Слайд 1
МКОУ Хреновская СОШ № 2
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДЕТСКОМ
САДУ
Презентацию подготовила
Горшенёва Л.А.
заместитель директора по дошкольному обучению.
Слайд 2 «…Детям, совершенно так же, как и взрослым,
хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать.
Объясни им, и они будут беречься».
Януш Корчак
Слайд 3Здоровье, что это такое?
К настоящему времени в науке сложилось более 79
понятий «здоровье». Оказалось, не так просто дать ему исчерпывающее определение. Рассмотрим некоторые из них.
Здоровье – это нормальная функция организма на всех уровнях его организации.
Здоровье – это динамическое равновесие организма и его функций с окружающей средой.
Здоровье – это способность организма приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде, способность поддерживать постоянство внутренней среды организма, обеспечивая нормальную и разностороннюю жизнедеятельность, сохранение живого начала в организме.
Здоровье – это отсутствие болезни, болезненных состояний, болезненных изменений.
Здоровье – это способность к полноценному выполнению основных социальных функций.
Здоровье – это полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие. Гармоническое развитие физических и духовных сил, принцип единства организма, саморегуляции и уравновешенного взаимодействия всех органов.
Слайд 4Здоровье человека – это великая ценность, особенно для ребёнка, когда организм
ещё очень хрупок и наиболее уязвим.
На современном этапе проблема профилактики здоровья детей является одной из самых актуальных. Дошкольные учреждения, выполняя социальный заказ, несут полную ответственность за воспитание человека XXI века - человека здорового физически, нравственно и духовно, человека всесторонне и гармонично развитого. Именно поэтому это одно из приоритетных направлений работы нашего дошкольного учреждения, т.к. насколько успешно удастся сформировать и закрепить навыки здорового образа жизни в раннем возрасте, зависит последующий реальный образ жизни и здоровье человека в будущем.
В нашем дошкольном учреждении эта работа ведётся по программе «Здоровье», разработанной педагогическим коллективом и являющейся приложением к районной программе «Здоровье».
Слайд 5Основные цели и задачи работы дошкольного учреждения в режиме здоровьесбережения
Охрана и
укрепление здоровья детей
Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств
Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности
Воспитание потребности в здоровом образе жизни
Обеспечение физического и психического благополучия.
Профилактика ОРВИ. Снижение численности болеющих детей.
Подготовка дошкольников к физическим нагрузкам, предъявляемым общеобразовательной школой.
Интеграция обучения и целенаправленное формирование здоровья детей на основе современных методик, обеспечивающих эффект при обучении детей.
Слайд 6«Здоровьесберегающая технология» - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех
факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.
Слайд 7Классификация здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:
Слайд 8Медико-профилактические технологии в дошкольном образовании технологии, обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья
детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.
Слайд 9Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на физическое развитие
и укрепление здоровья ребенка: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки и др.
Слайд 10Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка – технологии, обеспечивающие психическое и социальное
здоровье ребёнка-дошкольника. К этому виду технологий можно отнести технологии психологического и психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка в педагогическом процессе ДОУ.
Слайд 11Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования – технологии, направленные на
развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.
Слайд 12Валеологическая образованность родителей воспитанников ДОУ.
Слайд 13Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду – это, прежде всего технологии
воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников.
Слайд 14Научно-методическое обеспечение здоровьесберегающей деятельности:
Слайд 15 Г.И.Кулик, Н.Н.Сергиенко – Школа здорового человека – Программа для ДОУ.
П.А.Павлова,
И.В.Горбунова – Расти здоровым, малыш! – Программа оздоровления детей раннего возраста.
Слайд 16Л.И.Глизерина – Уроки здоровья – Для детей дошкольного и младшего школьного
возраста.
В.И.Ковалько – Азбука физкультминуток для дошкольников.
Л.А.Обухова , Н.А.Лемяскина - Тридцать уроков здоровья для первоклассников.
М.Д.Маханева – Воспитание здорового ребенка.
С.Н.Зинатулин – Планирование и конспекты занятий по обучению детей регуляции дыхания.
Е.А.Алябьева – Психогимнастика в детском саду.
В.И.Ковалько – Поурочные разработки по физкультуре.
Е.Н.Вареник – Физкультурно-оздоровительные занятия с детьми.
Л.Г.Горькова, Л.А.Обухова – Занятия по физической культуре в ДОУ.
Слайд 17 - Т.С.Яковлева – Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду.
-
О.Н.Моргунова – Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ.
- Петрушина А.Д. – Организация воспитательной и оздоровительной работы в ДОУ.
- Л.В.Кочеткова – Оздоровление детей в условиях детского сада.
- Ю.Ф.Змановский – К здоровью без лекарств.
- В.А.Зебзеева – Организация режимных процессов в ДОУ.
- Здоровье дошкольника – журнал.
- В.Ф.Трещалин – Здоровье детей и подростков: проблемы и пути их решения.
Слайд 18 Е.А.Тимофеева – Подвижные игры с детьми.
В.Я.Лысова, Т.С.Яковлева Спортивные праздники и
развлечения.
Г.Н.Гришина – Любимые детские игры.
А.В.Кинеман – Детские подвижные игры
и другие.
Слайд 19С.О.Филиппова – Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения.
Т.А.Тарасова – Контроль физического
состояния детей дошкольного возраста.
В.А.Деркунская – Диагностика культуры здоровья дошкольников.
Слайд 20М.М.Безруких, Т.А.Филиппова – Ступеньки к школе.
Азбука Здоровья. Тренируем пальчики.
Учимся
учиться.
Слайд 21Формы организации
здоровьесберегающей работы
Слайд 22Для полноценного физического развития детей, реализации потребности в движении в детском
саду созданы определённые условия.
В группах созданы уголки физической культуры, где располагаются различные физические пособия, спортивный инвентарь, игрушки для спортивных игр. Всё это повышает интерес малышей к физкультуре, увеличивает эффективность занятий, позволяет детям упражняться во всех видах основных движений в помещении и на улице.
Слайд 23С детьми, имеющими нарушения, затруднения в произношении слов, работает логопед школы.
Слайд 25Физкультурное занятие
занятия проводятся в соответствии с программой, перед занятием необходимо хорошо
проветрить помещение
Слайд 26На территории детского сада имеется спортивная площадка с «полосами препятствий», гимнастическими
стенками, футбольными воротами, лабиринтами, «пеньками», разноуровневыми ступеньками – баллонами. Дети с удовольствием занимаются, играют, делают новые открытия.
Слайд 27Игры с мячом, подвижные игры малой, средней и большой подвижности, развивающие
упражнения.
Слайд 29Самостоятельная деятельность детей
Слайд 31
Подвижные и спортивные игры
подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом
и временем её проведения. В детском саду используем лишь элементы спортивных игр.
Слайд 33Релаксация
используется спокойная классическая музыка (Чайковский, Рахманинов), звуки природы
Слайд 34Сказкотерапия
используется для психо-терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый,
либо это может быть групповое рассказывание.
Слайд 35
Технологии музыкального воздействия используются в качестве вспомогательного средства, как часть других
технологий, для снятия напряжения, повышения эмоционального настроения
Слайд 36
Технологии эстетической направленности
реализуется на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров,
выставок и пр., оформление помещений к праздникам
Слайд 38
Гимнастика пальчиковая
рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводиться в любой
удобный отрезок времени.
Слайд 39На занятиях дети знакомятся с культурой здорового образа жизни.
Слайд 40
Гимнастика бодрящая, закаливание
форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание, ходьба
по дорожкам «здоровья», лёгкий бег из группы в спортзал с разницей температуры в помещениях и другие.
Слайд 41Гимнастика после сна, ходьба по дорожкам «Здоровья».
Слайд 42Обширное умывание и контрастное обливание, ходьба босичком.
Слайд 43Гимнастика дыхательная
проводится в проветриваемом помещении, педагог даёт детям инструкции об обязательной
гигиене полости носа
Слайд 44Точечный массаж
проводится строго по специальной методике, показана детям с частыми простудными
заболеваниями и для профилактики ОРЗ.
Слайд 46Работа с родителями
Уголки здоровья.
Совместные спортивные праздники «Зимние забавы», «Юные защитники Отечества»,
«Папа, мама, я – спортивная семья!» и другие.
Родительские собрания на темы: «Здоровье детей в наших руках», «Требование к внешнему виду и одежде ребёнка», «Искусство быть родителем».
Папки-передвижки и советы родителям на темы: «Полезные советы», «Веселая ингаляция», «Медицина малышам», «Когда ребёнок болен» и др.
Слайд 47Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса,
сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.