Слайд 1Мастер – класс «Технология программированного обучения»
Василий Савельевич Новиков,
кандидат юридических наук,
доцент,
академик Международной академии дополнительного образования, учитель обществознания и права МОУ-СОШ №4
Слайд 2Современные образовательные технологии и/или методики
(Название, автор/авторы)
Технология программированного обучения разработана профессором Б.
Ф. Скиннером (Skinner B.F.) в 1954 г. и получила развитие в работах специалистов многих стран, в том числе отечественных учёных. В разработке отдельных положений технологии программированного обучения участвовали Н. Ф. Талызина, П. Я. Гальперин, Л. Н. Ланда, И. И. Тихонов, А. Г. Молибога, А. М. Матюшкин, В. И. Чепелев и другие.
Слайд 3Современные образовательные технологии и/или методики
(Название, автор/авторы)
Б. Ф. Скиннер, разработав собственную концепцию
программированного обучения, заложил в неё следующие принципы:
- малых шагов — учебный материал делится на малые части (порции), чтобы ученикам не нужно было затрачивать много усилий для их овладения;
Слайд 4Современные образовательные технологии и/или методики
(Название, автор/авторы)
- низкого уровня трудности порций —
уровень трудности каждой порции учебного материала должен быть достаточно низким, чтобы обеспечить правильность ответов учащегося на большинство вопросов. Благодаря этому учащийся постоянно получает положительное подкрепление при работе с обучающей программой. По Скиннеру доля ошибочных ответов учащегося не должна превышать 5 %;
Слайд 5Современные образовательные технологии и/или методики
(Название, автор/авторы)
- открытых вопросов — Скиннер рекомендовал
использовать для проверки усвоения порций вопросы открытого типа (ввод текста), а не выбор из множества готовых вариантов ответа, утверждая при этом, что «даже энергичное исправление ошибочного ответа и подкрепление правильного не предотвращают возникновение словесных и предметных ассоциаций, рождающихся при чтении ошибочных ответов»;
Слайд 6Современные образовательные технологии и/или методики
(Название, автор/авторы)
- немедленного подтверждения правильности ответа— после
ответа на поставленный вопрос учащийся имеет возможность проверить правильность ответа; если ответ все же окажется неверным, учащийся принимает этот факт к сведению и переходит к следующей порции, как и в случае верного ответа;
- индивидуализации темпа учения — учащийся работает в оптимальном для себя темпе;
Слайд 7Современные образовательные технологии и/или методики
(Название, автор/авторы)
-дифференцированного закрепления знаний — каждое обобщение
повторяется в различных контекстах несколько раз и иллюстрируется тщательно подобранными примерами;
- единообразного хода инструментального учения— не делается никаких попыток дифференцированного подхода в зависимости от способностей и наклонностей учащихся. Вся разница между учениками будет выражаться лишь продолжительностью прохождения программ. К концу программы они придут одним и тем же путём.
Слайд 8Цель использования технологии/методики
Цель технологии программированного обучения заключается в стремлении повысить эффективность
управления процессом обучения с использованием компьютеров.
Слайд 9Цель использования технологии/методики
1. Повышение эффективности управления процессом обучения с использованием компьютеров.
2.Обучение новым способам учебной деятельности.
3. Расширение информационного пространства обучения.
4.Формирование навыков и умений самостоятельно изучать и проверять учебный материал при использовании технологии программированного обучения.
Слайд 10Описание порядка использования (применения)
технологии/методики в практической профессиональной деятельности
В своей основе технология
программированного обучения подразумевает работу школьника по программе, в процессе выполнения которой, он овладевает знаниями. Роль преподавателя сводится к отслеживанию психического состояния школьника и эффективности поэтапного освоения им учебного материала, а, в случае необходимости, регулированию программных действий. В соответствии с этим школьники используют различные алгоритмы программированного обучения— прямолинейная, разветвлённая, смешанная и другие, которые могут быть реализованы с использованием компьютеров, программированных учебников, методических материалов (алгоритмов).
Слайд 11Описание порядка использования (применения)
технологии/методики в практической профессиональной деятельности
Учителем в процессе обучения
реализуются нижеуказанные дидактические принципы технологии программированного обучения:
1. Последовательность.
2. Доступность.
3. Систематичность.
4. Самостоятельность.
Слайд 12Описание порядка использования (применения)
технологии/методики в практической профессиональной деятельности
Технологию программированного обучения можно
рассматривать как попытку формализации процесса обучения с максимально возможным устранением субъективного фактора непосредственного общения между преподавателем и обучающимся. Роль преподавателя и общение с ним учащегося в процессе обучения остаются приоритетными. Развитие компьютерных технологий и дистанционного обучения повышает роль теории программированного обучения.
Слайд 13Результат использования технологии/методики
1. Сформированы навыки и умения самостоятельно делать презентации к
выступлениям на уроках и на конференциях. 2. Сформированы навыки и умения визуальной работы, что позволяет добывать научные знания, повышая качество и собственную ответственность за результаты.
3. Сформированы навыки и умения осуществлять самоконтроль научных знаний.