Многоуровневая постнеклассическая модель образовательных процессов (спираль ПНК МОП) презентация

Содержание

Постнеклассическая модель образовательных процессов символически представлена в виде двойной восходящей спирали, связанной семью уровнями - «перемычками» (спираль ПНК МОП). Интересно, что, по всей видимости, «двойная спираль» является адекватной геометрической фигурой

Слайд 1Многоуровневая постнеклассическая модель образовательных процессов (спираль ПНК МОП)


Слайд 2


Слайд 3Постнеклассическая модель образовательных процессов символически представлена в виде двойной восходящей спирали,

связанной семью уровнями - «перемычками» (спираль ПНК МОП).
Интересно, что, по всей видимости, «двойная спираль» является адекватной геометрической фигурой для визуализации именно процессов. Представляется, что мы имеем ещё один эталон визуализации, подобно тому как эталонами-символами являются окружность, квадрат, равносторонний треугольник и др. Широко известен революционный аналогичный результат символического представления структуры молекулы ДНК в виде двойной спирали, полученный Нобелевскими лауреатами профессорами Дж. Уотсоном и Ф. Криком.


Слайд 4Каждая из спиралей символизирует путь актора (учителя или ученика) – как

субъекта – в возможном мире образования. Уровни модели («перемычки») интерпретируются как совместные циклы трансформации акторов, в результате которых становится возможным продвижение акторов по спиралям
Каждый уровень модели представляет определенную образовательную парадигму
Спираль ПНК МОП связывает основные образовательные парадигмы: от научения подражанием до сотворчества на уровне идей
Каждая парадигма описывается четырьмя основными характеристиками: двумя ролями акторов (учителя и ученика), параметрами совместной образовательной среды и областью достижимых результатов


Слайд 5Поводырь
Ведомый
Актор 1 («Учитель»)
Актор 2 («Ученик»)

1

Творец
Творец

7
_________
___________

2
_________
___________

3
__________
__________

4
_________
__________

5
__________
__________

6








Сотворчество, компетенции когнитивные
Идеи






Ощущения, Пробы&ошибки
«Делай, как я»
Восприятия, образцы
Представления,

образы

Умения

Навыки

Мотивация, стандарты

«Второе рождение», компетентности

Знания

Смыслы

Размышления, компетенции предметные

Сведения


Слайд 6Поводырь
Ведомый
Актор 1 («Учитель»)
Актор 2 («Ученик»)



1
Ощущения, пробы&ошибки
«Делай, как я»


Слайд 7Актор 1 («Учитель»)
Актор 2 («Ученик»)
Репетитор
Обучаемый



2
Восприятия, образцы
Навыки


Слайд 8Актор 1 («Учитель»)
Актор 2 («Ученик»)
Наставник
Учащийся



3
Представления, образы
Умения


Слайд 9Актор 1 («Учитель»)
Актор 2 («Ученик»)
Проводник
Осведомленный



4
Мотивация, стандарты
Сведения


Слайд 10Актор 1 («Учитель»)
Актор 2 («Ученик»)
Учитель
Ученик



5
«Второе рождение», компетентности
Знания


Слайд 11Актор 1 («Учитель»)
Актор 2 («Ученик»)
Мыслитель
Сведущий



6
Смыслы
Размышления, компетенции предметные


Слайд 12Актор 1 («Учитель»)
Актор 2 («Ученик»)

Творец
Творец



7
Сотворчество, компетенции когнитивные
Идеи


Слайд 13
Творец
Творец


Проводник
Осведомленный


Учитель
Ученик


Мыслитель
Сведущий


Сотворчество, компетенции когнитивные
Идеи
Поводырь
Ведомый
Актор 1 («Учитель»)
Актор 2 («Ученик»)


Репетитор
Обучаемый


Наставник
Учащийся


Ощущения, Пробы&ошибки
«Делай, как я»
Восприятия, образцы
Представления,

образы

Умения

Навыки

Мотивация, стандарты

«Второе рождение», компетентности

Знания

Смыслы

Размышления, компетенции предметные

Сведения


Слайд 14Табл. 1. Описание модели ПНК МОП


Слайд 15

Поводырь
Ведомый
Ощущения, пробы&ошибки
Репетитор
Обучаемый
Восприятия, образцы
Наставник
Учащийся
Представления, образы
Актор «Учитель» (a)
Актор «Ученик» (b)
Индуктор
Проводник
Мотивация, стандарты
Ученик
Учитель
«Второе рождение», компетентности
Сведущий
Мыслитель

Творец
Творец
Сотворчество,

компетенции когнитивные**

Знания, контенты

Смыслы, метазнания

Идеи, ценности моральные

*Профессиональные образовательные
Общеобразовательные

Размышления, компетенции предметные*















** Общекультурные (субъекта культуры)


1


2


3


4


5


6


7


1


2


3


4


5


6


7

Умения

Навыки

Сведения

«Делай, как я»


Слайд 16ПОНЯТИЕ КОМПЕТЕНЦИИ


Слайд 17Понятие компетенции
Термин "компетенция" происходит от латинского "competentia", что означает ведение, способность,

принадлежность по праву, и обычно используется в двух смыслах:
а) в юридическом, для характеристики формальных прав и обязанностей;
б) в социальном, для определения способности субъекта заниматься определенной деятельностью, либо для характеристики качеств субъекта, требуемых для осуществления данной деятельности.
В общем виде: компетенция как характеристика отношения, связывающего так или иначе субъекта деятельности и саму деятельность


Слайд 18Виды компетенций
[1] Определение интеллекта по Пиаже


Слайд 19В постнеклассической картине мира:
компетенция есть характеристика отношения субъекта и деятельности
представима

как инфообъект и
задается тройкой (способность, готовность, мотивация).

Слайд 20Представление компетенции в картинах мира


Слайд 22Соотнесение базовых принципов по Делору и положений когнитивно-компетентностной парадигмы


Слайд 23Применительно к субъекту вообще образовательная компетенция - это (способность, готовность, мотивация)

пройти жизненный путь образовательного субъекта («путь наверх» по спирали ПНК МОП) в образовательных средах от предсубъекта (уровень 1) к полностью осуществленному субъекту (уровень 7).
Когнитивно-образовательная компетенция - это (способность, готовность, мотивация) когнитивного субъекта пройти жизненный путь когнитивного субъекта в субъект-субъектных образовательных средах от обучения на уровне 5 (контенты, знания) до обучения на уровне 6 (смыслы, метазнания) и далее до обучения на уровне 7 (идеи, моральные ценности).
Когнитивно-образовательные компетенции определяют (способность, готовность, мотивацию) человека (и его сообществ) стать субъектом культуры.

Слайд 24Итак, подведем итоги:
В приложении постнеклассической методологии к образованию компетенцию следует определять

как характеристику отношения субъекта и образовательной деятельности, причем в когнитивно-компетентностной парадигме компетенция – это характеристика отношения когнитивного субъекта и образовательной деятельности.
Для инфомира в целом компетенция определяется как (способность, готовность, мотивация) субъекта порождать, трансформировать и утилизировать инфообъекты – фундаментальные информационные компетенции.


Слайд 25Очевидно, что для «перехода к обучению на основе компетенций» наличествующего сегодня

в образовании уровня СУНов (обучения на уровне досубъектных образовательных парадигм (уровни 1 – 4 модели ПНК МОП)) недостаточно, для решения новых задач сфере образования необходимо переходить к обучению на уровне знаний, смыслов и идей (уровни 5 - 7 модели ПНК МОП).


Слайд 26Когнитивно-компетентностная модель образовательных процессов для обществ, основанных на знаниях


Слайд 27что такое «компетентностный» подход к образованию и каково его место в

возможной модернизации?

Можно ответить кратко: именно с уровня 5 осуществляется переход от СУНов к ЗСИ (образование на уровне знаний, смыслов и идей)

Слайд 28Реформа образования – построение модели образования, адекватной информационному обществу (обществу, основанному

на знаниях)

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика