Гендина Н.И., директор НИИ ИТ СС КемГУКИ, доктор пед. наук, профессор презентация

Содержание

1. Образование как сфера создания различных видов учебных изданий 1.1. Понятие об уровнях образования и соответствующих им типах образовательных учреждений 1.2. Виды учебных изданий Учебный текст: сущность, функции,

Слайд 1

Гендина Н.И., директор НИИ ИТ СС КемГУКИ, доктор пед. наук, профессор


Учебный текст и его разновидности


Слайд 21. Образование как сфера создания различных видов учебных изданий
1.1. Понятие

об уровнях образования и соответствующих им типах образовательных учреждений
1.2. Виды учебных изданий
Учебный текст: сущность, функции, требования
2.1. Определение понятий в структуре учебного текста
3. Структура учебных изданий
3.1. Аппарат организации усвоения знаний в структуре учебного издания
3.2. Электронные учебные издания: достоинства и недостатки

План


Слайд 3ГОСТ 7.60–2003 (ИСО 5127–2–83) Издания. Основные виды. Термины и определения [Текст].

– М.: Издательство стандартов, 2001. – 94 с.
ГОСТ 7.83-2001 Электронные издания. Основные виды и выходные сведения . Введ.01.07.2002 [Текст] //Сборник основных российских стандартов по библиотечно-информационной деятельности.- СПб.: Профессия, 2006.- С.424-436.
Справочник библиографа [Текст] / науч. ред. А. Н. Ванеев, В. А. Минкина. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Профессия, 2003. – 560 с.
Гендина, Н.И. Нормативно-методическое обеспечение учебного процесса в вузе [Текст]: стандарты высшего учебного заведения [рекомендованы Мин-вом культуры РФ для вузов искусств и культуры] / Н.И. Гендина, Н.И. Колкова. - изд.-е 3-е, стереотипное. - Кемерово, 2002 . - 170 с.
Гречихин, А. А. Вузовская учебная книга: типология, стандартизация, компьютеризация [Текст]: учебно-метод. пособие в помощь автору и редактору / А. А. Гречихин, Ю. В. Древс. – М.: Логос, Московский гос. ун-т печати, 2000. – 255 с.

Список литературы


Слайд 4Образование – это процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и

навыков. В процессе образования происходит передача от поколения к поколению знания всех тех духовных богатств, которые выработало человечество, усвоение результатов общественно-исторического познания, отражённого в науках о природе, обществе, в технике и искусстве, а также овладение трудовыми навыками и умениями. Образование — необходимое условие подготовки к жизни и труду, основное средство приобщения человека к культуре и овладения ею; фундамент развития культуры. Основной путь получения образования — обучение в различных учебных заведениях.


Образование как сфера создания различных видов учебных изданий


Слайд 5
Понятие об уровнях образования и соответствующих им типах образовательных учреждений


Слайд 6

Дифференциация учебных изданий в соответствии с возрастными особенностями обучаемых


Слайд 7

Мир учебной литературы


Слайд 8Учебные издания – издания, содержащие систематизированные сведения научного или прикладного характера,

изложенные в форме, удобной для изучения и преподавания, и рассчитанные на учащихся разного возраста и ступени образования.

Понятие об учебных изданиях


Слайд 9Виды учебных изданий


Слайд 10Виды учебных изданий


Слайд 11Виды учебных изданий


Слайд 12Учебный текст - дидактически и методически обработанный и систематизированный автором словесный

учебный материал, отличающийся тем, что он содержит учебную информацию – информацию об объекте изучения, специально отобранную и подготовленную для усвоения с учетом категории обучаемых и требуемых результатов обучения.

Требования, предъявляемые к учебному тексту:
Научность (соответствие уровню достижений современной науки, точность и достоверность приведенных сведений);
Систематичность и преемственность, логичность и последовательность излагаемого материала;
Структурированность и порционность излагаемого материала;
Доступность для восприятия обучаемых за счет обеспечения четкости и ясности изложения;
Соответствие языка изложения учебного материала нормам литературной русской речи.

Учебный текст:сущность, требования


Слайд 13Определение понятий в структуре учебного текста
Определение или дефиниция
(лат. definitio —

определение) – текст, раскрывающий смысл какого-либо понятия или термина, позволяющий отличать его от сходных (родственных) понятий или терминов.


Слайд 14Раскрывать содержание понятия
Отличать определяемый предмет от всех сходных с ним предметов
Устанавливать,

уточнять значение терминов

Задачи определения:


Слайд 15Соразмерность
Отсутствие в определении логического круга
Указание отличительных признаков, свойственных только данному понятию

и отсутствующих в других понятиях, относящихся к тому же роду.
Понятность
Отсутствие двусмысленности и метафор

Требования, предъявляемые к определению:


Слайд 16Жилище человека – постройка или естественное образование, где человек находит убежище

от неблагоприятных условий среды.

Соразмерность


Слайд 17Правильно
Каменный замок – в средние века жилище короля или феодала (герцога,

барона, рыцаря), представляющее собой укрепленное здание или группу зданий из камня.

Не правильно
Каменный замок – замок, построенный из камней

Отсутствие в определении логического круга


Слайд 18 Указание отличительных признаков, свойственных только данному понятию и отсутствующих в

других понятиях, относящихся к тому же роду


Схема - условное графическое изображение какого-либо объекта (явления, процесса), в общих чертах передающее суть его строения, характера и структуры.

Чертеж - условное графическое изображение предмета, с точным соотношением его размеров, полученным методом проецирования.


Слайд 19
Указание на родовое понятие
Указание на родовое понятие


Указание на отличительные особенности
Указание на

отличительные особенности


Чертеж - условное графическое изображение предмета, с точным соотношением его размеров, полученным методом проецирования.

Схема - условное графическое изображение какого-либо объекта (явления, процесса), в общих чертах передающее суть его строения, характера и структуры.

Соотношение общего и специфического в родственных понятиях


Слайд 20Понятно

Пещера – естественная подземная полость, имеющая выход на поверхность
Не понятно,

требует специальных знаний или дополнительного обращения к справочным изданиям

Пещера - подземная полость в верхней толще земной коры, образуемая выщелачиванием и размывом известняков, доломитов, гипсов и других легкорастворимых пород, сообщающаяся с поверхностью земли одним или несколькими выходными отверстиями.

Понятность


Слайд 21Правильно
Дом – жилое здание, строение.
Не правильно
«Мой дом – моя крепость»
Четкость,

ясность, отсутствие двусмысленности

Слайд 22Мозаика + (от лат. musivum, буквально - посвященное музам) –

+ сюжетное или орнаментальное изображение, + выполненные из однородных или различных по материалу частиц (камень, смальта, керамическая плитка и пр.), укрепленных на цементе или специальной мастике.

Термин + указание на этимологию термина + указание на ближайший род (вышестоящие понятия) + указание на отличительные особенности.
Например:

Типичный способ построения определения:


Слайд 23Структура учебных изданий


Учебное издание


Слайд 24Электронные учебные издания
Учебное электронное издание – электронное издание, содержащее систематизированные

сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и преподавания, и рассчитанное на учащихся разного возраста и ступени обучения.

Учебное электронное издание представлено на каком-либо машиночитаемом носителе, для использования которого необходимы соответствующие технические средства: персональный компьютер, аудиоплейер, видеомагнитофон и т.п.


Слайд 25Виды электронных учебных изданий


Слайд 26Многоаспектность представления учебной информации за счет мультимедиа (текст+звук+изображение)
Интерактивность, направленная на индивидуализацию

обучения
Гипертекстовость. Наличие гиперссылок позволяет оперативно выяснить значение непонятных терминов, родовых или близких по смыслу понятий и т.п.

Достоинства учебных электронных изданий


Слайд 27Достоинства электронных учебных изданий: мультимедийность и гипертекстовость представления учебной информации


Слайд 28Достоинства электронных учебных изданий: интерактивность и индивидуализация обучения


Слайд 29Достоинства электронных учебных изданий: интерактивность и индивидуализация обучения


Слайд 30Нарушение требований, предъявляемых к содержанию учебных изданий, их структуре, языку и

стилю;
Неполнота использования возможностей мультимедиа: неоправданное преобладание текстовой информации в ущерб другим видам информации (аудио-, визуальной);
Отсутствие поисковых возможностей и возможностей интерактивного взаимодействия за счет использования гиперссылок.

Недостатки существующих учебных электронных изданий


Слайд 31Недостатки электронных учебных изданий: неоправданное преобладание текстовой информации, отсутствие гиперссылок


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика