Модуль 16: Диаграммы состояний презентация

Содержание

Проект ВИРТУОЗ Н.Новгород, 2004г. SE201. Мод.16: Диаграммы состояний © Бабич А.В., 2004г Диаграммы состояний или как визуализировать поведение отдельного объекта Унифицированный язык моделирования © Бабич А.В.

Слайд 1Проект ВИРТУОЗ Н.Новгород, 2004г.
SE201. Мод.16: Диаграммы состояний © Бабич А.В., 2004г
Модуль

16: Диаграммы состояний

Курс SE201
Введение в программную инженерию

Проект ВИРТУОЗ, ННГУ, Н.Новгород, 2004 г.

Бабич А.В., Полтава, Украина, ПГПУ, alexander.babich@rambler.ru
__________________________________________________________




Слайд 2Проект ВИРТУОЗ Н.Новгород, 2004г.
SE201. Мод.16: Диаграммы состояний © Бабич А.В., 2004г
Диаграммы

состояний
или как визуализировать поведение отдельного объекта

Унифицированный язык моделирования

© Бабич А.В. 2004


Слайд 3Проект ВИРТУОЗ Н.Новгород, 2004г.
SE201. Мод.16: Диаграммы состояний © Бабич А.В., 2004г
О

чем мы узнаем…


Понятия автомата, состояния, перехода

Содержание диаграмм состояний и их свойства

Рекомендации по построению диаграмм


Слайд 4Проект ВИРТУОЗ Н.Новгород, 2004г.
SE201. Мод.16: Диаграммы состояний © Бабич А.В., 2004г






Понятия

автомата, состояния, перехода

Слайд 5Проект ВИРТУОЗ Н.Новгород, 2004г.
SE201. Мод.16: Диаграммы состояний © Бабич А.В., 2004г
Автомат

(state machine):


некоторый формализм для моделирования поведения элементов модели и системы в целом

описывает поведение в терминах последовательности состояний, через которые проходит объект в течение своей жизни, отвечая на события, а также его реакций на эти события.


Слайд 6Проект ВИРТУОЗ Н.Новгород, 2004г.
SE201. Мод.16: Диаграммы состояний © Бабич А.В., 2004г
Автомат

(state machine):

Понятие автомата можно рассматривать и с других точек зрения, например:
Конечный автомат - математическая модель устройства с конечной памятью. Конечный автомат перерабатывает множество входных дискретных сигналов в множество выходных сигналов. Различают синхронные и асинхронные конечные автоматы. http://www.glossary.ru/cgi-bin/gl_sch2.cgi?RKutl,t:l!giyusgy

Автомат - устройство или совокупность устройств, выполняющих операции без непосредственного участия человека.

Finite state machine (FSM) (a.k.a. finite state automaton) An abstract machine that defines a finite set of conditions of existence (called “states”), a set of behaviors or actions performed in each of those states, and a set of events that cause changes in states according to a finite and well-defined rule set. http://www.quantum-leaps.com/glossary.htm


Слайд 7Проект ВИРТУОЗ Н.Новгород, 2004г.
SE201. Мод.16: Диаграммы состояний © Бабич А.В., 2004г
Автомат

(state machine):

Качественное описание понятия автомата, приведенное ранее, наиболее подходит для наших целей


Слайд 8Проект ВИРТУОЗ Н.Новгород, 2004г.
SE201. Мод.16: Диаграммы состояний © Бабич А.В., 2004г
Пример

автомата

Простейший пример автомата - ситуация с исправностью некоторого технического устройства: два самых общих состояния: "исправен" и "неисправен" и два перехода: "выход из строя" и "ремонт.




Слайд 9Проект ВИРТУОЗ Н.Новгород, 2004г.
SE201. Мод.16: Диаграммы состояний © Бабич А.В., 2004г
Автомат

(продолжение)

Обязательные условия:

автомат не запоминает историю перемещения из состояния в состояние
В каждый момент времени автомат может находиться в одном и только в одном из своих состояний
концепция времени не входит в формализм автомата
количество состояний автомата должно быть конечным, и все они должны быть явно специфицированы
автомат не должен содержать изолированных состояний и переходов
автомат не должен содержать конфликтующих переходов


Слайд 10Проект ВИРТУОЗ Н.Новгород, 2004г.
SE201. Мод.16: Диаграммы состояний © Бабич А.В., 2004г
Пример

моделирования автомата



Слайд 11Проект ВИРТУОЗ Н.Новгород, 2004г.
SE201. Мод.16: Диаграммы состояний © Бабич А.В., 2004г
Состояние,

событие, деятельность (Буч)

Состояние (State) объекта - ситуация в его жизни, на протяжении которой он удовлетворяет некоторому условию, осуществляет определенную деятельность или ожидает какого-то события.
Событие (Event) - спецификация существенного факта, имеющего место в пространстве и во времени, некий стимул, инициирующий переход из одного состояния в другое.
Когда происходит событие, в зависимости от текущего состояния объекта имеет место та или иная деятельность.
Деятельность (Activity) - занимающее некоторое время неатомарное вычисление внутри автомата.
Результатом деятельности является некоторое действие (Action), составленное из атомарных вычислений, которое приводит к изменению состояния модели или возврату значения.


Слайд 12Проект ВИРТУОЗ Н.Новгород, 2004г.
SE201. Мод.16: Диаграммы состояний © Бабич А.В., 2004г
Состояние
Элементы

состояния:
имя
действия при входе/выходе
внутренние переходы
подсостояния
отложенные события
состояние изображается прямоугольником с закругленными углами
состояния могут быть вложенными, последовательными и параллельными


имя состояния















сост1

сост2

сост1

сост1


Слайд 13Проект ВИРТУОЗ Н.Новгород, 2004г.
SE201. Мод.16: Диаграммы состояний © Бабич А.В., 2004г
Имя

состояния


строка текста, которая раскрывает содержательный смысл состояния

всегда записывается с заглавной буквы

рекомендуется использовать глаголы в настоящем времени (например, для принтера - Печатает, Ожидает) или соответствующие причастия (для сотрудника - Занят, Свободен)

может отсутствовать


Слайд 14Проект ВИРТУОЗ Н.Новгород, 2004г.
SE201. Мод.16: Диаграммы состояний © Бабич А.В., 2004г
Действия
Записываются

в виде отдельной строки и имеют следующий формат: метка-действия/выражение-действия
Метка указывает на условия, при которых будет выполняться деятельность, определенная выражением действия
Перечень меток фиксирован в языке UML:
Entry (входное действие)
Exit (выходное действие )
Do (выполняющуюся деятельность )
Include (обращения к подавтомату )
Пример:

Слайд 15Проект ВИРТУОЗ Н.Новгород, 2004г.
SE201. Мод.16: Диаграммы состояний © Бабич А.В., 2004г
Начальное

и конечное состояния


представляют собой частные случаи состояния, которое также не содержит никаких внутренних действий (псевдосостояния)

Начальное состояние - служит для указания места, от которого начинается процесс изменения состояний

Конечное состояние - служит для указания места, в котором завершается жизненный цикл данного объекта


Слайд 16Проект ВИРТУОЗ Н.Новгород, 2004г.
SE201. Мод.16: Диаграммы состояний © Бабич А.В., 2004г
Переход

Переход

- это отношение между двумя состояниями, показывающее, что объект, находящийся в первом состоянии, должен перейти во второе состояние

Элементы перехода:
исходное состояние
событие-триггер
сторожевое условие
действие
целевое состояние

переходы изображаются в виде линии со стрелкой, направленной от исходного к целевому состоянию



событие условие


Слайд 17Проект ВИРТУОЗ Н.Новгород, 2004г.
SE201. Мод.16: Диаграммы состояний © Бабич А.В., 2004г
Переход

(продолжение)



Переход может быть направлен в то же состояние, из которого он выходит


Каждый переход может помечен строкой текста, которая имеет следующий формат: 

сигнатура события[сторожевое условие]/выражение действия


Слайд 18Проект ВИРТУОЗ Н.Новгород, 2004г.
SE201. Мод.16: Диаграммы состояний © Бабич А.В., 2004г
Переход

(продолжение II)


Сигнатура события описывает некоторое событие с необходимыми аргументами:
имя события(список параметров)

Сторожевое условие представляет собой некоторое булевское выражение и может отсутствовать. Если оно принимает значение «истина», то переход срабатывает

Выражение действия выполняется в том и только в том случае, когда переход срабатывает. Это атомарная операция, выполняемая сразу после срабатывания соответствующего перехода до начала каких бы то ни было действий в целевом состоянии.


Слайд 19Проект ВИРТУОЗ Н.Новгород, 2004г.
SE201. Мод.16: Диаграммы состояний © Бабич А.В., 2004г
Переход

(пример)

Пример спецификации перехода:


Слайд 20Проект ВИРТУОЗ Н.Новгород, 2004г.
SE201. Мод.16: Диаграммы состояний © Бабич А.В., 2004г






Содержание

диаграмм состояний и их свойства

Слайд 21Проект ВИРТУОЗ Н.Новгород, 2004г.
SE201. Мод.16: Диаграммы состояний © Бабич А.В., 2004г
Диаграмма

состояний


один из пяти видов диаграмм, используемых для моделирования динамических аспектов системы

показывает автомат

используется для моделирования поведения реактивных объектов

Обычно диаграмма состояний включает в себя:
простые и составные состояния
переходы вместе с ассоциированными событиями и действиями


Слайд 22Проект ВИРТУОЗ Н.Новгород, 2004г.
SE201. Мод.16: Диаграммы состояний © Бабич А.В., 2004г
Упражнение
Используя

рассмотренные ранее элементы, попробуйте построить диаграмму состояний для студента учебного заведения, переходящего с курса на курс.

Слайд 23Проект ВИРТУОЗ Н.Новгород, 2004г.
SE201. Мод.16: Диаграммы состояний © Бабич А.В., 2004г
Возможные

решения



Слайд 24Проект ВИРТУОЗ Н.Новгород, 2004г.
SE201. Мод.16: Диаграммы состояний © Бабич А.В., 2004г
Еще

пример

Как вы думаете, что описывает данная диаграмма?



Слайд 25Проект ВИРТУОЗ Н.Новгород, 2004г.
SE201. Мод.16: Диаграммы состояний © Бабич А.В., 2004г
Более

сложная диаграмма



Слайд 26Проект ВИРТУОЗ Н.Новгород, 2004г.
SE201. Мод.16: Диаграммы состояний © Бабич А.В., 2004г
Диаграмма

с параллельными подсостояниями

Параллельные подсостояния позволяют специфицировать несколько подавтоматов, которые могут выполняться параллельно внутри состояния
Каждый из подавтоматов занимает некоторую область внутри составного состояния, которая отделяется от остальных горизонтальной пунктирной линией.
Объект может одновременно находиться в каждом из параллельных подсостояний.


Слайд 27Проект ВИРТУОЗ Н.Новгород, 2004г.
SE201. Мод.16: Диаграммы состояний © Бабич А.В., 2004г
Диаграмма

с параллельными подсостояниями – конкретная постановка задачи


На следующем слайде представлен конкретный пример диаграммы с параллельными подсостояниями для задачи прохождения курса студентом:

Для того, чтобы пройти курс, студент должен выполнить некоторое количество лабораторных работ, выполнить курсовой проект и пройти финальный тест.


Слайд 28Проект ВИРТУОЗ Н.Новгород, 2004г.
SE201. Мод.16: Диаграммы состояний © Бабич А.В., 2004г
Пример

диаграммы с параллельными состояниями



Слайд 29Проект ВИРТУОЗ Н.Новгород, 2004г.
SE201. Мод.16: Диаграммы состояний © Бабич А.В., 2004г
Развернутый

пример

В качестве примера рассмотрим графический пользовательский интерфейс (GUI) ОС.

GUI инициализируется при включении компьютера и завершает его работу при его выключении.
можно выделить по крайней мере три устойчивых состояния GUI:
Инициализация
Работа
Завершение работы


Слайд 30Проект ВИРТУОЗ Н.Новгород, 2004г.
SE201. Мод.16: Диаграммы состояний © Бабич А.В., 2004г
Развернутый

пример – 1-е приближение








включение компьютера

выключение

Инициализация

Работа

Завершение работы

do/загрузка


Слайд 31Проект ВИРТУОЗ Н.Новгород, 2004г.
SE201. Мод.16: Диаграммы состояний © Бабич А.В., 2004г
Развернутый

пример - продолжение


Если не наблюдается никакой активности пользователя, активизируется хранитель экрана (заставка)

В состояние «Отображение заставки» GUI переходит при условии истечения заданного промежутка времени и возвращается в состояние «Работа» при нажатии клавиши или перемещении указателя «мыши»


