Слайд 1
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
«Реализация инклюзивных подходов в образовании
детей с ограниченными возможностями здоровья»
Слайд 2Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации
(2008–2020 годы)
стратегическая цель государственной политики в области образования
– повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.
В качестве некоторых из задач модернизации институтов системы образования указываются:
− создание системы образовательных услуг, обеспечивающих раннее развитие детей независимо от места их проживания, состояния здоровья, социального положения;
− создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования и успешную социализацию для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Слайд 3Социальные вызовы
Реализация законодательства Российской Федерации, приоритетного национального проекта «Образование».
Включение в
образовательное пространство детей с ОВЗ, оказавшихся вне системы специальных (коррекционных) ОУ.
Разработка региональной вариативной системы специального образования и координация работы по ее реализации.
Необходимость разработки учебно-методического сопровождения участников инклюзивного образования.
Обеспечение права детей с ОВЗ на образование и их социализация
Слайд 4Закон РФ Об образовании от 10 июля 1992 г.
(с изменениями
и дополнениями от 17 июля 2009 г.)
Статья 14 Закона постулирует общие требования к содержанию образования, среди которых отмечается его ориентация на:
− обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;
− развитие общества;
− формирование человека и гражданина, интегративного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества
Слайд 5Миссия инклюзивного образования.
Обеспечить детей с разными типами ОВЗ
компетенциями, необходимыми им
для успешной социализации
в современном обществе
в их диапазоне возможностей.
Чтобы они могли жить,
занимаясь осмысленной, интересной
продуктивной деятельностью.
Инклюзивное обучение – это одна из форм обучения детей с ОВЗ, которая не должна вытеснять традиционно сложившиеся формы эффективной
помощи детям и развивающиеся в специальном образовании.
Инклюзивное образование не является обязательным.
Слайд 6Условия инклюзивного образования.
Раннее выявление нарушений ( на первом угоду жизни) и
проведение коррекционной работы с первых месяцев жизни;
Многовариативность форм, их территориальная доступность и свобода выбора
Интегративная вертикаль - преемственность дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
Материальная оснащенность
Кадровая оснащенность
Нормативно-правовая обеспеченность
Психологическая готовность детей с нормативным темпом развития к совместному обучению с детьми с ОВЗ
Установление положительного психологического климата в инклюзивной группе и в семейном окружении инклюзивных детей, позитивное общественное мнение всех родителей о совместном обучении детей
Слайд 7Определение образовательного маршрута
Оценка возможности на настоящем этапе развития (состояния ребенка)
быть включенным в образовательное учреждение инклюзивного типа
Междисциплинарное оценивание ресурсов и дефицитов ребенка
Выбор формы инклюзивного образования
Выбор оптимального уровня включения в среду обычных сверстников – частичная интеграция, полная интеграция, инклюзивное обучение и воспитание, интеграция в рамках дополнительного образования и т.д.
Определение условий включения конкретного ребенка в среду обычных сверстников;
Определение срока, в том числе диагностического, пребывания ребенка на той или иной форме инклюзии в данном ОУ (структурном подразделении ОУ);
оценка динамики обучения и уровня социальной адаптации в процессе интеграции ребенка в образовательные учреждения (совместно со специалистами ПМПк ОУ);
участие в просветительской деятельности, направленной на повышение психолого-педагогической культуры и принятие инклюзивных ценностей.
Слайд 8Правовое обеспечение ОУ
Наличие Концепции инклюзивного образования (ценности, цели, результаты, задачи, способы
реализации и т.д.)
Программа развития ОУ с учетом организации инклюзивной практики
Образовательная программа ОУ с учетом организации инклюзивной практики
Приказ о создании ПМПк в ОУ
Коррекционно-развивающая программа
Внесение в устав раздела о реализации инклюзивной практики и образовательных услуг ее обеспечивающих
Договор с родителями
Договор между ОУ и кустовой ПМПК
Договор с ППМС-центром
Лицензии на обучение по программам I-VIII вида
Лицензии на программы дополнительного образования
Договор с СКОУ, реализующими обучение детей с ОВЗ
Локальные акты по организации ПМПк и всех необходимых сфер, пространств или сред, необходимых для образования детей с различными формами ОВЗ в ОУ
Слайд 9Координация инклюзивной практики в ОУ
Приказом руководителя ОУ назначается координатор(ы) с
функциями:
формирование особой «укладности» учреждения, установления оптимальных отношений между всеми участниками образовательного процесса, реализуя «соучаствующее управление» инклюзивной практики, взаимодействие со специалистами ПМПК
определение стратегии и тактики деятельности педагогического коллектива в области инклюзивного образования (планирование, реализация, организация мониторинга и оценки инклюзивной практики в ОУ, мероприятия, связанные с повышением профессиональной компетентности специалистов ОУ)
обеспечение междисциплинарного, «командного» подхода в решении вопросов о содержании, формах, методах и приемах воспитания и обучения, коррекционно-развивающей работы
анализ потребностей детей с ОВЗ, долговременных целей в развитии ребенка стратегия поддержки, ребенка и его семьи
оптимизации процесса включения детей с ОВЗ в образовательный процесс: расписание индивидуальных и групповых коррекционных занятий для детей с ООП, вопросы обеспечения учащихся (воспитанников) дополнительным оборудованием; согласование с родителями режима пребывания ребенка в ОУ и организацию психолого-педагогического сопровождения
взаимодействие с «внешними» партнерами: учреждениями инклюзивной образовательной вертикали, общественными, некоммерческими и коммерческими организациями, заинтересованными в развитии инклюзивного образования.
Слайд 10Среда жизнеобеспечения в ОУ
Архитектурная среда (пандусы, подъемники, все двери нужной ширины
и без порогов. Для слабовидящих сенсорные знаки, ограничители и показатели. Туалет с душем. Принадлежности для самостоятельного или с помощью взрослого осуществления гигиенических процедур ребенка с конкретным ОВЗ)
Питание Различные виды диетического питания
Релаксация Выделение изолированной зоны в пространстве класса (стол за ширмой) Специальная комната. Зона для двигательной активности
Рабочее место в классе организованное в соответствии с потребностями ребенка. Наличие в классе индивидуальных парт (одноместных), парт с регулируемой высотой и наклоном стола
Слайд 11Инфраструктура в ОУ
Возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
к объектам инфраструктуры образовательного учреждения.
Кабинет педагога-психолога
Кабинет учителя-логопеда
Кабинет дефектолога
Кабинет для релаксации
Медицинский кабинет
Наличие мастерских (театральная студия, работа с глиной, живопись и рисование, дизайн, работа с деревом, металлом, тканями, садоводство и т.д.)
Слайд 12Организация образовательного процесса
Образовательные программы:
Общеобразовательная программа
Программы специальных (коррекционных) школ I-VIII вида
Программы
коррекционной работы
Программы дополнительного образования
Наличие следующих программ:
Программа по формированию коммуникативных навыков;
Программа по формированию социально-бытовых навыков;
Программа профессиональных навыков
Программа по информационной технологии
Программы художественно-эстетического цикла
Программа по трудовому воспитанию
Индивидуальный образовательный план на каждого ребенка
(Наличие в материале и содержании обучения ребенка специальных разделов, не присутствующих в программах образования обычно развивающихся сверстников)