Слайд 1Модернизация педагогического образования.
«Использование современных
информационных и коммуникативных
технологий в преподавании
русского
языка и литературы».
Слайд 2Педагогическое образование
является составной частью
системы образования России.
Слайд 3Цель модернизации
педагогического образования –
создать механизм
эффективного и динамичного
функционирования
педагогического образования
в условиях осуществления
модернизации образования России.
Слайд 4 программа модернизации педагогического образования (приказ Мин. образования РФ № 1313
от 01.04.2003г);
концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (приказ Мин. образования РФ № 2783 от 18.07.2002г);
проект Положения о порядке аттестации
педагогических и руководящих работников
государственных и муниципальных образовательных учреждений;
Слайд 5 концепция развития МСО и ДО г. Иркутска на 2002 -
2006 г.г. и планы мероприятий по
реализации основных направлений
этой концепции на 2002 и 2003 г. г. ;
целевые комплексные программы:
«Развитие одаренных детей г. Иркутска на 2002-2006г.г.», «Информатизация муниципальных образовательных учреждений и управления системой образования г. Иркутска на 2002-2006 гг.», «Внешкольная занятость» и др.
Слайд 6Основные задачи, которые ставились перед городской информационно-методической службой МУ ЦИМПО:
создание
единого образовательного пространства и
укрепление его целостности на основе идей и принципов
личностно-ориентированного образования;
повышение престижа и качества образования на основе
прогнозирования социально-педагогической ситуации,
учета потребностей жизненного самоопределения
учащихся, стандартизации и вариативности образования;
Слайд 7
развитие педагогического творчества в образовании, повышение педагогической культуры учителей, их
конкурентоспособности;
внедрение в учебный процесс современных электронных учебных материалов;
подготовка педагогических и руководящих кадров образовательных учреждений, способных использовать в учебном процессе новейшие информационные технологии.
Слайд 10Отчет о проделанной работе городского методического совета
учителей русского языка и литературы
и муниципальных образовательных учреждений г. Иркутска в 2002 – 2003 уч. г.
Слайд 14Состояние и перспективы информатизации среднего общего образования г. Иркутска
К докладу на
августовское совещание руководителей образовательных учреждений
департамента образования г. Иркутска
Слайд 15 В апреле 2003 года приказом министра образования РФ В.М. Филиппова
создан Федеральный совет по информатизации общего и начального профессионального образования.
4 июля 2003 года состоялось первое заседание президиума Федерального совета по информатизации общего и начального профессионального образования. Вел заседание председатель совета, Министр образования Российской Федерации В.М. Филиппов. В начале доклада были сформулированы цели информатизации общего образования:
модернизация образования и повышение его качества на основе массового и эффективного использования информационно-коммуникационных технологий;
повышение доступности современных образовательных услуг;
улучшение и адекватность образовательных результатов потребностям современного общества;
адаптация школьников к жизни в информационной среде.
Слайд 16 Один из ключевых моментов обновления образования в г. Иркутске – это
выполнение задач программы информатизации образования. Очень важно остановиться на этом вопросе по следующим причинам:
1. необходимо представить промежуточные итоги реализации программы информатизации образования;
2. выявить ключевые проблемы информатизации образования города;
3. выработать ряд предложений по основным действиям на ближайшую (до конца 2006 года) перспективу.
Слайд 17Основные задачи Программы:
1. Создание единой инфраструктуры, обеспечивающей
доступность образовательной информации всем муниципальным образовательным учреждениям:
a) планомерное обеспечение средствами вычислительной техники МОУ по единому стандарту;
b) программное обеспечение средств вычислительной техники, централизованное приобретение учебно-методических комплексов и лицензионного программного материала.
c) создание узла образовательной информационной сети МОУ.
2. Повышение уровня квалификации педагогических и руково-дящих работникам МОУ с целью эффективного использования в учебном процессе новейших информационных технологий.
3. Информатизация управления образованием.
a) внедрение использующихся программных комплексов и разработка собственных программ и баз данных;
b) внедрение и использование телекоммуникационной связи с целью оперативного обмена информацией.
Слайд 18Всего 4 учебных года дано, для того чтобы каждое муниципальное образование
города смогло внедрить и эффективно использовать новые информационные технологии в учебном и воспитательном процессе.
Слайд 19 Один учебный год уже завершен. В 2002 г. запрашиваемое финансирование было
удовлетворено на 100% и направлено для приобретения:
a. 10 компьютерных классов со специальным комплектом мебели для 10 общеобразовательных учреждений города СОШ № № 38, 53, 45, 21, 23, 9, 73, 2, 18, 62 на сумму 2,2 млн. рублей;
b. средства вычислительной техники и лицензионные мультимедийные диски для МУ ЦИМПО на сумму 60 тыс. рублей;
c. программного обеспечения по бухгалтерскому учету для бюджетного учреждения на сумму 130000 рублей;
d. специального комплекта мебели для компьютерной техники в другие образовательные учреждения города (МОУ СОШ № № 22, 27, 37, 42, 8, 65, 28, 71, лицей № 1);
Слайд 20В 2003 г. из запланированных 5,77 млн. руб. городская Дума утвердила
3,7 млн. руб. Это связано с недостатком бюджета города на 2003 г. Очень важно, что финансирование статьи программы «Обеспечение МОУ средствами вычислительной техники, оборудованием и лицензионным системным программным материалом (в том числе мебель)» было полностью удовлетворено. Кроме того, распоряжением мэра, было выделено 1 млн. 200 тыс. руб. дополнительно для обеспечения компьютерным оборудованием еще 5 МОУ сверх плана. В результате, компьютерные классы (12 рабочих станций и сервер), оснащенных сетью, лазерным принтером и сканером, установлены летом 2003 г. в следующие МОУ: СОШ № 1, 7, 11, 17, 20, 43, 57, 63, 64, 72, 76, 77, гимназия № 44, ЦОМ № 14, Вечерняя школа № 2
Слайд 21 Благодаря программе информатизации на 1 сентября 2003
г. из 80 МОУ г. Иркутска - 64 МОУ (81%) оборудованы современными компьютерными классами типа Pentium, что позволяет качественно вести образовательный процесс на базе этих МОУ: использовать новые информационные технологии, подключить к сети Интернет и электронной почте; использовать мультимедийные обучающие программы.
7. МОУ (9%) СОШ №№ 46, 67, 34, 24, 14, 35, ЛИГУ имеют морально устаревшую вычислительную технику и классы неполной комплектации
8. МОУ (10%) СОШ №№ 29, 33, 15, 51, 68, 31, ЦОМ №10, вечерняя школа №1 - не имеют собственных компьютерных классов вообще.
15. МОУ (18%) МОУ на сегодняшний день укомплектованы полностью 2 современными компьютерными классами.
Слайд 22 В среднем по России в конце 2002 года число школьников на
один компьютер составляло 145 человек, а с учетом региональных и муниципальных программ – 110-115 школьников. В г. Иркутске на 1 компьютер приходится 55 учащихся!
Слайд 23 Одна из важнейших задач программы информатизации – построение образовательного информационного пространства.
Решить эту задачу можно будет тогда, когда все образовательные учреждения будут иметь доступ к глобальным информационным ресурсам сети Интернет и возможность оперативного обмена электронной информацией. Благодаря статье «Телекоммуникационная деятельность» появилась возможность централизованного подключения МОУ г. Иркутска к Интернет по выделенным линиям. Заключен договор с ООО «Ориент-телеком» и осенью 2003 г. К Интернет будут подключены за счет средств программы информатизации следующие МОУ: СОШ № 30, 40, 2, 9, 75, 57, гимназии №2, 3, гимназия-интернат №1, лицей №1. Право первоочередного под-ключения к интернет эти МОУ заслужили благодаря активному использованию информационных технологий в учебном процессе. Стоимость одного подключения варьируется от 15 до 35 тыс. руб. К концу 2003 г. количество МОУ г. Иркутска, подключенных к Интернету достигнет 25 (30%) из них 16 – по выделенному каналу. В России по информации из различных источников, к Интернету имеет доступ 10% - 20% школ.
Слайд 24 В 2002-2003 годах в рамках федеральной программы одновременно с компьютерной техникой
в школы стали поступать электронные образовательные ресурсы на локальных носителях. Всего было поставлено 22 комплекта в МОУ №3, 4, 19, 28, 46, 55, 75, 25, 32, 36, 47, 6, 71, 22, 42, 27, 37, 8, 65, лицеи №1, №3, лицей-интернат №1.
Благодаря федеральной программе и спонсорской помощи 16 МОУ города оснащены мультимедийными проекторами. На средства программы информатизации МУ ЦИМПО оснащено презентационным оборудованием: мультимедиа-проектор, экран, переносной компьютер и цифровая фотокамера – для технического обеспечения презентаций и выступлений на массовых мероприятиях и конференциях.
