Слайд 1Модели профессионального становления педагога
Слайд 2Модель (от лат. Modulus)
– «мера, аналог, образец»
Слайд 3Классификация моделей (по типу взаимодействия личности и профессии)
Профессионально-ориентированная модель
Личностно – ориентированная
модель
Определение квалификационной модели должности и подгонку под нее подходящих работников
Изучение сильных и слабых сторон личности человека и выбор ею соответствующей профессии
Слайд 4Профессионально-ориентированная модель:
Слайд 5Личностно – ориентированная модель:
Слайд 6Митина Лариса Максимовна
доктор психологических наук, профессор.
Автор концепции и технологии
профессионального развития учителя.
(монографии «Психология труда и профессионального развития учителя», 1998, «Психология личностно-профессионального развития субъектов образования», 2014)
Слайд 7Профессиональное развитие личности (Митина Л.М.)
Слайд 8Фундаментальное условие развития
(развитие интегральных характеристик)
направленность
компетентность
осознание системы ценностей и мотивов
осознание роли
аффективной сферы
В общении
физического и психологического здоровья учителя и ученика
гибкость
осознание необходимости повышения общечеловеческой и специальной культуры
организация общения как основы развития и обучения
Слайд 9Структура доминирующих мотивов личности учителя
1) направленность на ребенка (и других людей),
связанная с заботой, интересом, любовью, содействием развитию его личности и максимальной самоактуализации его индивидуальности;
2) направленность на себя, связанная с потребностью в самосовершенствовании и самореализации в сфере педагогического труда;
3) направленность на предметную сторону профессии учителя (содержание учебного предмета).
Слайд 10
Компетентность включает знания, умения, навыки, а также способы и приемы их
реализации в деятельности, общении, развитии (саморазвитии) личности.
Психологическую основу компетентности составляет способность субъекта переходить от декларативных знаний (знаний по типу ≪что≫: факты, принципы, события, концепты и т. д.) к процедурным знаниям (знаниям по типу ≪как≫: как реализовать то или иное поведение, как что-то сделать и т. д.).
Слайд 11Психологическим условием развития эмоциональной гибкости
является, осознание учителем роли и значения аффективной
сферы личности в оптимизации деятельности, общения, психического и физического здоровья и учителя, и учеников:
способностью «оживлять» подлинные эмоции в многократно повторяющемся учебно-воспитательном процессе,
вызывать положительные эмоции, контролировать отрицательные, т.е. проявлять гибкость поведения, нестандартность, творчество.
Слайд 12Объект развития + условия его развития +
Слайд 13Психологические условия личностно-профессионального развития (факторы)
Слайд 14Модели поведения
Адаптивного функционирования
Личностно-профессионального развития
Доминирует тенденция к подчинению внешним обстоятельствам, процессы
самоприспособления и подчинения
Динамика функционирования субъекта (стадии): адаптация, становление и стагнация
Возможность и необходимость делать выбор, быть внутренне свободным и ответственным; внутриличностное противоречие
Развитие - непрерывный процесс самопроектирования (стадии): самоопределение, самовыражение и самореализация
Слайд 15Профессиональное развитие
учитель осознает свое участие и ответственность за все, что происходит
с ним, его учениками (и школой в целом), и пытается активно способствовать или противодействовать внешним обстоятельствам, планировать и ставить цели профессиональной деятельности, изменять ради их достижения себя самого.
Слайд 16Технология изменения поведения учителя
I стадия – подготовка (степень готовности)
II стадия –
осознание (увеличение информации)
III стадия – переоценка (решение – как действовать по-новому)
IV стадия – действие (апробация новых форм поведения)
Слайд 17Маркова Аэлита Капитоновна
Доктор психологических наук, профессор кафедры акмеологии и психологии профессиональной
деятельности РАГС, академик Международной Академии акмеологических наук.
Научные публикации –
Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. Петрозаводск, 1992 (в соавт.).
Психология труда учителя. М., 1993.
Психология обучения подростка. М., 1995.
Психология профессионализма. М., 1996.
Слайд 18Уровни профессионализма:
Допрофессионализм (новичок, дилетант)
Профессионализм (овладение качествами профессионала)
Суперпрофессионализм (расцвет «акме», высокие достижения)
Непрофессионализм
(внешняя активная деятельность, но некоторые деформации в становлении профессионала)
Послепрофессионализм (консультант, советчик)
Слайд 19Суперпрофессионализм
Этот уровень характеризует профессиональную деятельность в ее расцвете («акме»), в ее
высоких достижениях и творческих успехах.
Здесь человек из субъекта труда и профессионала превращается в творца, новатора, суперпрофессионала, в профессионала высокой квалификации. Главной особенностью этого уровня является «выход человека за пределы профессии», то есть творческое ее обогащение своим личным вкладом.
Слайд 20Профессионализация – процесс становления профессионала
Первый вектор – по вертикали профессиограммы –
состоит в том, что происходит овладение все новыми задачами профессиональной деятельности, а значит и новыми модулями профессии.
Другой вектор – по горизонтали профессиограммы – заключается в том, что идет освоение средств, техник для решения каждой новой профессиональной задачи, упрочение психологических качеств, необходимых специалисту для решения этих задач.
Слайд 21Противоречивые тенденции профессионального развития
противоречие между саморазвитием и самосохранением в профессии;
противостояние
порой результатов и процесса труда (например, несовпадение объективных результатов и его «психологической цены»);
несовпадение в ряде случаев предметных, социальных эталонов, норм труда с индивидуальными нормами и критериями;
несогласованность становления разных видов компетентности (специальной, социальной, личностной, индивидуальной);
рассогласование темпов развития у отдельных людей мотивационной и операциональной сферы профессиональной деятельности;
несогласованность «ценностного отношения к себе в труде и к труду в себе»
Слайд 22Педагогический профессионализм
Митина Л.М.
Маркова А.К.
Творческая самореализация в профессии
- непрерывный процесс самопроектирования
Накопление качественных
изменений в психике человека на пути его достижения к профессионализму
- путь восхождения
Слайд 23Концепция профессионализации Ю.П. Поваренкова
Профессиональную продуктивность характеризует эффективность профессионального развития личности и
степень соответствия результатов ее деятельности социально-профессиональным требованиям.
Профессиональная продуктивность оценивается на основе производительности, качества и надежности.
Слайд 24Профессиональная идентичность характеризует значимость для индивида профессии и профессионализации в целом
как средства удовлетворения своих потребностей и реализации, развития потенциала.
Профессиональная идентичность оценивается на основе субъективных показателей, включающих удовлетворенность трудом, профессией, карьерой, собой, профессиональную самооценку, индексы самореализации и самоактуализации личности.
Слайд 25Профессиональная зрелость свидетельствует о сформированности личностного контура регулирования в процессе профессионального
развития, о степени осознания личностью своих возможностей и потребностей, требований, которые ей предъявляются.
Для профессионально зрелой личности характерно умение соотносить свои возможности, потребности, профессиональные требования, выбирать оптимальную стратегию профессионального становления, в том числе сознательно идти на риск и снижать уровень притязаний.
Слайд 26Список использованной литературы
Корытова Г.С., Никифорова Н.А. Профессиональное становление личности педагога: проблемное
поле и концептуальные модели // Вестник ТГПУ, 2015.1 (153);
Митина Л.М. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. М., «Флинта» 1998. 200 с.;
Митина Л.М. Психология личностно-профессионального развития субъектов образования: монография. – М.; СПб: Нестор-История, 2014, – 376с.;
Маркова А. К. Психология профессионализма. - М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. 312 с.;
Поварёнков Ю.П. Характеристика циклов профессионального становления и реализации личности. // XII Международная научно-практическая конференция «Психология личностно- профессионального развития: современные вызовы и риски» / Под ред. Л.М. Митиной. – М.: Издательство «Перо», 2016.
Поварёнков Ю.П. Характеристика циклов профессионального становления и реализации личности. // XII Международная научно-практическая конференция «Психология личностно- профессионального развития: современные вызовы и риски» / Под ред. Л.М. Митиной. – М.: Издательство «Перо», 2016.