Мониторинг в системе образования презентация

Содержание

Мониторинг в системе образования В XX веке в науке возник термин мониторинг для обозначения повторных целенаправленных наблюдений за одним или несколькими элементами окружающей среды в пространстве и времени.

Слайд 1Мониторинг в системе образования
НИКИТИН ВАЛЕРИЙ ЯКОВЛЕВИЧ
д.п.н., профессор
ГОУ ИПК СПО
САНКТ- ПЕТЕРБУРГ

2010

Слайд 2Мониторинг в системе образования
В XX веке в науке возник термин мониторинг

для обозначения повторных целенаправленных наблюдений за одним или несколькими элементами окружающей среды в пространстве и времени.

Слайд 3Мониторинг в системе образования
Первопричина мониторинга - неудовлетворённость качеством (в широком понимании

этого слова) информации.

Слайд 4Мониторинг в системе образования
Это понятие не имеет однозначного толкования, поскольку применяется

в разных сферах научно-практической деятельности.


Слайд 5Мониторинг в системе образования
мониторинг - система сбора, обработки, хранения и распространения

информации о какой-либо системе или отдельных ее элементах, ориентированная на информационное обеспечение управления, которая позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить прогноз его развития.


Слайд 6Мониторинг в системе образования
Цель мониторинга – оперативно и своевременно выявлять все

изменения, происходящие в различных сферах ,
системах.
Полученные объективные данные являются основанием для принятия управленческих решений.


Слайд 7Мониторинг в системе образования
Выделяют несколько оснований для классификации систем мониторинга.
По

областям применения (в экологии и биологии, медицине, экономике и бизнесе, в промышленности и образовании).
По средствам проведения (бывает мониторинг педагогический, психологический, социологический, медицинский, демографический).

Слайд 8Мониторинг в системе образования
отличия мониторинга от исследования


Слайд 9Мониторинг в системе образования
мониторинг имеет следующие существенные отличия:
причина возникновения -

отсутствие качественной информации;
научное исследование предполагает минимизацию количества показателей - для мониторинга важен более широкий выбор;
мониторинг близок к наблюдению - он не предполагает на этапе проведения вмешательства в функционирование системы;
мониторинг не имеет целью подтверждение или опровержение гипотез, хотя в результате могут быть получены данные, имеющие научную ценность

Слайд 10Мониторинг в системе образования
Системы мониторинга в образовании


Слайд 11Мониторинг в системе образования
Мониторинг - это и процесс, представляющий собой последовательное

осуществление сбора сущностной и разносторонней информации о качестве образования, ее обработки, систематизации, глубокого анализа, оценки, интерпретации, прогноза дальнейшего развития и выработки мер по коррекции образовательного процесса и созданных для него условий.

Слайд 12Мониторинг в системе образования
Существующие системы мониторинга можно условно структурировать по нескольким

группам

Слайд 13Мониторинг в системе образования
Первая группа предполагает мониторинг, связанный с непосредственным накоплением

и структуризацией информации. Это системы мониторинга законодательной базы управления образованием, публикаций об образовании и т.д.

Слайд 14Мониторинг в системе образования
Вторая группа - мониторинг развития знаний учащихся В

качестве объекта выступают знания отдельного ученика, по которым допускаются выводы о ситуации в учебной группе. Результаты мониторинга предназначены для принятия тактических управленческих решений по коррекции процесса образования и для выработки стратегических решений

Слайд 15Мониторинг в системе образования
Третья группа - системы мониторинга, построенные с использованием

модели "вход-выход"

Слайд 16Мониторинг в системе образования
Четвёртая группа - системы мониторинга на уровне образовательного

учреждения, когда делается попытка найти примеры связи квалификации педагога и результатов преподавания

Слайд 17Мониторинг в системе образования
Виды мониторинга


Слайд 18Мониторинг в системе образования
Информационный предполагает структуризацию, накопление, распространение информации и не

предусматривает специально организованного обследования на этапе сбора информации.
Базовый выявляет новые проблемы и опасности до того, как они будут осознаны в сфере управления.

Слайд 19Мониторинг в системе образования
Проблемный позволяет исследовать закономерности процессов, степени опасностей, типологию

проблем, известных и насущных в плане управления.

Слайд 20Мониторинг в системе образования
Управленческий имеет целью отслеживание и оценку эффективности, последствий

и вторичных эффектов принятых решений. Для системы образования этот вид мониторинга может быть расширен путем исследования эффекта влияния, когда задачей становится построение систем оценок для определения динамики


Слайд 21Мониторинг в системе образования
Сравнительный: в качестве основания выступают результаты идентичного обследования

одной или двух систем более высокого уровня.
Комплексный: используется несколько оснований для экспертизы.


Слайд 22Мониторинг в системе образования
Организация мониторинга


Слайд 23Мониторинг в системе образования

К мониторингу должны предъявляться определенные требования, которые можно

сформулировать в виде принципов.
Объективность информации; сам процесс должен опираться на объективные данные, получаемые в ходе информационного обмена между учебными заведениями и органами управления образованием области. Запрашиваемые данные должны быть максимально формализованы и легко проверены.

Слайд 24Мониторинг в системе образования
Сравнимость данных.
Это требование обусловлено тем,

что отслеживание результатов функционирования системы предполагает не только констатацию ее состояния, но и изучение изменений, которые в ней происходят.

Слайд 25Мониторинг в системе образования
Адекватность. Изучение системы с учетом изменяющихся внешних условий

(на соответствие им). Реализация этого принципа предполагает оценку влияния различных внешних факторов на работу учебного заведения.

Слайд 26Мониторинг в системе образования
Из множества аспектов деятельности учебных заведений, изучение которых

предполагает мониторинг, авторы выделяют системообразующие: экономический, педагогический, социальный и управленческий.


Слайд 27Мониторинг в системе образования
Экономический аспект предполагает отслеживание оптимальности использования финансовых и

материальных ресурсов
Оптимальным считается достижение наилучших результатов при минимальных затратах. В экономических показателях выделяют две составляющих:
текущие расходы - непосредственно обеспечивающие учебно-воспитательный и производственный процессы;
перспективные расходы - вложения в материальную базу, которые не дают немедленного эффекта, но работают на развитие учебного заведения;

Слайд 28Мониторинг в системе образования
Педагогический аспект предполагает отслеживание результатов деятельности педагогических коллективов

в обучении и воспитании учащихся, в формировании у них готовности к профессиональной деятельности и решению актуальных проблем в системе реальных социально-экономических отношений.


Слайд 29Мониторинг в системе образования
В этой связи выделяют :
уровень подготовки учащихся в

своей профессиональной области в соответствии с требованиями государственного стандарта;
профессиональный кругозор учащихся, их способность перенести имеющиеся у них профессиональные знания в другие сферы, овладевая смежными профессиями, возможность стать квалифицированными работниками широкого профиля;
сформированность социальности, то есть освоение ими различных социальных ролей.


Слайд 30Мониторинг в системе образования
Управленческий аспект мониторинга
предполагает отслеживание эффективности управления системой образования

в регионе. Он оценивает эффективность управленческой поддержки системы на разных уровнях.

Слайд 31Мониторинг в системе образования
На уровне региона это выражается в создании условий

для взаимодействия учебных заведений с региональными и муниципальными управленческими структурами, контроле за выполнением государственного стандарта, организационном и научно-методическом обеспечении педагогического процесса.

Слайд 32Мониторинг в системе образования
На уровне учебного заведения изучение управленческой эффективности может

осуществлять как по общим результатам деятельности учебного заведения, так и на основе анализа косвенных данных, таких, как методическая обеспеченность педагогического процесса, подготовленность коллективов к решению педагогических задач, их кадровая обеспеченность педагогическими работниками

Слайд 33Мониторинг в системе образования
Критерии мониторинга


Слайд 34Мониторинг в системе образования
Критерий социокультурного развития учащихся - школьная и внешкольная

успешность (успеваемость, степень обученности, освоение государственного образовательного стандарта, победы на олимпиадах, конкурсах, смотрах, конкурентоспособность при поступлении в вуз, готовность к продолжению образования и др.); - ориентация на истинные ценности (природа, семья, Отечество, труд, знания, культура, свобода, здоровье, человек и др.); -

Слайд 35Мониторинг в системе образования
культура общения и поведения (соблюдение социальных норм общения

и поведения, умение конструктивно разрешать конфликты и др.); - социальная адаптированность (способность к произвольному контролю своего поведения, способность к сотрудничеству, способность брать на себя ответственность, трудолюбие, эмпатийность, толерантность и др.);
осознанное отношение к сохранению собственного здоровья и здоровью окружающих;

Слайд 36Мониторинг в системе образования
критерий психического развития школьников: - особенности когнитивной сферы

(уровень интеллекта, особенности познавательных процессов, умственная работоспособность и др.); - личностные особенности (учебная и школьная мотивация, особенности самосознания, доминирующие психические состояния и др.);

Слайд 37Мониторинг в системе образования
- культура общения и поведения (соблюдение социальных норм

общения и поведения, умение конструктивно разрешать конфликты и др.); - социальная адаптированность (способность к произвольному контролю своего поведения, способность к сотрудничеству, способность брать на себя ответственность, трудолюбие, эмпатийность, толерантность и др.);

Слайд 38Мониторинг в системе образования
Критерий качества созданных в школе условий содержит

показатели: - учебно-методической обеспеченности (наличие современных учебников, дидактических материалов, информатизация образовательного процесса и др.); - качества кадров (укомплектованность штатами, квалифицированность кадров, их инновационность, наличие медицинских работников и психологов, психологический климат в коллективе и др.);

Слайд 39Мониторинг в системе образования
- материально-технической оснащенности (количество и качество компьютеров, демонстрационной

техники, ТСО, спортинвентаря, функционального оборудования и др.); - санитарно-гигиенических условий (качество питания, медицинского обслуживания, выполнение требований СанПиН,ов и др.);

Слайд 40Мониторинг в системе образования
Критерий престижа школы включает в себя показатели: -

социального статуса школы (тип школы, ее место в микросоциуме, условия приема, контингент учащихся и др.); - удовлетворенности учащихся и их родителей качеством предоставляемого школой образования (качеством функционирования образовательного процесса, созданными условиями, образовательными результатами и др.).

Слайд 41Мониторинг в системе образования
Инвариантный комплекс критериев и показателей должен быть дополнен

вариативными показателями, отражающими индивидуальное лицо образовательного учреждения

Слайд 42Мониторинг в системе образования
Субъекты и объекты мониторинга

Субъектами мониторинга выступают

все участники образовательного процесса. Степень их участия различна, но все они (и учителя, и ученики, и родители, и общественность) получают информацию, анализируют ее.

Слайд 43Мониторинг в системе образования
Объектами мониторинга являются образовательный процесс и его результаты,

личностные характеристики всех участников образовательного процесса, их потребности и отношение к образовательному учреждению.


Слайд 44Мониторинг в системе образования
Система мониторинга, обладает свойством организованности.
Организованность системы определяется

уровнем управления связями между элементами системы и связями системы с окружающей средой

Слайд 45Мониторинг в системе образования
Свойство организованности системы выражает не случайное суммирование ее

элементов, а специальную организацию их взаимодействия. Поэтому система мониторинга будет работать только в том случае, если все ее элементы будут наделены конкретным содержанием, их взаимодействие будет специально организовано, а научной базой организации и осуществления мониторинга станут принципы:

Слайд 46Мониторинг в системе образования
целенаправленности,
непрерывности,
целостности
разносторонности,
согласованности действий его субъектов,


гласности

Слайд 47Мониторинг в системе образования
NB! Мониторинг – это система совместных

действий субъектов образовательного процесса, направленных на конкретный результат

Слайд 48Мониторинг в системе образования
NB!!!
Определяющая цель мониторинга – сделать систему образования

открытой и доступной!

Слайд 49Мониторинг в системе образования



СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика