Метод морфологического ящика презентация

Содержание

МЕТОД МОРФОЛОГИЧЕСКОГО ЯЩИКА В основу метода положен так называемый морфологический анализ, суть которого состоит в исследовании структурных связей и взаимоотношений между предметами, явлениями, идеями.

Слайд 1МЕТОД МОРФОЛОГИЧЕСКОГО ЯЩИКА.
Метод разработан

известным швейцарским астрономом Ф. Цвикки. Благодаря этому методу ему удалось за короткое время получить значительное количество оригинальных технических решений в ракетостроении.

Слайд 2МЕТОД МОРФОЛОГИЧЕСКОГО ЯЩИКА
В основу метода

положен так называемый морфологический анализ, суть которого состоит в исследовании структурных связей и взаимоотношений между предметами, явлениями, идеями.
При этом вначале выявляются всевозможные взаимоотношения, независимо от их ценности.

Слайд 3 Для проведения морфологического анализа необходима

точная формулировка проблемы, причем независимо от того, что в исходной задаче речь идет только об одной конкретной системе, обобщаются изыскания на все возможные системы с аналогичной структурой и в итоге дается ответ на более общий вопрос.

МЕТОД МОРФОЛОГИЧЕСКОГО ЯЩИКА


Слайд 4 Поиск решений технических задач по МЕТОДУ МОРФОЛОГИЧЕСКОГО ЯЩИКА

осуществляется в несколько этапов:
точная формулировка изобретательской задачи;
расчленение объекта (процесса, проблемы) на важнейшие функциональные узлы (параметры);

Слайд 5МЕТОД МОРФОЛОГИЧЕСКОГО ЯЩИКА
независимое рассмотрение всех узлов (параметров) и выбор для них

всех возможных решений;
составление многомерной таблицы ("морфологического ящика"), которая бы вмещала все варианты решения задачи. При этом каждому функциональному узлу (параметру) отводится своя графа ("ось"), где перечисляются всевозможные (по мнению изобретателя) варианты его решения. Если осей только две, получается простая таблица с горизонтальным и вертикальным расположением параметров (характеристик); если три — трехмерный ящик; если осей больше (n) — ящик n-мерный;

Слайд 6МЕТОД МОРФОЛОГИЧЕСКОГО ЯЩИКА
анализ и оценка всех без исключения возможных решений под

углом зрения оптимального достижения поставленной цели (обычно — функции, которую должно выполнять устройство);
отбор для практического внедрения одного или нескольких наилучших вариантов. В сложных ситуациях само внедрение также нуждается в морфологическом анализе.

Слайд 7МЕТОД МОРФОЛОГИЧЕСКОГО ЯЩИКА
Матрица — символическая форма описания решений. Она дает представление

о всех возможных конструктивных схемах снегохода путем фиксирования в каждой строке матрицы одного из элементов. Набор этих элементов будет представлять возможный вариант исходной задачи.

Слайд 8МЕТОД МОРФОЛОГИЧЕСКОГО ЯЩИКА
Оценка вариантов решений, вытекает из структуры морфологической матрицы. Сравнивают

варианты по одному или нескольким наиболее важным для данной технической системы показателям.

Слайд 9МЕТОД МОРФОЛОГИЧЕСКОГО ЯЩИКА
Точное определение класса изучаемых систем (устройств) позволяет раскрыть основные

характеристики или параметры, облегчающие поиск новых решений.
Применительно к транспортному средству (снегоходу) морфологическими признаками могут быть функциональные узлы снегохода: А — двигатель, Б — движитель, В — опора кабины, Г — управление, Д — обеспечение заднего хода и т. п.

Слайд 10МЕТОД МОРФОЛОГИЧЕСКОГО ЯЩИКА
Каждая характеристика (параметр) обладает определённым числом различных независимых свойств.

Так, двигатели: А1 — внутреннего сгорания, А2 — газовая турбина, А3 — электродвигатель, А4 — реактивный двигатель т.д.;
движители: Б1 — воздушный винт, Б2 — гусеницы, Б3 — лыжи, Б4 — снегомёт, Б5 — шнеки и т. д.;
опора кабины: В1 — опора кабины на снег, В2 — на двигатель, В3 — на движитель и т. д.;

Слайд 11МЕТОД МОРФОЛОГИЧЕСКОГО ЯЩИКА
По заданной проблеме в матричном выражении (морфологическом ящике) фиксируются

наиболее существенные параметры.
Например, для снегохода матрица будет иметь вид:
(А1 А2 А3 А4)
(Б1 Б2 Б3 Б4 Б5)
(В1 В2 В3)

Слайд 12МЕТОД МОРФОЛОГИЧЕСКОГО ЯЩИКА


Слайд 13МЕТОД КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ
Метод контрольных вопросов применяется для психологической активизации творческого

процесса. Цель метода состоит в том, чтобы с помощью наводящих вопросов подвести к решению задачи.

Слайд 14 Один из широко распространенных вопросников А. Осборна включает

девять групп вопросов:
1. Какое новое применение системе можно предложить?
2. На какую другую систему похожа данная система и что можно скопировать?
3. "Какие возможны модификации путем изменения функций?
4. Что можно в системе увеличить?



Слайд 155. Что можно в системе уменьшить (сжать, ускорить, сузить, раздробить)?
6.

Что можно в системе заменить?
7. Что можно в системе преобразовать (схему, порядок работы и т.д.)?
8. Что можно сделать в системе наоборот?
9. Какие новые комбинации элементов системы возможны?



Слайд 16Список-памятка, составленный английским изобретателем Т.Эйлоартом:
Перечислить все качества и определения предполагаемого изобретения.

Изменить их.
Сформулировать задачи ясно. Попробовать новые формулировки. Определить второстепенные задачи и аналогичные задачи. Выделить главные.
Перечислить недостатки имеющихся решений, их основные принципы, новые предположения.
Набросать фантастические, биологические, экономические, химические, молекулярные и другие аналогии.

Слайд 17Построить математическую, гидравлическую, электронную, механическую и другие модели (модели точнее выражают

идею, чем аналогии).
Попробовать различные виды материалов и виды энергии: газ, жидкость, твердое тело, гель, пену, пасту и др.; магнитную и электрическую энергии, тепло, свет, силу удара и т.д.; различные длины волн, поверхностные свойства и т.п.; переходные состояния — замерзание, конденсация, переход через точку Кюри и т.д.Установить варианты, зависимости, возможные связи, логические совпадения.

Слайд 18Узнать мнение некоторых совершенно не осведомленных в данном вопросе людей.
Устроить сумбурное

групповое обсуждение, выслушивая всех и каждую идею без критики.
Попробовать "национальные" решения: хитрое шотландское, всеобъемлющее немецкое, расточительное американское, сложное китайское и т.д.

Слайд 19
Спать с проблемой, идти на работу, гулять, принимать душ, ехать, пить,

есть, играть в теннис — все с ней.
Побродить в стимулирующей обстановке (свалки лома, технические музеи, магазины дешевых вещей), просмотреть журналы, комиксы.
Набросать таблицу цен, величин, перемещений, типов материалов и т.д. для разных решений проблемы или разных ее частей; искать пробелы в решениях или новые комбинации.

Слайд 20Определив идеальное решение, разрабатывать возможные.
Видоизменить решение проблемы с точки зрениявремени (скорее

или медленнее), размеров, вязкости и т.п.
В воображении залезть внутрь механизма.
Определить альтернативные проблемы и системы,которые изымают определенное звено из цепи и такимобразом создают нечто совершенно иное, уводя в сторонуот нужного решения.

Слайд 21Чья это проблема? Почему его?
Кто придумал это первым? История вопроса. Какиетолкования

этой проблемы имели место?
Кто еще решал эту проблему? Чего он добился?
Определить общепринятые граничные условия и причины их установления.

Слайд 22МЕТОД КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ
В сущности это усовершенствованный вариант метода проб и ошибок,

ведь каждый вопрос служит своеобразной пробой (или серией проб) с единственным отличием: по списку вопросов проще и быстрее охватить некоторое начальное поле вариантов. Авторы отбирают из изобретательского опыта вопросы, которые обеспечивают преимущества метода контрольных вопросов перед обычным методом проб и ошибок.

Слайд 23
Метод контрольных вопросов дает возможность в какой-то мере "оторваться" от привычных,

устоявшихся представлений о предмете, помогает преодолеть или уменьшить психологическую инерцию, изменить направление поиска.

Слайд 24Стратегия семикратного поиска.
Сущность этого метода, разработанного Г.Я.Бушем (Рига), заключается в последовательном,

системном и многократном применении различных таблиц, матриц, диаграмм, схем и т.п.
Автор метода исходит из того, что эффективному одновременному рассмотрению, сравнению, изучению человек может подвергнуть до семи предметов, понятий, идей.

Слайд 25В методе различают стратегическую и тактическую части.
Стратегия подразделяется на семь

стадий.
1-я стадия. Анализ проблемной ситуации, общественных потребностей.
2-я стадия. Анализ функций аналогов и прототипа. Выявление оптимальных условий потребления и эксплуатации. Определение актуальных и главной функций.
3-я стадия. Постановка задачи. Формулировка задачи в общем виде, определение требуемого уровня решения и уровня качества технического объекта.
4-я стадия. Генерирование изобретательских идей, направленных на лучшее выполнение объектом его функционального назначения. Выбор и использование эвристических средств.

Слайд 265-я стадия. Конкретизация идей (структура, конструкция, форма, материал, операции и их

последовательность).
6-я стадия. Оценка альтернативы и выбор рациональных вариантов решения, отбор оптимального варианта.
7-я стадия. Упрощение, развитие и реализация решение.
Тактическая часть метода состоит из практических приемов, применяемых на разных стадиях процесса создания нового технического объекта.

Слайд 27Метод "Диаграмма Исикавы"
Другие названия метода:
"Причинно-следственная диаграмма« "рыбий скелет»

Автор

метода: К. Исикава (Япония), 1952 г.

Слайд 28Назначение метода: применяется при разработке и непрерывном совершенствовании продукции. Диаграмма Исикавы

- инструмент, обеспечивающий системный подход к определению фактических причин возникновения проблем.

Метод "Диаграмма Исикавы"


Слайд 29Метод "Диаграмма Исикавы"
Цель метода: изучить, отобразить и обеспечить технологию поиска истинных

причин рассматриваемой проблемы для эффективного их разрешения.

Слайд 30Метод "Диаграмма Исикавы"
Суть метода

Причинно-следственная диаграмма - это ключ к решению возникающих

проблем.

Диаграмма позволяет в простой и доступной форме систематизировать все потенциальные причины рассматриваемых проблем, выделить самые существенные и провести поуровневый поиск первопричины.

Слайд 31Метод "Диаграмма Исикавы"
План действий
Среди множества потенциальных причинных факторов, порождающих проблемы (следствие),

лишь две-три являются наиболее значимыми, их поиск и должен быть организован.
Для этого осуществляется:
сбор и систематизация всех причин, прямо или косвенно влияющих на исследуемую проблему;
группировка этих причин по смысловым и причинно-следственным блокам;
ранжирование их внутри каждого блока;
анализ получившейся картины.

Слайд 32Метод "Диаграмма Исикавы"


Слайд 33Метод "Диаграмма Исикавы"
Общие правила построения
Прежде чем приступать к построению диаграммы, все

участники должны прийти к единому мнению относительно формулировки проблемы.
Изучаемая проблема записывается с правой стороны в середине чистого листа бумаги и заключается в рамку, к которой слева подходит основная горизонтальная стрелка - "хребет" (диаграмму Исикавы из-за внешнего вида часто называют "рыбьим скелетом").

Слайд 34Метод "Диаграмма Исикавы"
Наносятся главные причины (причины уровня 1), влияющие на проблему,

- "большие кости". Они заключаются в рамки и соединяются наклонными стрелками с "хребтом".
Далее наносятся вторичные причины (причины уровня 2), которые влияют на главные причины ("большие кости"), а те, в свою очередь, являются следствием вторичных причин. Вторичные причины записываются и располагаются в виде "средних костей", примыкающих к "большим". Причины уровня 3, которые влияют на причины уровня 2, располагаются в виде "мелких костей", примыкающих к "средним", и т. д. (Если на диаграмме приведены не все причины, то одна стрелка оставляется пустой).


Слайд 35Метод "Диаграмма Исикавы"
При анализе должны выявляться и фиксироваться все факторы, даже

те, которые кажутся незначительными, так как цель схемы - отыскать наиболее правильный путь и эффективный способ решения проблемы.
Причины (факторы) оцениваются и ранжируются по их значимости, выделяя особо важные, которые предположительно оказывают наибольшее влияние на показатель качества.
В диаграмму вносится вся необходимая информация: ее название; наименование изделия; имена участников; дата и т. д.


Слайд 36Метод "Диаграмма Исикавы"
Дополнительная информация:
Процесс выявления, анализа и объяснения причин, является ключевым

в структурировании проблемы и переходу к корректирующим действиям.
Задавая при анализе каждой причины вопрос "почему?", можно определить первопричину проблемы.
Способ взглянуть на логику в направлении "почему?" состоит в том, чтобы рассматривать это направление в виде процесса постепенного раскрытия всей цепи последовательно связанных между собой причинных факторов, оказывающих влияние на проблему качества.

Слайд 37Метод "Диаграмма Исикавы"
Достоинства метода
Диаграмма Исикавы позволяет:
стимулировать творческое мышление;
представить взаимосвязь между причинами

и сопоставить их относительную важность.

Недостатки метода
Не рассматривается логическая проверка цепочки причин, ведущих к первопричине, т. е. отсутствуют правила проверки в обратном направлении от первопричины к результатам.
Сложная и не всегда четко структурированная диаграмма не позволяет делать правильные выводы.

Ожидаемый результат
Получение информации, необходимой для принятия управляющих решений.

Слайд 38МЕТОД ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК
Сущность этих методов состоит в использовании опыта работы эрудиции

и интуиции высококвалифицированных специалистов способных находить решения в условиях трудно формализуемых ситуаций и недостаточной информации.
Методы экспертных оценок позволяют квалифицировать (количественно выразить) качественные характеристики изучаемого объекта.
При этом реализуются возможности системного подхода, поскольку интегрально используется информация, которой владеет группа экспертов

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика