Слайд 1М.И. Цветаева
Жизнь и творчество.
Уникальность поэтического голоса Цветаевой.
Искренность лирического
монолога-исповеди.
Трагичность поэтического мира
Слайд 2Детство
Родилась 26 сентября 1892 года в Москве и всегда ощущала
себя детищем города, «отвергнутого «Петром»
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.
16 августа 1916
Слайд 3Отец, Иван Владимирович, профессор Московского университета, создатель первого в дореволюционной России
Государственного музея изобразительных искусств.
Мать, Мария Александровна, – редкостно одаренная пианистка, ученица Рубинштейна.
«Счастливая, невозвратимая пора детства» – это прежде всего общение с матерью, привившей девочкам любовь к природе, книгам, подарившей радость семейных праздников, «золотые деньки» на даче – в старинной Тарусе на Оке.
В.Д. Поленов. Ока близ Тарусы
Слайд 4«Четырёхлетняя моя Маруся ходит вокруг меня и всё складывает слова в
рифмы, - может быть, будет поэт? – вспоминала мать Марины.
Мать мечтала, что Марина станет пианисткой.
Сестры Марина и Анастасия ( в будущем – писательница) рано осиротели – мать скончалась от туберкулеза, когда Марине было 14 лет, а Анастасии – 12.
Отец, погруженный в науку, любил детей, но не замечал, что они взрослеют. Поэтому марина росла вне реальности: в мире книг, музыки, мечтаний – «мимо времени».
Сёстры Марина и Ася
Марина Цветаева в детстве. 1893г
Слайд 5«Стихи пишу с 6 лет. По-русски, по-французски, по-немецки. Печатаюсь с 16».
До
революции в России вышли 3 книги стихов:
«Вечерний альбом» (1910)
«Волшебный фонарь» (1912)
«Из двух книг» (1913)
В 20-е годы изданы 2 книги «Вёрсты», где собрана лирика 1914-1921 гг.
С самого начала творческого пути не признавала слово «поэтесса» по отношению к себе, называя себя «поэт Марина Цветаева».
Слайд 6
В один день с Мариной, но годом позже – 26 сентября
1893 года родился её муж, Сергей Яковлевич Эфрон. Они встретились – семнадцатилетний и восемнадцатилетняя- 5 мая 1911 года на пустынном берегу.
Она собирала камушки, он стал помогать ей – красивый грустной, кроткой красотой юноша… с поразительными, огромными глазами.
Есть такие голоса,
Что смолкаешь, им не вторя,
Что предвидишь чудеса.
Есть огромные глаза
Цвета моря…
Заглянув в них, Марина загадала: если он подойдёт и подарит мне сердолик, я выйду за него замуж!
Конечно, сердолик он нашёл тотчас и вложил ей его в ладонь. Камень, который она хранила всю жизнь…
Обвенчались Серёжа и Марина в январе 1912 года.
Это был короткий период их безмятежного счастья между их встречей и началом первой мировой войны.
Солнце жжёт, на север с юга…
Или на луну!
Им очаг и бремя плуга,
Нам - простор и зелень луга…
Милый, милый, друг у друга
Мы навек в плену…
Слайд 7
* * *
С.Э.
Я с вызовом ношу его кольцо! -
Да, в Вечности — жена, не на бумаге. –
Его чрезмерно узкое лицо
Подобно шпаге.
Безмолвен рот его, углами вниз, Мучительно-великолепны брови.
В его лице трагически слились
Две древних крови.
Он тонок первой тонкостью ветвей.
Его глаза — прекрасно-бесполезны! –
Под крыльями раскинутых бровей –
Две бездны.
В его лице я рыцарству верна, -
Всем вам, кто жил и умирал без страху! –
Такие — в роковые времена –
Слагают стансы — и идут на плаху.
3 июня 1914
Слайд 8Слева направо:
Анастасия Цветаева, Сергей Эфрон, Марина Цветаева.
Москва, Трехпрудный переулок, 8.
1913.
Слайд 9
В сентябре 1912 у Марины Цветаевой родилась дочь Ариадна.
Девочка!- Царица бала!
Или схимница-Бог весть!
Сколько времени?-
Светало.
Кто-то мне ответил:-
Шесть!
Чтобы тихая в печали,
Чтобы нежная росла,-
Девочку мою встречали
Ранние колокола.
Я назвала её Ариадной… Назвала
от романтизма и высокомерия,
которые руководят моей жизнью
Ариадна… Ведь это
ОТВЕТСТВЕННО! Именно поэтому.
Слайд 10В 1914 году Серёжа, студент 1 курса Московского университета, отправляется на
фронт с санитарным поездом в качестве брата милосердия.
Бессонница меня толкнула в грудь
О как же ты прекрасен, тусклый Кремль мой!-
Сегодня ночью я целую в грудь-
Всю круглую воюющую землю!...
Год 1914. Первая мировая война…
Слайд 11
Наиболее трудным для Марины Цветаевой оказался 1920-й, «самый чумный, самый чёрный,
самый смертный…»
«Моя 3-х летняя дочь Ирина умерла 2 марта 1920 года – от голода»
Две руки-ласкать-разглаживать
Нежные головки пышные.
Две руки- и вот одна из них
За ночь оказалась лишняя.
Светлая - на шейке тоненькой -
Одуванчик на стебле!
Мной совсем ещё не понято,
Что дитя моё в земле.
Слайд 12В годы гражданской войны связь между Мариной Цветаевой и её мужем
Сергеем Эфроном прервалась.
Из письма Марины: «Если Вы живы,…если Бог сделает чудо и оставит Вас в живых, я буду ходить за Вами как собака…Серёженька…я написала Ваше имя и не могу писать дальше…»
Слайд 13
Событие, перевернувшее всю последующую жизнь Цветаевой произошло 14 июля 1921 года.
В
этот день она получила «благую весть» – первое за 4 года письмо от мужа из-за границы.
Марина мгновенно и бесповоротно приняла решение ехать к Сергею. Без него она не мыслила своего существования.
Два дерева: в пылу заката
И под дождём- ещё под снегом-
Всегда, всегда: одно к другому,
Таков закон: одно к другому,
Закон один: одно к другому.
Слайд 14
Вспоминает дочь Ариадна:
«Последний день в Москве.
Багаж наш –
сундучок с рукописями, чемодан…
А когда проезжали церковку Бориса и Глеба, Марина сказала: «Перекрестись, Аля!- и перекрестилась сама. Так и крестилась всю дорогу на каждую церковь, прощаясь с Москвой.»
Слайд 15 Географическая справка
пребывания в эмиграции
15 мая 1922 год. Берлин (недолго)
1 августа 1922 года. Прага. 3 года.
Весна 1926 год. Франция. 13 с половиной лет.
Слёзы: непроливающиеся, в счёт не идущие.
Как билась в своём плену
От скрученности и скрюченности…
И к имени моему
Марина – прибавьте: мученица.
Слайд 161 августа 1922 года Марина Цветаева была уже в Праге.
В Чехии
Марина Цветаева выросла в поэта.
Её стихи – взрыв тоски по Родине.
Тоска по Родине! Давно
Разоблачённая морока!
Мне совершенно всё равно –
Где совершенно одинокой
Быть…
…Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,
И всё – равно, и всё –едино,
Но если по дороге – куст
Встаёт, особенно – рябина.
Слайд 17А 1 февраля1925 года у Марины Цветаевой родился долгожданный сын Георгий.
Буду
любить его за то, что он есть.
Мальчиков нужно баловать –им, может быть, на войну придётся..
Я, что в тебя – всю Русь
Вкачала как насосом!
Бог видит – побожусь! –
Не будешь ты отбосом
Страны своей.
Слайд 18 По всей эмиграции, по всем городам и пригородам Марина прошла
инкогнито, не узнанная и не признанная ни Берлином, ни Прагой, ни Парижем (у которых она в моде сейчас). Потому что она была, а не слыла эмигранткой « В Париже и тени моей не останется…»
Слайд 19Марина Цветаева.
Зима, Голицыно, 1940.
Слайд 20
Моя неудача в эмиграции в том, что я не
эмигрант по духу. Пишу не для здесь(здесь не поймут), а для там.
Русской ржи от меня поклон
Ниве, где баба застится.
Друг! Дожди за моим окном,
Беды и блажи на сердце…
Слайд 21
В 1939 году Марина Цветаева восстановила советское гражданство и 18 июня,
наконец, вернулась на Родину.
Тяжело дались ей 17 лет, проведённые на чужбине.
…В апреле 1941 года Марину принимают в Союз литераторов.
Война…8 августа 1941 Марина с сыном уезжают в эвакуацию в Елабугу.
«Прошу принять меня на работу в качестве судомойки в столовую Литфонда. 26 августа 1941г.»
Слайд 22Паника, безумная тревога за сына, полная безысходность.
Тогда-то, вероятно, и начала слабеть
её воля
«Жить –это неудачно кроить и беспрестанно латать, - ничто не держится (ничто не держит меня, не за что держаться,- простите мне эту печальную, суровую игру слов»
Слайд 23О слёзы на глазах!
Плач гнева и любви!
О Чехия в слезах!
Испания в
крови!
О чёрная гора,
Затмившая — весь свет!
Пора — пора — пора
Творцу вернуть билет.
Отказываюсь — быть.
В Бедламе нелюдей
Отказываюсь — жить.
С волками площадей
Отказываюсь — выть.
С акулами равнин
Отказываюсь плыть —
Вниз — по теченью спин.
Из цикла «Стихи к Чехии. Март».
Не надо мне ни дыр
Ушных, ни вещих глаз.
На твой безумный мир
Ответ один — отказ.
15 марта — 11 мая 1939
Примечания
Творцу вернуть билет. — Сравните слова Ивана Карамазова из романа ф. Достоевского «Братья Карамазовы» (ч. II, кн. V, гл. «Бунт»). Не принимая концепции о будущей мировой гармонии, которая достигается ценой огромных страданий, Иван говорит: «Свой билет на вход спешу возвратить обратно».
Слайд 24
«Здесь я не нужна, там я невозможна. Попала в тупик…»
1 августа
1941 года Марина Цветаева покончила с собой.
Слайд 25Художественный мир поэта
Лирическая погруженность в себя. «Чистая лирика живёт чувствами. Чувства
всегда – одни…Они даны нам сразу все… они, подобно пламени факела, отродясь втиснуты в нашу грудь».
Романтическое ощущение единства жизни и творчества.
Самодостаточность, творческий индивидуализм и даже эгоцентризм. Они проявляются в ощущении собственной непохожести на других, обособленности своего бытия в мире иных – нетворческих – людей, в мире быта. Главное противостояние поэта и черни, творца и мещанина.
Противостояние поэта и всего остального мира проявляется в использовании излюбленного приема контраста.
Поэзия Цветаевой – это прежде все вызов миру.
Поэзия Цветаевой – романтическая.
Слайд 26Средства выразительности
Контраст
Инверсии («брат нежный мой», «ход замедлялся головы»)
Неожиданные определения и эмоционально-экспрессивные
эпитеты («крово-серебряный, серебро-кровавый след двойной», «осиянные останки»)
Обращения и восклицания
Эллипсис (пропуск, умолчание)
Так – небескорыстною
Жертвою миру:
Офелия – листья,
Орфей – свою лиру…
А я?
Неповторимая поэтическая интонация (дробление строки, паузы, многочисленные тире, восклицательные вопросительные знаки, переносы слов на другую строку)
Цветовая символика: контрастные цвета, особенно любимые – серебро и огонь (горящая кисть рябины, золото волос, румянец).
Слайд 27Лирическая героиня Цветаевой
Если душа родилась крылатой —
Что ей хоромы и
что ей хаты!
Что Чингисхан ей — и что — Орда!
Два на миру у меня врага,
Два близнеца, неразрывно-слитых:
Голод голодных — и сытость сытых!
18 августа
Слайд 28Молитва
Христос и Бог! Я жажду чуда
Теперь, сейчас, в начале дня!
О, дай
мне умереть, покуда
Вся жизнь как книга для меня.
Ты мудрый, ты не скажешь строго:
— «Терпи, ещё не кончен срок».
Ты сам мне подал — слишком много!
Я жажду сразу — всех дорог!
Всего хочу: с душой цыгана
Идти под песни на разбой,
За всех страдать под звук органа
И амазонкой мчаться в бой;
Гадать по звёздам в чёрной башне,
Вести детей вперёд, сквозь тень…
Чтоб был легендой — день вчерашний,
Чтоб был безумьем — каждый день!
Люблю и крест, и шёлк, и каски,
Моя душа мгновений след…
Ты дал мне детство — лучше сказки
И дай мне смерть — в семнадцать лет!
1909
* * *
Идешь, на меня похожий,
Глаза устремляя вниз.
Я их опускала—тоже!
Прохожий, остановись!
Прочти — слепоты куриной
И маков набрав букет—
Что звали меня Мариной
И сколько мне было лет.
Не думай, что здесь—могила,
Что я появлюсь, грозя...
Я слишком сама любила
Смеяться, когда нельзя!
И кровь приливала к коже,
И кудри мои вились...
Я тоже была, прохожий!
Прохожий, остановись!
Сорви себе стебель дикий
И ягоду ему вслед:
Кладбищенской земляники
Крупнее и слаще нет.
Но только не стой угрюмо,
Главу опустив на грудь.
Легко обо мне подумай,
Легко обо мне забудь.
Как луч тебя освещает!
Ты весь в золотой пыли...
— И пусть тебя не смущает
Мой голос из-под земли
. Коктебель, 3 мая 1913
Слайд 29Душа
Выше! Выше! Лови — летчицу!
Не спросившись лозы — отческой Нереидою
по-лощется,
Нереидою в ла-зурь!
Лира! Лира! Хвалынь — синяя! Полыхание крыл — в скинии!
Над мотыгами — и — спинами Полыхание двух бурь!
Муза! Муза! Да как — смеешь ты?
Только узел фаты — веющей!
Или ветер страниц — шелестом
О страницы — и смыв, взмыл
… И покамест — счета — кипами, И покамест — сердца — хрипами, Закипание — до — кипени
Двух вспененных — крепись — крыл.
Так, над вашей игрой — крупною, (Между трупами — и — куклами!)
Не общупана, не куплена,
Полыхая и пля-ша —
Шестикрылая, ра-душная,
Между мнимыми — ниц! — сущая, Не задушена вашими тушами
Ду-ша!
10 февраля 1923
Слайд 30Душа и имя
Пока огнями смеется бал,
Душа не уснет в покое.
Но имя
Бог мне иное дал:
Морское оно, морское!
В круженье вальса, под нежный вздох
Забыть не могу тоски я.
Мечты иные мне подал Бог:
Морские они, морские!
Поет огнями манящий зал,
Поет и зовет, сверкая.
Но душу Бог мне иную дал:
Морская она, морская!
1911-1912
Слайд 32Кто создан из камня, кто создан из глины, -
А я серебрюсь
и сверкаю!
Мне дело - измена, мне имя - Марина,
Я - бренная пена морская.
Кто создан из глины, кто создан из плоти -
Тем гроб и надгробные плиты...
- В купели морской крещена - и в полете
Своем - непрестанно разбита!
Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье.
Меня - видишь кудри беспутные эти? -
Земною не сделаешь солью.
Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной - воскресаю!
Да здравствует пена - веселая пена -
Высокая пена морская!
23 мая 1920
Слайд 33Уж сколько их упало в эту бездну,
Разверстую вдали!
Настанет день, когда и
я исчезну
С поверхности земли.
Застынет все, что пело и боролось,
Сияло и рвалось:
И зелень глаз моих, и нежный голос,
И золото волос.
И будет жизнь с ее насущным хлебом,
С забывчивостью дня.
И будет все — как будто бы под небом
И не было меня!
Изменчивой, как дети, в каждой мине
И так недолго злой,
Любившей час, когда дрова в камине
Становятся золой,
Виолончель и кавалькады в чаще,
И колокол в селе...
— Меня, такой живой и настоящей
На ласковой земле!
— К вам всем, — что мне, ни в чем не знавшей меры,
Чужие и свои?!
Я обращаюсь с требованьем веры
И с просьбой о любви.