Слайд 1Методология и методика научных исследований (2)
Слайд 2План
1. Классификация методов научного исследования в зависимости от уровня познания:
эмпирические методы;
теоретические
методы.
2. Количественные и качественные методы исследования
3. Специальные методы в социально-гуманитарных науках
Слайд 3Классификация методов научного исследования в зависимости от уровня познания
К методам эмпирического
уровня относятся наблюдение, описание, счет, измерение, эксперимент и моделирование.
К методам теоретического уровня причисляют аксиоматический, гипотетический, гипотетико-дедуктивный, формализацию, абстрагирование, обобщение, восхождение от абстрактного к конкретному, исторический, метод системного анализа.
Слайд 4Эмпирические методы: наблюдение
Наблюдение – способ познания, основанный на непосредственном восприятии свойств предметов
и явлений при помощи органов чувств.
В зависимости от положения исследователя по отношению к объекту различают простое и включенное наблюдение. Простое - наблюдение со стороны. Включенное - исследователь открыто или инкогнито включается в качестве участника.
Если наблюдение проводилось в естественной обстановке, его называют полевым, а если условия были специально созданы - лабораторным.
Наблюдение обеспечивает систематическое и целенаправленное накопление фактических данных.
Научное наблюдение требует подготовки: определения целей, составления плана, выбора подходящей ситуации, времени и места.
Для научного исследования важна всесторонняя подготовка наблюдателя, глубина его знаний об изучаемом процессе. Результат наблюдения опытным специалистом будет более высоким.
Слайд 5Эмпирические методы: описание
Описание – это фиксация признаков исследуемого объекта, которые устанавливаются, например,
путем наблюдения или измерения. Описание бывает:
непосредственным, когда исследователь сам воспринимает и указывает признаки объекта;
опосредованным, когда исследователь отмечает признаки объекта, которые воспринимались другими лицами.
Слайд 6Эмпирические методы: счет и измерение
Счет – это определение количественных соотношений
объектов исследования или параметров, характеризующих их свойства. Широко применяется в статистике для определения степени изменчивости явления, процесса, достоверности полученных средних величин и теоретических выводов.
Измерение – это определение численного значения некоторой величины посредством единицы измерения.
Важнейшим показателем качества измерения, его научной ценности является точность, которая зависит от усердия исследователя и от имеющихся измерительных приборов.
Слайд 7Эмпирические методы: эксперимент
Эксперимент – это искусственное воспроизведение явления, процесса в заданных
условиях, в ходе которого проверяется выдвигаемая гипотеза.
Эксперимент ограничен тем, что в нем присутствует условность. Экспериментальные данные нельзя абсолютизировать, они ограничены и требуют определенных корректив на основе применения логических методов исследования.
Производственный эксперимент - для практической проверки отдельных теорий и научных предложений, касающихся развития конкретных сторон общества.
Управленческий эксперимент - пробное внедрение нововведения в руководстве с целью оценки возможных последствий .
Социальный эксперимент - создание специальных характеристик социального объекта под управляющим воздействием общества.
Если социальный эксперимент сопровождается экспериментом в области экономики, то в комплексе два эти эксперимента представляют собой социально-экономический эксперимент.
Слайд 8Эмпирические методы: моделирование
Модели бывают физические и математические.
Математическая модель – это математическая абстракция,
характеризующая какой-либо процесс.
Если для обычного эксперимента характерно непосредственное взаимодействие с объектом исследования, то в моделировании такого взаимодействия нет, поскольку изучают не сам объект, а его заменитель.
Динамические модели описывают объект в процессе изменения.
Статические модели описывают состояние объекта в определенный момент времени
Слайд 9Теоретические методы
Аксиоматический метод – способ исследования, который состоит в том, что
некоторые утверждения (аксиомы принимаются без доказательств и затем по определенным логическим правилам из них выводятся остальные знания.
Гипотетический метод – способ исследования с использованием научной гипотезы, т. е. предположения о причине, которая вызывает данное следствие, или о существовании некоторого явления или предмета.
Формализация – отображение явления или предмета в знаковой форме какого-либо искусственного языка (например, логики, математики, химии) и изучение этого явления или предмета путем операций с соответствующими знаками. Формализация является основой для алгоритмизации и программирования.
Восхождение от абстрактного к конкретному - вначале находится главная связь изучаемого предмета (явления), затем прослеживается, как она видоизменяется в различных условиях, открывает новые связи и таким путем отображает во всей полноте его сущность.
Слайд 10Теоретические методы
Метод системного анализа заключается в исследовании системы , ее компонентов
и их связей с внешней средой.
Системный подход – совокупность общенаучных методологических принципов (требований), в основе которых лежит рассмотрение объектов как систем.
Система (греч. – целое) – общенаучное понятие, выражающее совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и со средой, образующих определенную целостность, единство.
Любая система представляет собой множество разнообразных элементов, обладающих структурой и организацией.
Слайд 11Количественные методы исследования
Это способы анализа явлений и процессов на основе количественных
показателей.
Наиболее часто используются статистические, библиометрические, контент-анализ.
Статистические методы – нацелены на сбор, измерение и анализ массовых количественных данных.
Библиометрические методы – подсчет, сочетание, истолкование и сравнение некоторых элементов документного потока.
Контент-анализ – выделение в тексте документов смысловых единиц, их подсчет, частота употребления; позволяет выявить тенденции развития различных явлений.
Слайд 12Качественные методы исследования
Направлены на получение качественных данных. Часто используются в социологических
и маркетинговых исследованиях.
К ним относятся: глубинные интервью, экспертные интервью, фокус-группы.
Главное отличие качественных методов от количественных состоит в том, что качественные собирают данные со сравнительно небольшой группы респондентов и не анализируют их с помощью статистики.
Количественные и качественные методы – не конкуренты, а взаимодополняющие инструменты.
Слайд 13Методы социально-гуманитарных наук
Идиографический метод - описание индивидуальных особенностей единичных исторических фактов
и событий.
Анализ документов - качественный и количественный .
Опросы - либо "лицом к лицу" (интервью), либо заочно (анкетный, почтовый, телефонный и т.п. опросы). Различают опросы массовые и специализированные, в которых главный источник информации - компетентные эксперты-профессионалы.
Проективные методы (характерные для психологии) - способ опосредованного изучения личностных особенностей человека по результатам его продуктивной деятельности.
Слайд 14Методы социально-гуманитарных наук
Тестирование (в психологии и педагогике) - стандартизированные задания, результат
выполнения которых позволяет измерить некоторые личностные характеристики (знания, умения, память, внимание и т.п.). Выделяют две основных группы тестов - тесты интеллекта (знаменитый коэффициент IQ) и тесты достижений (профессиональных, спортивных и др.).
Биографический и автобиографический методы.
Метод социометрии - применение математических средств к изучению социальных явлений. Чаще всего применяется при изучении "малых групп" и межличностных отношений в них.
Игровые методы - применяются при выработке управленческих решений - имитационные (деловые) игры и игры открытого типа (особенно при анализе нестандартных ситуаций).
Слайд 15Метод кейс-стади
Кейс-стади (CASE STUDY) – детальное исследование частного случая, относящегося к
определенному классу феноменов. Cлучаем (case) может быть некое сообщество, отдельно взятое социальное явление, класс действий или область деятельности.
Полезен на предварительных стадиях исследования, поскольку это приводит к выдвижению определенных гипотез.
В рамках многих кейс-стади в действительности исследуется более чем один частный случай. Впоследствии эти случаи подвергаются отбору.
Организации или другие случаи, выбранные для анализа, можно сравнивать между собой, составлять классификации.
Сегодня методология кейс-стади - разработанный и широко применяемый в социальных науках инструментарий. В отечественной науке она используется сравнительно недавно, но уже стала источником новых идей и интересных открытий.
Перспективным направлением в развитии этой полевой стратегии стало исследование организаций.