Слайд 1Выполнила: студентка 2 курса ИЭиУ ПО-3/15 Ефремовайте Кристина
Манипуляция в педагогическом общении
Слайд 2Манипуляция
Выделяют три источника существования манипуляции:
Позиция манипулятора
Позиция жертвы манипуляции
Позиция внешнего наблюдателя
Манипуляция
– это акт влияния на
людей или управления ими или
вещами с ловкостью, особенно с пренебрежительным подтекстом, как скрытое управление или обработка. (Оксфордский словарь)
Манипуляция — это вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями. (в психологии)
Слайд 3Механизмы манипулятивного воздействия
Описание каждого вида манипулятивных механизмов будет завершаться четырьмя
пунктами:
а) основной действующий агент
б) способы побуждения
в) мишени
г) автоматизмы, которые задействованы в данном виде побуждения
Слайд 4Перцептивные марионетки
основной действующий агент — образ;
способы побуждения — прямая актуализация мотива,
соблазнение, провокация, пробуждение интереса;
мишени — желания, интересы;
автоматизмы — межмодальные ассоциации, релевантность образа мотиву, намеченному в качестве мишени воздействия.
Слайд 5Конвенциональные роботы
основной действующий агент — социальные схематизмы: сценарии, правила, нормы;
способы побуждения
— создание мозаики ключевых раздражителей, определяющих особенности ситуации общения: распределение ролей, расстановка сценарных идентификаторов, размещение напоминаний (о договоренности, о должном, о запретном, об ожидаемом...);
мишени — готовые образцы поведения;
автоматизмы — социально заданные и индивидуально усвоенные программы жизни, принятые человеком сценарии поведения, личностно присвоенные представления о должном и пр.
Слайд 6Живые орудия
основной действующий агент — операциональные схемы деятельности, их инерция, привычки,
логика исполнения действия;
способы побуждения — толчок, придание ускорения, разгон, врабатывание, привыкание;
мишени — способы поведения, структура деятельности;
автоматизмы — инерция, стремление к завершению.
Слайд 7Управляемое умозаключение
основной действующий агент — когнитивная схема, внутренняя логика задачи, стандартное
умозаключение;
способы побуждения — намек, постановка задачи, имитация процесса решения проблемы;
мишени — познавательные процессы, когнитивные установки;
автоматизмы — управляемое умозаключение, снятие когнитивного диссонанса
Слайд 8Эксплуатация личности адресата
основной действующий агент — поступок, принятие решения;
способы побуждения —
актуализация внутриличностного конфликта, имитация процесса принятия решения;
мишени — мотивационные структуры;
автоматизмы — принятие ответственности за выстраданный в сомнениях выбор
Слайд 9Духовное помыкание
основной действующий агент — поиск смысла;
способы побуждения — актуализация существующих
смыслов и ценностей, подталкивание к смысловой дестабилизации и переоценке ценностей, имитация процесса поиска смысла;
мишени — отношения между мотивами, смыслы;
автоматизмы — привычные для данного конкретного человека способы совладания со смысловой дезориентацией и заполнения смыслового вакуума.
Слайд 10Защита от манипуляций
(ЦИВИЛИЗОВАННОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ НАПАДЕНИЮ
И МАНИПУЛЯЦИИ)
Цивилизованное противостояние влиянию 1)
соответствует правилам этикета и 2) соответствует этическим нормам, принятым самим противостоящим субъектом.
Общие правила цивилизованного противостояния
1. Противостояние начинается с минимальных средств.
2. Противостояние прекращается:
а) либо когда манипулятор переключился на цивилизованное взаимодействие;
б) либо когда противостоящий адресат влияния принял решение капитулировать.
3. Переход кболее мощным средствам противостояния совершается только в том случае, если манипулятор не реагирует на менее мощные средства.
Слайд 11Алгоритм цивилизованного противостояния
Слайд 12Человек-манипулятор в концепции Э. Шострома.
Слайд 13Человек-актуализатор в концепции Э. Шострома.
Слайд 14Манипуляции учащихся
Сталкивание учителя с родителями. "Мама говорит, что это дурацкое задание".
"Я не смог сделать домашнюю работу, потому что вчера у нас были гости". "Мой папа в это не верит".
Беспомощность. "У меня не получается, помогите мне".
Болезнь. Частое посещение медкабинета, особенно в время контрольных.
Лесть. "Вы самая лучшая учительница из всех, что я знаю".
Сталкивание одного учителя с другим. "Вот на уроках мистера Эдвардса весело".
Перекладывание ответственности на учителя. "Я мог бы выучить английский, если бы уроки были более интересными".
Слайд 15Манипуляции учителей
Система доносов.
Система любимчиков.
Состояние подвешенности.
Унижение.
Наказание оценками.
Нелестные сравнения.