Слайд 1Методология и предварительные результаты исследования «Оценка роли вузов в региональном развитии»
Проект
«Образование»
Мероприятия «Развитие сети национальных исследовательских университетов» и «Развитие сети федеральных университетов»
Перфильева О.В. ИМОМС ГУ-ВШЭ
Ларионова М.В. НФПК
Нагорнов В.А. ИМОМС ГУ-ВШЭ
Слайд 2Актуальность
Третья роль университетов - один из ключевых показателей развития сферы высшего
образования и его места в обществе в странах-членах и странах-партнерах ОЭСР
Повышение вклада университетов в развитие местных сообществ, городов и территорий – одна из основных общих задач развития высшего образования в глобальном контексте
Слайд 3Интеграция вузов в региональное развитие
производство нового знания через научно-исследовательскую деятельность и
использование новых технологий;
передача знания через образование и развитие человеческих ресурсов;
содействие развитию через инновации на региональном и национальном уровне;
вклад в социальное и культурное развитие городов, регионов и страны в целом.
ОЭСР:
Содействие соц.-экон. развитию региона – стратегический приоритет вуза
Цель:
Превращение регионов в
регионы знаний
Слайд 4Федеральные университеты: вклад в развитие регионов
Исследование, проведенное в двух российских
ФУ (ЮФУ и СФУ), показало наличие взаимосвязи вузов со своим окружением в регионах, выявило направления взаимодействий, позволило проанализировать уровень интеграции вузов в региональное развитие.
Слайд 5Особенности и уровень включения ФУ в региональное развитие обуславливают:
специфика и уровень
социально-экономического развития региона
история взаимодействия с регионом
стратегические направления внешнего взаимодействия вуза с регионом
отношения с региональными органами власти
Слайд 6Интересные наблюдения:
Складываются разные формы взаимодействия между университетами и основными участниками инновационного
развития регионов, но не сформирована модель, обеспечивающая системность происходящим практикам взаимодействия вузов с регионом
Спорадичность выявленных форм взаимодействия. Ее преодоление, достижение системности будет означать формирование многосторонней модели взаимодействия вуза с регионом
На сегодняшний день говорить именно о моделях сотрудничества не представляется возможным, для этого нет достаточных оснований
Слайд 7Элементы модели сотрудничества ФУ с регионами
Слайд 8Элементы модели сотрудничества ФУ с регионами
Слайд 9Какие меры наиболее эффективны для повышения вклада ФУ в развитие региона?
Власть
Выстраивание
партнерства на всех уровнях: федеральный, округ, область, город
Привлечение представителей власти в попечительские Советы ФУ
Участие в целевых программах и конкурсах
Предприятия и бизнес
Влияние на наукоемкие отрасли, ИКТ, сектор услуг должно быть более значительным
Установление связей более широких, одновременно гибких и устойчивых
Роль ключевого партнера предприятий по программам доп. образования
Работа по самоидентификации и информационному сопровождению
Использование привлечения высококвалифицированных зарубежных специалистов как доп. ресурса
Третий сектор
Четкая миссия и программы мероприятий
Работа по информационному и аналитическому сопровождению
Субъекты системы образования
Системное сотрудничество не только с школами, но прежде всего с институтами проф. образования
Налаживание внутрисетевого взаимодействия различных профилей на национальном, региональном и городском уровнях (распределенная система позволит максимально эффективно использовать ресурсы каждого участника для развития института и территорий).
Слайд 10Международный опыт
Globally Competitive, Locally Engaged,
или «Обзор роли вузов в региональном развитии»
-
долгосрочный проект Программы «Институциональное управление в высшем образовании» ОЭСР (в кооперации со Всемирным банком)
Цель - разработка рекомендаций для национальных и региональных органов управления образованием по формированию и реализации политических стратегий, направленных на увеличение вклада вузов в социальное, экономическое и культурное развитие регионов
Этапы и участники
I этап - 2004-2007 – 14 регионов из 12 стран-членов ОЭСР (Австралия, Бразилия, Канада, Дания, Финляндия, Корея, Мексика, Нидерланды, Норвегия, Испания, Швеция, Англия)
II этап - 2008-2010 - 14 стран-членов и стран-партнеров ОЭСР
III этап - 2011-2013 –участие подтвердили Великобритания, ЮАР, Чили
Слайд 11
Методика ОЭСР проекта «Обзор роли вузов в региональном развитии» Программы «Институциональное
управление в высшем образовании»
Проведение комплексного исследования роли вузов в развитии региона на основе:
Самообследования на основе опросника, содержащего набор рекомендуемых ОЭСР тем для раскрытия, с участием всех вузов региона/города, а также других заинтересованных сторон (местных органов власти, промышленных и бизнес-кругов и т.д.). Результатом является отчет о самообследовании.
Визита международной команды экспертов, результатом которого является экспертный отчет.
Диссеминации результатов исследования на международных конференциях, публикация международного сопоставительного обзора.
Описания социально-экономических показателей региона-участника проекта как составной части отчета самообследовании, включая описание географической, демографической ситуации в регионе, экономической и социальной базы региона
Слайд 12Актуальность для России
Модернизация и продолжающееся реформирование ВО для повышения его конкурентоспособности
Интернационализация
ВО
Необходимость гармонизации с наиболее успешным опытом зарубежных стран и сопоставимости результатов деятельности
Новые проекты, значимые как с т.з. внутринациональных, так и глобальных процессов
Создание ФУ – пример поиска оптимальных механизмов повышения роли вузов для развития национальной системы ВО, повышения ее конкурентоспособности, а также усиления интеграции вузов в региональное развитие
Слайд 13Анализ роли российских вузов в региональном развитии: адаптация методики
Адаптация и апробация
инструментария методологии ОЭСР
Оценки социально-экономических эффектов участия вузов в региональном развитии
Разработка рекомендаций по повышению эффективности партнерства вузов и регионов
Слайд 14Преимущества методики ОЭСР
Позволяет провести комплексную оценку на основе статистического анализа
и качественного социологического исследования
Дает возможность объяснить сопоставимость полученных данных с данными международных оценок
Слайд 15Ограничения методики ОЭСР
Ограничения на использование международной методики в оригинальном виде без
адаптации
Ограничения, связанные с достижением сопоставимости получаемых данных в связи с различиями в системах высшего образования в странах-членах и странах-партнерах ОЭСР
Ограничения в применимости методики оценки для анализа сложных социально-экономических явлений и процессов в международном контексте
Слайд 16Методика ОЭСР: апробация
Участники анализа
Федеральные университеты РФ:
ЮФУ и СФУ
Северный (Арктический), Казанский (Приволжский),
Уральский, Дальневосточный, Северо-Восточный
Ведомства
Экспертное сообщество
Слайд 17Что анализируем?
Процессы взаимодействия вузов с регионами
Модели и инструменты сотрудничества
ресурсы, необходимые
для сотрудничества
Потенциал сотрудничества
Слайд 18Методы оценки роли вузов в региональном развитии
Оценка, основанная на анализе статистических
данных
Качественный анализ процессов взаимодействия вузов с другими субъектами социально-экономической жизни региона
На практике, часто, используются как взаимодополняющие друг друга методы сбора информации
Слайд 19Предпосылки анализа
Взаимодействие вузов с регионом – одно из условий их будущего
развития
Партнеры процессов регионального развития: вузы, региональные органы власти, предприятия и общественные организации, рынок труда и население
Взаимодействие участников процессов может быть как организованным, так и не организованным, как направленным, так и ненаправленным
Вузы могут играть как ведущую, так и ведомую роль в процессах регионального развития
Слайд 20Модели анализа взаимодействия вузов с регионами
закрытая модель взаимодействия вуза с регионом;
модель
влияния национальной политики на процесс взаимодействия вуза с регионом;
модель многофункционального и многоуровнего участия вузов в региональном развитии в контексте потребностей региона
Слайд 21Модель многофункционального и многоуровнего участия вузов в региональном развитии
Учитывает специфику целей
и функций федеральных университетов
Позволяет:
Определить для университетов ключевых партнеров, направления/сферы их взаимодействия с регионами в соответствии с программами развития
Проанализировать вклад университетов в развитие ключевых направлений/сфер на основе показателей эффективности программ развития университетов
Выработать рекомендации для вузов, национальной системы высшего образования, органов власти по повышению эффективности программ развития федеральных университетов для отрасли и регионов, в соответствии с потребностями их развития
Слайд 22Используемый инструментарий
Методология ОЭСР
Самообследование на основе 1 общего опросника
Визит команды экспертов и
интервью (доклад по итогам)
Сопоставительный доклад
Диссеминация результатов исследования
Методология анализа роли ФУ в региональном развитии
Анализ статистики показателей развития региона и вузов
Система инструментов для опросов, интервью и фокус групп с различными категориями экспертов
Сопоставительный анализ
Прогноз усиления роли вузов в региональном развитии
Рекомендации
Слайд 23Отбор и опрос респондентов
Опрос
Процедуре соотнесения подверглись все семь глав опросника для
самообследования, содержащие по меньшей мере около 200 вопросов. В результате были получены путеводители к интервью и фокус-группам для шести категорий участников исследования в 2 пилотных регионах.
Отбор
Количество экспертных интервью – 6 в каждом из 2 пилотных регионов
От каждой категории экспертов для участия в интервью было отобрано по 1 респонденту от каждой группы.
Количество респондентов фокус-групп составило 7-9 человек в каждом из 2 пилотных вуза.
Слайд 24История создания ФУ
Первые федеральные университеты были созданы в 2007 году в
Южном и Сибирском федеральных округах в рамках приоритетного национального проекта.
7 мая 2008 года - Указ, предусматривающий создание ряда федеральных университетов
21 октября 2009 года - Президент подписал Указ «О создании федеральных университетов в Северо-Западном, Приволжском, Уральском и Дальневосточном федеральных округах»
13 октября 2010 года был подписан указ о создании Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта.
Слайд 25География исследования
Расположение ФУ по отдаленности от столицы и плотности населения
в регионах
Слайд 26Характеристика социально-экономического развития регионов
Среднее ВРП по всем видам экономической деятельности, трлн
рублей
Средний темп роста ВРП по видам экономической деятельности, в %
Слайд 27Особенности социально-экономического развития СФО
ВРП СФО по видам экономической деятельности, трлн
рублей
Слайд 28ВРП ЮФО по видам экономической деятельности, трлн рублей
Особенности социально-экономического развития ЮФО
Слайд 29Характеристики системы образования в региональном контексте. Место и роль ФУ
Число государственных
высших учебных заведений
Слайд 30Характеристики системы образования в региональном контексте. Место и роль ФУ
Численность студентов
государственных (муниципальных) высших учебных заведений
Слайд 31ЮФУ
СФУ
ГосВУЗы
НегосВУЗы
ЮФУ
СФУ
Структура студентов в 2009
Структура ВУЗов в 2009
71
77
33
84
ФУ
Характеристики системы образования в региональном
контексте. Место и роль ФУ
Характеристики систем образования не являются определяющими
Образование эффективно только при реализации дополнительных факторов – качество выпускника, возможности трудоустройства, соответствующего полученным навыкам, адекватной системы поощрения, мобильности и т.д.
Влияние на эти факторы - задача, и часть процесса самоидентификации ФУ
Слайд 32Особенности социально-экономического развития регионов
СФУ
«Мы довольно серьезное место занимаем по концентрации молодежи,
формируется кампус, это дополнительные рабочие места, для ближайшего района, где промышленности нет. Мы участвуем в разработке социально- экономического развития края. Ребята из Роснефтькласса приходят в лаборатории и занимаются с профессорами, аспирантами. Занимаемся подготовкой Красноярского экономического форума».
«ЮФУ – один из пионеров. За этот период у нас было реализованы 2 целевые областные программы, в которых ЮФУ принимал активное участие. И доля участия была порядка 60 процентов. В дальнейшем планируем расширением взаимодействия как важнейший элемент инновационной структуры, в рамках построения именно национальной федеральной инновационной системы, а на местах - это будет построение региональной инновационной системы. Это будет основой региональной программы в рамках взаимодействия с ЮФУ»
Слайд 33Взаимодействие ФУ со стейкхолдерами
Слайд 34Наукоемкие сектора в рамках региональной экономики
Удельный вес предприятий, осуществляющих технологические инновации,
(процент от совокупного оборота всех предприятий региона)
Слайд 35
Численность персонала, занятого исследованиями и разработками, на 10 тысяч занятых в
экономике
Наукоемкие сектора в рамках региональной экономики
Слайд 36Потенциал вклада ФУ в инновационное развитие региона
Число созданных ФУ инновационных предприятий:
ЮФУ 44 субъекта, действующих как НИИ, НКТБ и ТТБ
Научно-технический центр инновационных технологий СФУ ведет одновременно 8 проектов
Совместные проекты с инновационными предприятиями активно поддерживаются ЮФУ и СФУ
Слайд 37Характеристики рынка труда СФО и ЮФО
Численность безработных, млн чел.
ЮФО
СФО
Безработные
Слайд 38Характеристики региональных рынков труда
Среднедушевые денежные доходы
Слайд 39Потенциал ФУ для развития рынка труда
СФУ
Заказ предприятий (для горного и
газового институтов).
Центр карьеры
Кадровые агентства (партнерские отношения не сформированы в достаточной мере)
ЮФУ
Связи с предприятиями (связи не ограничены отдельными отраслями и предприятиями)
Мониторинг трудоустройства (высокий потенциал, который в н.в. не развивается в нужном объеме)
Кадровые агентства
Информация о постоянных программах ПК и доп. образования с предприятиями округа.
Выводы:
Влияние на наукоемкие отрасли, ИКТ, сектор услуг и др. должно быть более значительным
Связи с предприятиями – более широкие, с одной стороны гибкие, с другой стороны устойчивые
ФУ не является партнером предприятий по программам ПК и доп. образования
Самоидентификация (репутация) ФУ пока не сложилась
Слайд 40Взаимодействие с обществом
Благоустройство города
Меры, направленные на улучшение экологической ситуации
Повышение
уровня участия учащихся в общественной жизни
Участие в культурной жизни
Работа с общественными объединениями
Работа с НКО
Слайд 41Средства Программы развития ЮФУ для развития общества (млн. руб.)
Слайд 42Третья роль вузов
Выводы:
ФУ взаимодействует с обществом
Выделяет значительные средства на развитие этого
направления
Не определяет четко своей миссии в этом направлении
Роль ФУ потенциально может быть значительно более важной
Недостаточно обеспечено информационным и аналитическим сопровождением