Слайд 1Материалы к позиционированию НИР
Методологические основы
Слайд 2- знание о том, как получать новое знание
МТДЛ
Основа – системное видение
образовательного процесса , разработки – конкретизация фундаментальных подходов , проблемы от неточности понятий, осведомленность в опыте других
Иерархия исследований (Фундаментальные – концепции, теории, принципы; Прикладные – решение практических проблем и задач; Разработки – программы, методические руководства)
Критерии оправданности инноваций: соответствие запросам, опора на базовые концепции, проверяемость (варифицируемость) –неопровержимость (фальсифицируемость), непротиворечивость, новизна
Итерационность -«маятник апробации» (В.В.Краевский)
Слайд 3Методологические основы современной педагогики
Деятельностный подход. Принцип целостности.
Закономерности педагогики.
Базовые концепции:
философия образования
- Б.С.Гершунский,
теория поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина,
теория учебной деятельности В.В.Давыдова,
концепция содержания образования М.Н.Скаткина, В.В.Краевского, И.Я.Лернера,
технологический подход – И.А.Якиманская, В.А.Сластенин, В.В.Сериков, В.В.Юдин.
Вклад методологических школ (Г.П.Щедровицкий, М.А. Мкртчан, В.В.Краевский, А.И. Громыко)
Слайд 4Методологические основы современной психологии
Деятельностный подход.
Закономерности психологии.
Базовые концепции:
Психоанализ (аналитический подход)
Когнитивизм
Бихевиоризм
Гуманистические
подходы
Позитивизм
Гештальт
Вклад методологических школ (Г.П.Щедровицкий, М.А. Мкртчан, В.В.Краевский, А.И. Громыко)
Слайд 5Основные методологические подходы в педагогике:
Системный подход (Н.В. Кузьмина, В.А. Якунин).
Сущность: относительно самостоятельные компоненты рассматриваются как совокупность взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса - педагог и учащийся, содержание образования, методы, формы, средства педагогического процесса. Задача воспитателя: учёт взаимосвязи компонентов.
Полисубъектный (диалогический) подход (М.М. Бахтин, В.С. Библер, Г.С. Трофимова). Сущность человека богаче, чем его деятельность. Личность - продукт и результат общения с людьми и характерных для неё отношений, т.е. не только предметный результат деятельности важен, но и отношенческий. Этот факт «диалогического» содержания внутреннего мира человека учитывался в педагогике явно недостаточно, хотя в пословицах нашёл отражение («скажи, кто твой друг..», «с кем поведёшься...»). Задача воспитателя: отслеживать взаимоотношения, способствовать гуманным отношениям, налаживать психологический климат в коллективе. Диалогический подход в единстве с личностным и деятельностным составляет сущность методологии гуманистической педагогики.
Антропологический подход. Обосновали К.Д. Ушинский, Б.М. Бим-Бад. Это системное использование данных всех наук о человеке и их учёт при построении и осуществлении педагогического процесса.
Культурологический подход (Б.М. Бим-Бад, Е.В. Бондаревская, М.С. Каган, Н.Б. Крылова). Основание: аксиология - учение о ценностях и ценностной структуре мира. Обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей, выработанной человечеством. Освоение человеком культуры представляет собой развитие самого человека и становление его как творческой личности (на основе освоенной культуры внесение в неё принципиально нового, творец новых элементов культуры). Задача воспитателя: приобщение к культурному потоку, активизации творчества.
Этнопедагогический подход. Воспитание с опорой на национальные традиции, культуру, обычаи. Ребёнок живёт в определённом этносе. Задача воспитателя: изучение этноса, максимальное использование его воспитательных возможностей.
Слайд 6Основные методологические подходы в педагогике:
Деятельностный подход (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн,
И.Б. Ворожцова). Деятельность - основа, средство и условие развития личности, это целесообразное преобразование модели окружающей действительности. Задачи воспитателя: выбор и организация деятельности ребёнка с позиции субъекта познания труда и общения. Это предполагает: осознание, целеполагание, планирование деятельности, её организация, оценка результатов и самоанализ (рефлексию).
Личностный подход (Ш.А. Амонашвилли, И.А. Зимняя, К. Роджерс и др.) признаёт личность как продукт общественно-исторического развития и носителя культуры, и не допускает сведение личности к натуре. Личность как цель, субъект, результат и главный критерий эффективности педагогического процесса. Задача воспитателя: создание условий для саморазвития задатков и творческого потенциала личности.
Типизация педагогических процессов (М.Н.Скаткин, В.В.Краевский, …, В.В.Юдин) – наиболее крупное деление практики образования , признание целостного единства основных составляющих педагогического процесса: целей, особенностей деятельности учащегося, методов и форм обучения, и воспитания, его принципов и проявление этого единства на разных уровнях . Эта совокупность сторон процесса, соответствующих друг другу образует тип педагогического процесса.
Компетентностный подход (О.Е.Лебедев, В.В. Сериков, А.С. Хуторской, В.В. Юдин) в образовании устанавливает новый тип (??) образовательных результатов, не сводимый к комбинации сведений и навыков, а ориентированный на способность и готовность личности к решению разного рода проблем, к деятельности. Эти образовательные результаты, называемые компетентностями, рассматриваются как опыт решения реальных задач, опыт деятельности.
Технологический подход (В.П. Беспалько, Б. Блум, В.В. Гузеев, В.В. Юдин) – четкость в фиксации образовательного результата, упорядоченность шагов по его формированию, гарантия результата.
Феменологический подход (……) , признающий уникальность и неповторимость сложного многофакторного явления.
Подход – взгляд, «призма видения»
Слайд 7«Над»системы объекта изучения
Представления о человеке
Теория личности
Естественные механизмы (психолого-биологические) развития (ум,
эмоции, личность)
Деятельность (личная, социокультурный опыт, общественная жизнь)
Цель и сущность образования, закономерности
Содержание образования (результата)
Технологии педагогические и образовательные
Методики предметные и аспектные
Лызь Н.А. О теоретико-методологических основах диссертационных исследований содержания общего образования. // Сб. научных статей Всероссийского семинара по методологии педагогики. Волгоград 2003г. – С 122 – 127.
Слайд 8«Маятник» теории – практики НИР В.В.Краевского
Открытия «на кончике пера»
Поле противоречий практики
Гипотетические
модели процессов
Апробация гипотез
Концепции. Подходы
Фундаментальные НИР
Частные НИР
Эксперименты и решения частных задач
Частные выводы по решению типовых задач
Проектно-прикладные НИР.
Разработка методик
Прикладные исследования
Слайд 9«Маятник» теории-практики НИР В.В.Краевского
Фундаментальные НИР
Частные НИР Прикладные исследования
Слайд 10Вопросы по Психологическим школам
(Владимиру Александровичу)
Какие есть научные психологические школы?
Каковы критерии
наличия научной школы?
Каковы отличия конкретных научных психологических школ?
Как взаимодействуют между собой научные школы?
Важнейшие достижения Ярославской психологической школы - ? И что надо использовать из них в своих магистерских диссертациях?
Перспективы «ЯПШ» - ?
Встреча – 1 апреля , в 17:30 – ауд. 102 ИПП.
Слайд 11Проблемное поле образования
(основные актуальные проблемы)
ФГОС: понимание причин внедрения и задач, методов
реализации
Компетенции: понимание необходимости термина, структуры, примеров, механизмов формирования
Технологии как подход и правомочность «современных» образовательных технологий
Ученик как субъект.
«Очеловеченное» образование. Гуманизм в образовании
Здоровьесберегающее образование
Образовательное пространство, среда
Социальные эффекты образования. Средства образования в обеспечении национальной безопасности
Слайд 12Аппарат исследования
Актуальность исследования
« Таким образом, нами выявлено сложившееся противоречие».
« …
и позволило сформулировать проблему исследования : «...» .»
«… определило выбор темы «….»
Объект исследования –
Предмет исследования –
Цель исследования –
В качестве гипотезы выдвинуто предположение о том, …… при условии, если:
Цель и гипотеза обусловили постановку следующих задач исследования:
Методологическую основу исследования составляют:
Теоретическая база исследования
Методы исследования.
База исследования
Этапы исследования
Научная новизна результатов исследования
Теоретическая значимость исследования состоит в том,
Практическая значимость исследования
Основные защищаемые положения: …
Достоверность и обоснованность результатов исследования
Апробация результатов исследования:
Внедрение результатов исследования осуществлялось
Структура работы. Отчет (Диссертация ) состоит из введения, трех глав: …, …, …, заключения, списка литературы и приложений.
Слайд 13
Элементы аппарата НИР
Проблема
Цель
Т Е М А
Гипотеза
1
2
3
4
5
1
2
3
4
5
Противоречия
З А Д А
Ч И
Положения
Рекомендации
МТДЛ и
Теоретические
основы
Слайд 14Задание
Аппарат исследования
МТДЛ основы
Теоретические основы
Слайд 15Логические категории
Явление, процесс
Средство, Метод, Инструмент
Причина – Следствие
Уровень - Ступень
Форма – Содержание
Критерий – показатель, индикатор
Факторы, Движущие силы, ….
Цель – результат – задача, продукт
Этап, период, цикл
Основание для классификации
Тип, вид
Деятельность
Слайд 16Логический аппарат НИР
Сетка терминов для описания модели процесса:
Модель, Схема, Структура, …
Процесс,
Явление,
Средства, Методы, Приёмы, Условия, …
Принципы, Закономерности, ..
Развитие, Формирование
Признаки, Показатели, Критерии
Внедрение, диссеминация, распространение
Слайд 17Психолого-педагогические термины
Личность, индивид, человек
Субъект
Компетенция
Слайд 18Теоретико-методологические основы исследования
Слайд 19Аппарат исследования
Актуальность исследования
Проблема исследования : «...»
Тема «….»
Цель исследования –
Гипотеза:
выдвинуто предположение о том, что, если …, то …
Задачи исследования:
…
Методы исследования.
База исследования (площадка).
Этапы исследования
Научная новизна результатов исследования
Основные защищаемые положения: …
Слайд 20Реализация методологических подходов
Примеры ошибок и мифов:
Очевидные выводы (защищаемые положения)
Исследование делается под
политический (административный) заказ
Актуальность НИР основывается на традиционных, часто обыденных представлениях (отсутствует модель изучаемого )
Используемая модель процесса не адекватна реальности
В качестве средств достижения образовательного результата не учитывается деятельность обучающегося
Слайд 22Теоретические основы
1.
2. СЛС основных концепций НИР
Слайд 23Ваши вопросы?
vvyudin2013@yandex.ru
Юдин Владимир Владимирович
Тел. 8-4852-728-728