Слайд 1«Новое качество образования в условиях модернизации образования: решенные и не решенные
задачи»
Эврика
декабрь 2010
Слайд 2Основной вопрос:
Как ввести высокое качество образования в нормативное поле?
Как разорвать замкнутые
круги:
низкий уровень подготовки кадров – низкое качество образование
Репродуктивный характер оценки качества образования – репродуктивный характер образования
Слайд 3Образовательные стандарты нового поколения
Стандарт 2004 года:
Цели
Результаты
Минимальное содержание образования
Стандарты 2009-2010 гг.:
Результаты нового
типа
Цели=результаты
Школа МОЖЕТ разрабатывать свой образовательный путь к результатам.
Слайд 4Метапредметные результаты
Освоенные универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные), обеспечивающие овладение ключевыми
компетенциями, составляющими основу умения учиться, и метапредметными понятиями.
Слайд 5Метапредметные образовательные результаты в начальной школе
формирование основ умения учиться и способности
к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха
Слайд 6Метапредметные образовательные результаты в основной школе
удержание и повышение учебной мотивации младших
подростков за счет организации учебного сотрудничества с младшими школьниками;
- стремление и, отчасти, способность самостоятельно расширять границы собственных знаний и умений;
- умение вступать в разновозрастное сотрудничество, как с младшими школьниками, так и со старшими подростками: - умение осуществлять замысел будущей деятельности (проекта);
- умение работать в позиции «взрослого» («учителя»): удержание точки зрения незнающего, помощь младшему школьнику занять новую точку зрения; организация для содержательной учебной работы группы младших школьников;
- понимание и учитывание в своей деятельности интеллектуальной и эмоциональной позиции другого человека;
Готовность к построению индивидуальной образовательной траектории
Как поменять профессиональную оптику?
Слайд 7PISA – тревожная обратная связь
Можно ли осознать кризис, находясь внутри системы?
«Сколько
муравей ни ползет по шару, он нигде не находит границы для своего движения. Для него шар – бесконечен».
А.Ф. Лосев
Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Program for International Student Assessment) осуществляется Организацией Экономического Сотрудничества и Развития ОЭСР (OECD – Organization for Economic Cooperation and Development).
Исследование PISA проводится трехлетними циклами. 2000-2003-2006
Centeroko.ru
Слайд 8Международная программа PISA
по оценке образовательных достижений учащихся
Основная цель: оценка способности
15-летних учащихся использовать приобретенные в школе знания и опыт для широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Дополнительная инновационная цель в 2009 году: оценка чтения электронных текстов, оценка сформированности учебных стратегий работы с текстом
Слайд 9Вопросы-ответы PISA
Каково состояние российского образования с точки зрения международных стандартов, основанных
на компетентностном подходе?
Что изменилось в российском образовании за последнее десятилетие с точки зрения компетентностного подхода?
В каком направлении следует совершенствовать российское образование? Какие средства и методы можно использовать для достижения положительного эффекта?
В мире:
65 стран и территорий
Более 470 тысяч 15-летних учащихся, представляющих 27 млн. учащихся
В России:
45 субъектов Российской Федерации
210 образовательных учреждений
5633 учащихся 15-летнего возраста
Слайд 10Результаты России в PISA-2009
По всем направлениям исследования PISA-2006 результаты российских учащихся
статистически значимо ниже, чем результаты по странам ОЭСР или средние международные результаты.
Читательская грамотность –способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
41-е место
Математическая грамотность –способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
38-е место
Слайд 11Результаты России в PISA-2009
Выделено 7 уровней читательской грамотности.
В России ведущим является
2-й уровень
В странах ОЭСР ведущим является 3-й уровень
Слайд 12«Спорт высоких достижений»
Самых высоких уровней естественнонаучной и математической грамотности, а также
грамотности чтения достигает небольшой процент российских учащихся:
0,5% 6-й уровень по естественнонаучной грамотности;
1,7% 6-й уровень по математической грамотности (1,6% в 2003 году);
1,7% 5-й уровень по грамотности чтения (1,7% в 2003 году и 3% в 2000 году).
Для сравнения в лидирующих странах, например, в Финляндии:
3,9% по естественнонаучной грамотности;
6,3% по математической грамотности (6,7% в2003 году);
16,7% по грамотности чтения (15% в 2003 году и 18,5% в 2000 году).
Слайд 13Читательские умения
Найти и извлечь информацию
Интегрировать и интерпретировать текст
Осмыслить и оценить
Слайд 14Учет факторов, характеризующих наиболее эффективные системы образования в формировании читательской грамотности
автономия
школы и эффективная система подотчетности школы перед органами управления образованием, родителями и представителями общественности, открытая публикация результатов деятельности школы и итоговой аттестации выпускников;
автономия школы в разработке учебного плана и учебных программ, приобретении оборудования и материалов, а также определении системы оценки учебных достижений;
хорошая дисциплина в школе и хорошие доверительные отношения между учащимися и учителями.
Слайд 15Учет факторов, характеризующих наиболее эффективные системы образования в формировании читательской грамотности
обеспечение
равных возможностей получения качественного образования независимо от социально-экономического статуса учащихся посредством выстраивания индивидуальных траекторий обучения;
посещение учащимися системы дошкольного образования (зависимость от числа лет посещения учреждения дошкольного образования, соотношения числа детей на одного воспитателя, расходов на одного ребенка);
наличие независимой системы стандартизированных экзаменов, оценивающих достижение образовательных стандартов (зависимость от того, как используются результаты – только для отчетности или для оказания помощи отстающим);
адекватное ресурсное обеспечение школы, независимо от социально-экономического статуса школы;
адекватная заработная плата школьных учителей, независимо от размеров класса и др.
Слайд 16ФГОСы нового поколения. Единство противоположностей: общее образование – возрастная школа.
Сквозные результаты
– единство школы
Возрастная школа – качественное отличие ступеней
«Здесь, чтобы оставаться на одном месте, надо бежать очень быстро»
Л. Кэррол
Слайд 17Для того чтобы быть единой, школа должна быть разной
Сквозные результаты:
образовательная самостоятельность;
образовательная инициатива;
образовательная ответственность
Возрастная школа:
Старшая школа – ИОТ
Основная школа – социальные и учебные пробы
Начальная школа – умение учиться
Возрастное и индивидуальное образование и есть общее образование.
Слайд 18Идея возрастной школы
Возраст – то, с чем необходимо считаться (в противном
случае – кризис)
Возраст – то, что необходимо формировать
Является ли теоретическое мышление возрастной особенностью младших школьников?
(в противном случае – сильно отсроченные дефициты развития ребенка)
Слайд 19Два этапа основной школы: вариант ПООП (Эврика)
Учебно-исследовательская и проектная деятельности как
личностно значимые для подростков
1 этап – образовательный переход (5-6 класс), этап «пробно-поисковый» (проб и испытаний)
2 этап - личного самоопределения (7-9 класс), этап «опыт действия», этап самоопределения подростка через опробования себя в разных видах деятельности, координацию разных учебных предметов, построение индивидуальных образовательных маршрутов, наличие личностно значимых образовательных событий.
Слайд 20Примерные образовательные программы
помочь педагогическим коллективам разработать свою рабочую основную образовательную
программу основного общего образования.
ПООП КАК КОНСТРУКТОР ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОУ
Как предупредить бегство от свободы?
Слайд 21Способы достижения новых образовательных результатов
Методическое обеспечение введения ФГОС
Новая система оценки качества
образования
Слайд 22Новые результаты – новые деятельности
совместной распределенная учебная деятельность
индивидуальная учебная деятельность при
осуществлении индивидуальных образовательных маршрутов (программ);
Совместная распределенная проектная деятельности, ориентированная на получение социально значимого продукта;
учебно-исследовательская деятельность в ее разных формах, в том числе осмысленное экспериментирование с природными объектами, социальное экспериментирование,
деятельность управления системными объектами (техническими объектами, группами людей);
Творческая деятельность (художественной, технической и др. видах деятельности);
Спортивная деятельность направленной на построение образа себя, самоизменение.
Слайд 23Новая модель учебного плана
чередование урочных и внеурочных форм учебной деятельности,
включение
в образовательный процесс внеучебных видов деятельности
Новые результаты не могут быть достигнуты за счет старых форматов работы с детьми
60% урочные формы работы-
40 % внеурочные и внеучебные формы работы
Слайд 24Проблема методического обеспечения введения ФГОС: УМК
1. Каким образом данный УМК реализует
принципы деятельностного подхода?
2. Имеет ли УМК проблемный характер изложения содержания, требующий деятельностного подхода?
3. Как структура отдельного учебника обеспечивает разнообразие форм организации учебной деятельности?
4. Видите ли вы систему в разнообразии форм организации учебной деятельности, представленных в УМК? В чем она заключается?
5. Обеспечивает ли УМК сочетание результатов (предметных, метапредметных и личностных) освоения программы?
6. Отражает ли данный УМК интересы и потребности современного ребенка? В чем это выражается?
7. Предлагает ли УМК механизм оценивания, который позволяет отследить динамику личных достижений учеников? Если – да, то в чем это выражается?
8. Приведите примеры учебных заданий, которые обеспечивают формирование УУД. Представьте в примерах все группы УУД.
9. Каким образом в данном УМК формируется детская самостоятельность?
10. Каким образом в УМК формируются действия контроля?
11. Считаете ли вы, что данный УМК действительно создает условия для мотивации ученика к учению? Если – да, то каким образом это делается?
12. Каким образом в УМК представлено учебное сотрудничество с целью «достижения личностного, социального и познавательного развития обучающихся»?
13. Каким образом данный УМК обеспечивает условия для индивидуального развития всех обучающихся?
Слайд 25Оценка результатов освоения ООП
внешняя оценка (оценка, осуществляемая внешними по отношению к
школе службами)
внутренняя оценка (оценка, осуществляемая самой школой – обучающимися, педагогами, администрацией).
Слайд 26Проблематика оценки качества образования
Преобладание КИМов, ориентированных на проверку репродуктивных знаний
Нет
инструментов оценки метапредметных достижений
Нет способов оценки и учета внеучебных достижений
Слайд 27Векторы развития внутренней оценки образовательных результатов
Разведение контрольно-оценочной деятельность ученика и педагога;
Оценка
метапредметных результатов
уровневый характер промежуточной аттестации;
оценка индивидуального прогресса
Слайд 28Контрольно-оценочная деятельность педагога
Г.К.Честертон: «Мы приходим в школу, чтобы изучать наших учителей»
Учитель
должен создать условия для полноценной оценки самим учащимся своих результатов, формирующий характер оценки:
–самооценка учащихся должна предшествовать оценке учителя;
– оценивать учащихся относительно их собственных возможностей и достижений;
– оценивать деятельность учащихся по совместно выработанным критериям оценки данной работы.
Слайд 29Контрольно-оценочная деятельность ученика
Оценочные листы и задания для самоконтроля
Творческие задания по
теме
Проверочные работы
Портфолио («портфель» ученика)
Слайд 30Задачи введения ФГОС на уровнях
Федеральном
Региональном
Муниципальном
Школьном
Слайд 31Мониторинг успешности реализации стандарта начальной школы
Цель: получение обратной связи о причинах
«пробуксовки» ФГОС НОО
Слайд 32Мониторинг успешности реализации стандарта начальной школы
Объекты мониторинга:
Система оценки образовательных результатов: готовы
ли оценивать метапредметные достижения?
Образовательная программа: готовы ли включать внеурочную деятельность в образовательный процесс?
Требования к реализации образовательной программы: есть ли обеспечение для формирования метапредметных достижений?
Слайд 33В презентации использованы материалы А.Воронцова, Г.Ковалевой, Г.Цукерман,
публикации сайта
httphttp://http://centerokohttp://centeroko.http://centeroko.ru