Методология научного исследования презентация

Содержание

МЕТОДОЛОГИЯ - система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также – учение об этой системе. МЕТОДОЛОГИЯ – это объект, предмет, совокупность средств, необходимых для решения

Слайд 1Методология научного исследования
Понятие метода и методологии научного исследования
Методы эмпирического уровня исследования.


Методы теоретического уровня исследования.

Слайд 2МЕТОДОЛОГИЯ - система принципов и способов организации и построения теоретической и

практической деятельности, а также – учение об этой системе.

МЕТОДОЛОГИЯ – это объект, предмет, совокупность средств, необходимых для решения задач исследования.

Слайд 3Метод научного исследования – это способ познания объективной действительности; это способ

достижения цели.

Способ представляет собой определенную последовательность действий, приемов, операций.

Слайд 4Основная функция метода - внутренняя организация и регулирование процесса познания или

практического преобразования того или иного объекта.

Метод (в той или иной своей форме) сводится к совокупности определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия.

Слайд 5 Методы эмпирического уровня исследования

– это методы, связанные с сенсорным (чувственным) опытом.

Данные методы включают в себя:
наблюдение явлений,
накопление и отбор фактов
установление связей между ними.




Слайд 6Методы эмпирического уровня исследования
наблюдение,
описание,
сравнение,
счет,
измерение,
эксперимент,
моделирование.


анкетный опрос,
тестирование и т. д.

Слайд 7НАБЛЮДЕНИЕ – это систематическое, целенаправленное восприятие объекта, позволяющее получать первичную информацию

в виде совокупности эмпирических утверждений.

Слайд 8Требования, предъявляемые к наблюдению:
(1) преднамеренность (наблюдение ведется для определенной, четко поставленной

задачи);
(2) планомерность (производится по плану, составленному по задачам наблюдения);
(3) целенаправленность (наблюдаются только интересующие стороны явления);


Слайд 9Требования, предъявляемые к наблюдению:
(4) активность (наблюдатель активно ищет нужные объекты, черты

явления);
(5) систематичность (наблюдение ведется непрерывно или по определенной системе).

Слайд 10
Описание – это фиксация признаков исследуемого объекта, которые устанавливаются, например, путем

наблюдения или измерения.

Слайд 11Описание бывает:
1) непосредственным, когда исследователь непосредственно воспринимает и указывает признаки

объекта;
2) опосредованным, когда исследователь отмечает признаки объекта, которые воспринимались другими лицами

Слайд 12СРАВНЕНИЕ – это процесс установления сходства или различия у предметов и

явлений действительности, а также нахождения общего, что присуще двум или нескольким объектам.

Слайд 13Различные объекты или явления могут сравниваться непосредственно (качественные результаты) или опосредованно

через их сравнение с каким-либо третьим объектом (эталоном) (количественные характеристики).

Слайд 14СЧЕТ – это определение количественных соотношений объектов исследования или параметров, характеризующих

их свойства.

Слайд 15ИЗМЕРЕНИЕ – это определение численного значения некоторой величины посредством единицы измерения.



Измерение развилось из операции сравнения, тем не менее оно является более мощным и универсальным познавательным средством.

Слайд 16Измерение предполагает наличие следующих основных элементов:
объекта измерения,
эталона,
измерительных приборов,
метода

измерения.

Слайд 17ЭКСПЕРИМЕНТ – это такой метод изучения объекта, когда исследователь активно и

целенаправленно воздействует на него путем создания искусственных условий или использования естественных условий, необходимых для выявления соответствующих свойств.

Слайд 18Основные стадии осуществления эксперимента:
планирование и построение (его цель, тип, средства,

методы проведения и т. п.);
контроль;
интерпретация результатов.

Слайд 19МОДЕЛИРОВАНИЕ – это получение знаний об объекте исследования с помощью его

заменителей – аналога, модели.

Под моделью понимается мысленно представляемый или материально существующий аналог объекта.

Слайд 20Анкетный опрос – метод применяемый для получения эмпирической информации, касающейся объективных

или субъективных фактов (знаний, мнений, оценок, поведения.

Слайд 21ТЕСТИРОВАНИЕ применяется для определения соответствия предмета испытания заданным спецификациям.

Тестирования состоит из

следующих частей:
внешнее воздействие;
реакция испытуемого;
оценка реакции и выводы.

Слайд 22 Методы теоретического уровня исследования

– это методы, связанные с преобладанием мыслительной деятельности, с осмыслением эмпирического материала, его переработкой.

При данном методе исследования раскрывается:
- внутренняя структура и закономерности развития систем и явлений
- их взаимодействие и обусловленность.




Слайд 23Методы теоретического уровня исследования
аксиоматический,
гипотетический,
формализацию,
абстрагирование,
общелогические методы (анализ,

синтез, индукцию, дедукцию, аналогию)
и др.

Слайд 24 Аксиоматический метод - способ исследования,

который состоит в том, что некоторые утверждения (аксиомы, постулаты) принимаются без доказательств и затем по определенным логическим правилам из них выводятся остальные знания.

Слайд 25 ГИПОТЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД - способ исследования с

помощью научной гипотезы, т.е. предположения о причине, которая вызывает данное следствие, или о существовании некоторого явления или предмета

Слайд 26 ФОРМАЛИЗАЦИЯ - отображение явления или

предмета в знаковой форме какого-либо искусственного языка (например, логики, математики, химии) и изучение этого явления или предмета путем операций с соответствующими знаками.

Формализация является основой для алгоритмизации и программирования.

Слайд 27АБСТРАГИРОВАНИЯ - это метод, позволяющий путем отвлечения от второстепенных фактов сосредоточиться

на важнейших особенностях изучаемого явления, выделив интересующие исследователя свойства и отношения.

Например, при исследовании работы какого-либо механизма анализируют расчетную схему, которая отображает основные, существенные свойства механизма.

Слайд 28 Анализ – метод исследования,

с помощью которого изучаемое явление или процесс мысленно расчленяются на составные элементы с целью изучения каждого в отдельности.
Разновидностями анализа являются классификация и периодизация.



Слайд 29
Синтез – метод исследования,

предполагающий мысленное соединение составных частей или элементов изучаемого объекта, его изучение как единого целого.

Слайд 30 Индукция – это движение

мысли (познания) от фактов, отдельных случаев к общему положению.

Дедукция – это выведение единичного, частного из какого-либо общего положения;
движение мысли (познания) от общих утверждений к утверждениям об отдельных предметах или явлениях.


Слайд 31 Аналогия – это способ получения

знаний о предметах и явлениях на основании того, что они имеют сходство с другими;
рассуждение, в котором из сходства изучаемых объектов в некоторых признаках делается заключение об их сходстве и в других признаках.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика