Слайд 1НОВЫЕ НАУКИ О РЕЧИ
Подготовила студентка 2 курса
факультета педагогики психологии
и коммуникативистики
КУБГУ специальность
«Педагогика и психология
девиантного поведения»
29 группа
Христенко Евгения
Слайд 2
XIX в. ознаменовался расцветом лингвистических учений.
Слайд 3А. А. Леонтьев так определяет предмет психолингвистики:
«Соотношение личности со структурой
и функциями речевой деятельности, с одной стороны, и языком как главной "образующей" образа мира человека, — с другой». Он называет следующие зоны применения теории и практики психолингвистики:
психолингвистика
Слайд 5
Психолингвистика
изучает следующие свойства речи:
ее процессы, мотивы речи, ее субъекта и
адресата, внутренние процессы речи, кодовые переходы, восприятие речи слушающим, развитие речевой способности человека в детстве и позже, овладение неродными языками, языковое воздействие.
Слайд 6
Имеет ли психолингвистика прикладные аспекты? Да, и существенные: ее материалы используются
в обучении языкам — родному и неродным, в развитии речи человека, в практических системах отношений в деловом мире, в области культуры и искусства, в исправлении
недостатков речи,
в риторике —
ораторском
мастерстве.
Слайд 7 Цель неориторики определяется как поиск оптимальных форм, вариантов, алгоритмов общения
в современных условиях, в самых разнообразных ситуациях. Само общение понимается в широком смысле: не только обмен информацией, диалог, но и все возможные ситуации вербальных и невербальных контактов, включая эмоциональный, использование разных кодов — знаковых систем, включая внутренние, мыслительные, коды. Секреты красноречия предназначаются
не для избранных и усваиваются
всеми, что предполагает, однако,
не снижение верхней планки, а
поднятие нижней.
Неориторика
Слайд 8
теория коммуникации
Сущность коммуникации состоит во взаимном понимании, передаче
фактов, обобщенных знаний, идей и побуждений.
Слайд 9
В коммуникации выделяются
четыре компонента:
1) участники коммуникации — отправитель сообщения, или коммуникатор, и перципиент — тот участник коммуникативного акта, который принимает сигнал, сообщение, отправленное коммуникатором;
2) ситуация общения, взаимодействия, которая определяет потребность контакта и обмена, его мотивы;
3) содержание сообщений, информация — интеллектуальная или эмоциональная, размеры и структура сообщений;
4) средства коммуникации: непосредственный контакт, телефон, компьютер, почтовая переписка, сотовый телефон, лазерный луч, какой-либо другой аппарат кодирования.
Слайд 10
Массовая коммуникация носит односторонний характер.
Слайд 11
Массовая коммуникация
а) адресована не одному
лицу и даже не нескольким, а всем, обращена к массе людей;
б) она односторонняя, не требует обратной связи. Основные виды массовой информации и коммуникации:
дорожные знаки, вывески магазинов, предупреждения об опасности, названия населенных пунктов и пр.; это сведения для всех: пешеходов, водителей транспорта, жителей и др.;
пресса: газеты, журналы, листовки, календари, книги, брошюры;
радио и телепередачи, кинофильмы,
клипы и пр.;
реклама самых разнообразных видов.
Слайд 12
В массовой коммуникации ярко выражены социальные функции общения: она составляет
одно из основных условий существования и развития современного общества.
Слайд 13
В развитых странах (США, Японии, Великобритании и пр.) созданы НИИ, изучающие
эффективность МК, моделирующие образ типичного слушателя и зрителя, ранжирующие средства МК по силе их воздействия.
Слайд 14
Схема Лассвелла:
кто сообщает?
кому?
что?
с каким эффектом?
посредством
какого канала?
Слайд 15
Опыт МК обогащает риторику: во-первых, в использовании технических средств, современных
видов искусств; во-вторых, в использовании смежных наук: лингвистики — для изучения «языкового вкуса эпохи», психологии — для проникновения в лабораторию формирования ценностных ориентации у человека, социологии — для изучения динамики общественного мнения. Даже математика привлекается: математическая статистика, теория вероятности, корреляция, математическое моделирование, информатика и
программирование.
Психология речи-
изучает ее виды: внешнюю в двух кодовых вариантах — устную и письменную, и внутреннюю — на разных ступенях глубины, с разными степенями вербальности; ситуационную и мотивационную основу общения, включая речевое; структуру мышления; проблемы языка и сознания, речи и мышления, работу памяти, столь важные в порождении речевых высказываний и в
аудировании, и
многое другое.
Особенно значима проблема речи и мышления. Риторика, особенно в изложении Аристотеля, придавала большое значение мысленной основе речи: богатству мысли, ее структуре, доказательности и обоснованности, весомости, актуальности.
Языковое оформление мысли способствует четкости самой мысли: формулируя ее, мы ее в то же время формируем.
(С. Л.Рубинштейн).
Многие известные ученые, писатели отмечали, что, пытаясь донести до читателя, слушателя свою мысль, они проясняли ее и для самих себя, а иногда обнаруживали ошибки собственного мышления.
Внутренняя, мысленная, речь без цели ее озвучивания — это размышления, как бы диалог с самим собой, с разной степенью структурной оформленности составляет внутренний, духовный, мир человека. Природа предусмотрела возможность сохранить тайну мысли.
Социолингвистика изучает широкий набор вопросов, связанных с социальными функциями языка.
Проблематика социолингвистики:
1) Языковой коллектив, роль языка и речи в сплочении народа, в сохранении традиций;
2) Языковая политика в многонациональных (многоязычных) государствах;
3) Взаимодействие языков внутри страны и на международном уровне, билингвизм и полилингвизм (владение несколькими языками или одним языком), государственные языки, их изучение;
4) Профессиональное общение, терминология, терминоведение;
5) Языковые стандарты;
6) Разговорная речь, просторечие, диалекты и литературный язык, норма, культура речи;
7) Этнические особенности и язык, речь;
8) Язык и культура, искусство, роль языка в ораторской деятельности;
формы речевого этикета, их социальная специфика, функционирование средств речевого этикета;
9) Социальная обусловленность речевого
поведения людей.
В современной России —
многоязычном государстве — возникают проблемы и с овладением государственным языком (русским), и с языком преподавания в учебных заведениях в разных регионах.
теория языковой личности
языковая личность характеризуется следующими признаками:
а) полнотой владения родным языком, родной речью во всем ее разнообразии;
б) владением неродными языками в соединении с языковой и коммуникативной компетенцией;
в) личностными интересами, способностями и умениями в социальной жизни, в частности профессиональными (учитель, адвокат, политик, ученый-лингвист, переводчик, военный и пр.);
г) творческими данными: поэт, актер,
импровизатор и т. п.
лингводидактика
В ее проблематику входят:
описание языка изучаемого, родного и неродного в целях обучения ему;
сравнительная типология родного и изучаемого языков; изучение процессов овладения языками в детском возрасте и позже, процессов речевого развития человека, трудностей, встречающихся на этом пути;
разработка принципов и методов обучения речи устной и письменной в вариантах говорения, аудирования, письма и чтения и пр. Все это, несомненно, имеет прямое отношение к овладению риторическим мастерством.
Семиотика
Семиотика изучает общее в строении и функционировании различных знаковых систем, хранящих и передающих информацию в человеческом обществе, в природе. Примеры семиотических систем: жесты и мимика (изучает паралингвистика), азбука Морзе, морская световая сигнализация,
математическая символика, язык танца и мн. др.
В перечне наук о речи можно назвать лингвис-тическую прагматику, функциональную лингвистику, теорию речевых актов, теорию перевода, дискурса и др. А также давно известные науки, получившие в XX в. новый стимул развития, - риторику и неориторику, стилистику, теорию культуры речи.
Тест. Новые науки о речи.
Какой век ознаменовался расцветом лингвистических учений?
1. XX в.
2. XVIII в.
3. XIX в.
Основы теории речи заложил:
1. Аристотель
2. Ф. де Соссюр
3. Л.С.Выготский
Перципиент это:
1. Отправитель информации
2. Получатель информации
3. Канал связи
Коммуникатор это:
1. Получатель информации
2. Отправитель информации
3. Кодирующее устройство
Массовая коммуникация носит:
1. Односторонний характер
2. Двусторонний характер
3. Многосторонний характер
Широкий набор вопросов, связанных с социальными функциями языка изучает:
1. Психология речи
2. Семиотика
3. Социолингвистика
Жесты и мимику изучает:
1.Лингводидактика
2. Паралингвистика
3. Теория языковой личности
Обогащает ли опыт массовой коммуникации риторику?
1. Обогащает
2. Не обогащает
3. Не влияет на риторику
Имеет ли психолингвистика прикладные аспекты?
1. Да
2. Нет
Теория языковой личности оформилась:
1. Во второй половине XX в
2. В конце XX в
3. В XXI в