Слайд 25 Для обеспечения МОУ мультимедийными образовательными ресурсами при МУ ЦИМПО была создана
медиатека, работающая в прокатном режиме. Медиатека содержит более 250 дисков образовательного характера: энциклопедии, справочники, учебные курсы, репетиторы, уроки, электронные архивы первоисточников, виртуальные лаборатории. Для заместителей директоров МОУ и учителей предметников организовано и проведено более 15 семинаров по методике применения мультимедиа ресурсов в учебно-воспитательной деятельности. МУ ЦИМПО сотрудничает с компанией «Кирилл и Мефодий», совместно с которой в 2002-2003 учебном году был проведен конкурс «Кубышка медиа- уроков», целью которого были: популяризация опыта педагогов, внедряющих мультимедийные технологии в учебный процесс, и создание банка сценариев уроков с использованием мультимедиа технологий. Учителя-победители получили призы от компании «Кирилл и Мефодий».
Слайд 26 Серьезной проблемой для МОУ города является сервисное обслуживание компьютерных классов. В
2001-2002 году в 20 МОУ города установлены компьютерные классы, оснащенные локальной сетью. Работоспособность классов и эффективность их использования во многом зависит от настройки сервера локальной сети и программного обеспечения. Такую работу может провести только квалифицированный специалист в области сетевого администрирования. В штатном расписании МОУ не предусмотрена должность инженера, а учитель информатики и лаборант в силу своих функциональных обязанностей и квалификации не может выполнять данную работу. Необходимо проводить централизованно работы по настройке сети и программного обеспечения. Для этого был заключен договор со специалистами НИИ ПФ за счет статьи «Организация сервисного обслуживания программно аппаратных средств образовательных учреждений и ЦБ ДО» на работы по настройке сети в 10 МОУ СОШ № 27, № 71, № 28, № 9, № 37, № 53, № 73, № 2, № 18, № 80.
Слайд 27 На 1 августа в системе Иркутского общего образования работает почти 10000
школьных учителей. Не менее половины из них должны освоить применение ИКТ в образовательном процессе. Начиная с 2001 года, педагоги получили возможность осваивать ИКТ в рамках проекта Нефтяной компании ЮКОС «Поколение.ru», реализуемого Федерацией Интернет Образования. В Иркутском центре ФИО прошли обучение 725 учителей-предметников и 198 директоров и завучей. 70 работников школьных библиотек прошли обучение в Областном Центре Образования . Компьютерные классы для обучения библиотекарей предоставили МОУ СОШ № 2, 14, 57, лицей-интернат №1. Учителя информатики в течение всего года имеют возможность повысить свою квалификацию на кафедре информатики в ИПКРО. В 2002 году компания Intel начала программу «Обучение для будущего», которая также предусматривает обучение педагогов ИКТ. В 2003-2004 учебном году планируется начать обучение учителей по 40-часовой программе в г. Иркутске.
Слайд 28 В целях приобщения учащихся, преподавателей и педагогов к новым информационным технологиям
и к эффективному использованию компьютерного оборудования образовательного учреждения департаментом образования и МУ ЦИМПО, в соответствии с планом мероприятий по реализации Программы информатизации образовательных учреждений г. Иркутска, были организованы и проведены следующие проекты и конкурсы:
1. Конкурс мультимедиа-презентаций МОУ г. Иркутска «Моя Школа!». В конкурсе приняли участие 23 образовательных учреждений г. Иркутска, в т.ч. детский сад № 118 и детский дом №5. Лучшими признаны презентации: СШ № 30, СШ № 2, СШ №57, гимназия №3, ЛИГУ.
2. Интернет-проект: «Происхождение географических названий Иркутской области»
3. Конкурс исследовательских работ, представленных в виде веб-сайтов «Исторические памятники моей малой Родины».
Слайд 29В проектах приняли участие 24 образовательных учреждений г. Иркутска, выполнено более
50 работ, которые размещены в Интернет на сайте «Культура Приангарья»: http://cultura.baikal.ru. По результатам проекта записан диск с конкурсными работами.
Самыми лучшими работами признаны веб-сайты команды средней школы №57: «Чешский Сибиряк» и «Памятники Новоленино» и команды лицея № 1: «Музей-ледокол «Ангара»», «Ледокол «Байкал»».
Все МОУ, победители и призеры
проектов и конкурсов,
награждены ценными
призами (компьютерное
оборудование) за счет средств
программы информатизации.
Слайд 30 Наличие современной компьютерной техники, электронная почта и доступ к ресурсам сети
Интернет в образовательном учреждении дают возмож-ность школьникам г. Иркутска выходить на Российский и международный уровни. Учащиеся активно принимают участие во Всероссийских конкурсах и проектах по сети Интернет. В эвристических олимпиадах центра дистанционного образования «Эйдос» по основным предметам школьного цикла приняли участие более 100 учащиеся города, ученики лицея №2, ПЖГ, СОШ № 47 стали лауреатами и победителями. Школьники г. Иркутска (ПЖГ, лицей № 1) приняли участие в Воронежских дистанционных олимпиадах. Учащиеся школы №57 заняли первое место в конкурсах «Роботландского сетевого университета», в котором учатся уже несколько лет. Старшеклассники лицея №2 приняли участие в международных сетевых экономических играх: Мировой чемпионат по МЭМ, Элитарные молодежные экономические игры, Банки в действии и др., и во всех играх стали победителями и призерами.
Опыт учителей г. Иркутска в области использования информационных и Интернет-технологий хорошо известен и используется в России. В 2002 г. Российской ассоциацией образовательных сетей вышла книга «История образовательного Интернета в рассказах ее участников». В книге опубликованы рассказы четырех иркутских учителей. Кроме того, свой опыт по внедрению информационных и Интернет-технолгий в учебно-воспитательный процесс учителя представляют на международных и Всероссийских конференциях и семинарах.
Слайд 31 На заседании президиума Федерального совета по информатизации общего и начального профессионального
образования 4 июля 2003 года названы критерии оценки эффективности информатизации общего образования к 2006 году, которые, по мнению специалистов, должны быть следующими:
Создание законодательной и нормативной базы, способной обеспечить возможность эффективного использования ИКТ на всех уровнях образовательного процесса.
Обеспечение учителей и учащихся компьютерной техникой, необходимой для организации образовательной деятельности.
Обеспечение доступом к телекоммуникационным услугам и ресурсам не менее 60% учителей и учащихся.
Не менее 50% учителей, занятых в системе общего образования, должны пройти обучение по программам ИКТ-компетенции и эффективно использовать полученные знания и навыки в своей профессиональной деятельности.
Создание инфраструктуры для разработки электронных образовательных ресурсов (ЭОР) и обеспечение не менее 50% базисного учебного плана средней школы ЭОР для поддержки учебного процесса.
Слайд 32 Согласно установленным критериям, департамент образования в области информатизации должен решить следующие
задачи:
Дальнейшее и планомерное обеспечение МОУ компьютерным оборудованием, замена устаревшего оборудования на современное.
Обеспечение компьютерной техникой администрации МОУ и органов управления образованием. Внедрение компьютерных программ поддерживающих управленческий процесс.
Подключение МОУ на конкурсной основе к Интернет и электронной почте, и обеспечение доступа к ресурсам и базам данных департамента образования и МУ ЦИМПО.
Создание сайта Департамента образования и сайта МУ ЦИМПО, создание электронного банка данных для учителей и администраторов.
Создание школьных медиацентров. Оснащение компьютером и сканером школьные библиотеки. Обеспечение МОУ мультимедийными образовательными ресурсами.
Развитие ресурсного центра повышения квалификации в области информационных технологий при МУ ЦИМПО. Сотрудничество с корпорацией Intel и компанией «Кирилл и Мефодий» в области обучения учителей и педагогов ИКТ.
Организация сервисного обслуживания локальных компьютерных сетей МОУ.
Слайд 33 Для решения этих задач в МУ ЦИМПО создан отдел информационных технологий,
руководитель Т.Г. Пирог, при котором для учителей города будет работать ресурсный учебный центр (компьютерный класс из 10 компьютеров с доступом в Интернет). На базе центра будут проводиться семинары и курсы по информационным технологиям и обеспечен доступ учителей города к ресурсам сети Интернет.
Для повышения квалификации учителей департамент образования включился в международный проект компании Интел «Обучение для будущего». В рамках этого проекта в 2003-2004 гг. планируется обучить 1000 учителей основам проектной деятельности с использованием информационных технологий. Обучение планируется провести на базе ресурсного центра ЦИМПО и выбранных для участия в проекте школ города.
Слайд 34 Для повышения эффективности использования ИКТ учителями, педагогами и учащимися провести в
рамках программы информатизации образования в 2003-2004 учебном году следующие проекты и конкурсы:
1. Конкурс среди учителей и педагогов «Мультимедиа презентация на уроке»
2. Конкурс школьных веб-сайтов
3. Сетевые проекты по географии, истории, экологии, английскому языку, русскому языку и литературе
4. Проект «Межшкольная электронная газета»
Слайд 36Городской методический совет русского языка и литературы благодарит за помощь в
проведении августовского совещания секции учителей русского языка и литературы:
Галину Павловну Серебренникову – главного специалиста департамента образования г. Иркутска
Ольгу Юрьевну Юрьеву – заведующую кафедрой литературы ИГПУ
Ольгу Никифоровну Шахерову – методиста ИПКРО
Ольгу Сергеевна Сученкину – методиста ИПКРО
Татьяну Васильевну Прусскую – директора МОУ гимназия № 44
Ольгу Васильевну Бартош – заместителя директора МОУ гимназия № 44
Анну Алексеевну Паршину – руководителя методического объединения МОУ гимназия № 44
Учителей МОУ гимназия № 44