Слайд 1Нормативно-правовые основы системы образования
старший преподаватель
кафедры дошкольной педагогики Педагогического института ЮФУ
Черноиванова Наталия Егоровна
Слайд 2Нормативно-правовые основы системы образования
Система международного и российского законодательства об образовании
Федеральные подзаконные
нормативные акты
Подзаконные акты субъектов РФ и органов местного самоуправления
Слайд 3Декларация
о создании общеевропейского пространства высшего образования
(Болонская декларация) 19.06.1999.
Декларация о
создании общеевропейского пространства высшего образования (Болонская декларация) 19.06.1999.
Слайд 4Система
международного и российского законодательства
об образовании
Правовая норма -
общеобязательное правило
социального поведения,
установленная государством,
выраженное им публично
в формально определённых предписаниях и охраняемое органами государства
путём контроля
за его соблюдением и применения предусмотренных законом мер принуждения за правонарушения
Слайд 5Система
международного и российского законодательства
об образовании
Норма образовательного права
это всякая правовая
норма, которая направлена на урегулирование элементов образовательной системы
выделяют нормы, регулирующие:
а). образовательную политику государства,
б). правовой статус субъектов образовательных правоотношений,
в). компетенцию субъектов правотворчества,
г). управленческие отношения между субъектами образовательной деятельности,
д). правовую ответственность субъектов образовательных правоотношений.
Критерием выступает элемент системы образования
Слайд 6Система
международного и российского законодательства
об образовании
Если критерием является принадлежность нормы
к тому или иному комплексному институту образовательного права
выделяют нормы, регулирующие:
а). социальную защиту обучающихся (воспитанников)
б). социальную защиту работников образования ,
в). финансовые, налоговые и иные отношения в сфере образования.
Слайд 7Система
международного и российского законодательства
об образовании
Нормативно-правовой акт –
официальная форма
закрепления,
установления и выражения норм, действующих в данном государстве.
Слайд 8Международное законодательство об образовании
Всеобщая декларация прав человека 10.12.1948.
Декларация прав
ребёнка 20.11.1959.
Международный акт об экономических,
социальных и культурных правах 16.12.1966.
Конвенция ООН о правах ребёнка 20.11.1989.
Всемирная декларация о высшем образовании 9.01.1998.
Декларация о создании общеевропейского пространства высшего образования
(Болонская декларация) 19.06.1999.
Слайд 9Российское законодательство об образовании
Конституция РФ 12.12.1993.
Федеральный закон РФ «Об образовании» 1992
Национальная
доктрина образования в РФ на период до 2025года
Концепция модернизации российского образования на период до 2010года
ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» 1994
Слайд 10Конституция Российской Федерации
её принципы, нормы, положения выступают подлинно правовой основой
для
образовательной отрасли законодательства
ст.43 общие вопросы права на образование
ст.71
ст.72 в совместном ведении РФ и её субъектов
ст.72
Слайд 11Закон Российской Федерации «Об образовании»
Понятие «образование» -
целенаправленный процесс
воспитания и
обучения в интересах
человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижений гражданином(обучающимся) установленных государством образовательных уровней
(образовательных цензов)
Слайд 12Закон Российской Федерации «Об образовании»
устанавливает
- основы правового регулирования образовательных отношений
во всех отраслях образования,
- структуру системы образования и её основные элементы
определяет общие требования
- к содержанию образования,
к организации образовательного процесса,
к приёму граждан в ОУ;
Слайд 13Закон Российской Федерации «Об образовании»
закрепляет общие принципы
- управления системой образования
и её финансового обеспечения,
регламентирует
- правовое положение участников ОП
Закон состоит из 6 глав
Слайд 14Структура ФЗ «Об образовании»
Глава 1. Общие положения.
основные направления государственной политики в
области образования,
гарантии прав граждан в области образования
порядок установления государственных образовательных стандартов
«ГОС» - обязательный минимум содержания основны образовательных программ, максимальная объём учебной нагрузки обучающихся , требования к уровню подготовки выпускников.
Стандарты включают в себя ФЕДЕРАЛЬНЫЙ и РЕГИОНАЛЬНЫЙ компоненты.
Слайд 15Структура ФЗ «Об образовании»
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ компонент определяет
обязательный минимум содержания основных образовательных программ,
максимальный объём учебной нагрузки обучающихся и
требования к уровню подготовки выпускников,
утверждается Правительством РФ.
РЕГИОНАЛЬНЫЙ
(национально-региональный)компонент позволяет
более полно учесть потребности субъектов Федерации в области образования граждан, проживающих на соответствующей территории;
утверждается Министерством образования РФ.
Слайд 16Структура ФЗ «Об образовании»
Глава 2. Система образования.
«системы образования»,
формы получения образования,
типы
ОУ, их статус,
«негосударственные образовательные учреждения»,
устанавливает общие требования к содержанию образования, к организации образовательного процесса,
общие требования к приёму граждан в ОУ;
характеризует организацию образовательного процесса на разных стадиях образования
Слайд 17Структура ФЗ «Об образовании»
Глава 3. Управление системой образования.
Разграничивает компетенцию различных государственных
органов в области образования, его управления, порядок создания и регламентация деятельности ОУ (лицензирование, аккредитация, аттестация) его создание, реорганизация, ликвидацию
Слайд 18Структура ФЗ «Об образовании»
Глава 4. Экономика системы образования.
регулирует вопросы финансирования ОУ
(его деятельность финансируется учредителем, или на условиях самофинансирования). ОУ может привлекать дополнительные финансовые средства, добровольные пожертвования.
ст.45: дополнительные платные услуги
Ст.48: индивидуальная трудовая педагогическая деятельность при условии её регистрации в соответствии с законодательством.
Слайд 19Структура ФЗ «Об образовании»
Глава 5. Социальные гарантии реализации прав граждан на
образование
устанавливает права и обязанности учащихся, воспитанников
(право на выбор ОУ и формы получения образования, получения образования в соответствии с ГОС)
Слайд 20Структура ФЗ «Об образовании»
Глава 6. Международная деятельность
в области образования
органы
управления образованием, ОУ
имеют право устанавливать прямые связи с иностранными предприятиями, учреждениями, организациями;.
имеют право самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую деятельность и
иметь валютные счета в банках.
Слайд 21
10 июля 1992
№ 3266-1
редакции Федеральных законов
от 13 января 1996
г. № 12-ФЗ,
16 ноября 1997 г. № 144-ФЗ,
20 июля 2000 г. № 102-ФЗ,
7 августа 2000 г. № 122-ФЗ,
27 декабря 2000 г. № 150-ФЗ,
30 декабря 2001 г. № 194-ФЗ,
13 февраля 2002 г. № 20-ФЗ,
21 марта 2002 г. № 31-ФЗ,
25 июня 2002 г. № 71-ФЗ,
25 июля 2002 г. № 112-ФЗ,
24 декабря 2002 г. № 176-ФЗ,
10 января 2003 г. № 11-ФЗ,
7 июля 2003 г. № 123-ФЗ,
8 декабря 2003 г. № 169-ФЗ,
23 декабря 2003 г. № 186-ФЗ,
5 марта 2004 г. № 9-ФЗ,
30 июня 2004 г. № 61-ФЗ,
20 июля 2004 г. № 68-ФЗ,
22 августа 2004 г. № 122-ФЗ,
29 декабря 2004 г. № 199-ФЗ,
9 мая 2005 г. № 45-ФЗ,
18 июля 2005 г. № 92-ФЗ,
21 июля № 100.ФЗ,
31 декабря 2005 г. № 199-ФЗ,
16 марта 2006 г. № 42-ФЗ,
6 июля 2006 г. № 104-ФЗ,
Слайд 22
10 июля 1992
№ 3266-1
3 ноября 2006 г. № 175-ФЗ,
5 декабря
2006 г. № 207-ФЗ,
28 декабря 2006 г. № 242-ФЗ,
29 декабря 2006 г. № 258-ФЗ,
6 января 2007 г. № 1-ФЗ,
5 февраля 2007 г. № 13-ФЗ,
9 февраля 2007 г. № 17-ФЗ, 2
1 апреля 2007 г. № 56-ФЗ,
26 июня 2007 г. № 118-ФЗ,
1 июня 2007 г. № 120-ФЗ,
21 июля 2007 г. № 194-ФЗ,
18 октября 2007 г. № 230-ФЗ,
24 октября 2007 г. № 232-ФЗ,
1 декабря 2007 г. № 309-ФЗ,
28 февраля 2008 г. № 14-ФЗ,
24 апреля 2008 г. № 50-ФЗ,
23 июля 2008 г. № 160-ФЗ,
27 октября 2008 г. № 180-ФЗ,
25 декабря 2008 г. № 281-ФЗ.
в редакции от 08.12.2010 г.
Слайд 23Украина
Закон «О дошкольном образовании»
Белоруссия
Стандарт «Дошкольное образование. Готовность к школе»
Россия
законы уровней
образования решаются на региональном уровне
Слайд 24Федеральные подзаконные
нормативные акты в сфере образования
объединяют в группы
на основе
принципа убывания юридической силы
указы Президента
для регулирования отношений в сфере образования
постановления Правительства РФ
регулирование образования
законы субъектов РФ
акты министерств и ведомств
публикуются в
«Российской газете» и
Собрании законодательства РФ
в течение 10 дней после их подписания
Слайд 25Национальная доктрина образования в РФ
Постановление Правительства РФ
от 4 октября 2000г.
№ 752
документ,
выступающий политико-правовой основой правового регулирования российской системы образования.
Слайд 26Национальная доктрина образования в РФ
Постановление Правительства РФ
от 4 октября 2000г.
№ 752
историческое значение
впервые определена стратегия развития образования на 25 лет, задан вектор развития российского общества в контексте образования как значимой социальной силы
Новой эпохи
Слайд 27Национальная доктрина образования в РФ
Постановление Правительства РФ от 4 октября 2000г.
№ 752
стратегические цели
создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России,
обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности;
укрепление демократического правового государства и развитие гражданского общества
кадровое обеспечение динамично развивающейся рыночной экономики, интегрирующей в мировое хозяйство, обладающей высокой конкурентоспособностью и инвестиционной привлекательностью;
утверждение статуса России в мировое сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, искусства, науки, высоких технологий и экономики
Слайд 28
реализацию конституционного права и равные возможности для различных социальных слоев и
территориальных групп населения на получение бесплатного образования высокого качества;
сохранение и развитие единого образовательного пространства России;
расширение участия общества в управлении образованием;
участие профессиональных образовательных сообществ в разработке образовательной политики на федеральном и региональном уровнях;
светский характер образования;
условия для полноценного и ответственного обучения и воспитания детей в семье, образовательных учреждениях всех форм, типов и видов;
Слайд 29
реализацию конституционного права и равные возможности для
всестороннюю заботу о сохранности
жизни, здоровья и физическом воспитании и развитии детей, учащихся и студентов;
свободный выбор направлений и форм образования с учетом потребностей, возможностей граждан, а также ситуации на рынках труда и образовательных услуг;
высокую занятость трудоспособного населения, прежде всего молодежи;
единое правовое пространство функционирования и развития образовательных учреждений различных форм собственности;
гармонизацию национальных и этнокультурных отношений;
сохранение и поддержку этнической и национально-культурной самобытности народов России, гуманистических традиций их культур;
сохранение языков и культур всех народов Российской Федерации
Слайд 30ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Принят
Законодательным Собранием
7 октября 2004 года
Областной закон №
184-ЗС
вступил в силу
с 1 января 2005 года.
Слайд 31Постановление Администрации Ростовской области
от 31.12.2008 № 628
«Об уполномоченном по
правам ребенка
в общеобразовательных учреждениях
Ростовской области».
подготовлено Министерством образования совместно с секретариатом Уполномоченного по правам ребенка в Ростовской области.
Введение должности школьных уполномоченных по правам ребенка - одна из важных государственных мер в рамках построения гражданского общества. Детское благополучие - ключевой стратегический показатель эффективности государственной образовательной политики.
Школьный уполномоченный при принятии своих решений независим от органов и должностных лиц учреждения.
Деятельность школьного уполномоченного по правам ребенка строится на безвозмездной основе.