Слайд 32Проект ВИРТУОЗ Н.Новгород, 2004г.
SE201. Мод.16: Диаграммы состояний © Бабич А.В., 2004г
Развернутый

пример – 2-е приближение








включение компьютера

выключение

Инициализация

Работа

Завершение работы

do/загрузка


Отображение заставки

[время истекло]

Нажатие клавиши или перемещение указателя «мыши»


Слайд 33Проект ВИРТУОЗ Н.Новгород, 2004г.
SE201. Мод.16: Диаграммы состояний © Бабич А.В., 2004г
Развернутый

пример - продолжение

Состояние «Работа» является более сложным по сравнению с остальными. В этом состоянии:
GUI постоянно ожидает действий пользователя
нажатия клавиш
перемещения указателя мыши
«щелчки» по кнопкам мыши
при выполнении таких действий, GUI регистрирует событие и
Изменяет содержимое экрана, чтобы отобразить действия пользователя
Таким образом, состояние «Работа» имеет такие последовательные подсостояния:
Ожидание ввода пользователя
Регистрация ввода пользователя
Визуализация ввода пользователя


Слайд 34Проект ВИРТУОЗ Н.Новгород, 2004г.
SE201. Мод.16: Диаграммы состояний © Бабич А.В., 2004г
Развернутый

пример – 3-е приближение




Ожидание ввода пользователя

Регистрация ввода пользователя

Визуализация ввода пользователя

Ввод



Работа


Слайд 35Проект ВИРТУОЗ Н.Новгород, 2004г.
SE201. Мод.16: Диаграммы состояний © Бабич А.В., 2004г
Развернутый

пример - продолжение


В состоянии «Работа» GUI не только ожидает действий пользователя и т.д.
Также:
отслеживается системное время и
возможно, обновляется экран по истечении заданного промежутка времени

Эта последовательность из двух подсостояний выполняется параллельно с ранее рассмотренными подсостояниями


Слайд 36Проект ВИРТУОЗ Н.Новгород, 2004г.
SE201. Мод.16: Диаграммы состояний © Бабич А.В., 2004г
Развернутый

пример – 4-е приближение




Ожидание ввода пользователя

Регистрация ввода пользователя

Визуализация ввода пользователя

Ввод



Работа



Отслеживание системного времени

Обновление изображения

[период завершился]


Слайд 37Проект ВИРТУОЗ Н.Новгород, 2004г.
SE201. Мод.16: Диаграммы состояний © Бабич А.В., 2004г
Развернутый

пример - продолжение




Данный пример можно детализировать больше и больше…


Слайд 38Проект ВИРТУОЗ Н.Новгород, 2004г.
SE201. Мод.16: Диаграммы состояний © Бабич А.В., 2004г
Примечания
диаграмма

состояний - не обязательна и "присоединяется" к тому элементу, который, ведет себя нетривиально

из каждого состояния не может быть самопроизвольного перехода другое состояние

объект в каждый момент должен находиться в единственном состоянии

никакие два перехода из одного состояния не могут сработать одновременно

некоторые дополнительные конструкции не были рассмотрены:
исторические состояния
точки динамического выбора (dynamic choice points)
точки соединения (junction points)
Информацию о них можно найти в оригинальной документации по UML.

Слайд 39Проект ВИРТУОЗ Н.Новгород, 2004г.
SE201. Мод.16: Диаграммы состояний © Бабич А.В., 2004г
Хорошо

структурированная диаграмма состояний:



сосредоточена на описании одного аспекта динамики системы


содержит только существенные для понимания этого аспекта элементы


описывает лишь соответствующие своему уровню абстракции детали


Слайд 40Проект ВИРТУОЗ Н.Новгород, 2004г.
SE201. Мод.16: Диаграммы состояний © Бабич А.В., 2004г






Рекомендации

по построению диаграмм

Слайд 41Проект ВИРТУОЗ Н.Новгород, 2004г.
SE201. Мод.16: Диаграммы состояний © Бабич А.В., 2004г
Моделирование

поведения объектов (Г. Буч)


выбрать контекст для автомата (класс, прецедент, систему)
выбрать начальное и конечное состояния объекта
определить устойчивые состояния объекта
разумно/частично упорядочить устойчивые состояния
какие события могут инициировать переходы между состояниями?
присоединить действия к переходам и/или к состояниям
как можно упростить автомат?
проверить достижимость любого из состояний
убедиться в отсутствии тупиковых состояний
трассировать автомат


Слайд 42Проект ВИРТУОЗ Н.Новгород, 2004г.
SE201. Мод.16: Диаграммы состояний © Бабич А.В., 2004г
Общие

рекомендации по построению:



дайте диаграмме имя, соответствующее ее назначению


начинайте с моделирования устойчивых состояний объекта, затем переходите к допустимым переходам состояний


располагайте элементы так, чтобы число пересечений линий было минимальным


Слайд 43Проект ВИРТУОЗ Н.Новгород, 2004г.
SE201. Мод.16: Диаграммы состояний © Бабич А.В., 2004г
Итоги

Диаграммы

состояний - это один из пяти видов диаграмм в языке UML, используемых для моделирования динамических аспектов системы.
Диаграмма состояний показывает автомат.
Прямоугольники представляют состояния, стрелки представляют переходы от одного состояния к другому.
Состояние - это ситуация в жизни объекта, на протяжении которой он удовлетворяет некоторому условию, выполняет определенную деятельность или ожидает какого-то события.
Переход представляет собой отношение между двумя последовательными состояниями, которое указывает на факт смены одного состояния другим.

Слайд 44Проект ВИРТУОЗ Н.Новгород, 2004г.
SE201. Мод.16: Диаграммы состояний © Бабич А.В., 2004г
Вопросы

?

?


Слайд 45Проект ВИРТУОЗ Н.Новгород, 2004г.
SE201. Мод.16: Диаграммы состояний © Бабич А.В., 2004г
Вопросы

и упражнения

Вопросы:
Чем диаграммы состояний принципиально отличаются от диаграмм классов, объектов и прецедентов?
Что такое переход, событие, действие?
Что такое безусловный переход?
Чем отличаются последовательные и подчиненные подсостояния
Что такое псевдосостояние? Приведите примеры.

Упражнения:
Вы проектируете тостер. Постройте диаграмму состояний хлеба в тостере. Используйте триггерные события, действия и переходы.
Постройте диаграмму состояний банкомата.
Для рассмотренного примера с графическим интерфейсом пользователя, постройте диаграмму состояния «Отображение заставки», которая включала бы параллельные подсостояния*.

* Задание более высокого уровня сложности


Слайд 46Проект ВИРТУОЗ Н.Новгород, 2004г.
SE201. Мод.16: Диаграммы состояний © Бабич А.В., 2004г
Использованные

материалы

При разработке представленных материалов с разрешения авторов или правообладателей использовались следующие источники:

Г.Буч. UML: Руководство пользователя http://alice.stup.ac.ru/~dvn/uproc/books/uml_user_guide/index.htm
Леоненков. Самоучитель по UML http://khpi-iip.mipk.kharkiv.edu/library/case/leon/index.html
Дж. Шмулер. Освой самостоятельно UML за 24 часа, 2-е издание: пер. с англ. – М.: Изд. Дом «Вильямс», 2002.
UML Reference quick card © 2002 Laurent Grégoire http://tnerual.eriogerg.free.fr/uml.html
OMG Unified Modeling Language Specification. Copyright © 2000, Object Management Group http://www.omg.org/cgi-bin/apps/doc?formal/03-03-01.pdf


Слайд 47Проект ВИРТУОЗ Н.Новгород, 2004г.
SE201. Мод.16: Диаграммы состояний © Бабич А.В., 2004г
О

проекте ВИРТУОЗ

Цель проекта "Виртуоз" - подготовка преподавателей к внедрению в ВУЗах России и других стран СНГ новой специальности – "Информационные технологии". Основная задача проекта - совершенствование методологии преподавания программной инженерии. Реализация этой программы направлена на создание надёжной образовательной основы для дальнейшего развития отечественной ИТ-индустрии.
В рамках проекта (август-декабрь 2004 г.) - обучение современным методикам программной инженерии, передовым информационным технологиям, получение опыта работы по созданию учебных курсов, соответствующих международным образовательным стандартам IEEE/ACM Computing Curricula 2001: Computer Science и Software Engineering, а также прохождение стажировки в корпорации Intel.

Проект "Виртуоз" выполнялся в Нижегородском государственном университете им. Н.И. Лобачевского по инициативе компании Intel при поддержке Microsoft, IBM, Borland, Лаборатория Касперского и др.



Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика