Наука как часть культуры. Научный метод презентация

Содержание

Культура важнейшая сущностная характеристика человека. Важнейшая функция культуры – защитная, направленная на то, чтобы прямо или косвенно облегчить жизнь людей. Составной частью культуры выступает наука.

Слайд 1Наука как часть культуры Научный метод


Слайд 2
Культура важнейшая сущностная характеристика человека.
Важнейшая функция культуры – защитная, направленная на

то, чтобы прямо или косвенно облегчить жизнь людей.
Составной частью культуры выступает наука.

Слайд 3Идеологии
Сциентизм – верят в науку как в единственную спасительную силу, призванную

решить все человеческие проблемы
Антисциентизм – считают науку вредной и опасной силой, ведущей к гибели человечества

Слайд 4
Наука – это специфическая деятельность по выработке и систематизации объективных знаний

о действительности.
Главная цель – получение знаний о реальности.
Наука общезначима.


Слайд 5
Как отрасль культуры и духовности наука начала складываться с XVI-XVII веков

усилиями Френсиса Бэкона и Рене Декарта.
Ввели основополагающие (для того времени методы) методы: индукции и дедукции как основной инструмент познания, а наука – как средство покорения природы.
Эксперимент как главный прием научного исследования или испытания природы.


Слайд 6
Наука – это особый рациональный способ познания мира, основанный на эмпирической

проверке или/и математическом доказательстве.

Слайд 7Задача науки
получение объективных знаний об окружающем мире, познание законов, по

которым он функционирует и развивается
преобразование мира, повышение его комфортности и удобства для человека

Слайд 8У каждой науки есть свои задачи:
Экономика – обеспечивает всю деятельность общества.


Мораль регулирует отношения между людьми в обществе.
Религия помогает в тех ситуациях, которые невозможно разрешить рационально.


Слайд 9
Основная функция науки – выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о

действительности.
Основной результат – сумма знаний, лежащих в основе научной картины мира.

Слайд 10
Главный продукт научной деятельности – знание.
«Продукты» науки:
- научный стиль рациональности
-

различные приборы, установки, методики
- нравственные ценности.

Слайд 11
Система наук условно делится:
естественные,
общественные,
гуманитарные
технические.


Слайд 13
Проблемы, возникающие внутри самой науки, называются фундаментальными.
Проблемы, которые ставятся перед

учеными извне, называются прикладными.


Слайд 14Классификация естественных наук:
физика, химия, физическая химия, химическая физика;
биология, биохимия, физико-химическая биология,

ботаника, зоология;
анатомия, физиология, учение о происхождении и развитии жизни, генетика , антропология;
геология, геохимия, метеорология, физическая география;
астрономия, астрофизика, астрохимия, космология, космогония.
Математика инструментом мышления ученых-естественников


Слайд 15Принципы научности
принцип верификации - эмпирически проверяемо
принцип фальсификации (или фальсифицируемости) – делает

любое знание гипотетическим, лишенным законченности, абсолютности
принцип неполноты формализованной системы


Слайд 16Принципы научности
новые идеи и теории утверждаются в напряженной борьбе
наука не признает

паранаучные концепции
системность, упорядоченность знания
присутствует элемент незавершенности
наука внеморальна
преемственность


Слайд 17
"Обычно новые научные истины побеждают не так, что их противников убеждают

и они признают свою неправоту, а большей частью так, что противники эти постепенно вымирают, а подрастающее поколение усваивают истину сразу".
М.Планк

Слайд 18
«Любое теоретическое высказывание всегда имеет шанс быть опровергнутым в будущем»
Карл Поппер


Слайд 19

«Принимая что-нибудь на веру, наука совершает самоубийство".
Т.Гексли


Слайд 20Динамика развития современной науки
Внутренние факторы - развития самой науки внутри себя
Внешние

факторы - влияние государственной системы

Слайд 21Структура естественнонаучного познания
Удивление и любопытство - фиксирование факта.
Поиск способа или метода

исследования – наблюдение или эксперимент.
Построения теории.
Выдвижение гипотезы.
Возврат к эксперименту.
Прошедшая проверку гипотеза приобретает статус закона.
Несколько законов из одной области явлений образуют теорию.





Слайд 22
"Ученый должен организовать факты. Наука слагается из фактов, как дом из

кирпичей. И одно голое накопление фактов не составляет еще науки, точно так же как куча камней не составляет дома".
А.Пуанкаре


Слайд 23Методы научного познания
«Под методом я разумею точные и простые правила, строгое

соблюдение которых ...без лишней траты умственных сил, но постепенно и непрерывно увеличивая знания, способствует тому, что ум достигает истинного познания всего, что ему доступно».
Р. Декарт

Слайд 24Методы научного познания
По степени их общности:
всеобщие,
общенаучные
конкретно-научные или частные.
По принадлежности

к тому или иному уровню познания:
эмпирические
теоретические.

Слайд 25Всеобщие методы
анализ,
синтез,
абстрагирование,
аналогия,
классификация.


Слайд 26Общенаучные методы
Динамические
Статистические


Слайд 27
Эмпирические методы:
наблюдение, описание, эксперимент, измерение.
Теоретические методы:
- абстрагирование, идеализация, формализация, аксиоматизация,

гипотезирование (выдвижение гипотез).


Слайд 28Этапы развития науки
как классический (детерминизм)
неклассический (индетерминизм)
постнеклассический (бифуркационный или эволюционно-синергетический).


Слайд 29Специфическая научная методология естествознания
В основу положен опыт.
Научный эксперимент – предметная деятельность

людей направленная уже на проверку научных положений.

Слайд 30Специфический механизм трактовки экспериментальных данных
идеализация – отбрасывание несущественного
абстрагирование - переход от

качественной оценки рассматриваемых сторон к количественной

Слайд 31ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ И МОДЕЛЬНЫЙ МЕТОДЫ
Феноменологическая теория обычно является обобщением экспериментальных результатов
Модельные теории

используют дедуктивный метод

Слайд 32Панорама современного естествознания. Тенденции развития.


Слайд 33Процесс познания для человека развивается постоянно.
Предмет естественнонаучного познания – постижение истины.
Истина

относительна.
Истина всегда конкретна.
Критерий истины – практика и эксперимент.



Слайд 34Эмпирический – наблюдение, измерение, эксперимент.
Теоретический – построение моделей, вывод теорий, аксиома

гипотеза.

Методы научного познания:


Слайд 35Анализ (от общего к частному)
Синтез (от частного к общему)
Абстрагирование (отвлечение от

несущественных свойств изучаемого объекта)
Индукция (вывод общего на основе частного)
Дедукция (выделение частного из общего)
Классификация (разделение объектов на группы по определенным признакам)
Математические приемы (н-р, статистические).

Приёмы научных методов:


Слайд 36Научная картина мира – это особая форма систематизации знаний, качественное обобщение

и мировоззренческий синтез различных научных теорий.
Естественнонаучная картина мира – это система важнейших принципов и законов, которыми можно описать окружающий мир в определенный период развития науки.



Слайд 37
Уровни развития познания природы естествознанием


Слайд 38Созерцательный уровень – общие представления об окружающем мире.
Аналитический – появление

эксперимента. Разделение природы на объекты.
Синтетический уровень – синтез наук (радиационная химия, биофизика…).
Интеграционный – рождение универсальных теорий.



Слайд 39
Разделение природы на объекты (разделение Кекуле)


Слайд 40
Основные этапы развития физики


Слайд 41механическая картина мира
электромагнитная картина мира
квантово-полевая картина мира
современная картина мира
Эволюция физической картины

мира

Слайд 43Материя - реальность, данная нам в ощущениях и независимая от человека
Движение

- любое изменение, которое происходит с материальными объектами в результате их взаимодействий, необъемлемое свойство материи
Время выражает порядок смены физических состояний материальных тел
Пространство - некая протяженная пустота, в которой могут находиться материальные тела
Взаимодействие

Фундаментом ЕНКМ являются общие понятия:


Слайд 44Вещество (любые материальные объекты, имеющие массу)
Поле (материальным фактором, который приводит к

взаимодействию тел)
Физический вакуум (самое низшее энергетическое состояние квантового поля)

Различают три вида материи:


Слайд 45Твердое
Жидкое
Газообразное
Плазма

Четыре агрегатных состояния вещества


Слайд 46координата,
энергия,
температура,
масса,
спин,
энтропия,
состав.

Характеристики материального объекта:


Слайд 47Механическое
Колебательное и волновое
Тепловое
Процессы переноса (диффузия, теплопроводность)
Фазовые переходы
Радиоактивный распад
Химические и ядерные реакции
Эволюция

живых организмов
Метаболизм

Виды движения:


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика