихся
учебно-исследовательской, проектной и другими видами творческой деятельности
под руководством педагога.