Слайд 1Методология научных исследований.
Слайд 2Понятие методологии и метода.
Важно различать такие понятия, как методология и
метод.
Методология – это учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности.
Методология естествознания – учение о принципах построения, формах и способах естественнонаучного познания.
Слайд 3Метод – это совокупность приёмов или операций практической или теоретической деятельности.
Методы научного познания включают так называемые всеобщие методы, общенаучные методы и методы конкретных наук.
Методы могут быть классифицированы и по соотношению эмпирического знания (знания полученного в результате опыта, опытного знания) и знания теоретического, суть которого – познание сущности явлений, их внутренних связей.
Слайд 4Определение метода
– метод как способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи
(метод-действие);
– метод как совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности (метод-операция)
Слайд 5Методы эмпирического и теоретического познания.
Слайд 6Теоретические методы
Методы – познавательные действия:
выявление и разрешение противоречий, постановка проблемы,
построение гипотезы, диалектика (как метод), научные теории, проверенные практикой, доказательство, метод анализа систем знаний, дедуктивный (аксиоматический) метод, индуктивно-дедуктивный метод;
Методы-операции:
анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, формализация, индукция, дедукция, идеализация, аналогия, моделирование, мысленный эксперимент
Слайд 7Метод-действие
Формализация – построение абстрактно-математических моделей, раскрывающих сущность изучаемых процессов.
Слайд 8Метод-действие
Аксиоматизация – построение теорий на основе аксиом.
Гипотетико-дедуктивный метод – создание системы
дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых выводятся утверждения об эмпирических (полученных на опыте) фактах.
Слайд 10
Анализ – мысленное или реальное разложение объекта на составляющие его части.
Синтез
– объединение познанных в результате анализа элементов в единое целое.
Обобщение – процесс мысленного перехода от единичного к о общему, от менее общего, к более общему.
Слайд 11
Абстрагирование (идеализация) – мысленное внесение определенных изменений в изучаемый объект в
соответствии с целями исследования.
В результате идеализации из рассмотрения могут быть исключены некоторые свойства, признаки объектов, которые не являются существенными для данного исследования.
Слайд 12
Индукция – процесс выведения общего положения из наблюдения ряда частных единичных
фактов, т.е. познание от частного к общему.
Дедукция – процесс аналитического рассуждения от общего к частному или менее общему.
Если исходные общие положения являются установленной научной истиной, то метом дедукции всегда будет получен истинный вывод.
Слайд 13Аналогия – вероятное, правдоподобное заключение о сходстве двух предметов или явлений
в каком-либо признаке, на основании установленного их сходства в других признаках.
Моделирование – воспроизведение свойств объекта познания на специально устроенном его аналоге – модели.
Модели могут быть материальными, например, модели самолетов, макеты зданий, фотографии и т. п. и идеальными, которые создаются средствами языка (как человеческого языка, так и специальных языков, например, языком математики). В этом случае мы имеем математическую модель.
Слайд 14
Классификация – распределение тех или иных объектов по классам (отделам, разрядам)
в зависимости от их общих признаков.
Становление каждой науки связано с созданием классификаций изучаемых объектов, явлений.
Слайд 15Классификация – это процесс упорядочивания информации.
В процессе изучения новых объектов
в отношении каждого такого объекта делается вывод: принадлежит ли он к уже установленным классификационным группам.
Существует специальная теория классификации – таксономия. Она рассматривает принципы классификации и систематизации сложноорганизованных областей действительности, которые имеют обычно иерархическое строение (органический мир, объекты географии, геологии и т.п.).
Слайд 16Эмпирические методы
Методы – познавательные действия:
обследование, мониторинг, эксперимент, прогнозирование;
Методы-операции:
наблюдение, измерение,
опрос, тестирование, изучение литературы, документов и результатов деятельности, экспертные оценки
Слайд 17
Наблюдение – целенаправленное, организованное восприятие предметов и явлений.
Научные наблюдения проводятся
для сбора фактов, которые укрепляют или опровергают ту или иную гипотезу и являются основой для определённых теоретических обобщений.
Слайд 18Научное наблюдение
Научные наблюдения предполагают получение определенной информации для дальнейшего теоретического осмысления
и пр.
Научное наблюдение складывается из следующих процедур:
- определение цели наблюдения (для чего, с какой целью?);
- выбор объекта, процесса, ситуации (что наблюдать?);
- выбор способа и частоты наблюдений (как наблюдать?);
- выбор способов регистрации наблюдаемого объекта, явления (как фиксировать полученную информацию?);
- обработка и интерпретация полученной информации.
Слайд 19Виды наблюдений
Наблюдаемые ситуации подразделяются на:
- естественные и искусственные;
- управляемые
и не управляемые субъектом наблюдения;
- спонтанные и организованные;
- стандартные и нестандартные;
- нормальные и экстремальные и т.д.
Кроме того, в зависимости от организации наблюдения оно может быть открытым и скрытым, полевым и лабораторным, а в зависимости от характера фиксации – констатирующим, оценивающим и смешанным.
По способу получения информации наблюдения подразделяются на непосредственные и инструментальные.
По объему охвата изучаемых объектов различают сплошные и выборочные наблюдения;
по частоте – постоянные, периодические и однократные.
Слайд 20Измерение
Измерение – это познавательный процесс, заключающийся в сравнении ... данной величины
с некоторым ее значением, принятым за эталон сравнения.
Измерение – это материальный процесс сравнения какой-либо величины с эталоном, единицей измерения.
Структура измерения:
1) познающий субъект, осуществляющий измерение;
2) средства измерения (как приборы и инструменты, сконструированные человеком, так и предметы и процессы, данные природой);
3) объект измерения;
4) способ или метод измерения (совокупность практических действий, операций, выполняемых с помощью измерительных приборов, и включает в себя также определенные логические и вычислительные процедуры);
5) результат измерения, который представляет собой именованное число, выражаемое с помощью соответствующих наименований или знаков
Слайд 21Эмпирические методы-действия
Методы изучения объекта без его преобразования: собственно метод отслеживания и
его частные проявления – обследование, мониторинг, изучение и обобщение опыта.
Преобразование исследователем изучаемого объекта: опытная работа и эксперимент.
Изучение состояния объекта во времени: в прошлом - ретроспекция и в будущем – прогнозирование.
Слайд 22Отслеживание
Отслеживание в ряде наук является единственным эмпирическим методом-действием (астрономия). Еще применяется,
когда ставится цель изучения естественного функционирования объекта.
Обследование – изучение объекта с той или иной мерой глубины и детализации в зависимости от поставленных задач. В основном это первоначальное изучение объекта. Обследование проводится по разработанной подробной программе, в которой детально планируется содержание работы, ее инструментарий и критерии оценки подлежащих изучению явлений и процессов. Затем следуют этапы сбора информации, обобщения материалов, подведения итогов и оформления отчетных материалов..
Мониторинг. Это постоянный надзор, регулярное отслеживание состояния объекта, значений отдельных его параметров с целью изучения динамики происходящих процессов и прогнозирования.
Слайд 23Опытная работа
В опытной работе применяются все методы-операции эмпирического исследования: наблюдение, измерение,
анализ документов, экспертная оценка и т.д.
Опытная работа занимает как бы промежуточное место между отслеживанием объекта и экспериментом.
Слайд 24Эксперимент (опыт) – способ исследования, отличающийся от наблюдения активным характером. Это
наблюдение в специальных контролируемых условиях.
Эксперимент позволяет, во-первых, изолировать исследуемый объект от влияния побочных несущественных для него явлений.
Во-вторых, в ходе эксперимента многократно воспроизводится ход процесса.
В-третьих, эксперимент позволяет планомерно изменять само протекание изучаемого процесса и состояния объекта изучения.