Слайд 1Наука как часть культуры
Научный метод
Слайд 2
Культура важнейшая сущностная характеристика человека.
Важнейшая функция культуры – защитная, направленная на
то, чтобы прямо или косвенно облегчить жизнь людей.
Составной частью культуры выступает наука.
Слайд 3Идеологии
Сциентизм – верят в науку как в единственную спасительную силу, призванную
решить все человеческие проблемы
Антисциентизм – считают науку вредной и опасной силой, ведущей к гибели человечества
Слайд 4
Наука – это специфическая деятельность по выработке и систематизации объективных знаний
о действительности.
Главная цель – получение знаний о реальности.
Наука общезначима.
Слайд 5
Как отрасль культуры и духовности наука начала складываться с XVI-XVII веков
усилиями Френсиса Бэкона и Рене Декарта.
Ввели основополагающие (для того времени методы) методы: индукции и дедукции как основной инструмент познания, а наука – как средство покорения природы.
Эксперимент как главный прием научного исследования или испытания природы.
Слайд 6
Наука – это особый рациональный способ познания мира, основанный на эмпирической
проверке или/и математическом доказательстве.
Слайд 7Задача науки
получение объективных знаний об окружающем мире, познание законов, по
которым он функционирует и развивается
преобразование мира, повышение его комфортности и удобства для человека
Слайд 8У каждой науки есть свои задачи:
Экономика – обеспечивает всю деятельность общества.
Мораль регулирует отношения между людьми в обществе.
Религия помогает в тех ситуациях, которые невозможно разрешить рационально.
Слайд 9
Основная функция науки – выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о
действительности.
Основной результат – сумма знаний, лежащих в основе научной картины мира.
Слайд 10
Главный продукт научной деятельности – знание.
«Продукты» науки:
- научный стиль рациональности
-
различные приборы, установки, методики
- нравственные ценности.
Слайд 11
Система наук условно делится:
естественные,
общественные,
гуманитарные
технические.
Слайд 13
Проблемы, возникающие внутри самой науки, называются фундаментальными.
Проблемы, которые ставятся перед
учеными извне, называются прикладными.
Слайд 14Классификация естественных наук:
физика, химия, физическая химия, химическая физика;
биология, биохимия, физико-химическая биология,
ботаника, зоология;
анатомия, физиология, учение о происхождении и развитии жизни, генетика , антропология;
геология, геохимия, метеорология, физическая география;
астрономия, астрофизика, астрохимия, космология, космогония.
Математика инструментом мышления ученых-естественников
Слайд 15Принципы научности
принцип верификации - эмпирически проверяемо
принцип фальсификации (или фальсифицируемости) – делает
любое знание гипотетическим, лишенным законченности, абсолютности
принцип неполноты формализованной системы
Слайд 16Принципы научности
новые идеи и теории утверждаются в напряженной борьбе
наука не признает
паранаучные концепции
системность, упорядоченность знания
присутствует элемент незавершенности
наука внеморальна
преемственность
Слайд 17
"Обычно новые научные истины побеждают не так, что их противников убеждают
и они признают свою неправоту, а большей частью так, что противники эти постепенно вымирают, а подрастающее поколение усваивают истину сразу".
М.Планк
Слайд 18
«Любое теоретическое высказывание всегда имеет шанс быть опровергнутым в будущем»
Карл Поппер
Слайд 19
«Принимая что-нибудь на веру, наука совершает самоубийство".
Т.Гексли
Слайд 20Динамика развития современной науки
Внутренние факторы - развития самой науки внутри себя
Внешние
факторы - влияние государственной системы
Слайд 21Структура естественнонаучного познания
Удивление и любопытство - фиксирование факта.
Поиск способа или метода
исследования – наблюдение или эксперимент.
Построения теории.
Выдвижение гипотезы.
Возврат к эксперименту.
Прошедшая проверку гипотеза приобретает статус закона.
Несколько законов из одной области явлений образуют теорию.
Слайд 22
"Ученый должен организовать факты. Наука слагается из фактов, как дом из
кирпичей. И одно голое накопление фактов не составляет еще науки, точно так же как куча камней не составляет дома".
А.Пуанкаре
Слайд 23Методы научного познания
«Под методом я разумею точные и простые правила, строгое
соблюдение которых ...без лишней траты умственных сил, но постепенно и непрерывно увеличивая знания, способствует тому, что ум достигает истинного познания всего, что ему доступно».
Р. Декарт
Слайд 24Методы научного познания
По степени их общности:
всеобщие,
общенаучные
конкретно-научные или частные.
По принадлежности
к тому или иному уровню познания:
эмпирические
теоретические.
Слайд 25Всеобщие методы
анализ,
синтез,
абстрагирование,
аналогия,
классификация.
Слайд 26Общенаучные методы
Динамические
Статистические
Слайд 27
Эмпирические методы:
наблюдение, описание, эксперимент, измерение.
Теоретические методы:
- абстрагирование, идеализация, формализация, аксиоматизация,
гипотезирование (выдвижение гипотез).
Слайд 28Этапы развития науки
как классический (детерминизм)
неклассический (индетерминизм)
постнеклассический (бифуркационный или эволюционно-синергетический).
Слайд 29Специфическая научная методология естествознания
В основу положен опыт.
Научный эксперимент – предметная деятельность
людей направленная уже на проверку научных положений.
Слайд 30Специфический механизм трактовки экспериментальных данных
идеализация – отбрасывание несущественного
абстрагирование - переход от
качественной оценки рассматриваемых сторон к количественной
Слайд 31ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ И МОДЕЛЬНЫЙ МЕТОДЫ
Феноменологическая теория обычно является обобщением экспериментальных результатов
Модельные теории
используют дедуктивный метод
Слайд 32Панорама современного естествознания.
Тенденции развития.
Слайд 33Процесс познания для человека развивается постоянно.
Предмет естественнонаучного познания – постижение истины.
Истина
относительна.
Истина всегда конкретна.
Критерий истины – практика и эксперимент.
Слайд 34Эмпирический – наблюдение, измерение, эксперимент.
Теоретический – построение моделей, вывод теорий, аксиома
гипотеза.
Методы научного познания:
Слайд 35Анализ (от общего к частному)
Синтез (от частного к общему)
Абстрагирование (отвлечение от
несущественных свойств изучаемого объекта)
Индукция (вывод общего на основе частного)
Дедукция (выделение частного из общего)
Классификация (разделение объектов на группы по определенным признакам)
Математические приемы (н-р, статистические).
Приёмы научных методов:
Слайд 36Научная картина мира – это особая форма систематизации знаний, качественное обобщение
и мировоззренческий синтез различных научных теорий.
Естественнонаучная картина мира – это система важнейших принципов и законов, которыми можно описать окружающий мир в определенный период развития науки.
Слайд 37
Уровни развития познания природы естествознанием
Слайд 38Созерцательный уровень – общие представления об окружающем мире.
Аналитический – появление
эксперимента. Разделение природы на объекты.
Синтетический уровень – синтез наук (радиационная химия, биофизика…).
Интеграционный – рождение универсальных теорий.
Слайд 39
Разделение природы на объекты
(разделение Кекуле)
Слайд 41механическая картина мира
электромагнитная картина мира
квантово-полевая картина мира
современная картина мира
Эволюция физической картины
мира
Слайд 43Материя - реальность, данная нам в ощущениях и независимая от человека
Движение
- любое изменение, которое происходит с материальными объектами в результате их взаимодействий, необъемлемое свойство материи
Время выражает порядок смены физических состояний материальных тел
Пространство - некая протяженная пустота, в которой могут находиться материальные тела
Взаимодействие
Фундаментом ЕНКМ являются общие понятия:
Слайд 44Вещество (любые материальные объекты, имеющие массу)
Поле (материальным фактором, который приводит к
взаимодействию тел)
Физический вакуум (самое низшее энергетическое состояние квантового поля)
Различают три вида материи:
Слайд 45Твердое
Жидкое
Газообразное
Плазма
Четыре агрегатных состояния вещества
Слайд 46координата,
энергия,
температура,
масса,
спин,
энтропия,
состав.
Характеристики материального объекта:
Слайд 47Механическое
Колебательное и волновое
Тепловое
Процессы переноса (диффузия, теплопроводность)
Фазовые переходы
Радиоактивный распад
Химические и ядерные реакции
Эволюция
живых организмов
Метаболизм
Виды движения: