Слайд 1
Концепция
Программы развития
Кафедры технологий промышленного производства Инженерной школы ДВФУ
Заведующий кафедрой
Змеу К.В.
20 декабря 2011 г.
Слайд 2 Вводные замечания
Предлагается только Концепция
развития (в случае одобрения Концепция будет развернута в План).
Сделана попытка создания максимально реалистичной Концепции (без громких фраз и заведомо невыполнимых обещаний).
Слайд 3История кафедры
Кафедра технологий промышленного производства наследует:
Кафедра технологии машиностроения – первый выпуск
инженеров в 1922 году.
Кафедра автоматизированных производственных систем в машиностроении (до 1992 г. Кафедра станков и инструментов) – образована в 1940 году.
Кафедра основ конструирования (Кафедра технической механики) основана в 1918 году.
Кафедра технологии деревообработки – образована в 1995 году (первоначально набор на специальность «Механическая обработка древесины» был открыт в 1957 году, позже передан в Хабаровский политехнический институт).
Всего выпущено более 7,5 тысяч специалистов с высшим образованием
Слайд 4Современное состояние
(Кадры ППС)
Слайд 5Современное состояние
(Кадры УВП)
Слайд 6Современное состояние
(Основные показатели за 5 лет)
Издано:
монографий - 3;
глав в книгах
(на английском языке) – 2;
учебных пособий – 17;
опубликовано научных статей – более 90,
из них: в журналах по списку ВАК – 16;
индексируемых в SCOPUS – 2;
сделано докладов на международных конференциях – 10;
получено патентов/подано заявок в т.г. – 40/4;
получено грантов, выполнено работ – 121,94 млн. руб.
Слайд 7Образовательные
программы (на данный момент)
ГОС II
150408.65 Бытовые машины и приборы
151001.65
Технология машиностроения
220301.65 Автоматизация технологических процессов и производств (в машиностроении)
250403.65 Технология деревообработки
150900.62 Технология, оборудование и автоматизация машиностроительных производств
151001.62 Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств
220200.62 Автоматизация и управление
250300.62 Технология и оборудование лесозаготовительных и деревообрабатывающих производств
150900.68 Технология, оборудование и автоматизация машиностроительных производств
151001.68 Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств
Слайд 8Образовательные
программы (в перспективе)
ФГОС
151900.62 Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств
220700.62 Автоматизация технологических
процессов и производств (в машиностроении)
250400.62 Технология лесозаготовительных и деревообрабатывающих производств
151900.68 Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств
220700.68 Автоматизация технологических процессов и производств (в машиностроении)
Слайд 9Особенности кафедры
• уникальный для ВУЗа производственный и конструкторско-технологический потенциал;
• прикладная направленность и НИОКТР;
• тесная
взаимосвязь с промышленностью;
• широкий спектр специалистов
Слайд 10Востребованность кафедры
Выпускники
спрос превышает предложение: только структуры ДЦCC, ОАО «Прогресс» и ОАО
«Аскольд» готовы «забрать» всех выпускников, и в ближайшие годы ситуация будет обостряться
НИОКТР
устойчивая тенденция формирования «длинного» портфеля заказов в областях: движительные комплексы подводных аппаратов; технология изготовления сложных деталей из титановых сплавов; деревянное домостроение
Слайд 11Стратегические цели развития
становление коллектива как научного и образовательного центра новейших промышленных
технологий;
обеспечение конкурентного преимущества выпускников на основе высокого качества образования;
достижение лидирующих позиций в области прикладной инженерии внутри ДВФУ; значимых позиций в научно-образовательной среде РФ; рейтинговых позиций, соизмеримых с соответствующими показателями известных зарубежных ВУЗов
Слайд 12Кафедра в контексте
Программы развития ДВФУ
Освоение ресурсов мирового океана (создание технических
средств освоения);
Энергоресурсы и энергосберегающие технологии (освоение альтернативных источников энергии)
Биомедицина (научная модернизация медицинской сферы)
Слайд 13Основные направления деятельности
развитие кадрового потенциала;
обучение;
научно-исследовательские, опытно-конструкторские и опытно-технологические работы;
инновационная деятельность
Слайд 14Развитие кадрового
потенциала
обеспечение привлекательности работы на кафедре/в ВУЗе молодых высококвалифицированных кадров,
за счет:
значительного повышения социальной защищенности;
открытой и объективной системы стимулирования труда;
комфортного психологического климата в коллективе, комфортных условий труда;
укрепление/расширение направлений (числа руководителей) действующей аспирантуры; улучшение социальной защищенности аспирантов; докторантура; защита двух докторских диссертаций сотрудниками кафедры;
привлечение высококвалифицированных кадров на временной основе;
стажировки в центральных и зарубежных ВУЗах, научных центрах
14
Слайд 15Учебная деятельность
Привлечение и подготовка абитуриентов
создание/поддержание имиджа кафедры (образовательных программ);
формирование контингента абитуриентов
через систему кружков технического творчества, FabLab и т.п.;
Слайд 16Учебная деятельность
О содержании обучения
обучать не тому, что знаем, а тому, что
востребовано;
обучать не только тому, что востребовано сегодня и в ближайшей перспективе, но и перспективным технологиям завтрашнего дня;
обучать с опорой на практические навыки; обучать практическим навыкам;
с использованием на старших курсах индивидуального графика обучения для возможности совмещения для студентов производительной работы у работодателя с обучением (принцип Завод – ВТУЗ);
построить гибкую систему учебных планов, особенно для специализаций магистров, перейти на ежегодное утверждение учебных планов;
основным направлением для магистратуры считать производственно-технологическое; научно-исследовательское направления для магистров реализуется в случае продолжения обучения в аспирантуре;
добиться (создать условия) реальной отдачи от самостоятельной работы студентов;
воспитывать самостоятельность студентов во всех аспектах учебной деятельности;
для магистров - обязательное свободное знание иностранного языка;
дополнительное профессиональное образование всех уровней; обеспечение непрерывного профессионального обучения;
Слайд 17Учебная деятельность
О технологии обучения
на реальных задачах, на реальном оборудовании, на реальном
производстве;
в тесном контакте с работодателями, с использованием производственного и интеллектуального потенциала работодателя;
максимально использовать информационные технологии обучения;
вовлечение студентов в НИР;
Слайд 18Учебная деятельность
(о структуре образовательных программ)
С 2015 года бакалаврская и магистерская подготовка
по трем направлениям (упрощенные названия):
Технология машиностроения;
Автоматизация технологически х процессов и производств (в машиностроении);
Технология деревообработки
(2014 г. – открытие магистратуры)
Слайд 19Учебная деятельность
(международная образовательная программа)
Название: MSc in Wind Energy
ВУЗы – партнеры:
Technical University
of Denmark
Delft University of Technology (Holland)
Кафедры: программа имеет ярко выраженный межкафедральный (межшкольный) характер
Сроки: с 2013/14 уч. года
Слайд 20Наука
Основные научные направления (НИР):
Расчетно-точностное проектирование технологических процессов механической обработки.
Формализация технологического проектирования.
Прогнозирование
ресурса машин и конструкций.
Механика композитных материалов.
Интеллектуальное управление сложными динамическими объектами.
Ветроэнергетические системы морского базирования.
Слайд 21Наука
Основные направления ОКТР:
проектирования и изготовление (модернизация) нестандартного автоматизированного технологического оборудования, высокотехнологичных
головных образцов и конечных изделий;
реверс-инжиниринг изделий;
CAD/CAM/CAE
Слайд 22Наука
Перспективные направления НИОКТР:
Быстрое прототипирование и аддитивные технологии
(Rapid Prototyping/Rapid Manufacturing/Direct Manufacturing)
----------------------------------------------
Получены
первые результаты, подтверждающие эффективность и востребованность технологий
Слайд 23Наука (аспирантура)
Количество аспирантов (в настоящий момент) – 14;
Количество защит (за 5
лет) – 6 кандидатских диссертаций
Из 6 защитившихся:
Работает на кафедре – 4 (2 совместителя, 2 почасовика), 1 работает в Англии
Планируемые защиты докторских диссертаций:
Змеу К.В. – 2013 г.
Чебоксаров В.В. – 2017 год.
Слайд 24Наука
(портфель заказов)
Деревянное домостроение – от 5 млн. р./год с ростом
до 15 … 30 млн. р./год на ближайшие 10 лет
Гребные винты подводных аппаратов (в т.ч. титановые, композитные; послойно синтезированные) – от 1 млн. р./год с ростом до 8…10 млн. р./год на ближайшие 10 лет
Детали высокой сложности для ремонта судовых турбоагрегатов (турбинные лопатки) – до 5 млн. руб./год
Быстрое прототипирование и послойный функциональный синтез для медицинских целей – потенциально сверхприбыльно (в данный момент финансовые оценки еще не выполнены)
Слайд 25Наука
(пути финансирования и развития)
финансирование через гранты различных уровней;
участие в технологических
платформах;
выполнение работ по прямым договорам Заказчик – ИШ (заказчики: предприятия региона, в т.ч. крупные: Прогресс, Аскольд, Изумруд, Дальприбор, Варяг, Радиоприбор, ДЦСС; а также институты ДВО РАН: ИПМТ, ИАПУ);
международные программы (IV Европейское рамочное соглашение);
непосредственное участие в создании и функционировании Инженерного центра на о. Русском
Слайд 26 Инновации
создать экономическую устойчивую модель функционирования кафедры на основе малых инновационных
предприятий, предполагающую:
отсутствие/минимизацию конфликта интересов в системе работник – лаборатория – кафедра – школа – университет;
эффективное/бесконфликтное встраивание в инновационную вертикаль ДВФУ ;
эффективные механизмы взаимодействия с подразделениями ИШ;
встроится в производственный цикл высокотехнологичных изделий (турбинные лопатки, гребные винты) в целях обеспечения экономической устойчивости;
создать консультационную площадку для предприятий региона
Слайд 27 Позиционирование кафедры
в структуре Инженерной школы и ДВФУ
нужно "железо" –
идите к нам
конструкторско-технологическая, инжиниринговая поддержка научных, инновационных разработок любых подразделений ИШ; один из возможных путей – создание СКБ на базе кафедры;
использование производственного потенциала в интересах подразделений ИШ;
поддержка позиций и имиджа ИШ в ДВФУ за счет обеспечения других школ современными технологиями (например, аддитивные технологии для МБШ, ЕНШ)
Слайд 28Технологические
перспективы
Приоритетные направления развития кафедры в части технологий (для обучения,
НИОКТР, инноваций):
высокоинтенсивная 5-ти координатная обработка на станках с ЧПУ;
быстрое прототипирование и аддитивные технологии;
ветроэнергетика;
деревянное домостроение
Слайд 29Ресурсное обеспечение
развития кафедры
Средства федерального бюджета, выделяемые кафедре на финансирование исполнения
государственного задания подготовки специалистов, бакалавров, магистров и аспирантов и внебюджетные средства от платных образовательных услуг по основным и дополнительным образовательным программам.
Средства Программы развития ДВФУ.
Бюджетные средства НИР, НИОКР, средства грантов.
Внебюджетные средства, поступающие на кафедру в порядке оплаты НИОКТР и производственных услуг, работ и продукции, производимых кафедрой для сторонних предприятий и организаций.
Средства от деятельности малых инновационных предприятий кафедры.
Средства внутренних (ДВФУ) и внешних фондов, спонсоров.