Слайд 1Методология научного исследования
Понятие метода и методологии научного исследования
Методы эмпирического уровня исследования.
Методы теоретического уровня исследования.
Слайд 2МЕТОДОЛОГИЯ - система принципов и способов организации и построения теоретической и
практической деятельности, а также – учение об этой системе.
МЕТОДОЛОГИЯ – это объект, предмет, совокупность средств, необходимых для решения задач исследования.
Слайд 3Метод научного исследования – это способ познания объективной действительности; это способ
достижения цели.
Способ представляет собой определенную последовательность действий, приемов, операций.
Слайд 4Основная функция метода - внутренняя организация и регулирование процесса познания или
практического преобразования того или иного объекта.
Метод (в той или иной своей форме) сводится к совокупности определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия.
Слайд 5 Методы эмпирического уровня исследования
– это методы, связанные с сенсорным (чувственным) опытом.
Данные методы включают в себя:
наблюдение явлений,
накопление и отбор фактов
установление связей между ними.
Слайд 6Методы эмпирического уровня исследования
наблюдение,
описание,
сравнение,
счет,
измерение,
эксперимент,
моделирование.
анкетный опрос,
тестирование и т. д.
Слайд 7НАБЛЮДЕНИЕ – это систематическое, целенаправленное восприятие объекта, позволяющее получать первичную информацию
в виде совокупности эмпирических утверждений.
Слайд 8Требования, предъявляемые к наблюдению:
(1) преднамеренность (наблюдение ведется для определенной, четко поставленной
задачи);
(2) планомерность (производится по плану, составленному по задачам наблюдения);
(3) целенаправленность (наблюдаются только интересующие стороны явления);
Слайд 9Требования, предъявляемые к наблюдению:
(4) активность (наблюдатель активно ищет нужные объекты, черты
явления);
(5) систематичность (наблюдение ведется непрерывно или по определенной системе).
Слайд 10
Описание – это фиксация признаков исследуемого объекта, которые устанавливаются, например, путем
наблюдения или измерения.
Слайд 11Описание бывает:
1) непосредственным, когда исследователь непосредственно воспринимает и указывает признаки
объекта;
2) опосредованным, когда исследователь отмечает признаки объекта, которые воспринимались другими лицами
Слайд 12СРАВНЕНИЕ – это процесс установления сходства или различия у предметов и
явлений действительности, а также нахождения общего, что присуще двум или нескольким объектам.
Слайд 13Различные объекты или явления могут сравниваться непосредственно (качественные результаты) или опосредованно
через их сравнение с каким-либо третьим объектом (эталоном) (количественные характеристики).
Слайд 14СЧЕТ – это определение количественных соотношений объектов исследования или параметров, характеризующих
их свойства.
Слайд 15ИЗМЕРЕНИЕ – это определение численного значения некоторой величины посредством единицы измерения.
Измерение развилось из операции сравнения, тем не менее оно является более мощным и универсальным познавательным средством.
Слайд 16Измерение предполагает наличие следующих основных элементов:
объекта измерения,
эталона,
измерительных приборов,
метода
измерения.
Слайд 17ЭКСПЕРИМЕНТ – это такой метод изучения объекта, когда исследователь активно и
целенаправленно воздействует на него путем создания искусственных условий или использования естественных условий, необходимых для выявления соответствующих свойств.
Слайд 18Основные стадии осуществления эксперимента:
планирование и построение (его цель, тип, средства,
методы проведения и т. п.);
контроль;
интерпретация результатов.
Слайд 19МОДЕЛИРОВАНИЕ – это получение знаний об объекте исследования с помощью его
заменителей – аналога, модели.
Под моделью понимается мысленно представляемый или материально существующий аналог объекта.
Слайд 20Анкетный опрос – метод применяемый для получения эмпирической информации, касающейся объективных
или субъективных фактов (знаний, мнений, оценок, поведения.
Слайд 21ТЕСТИРОВАНИЕ применяется для определения соответствия предмета испытания заданным спецификациям.
Тестирования состоит из
следующих частей:
внешнее воздействие;
реакция испытуемого;
оценка реакции и выводы.
Слайд 22 Методы теоретического уровня исследования
– это методы, связанные с преобладанием мыслительной деятельности, с осмыслением эмпирического материала, его переработкой.
При данном методе исследования раскрывается:
- внутренняя структура и закономерности развития систем и явлений
- их взаимодействие и обусловленность.
Слайд 23Методы теоретического уровня исследования
аксиоматический,
гипотетический,
формализацию,
абстрагирование,
общелогические методы (анализ,
синтез, индукцию, дедукцию, аналогию)
и др.
Слайд 24 Аксиоматический метод - способ исследования,
который состоит в том, что некоторые утверждения (аксиомы, постулаты) принимаются без доказательств и затем по определенным логическим правилам из них выводятся остальные знания.
Слайд 25 ГИПОТЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД - способ исследования с
помощью научной гипотезы, т.е. предположения о причине, которая вызывает данное следствие, или о существовании некоторого явления или предмета
Слайд 26 ФОРМАЛИЗАЦИЯ - отображение явления или
предмета в знаковой форме какого-либо искусственного языка (например, логики, математики, химии) и изучение этого явления или предмета путем операций с соответствующими знаками.
Формализация является основой для алгоритмизации и программирования.
Слайд 27АБСТРАГИРОВАНИЯ - это метод, позволяющий путем отвлечения от второстепенных фактов сосредоточиться
на важнейших особенностях изучаемого явления, выделив интересующие исследователя свойства и отношения.
Например, при исследовании работы какого-либо механизма анализируют расчетную схему, которая отображает основные, существенные свойства механизма.
Слайд 28 Анализ – метод исследования,
с помощью которого изучаемое явление или процесс мысленно расчленяются на составные элементы с целью изучения каждого в отдельности.
Разновидностями анализа являются классификация и периодизация.
Слайд 29
Синтез – метод исследования,
предполагающий мысленное соединение составных частей или элементов изучаемого объекта, его изучение как единого целого.
Слайд 30 Индукция – это движение
мысли (познания) от фактов, отдельных случаев к общему положению.
Дедукция – это выведение единичного, частного из какого-либо общего положения;
движение мысли (познания) от общих утверждений к утверждениям об отдельных предметах или явлениях.
Слайд 31 Аналогия – это способ получения
знаний о предметах и явлениях на основании того, что они имеют сходство с другими;
рассуждение, в котором из сходства изучаемых объектов в некоторых признаках делается заключение об их сходстве и в других признаках.