Слайд 1ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ
(1828 ‒ 1910)
Слайд 2Вся жизнь Л. Н. Толстого прошла в постоянных исканиях.
Литературное творчество было
для него лишь одной из форм поиска и утверждения истины (были еще служба в армии, школа для крестьянских детей, переустройство хозяйства, чтение бесчисленного множества книг на разных языках).
Поиски истины начались у Л. Н. Толстого рано, и именно им была подчинена вся долгая жизнь писателя.
Слайд 3Детство и юность писателя
Л. Н. Толстой родился 28 августа (9 сентября) 1828 года в усадьбе
Ясная Поляна под Тулой.
Род Толстых существовал в России более шестисот лет. Мать писателя, Мария Николаевна, также происходила из старинного дворянского рода князей Волконских, ведущих свою историю от легендарного Рюрика.
Слайд 4В семье Толстых было четверо сыновей (Николай, Сергей, Дмитрий и Лев)
и дочь Мария, рождение которой обернулось горем для семьи: в родах умерла Мария Николаевна Толстая. Л. Н. Толстой лишился матери, когда ему не было еще и двух лет, поэтому воспоминания о ней остались смутные, зато ее духовный облик, составленный по рассказам близких, писатель бережно хранил всю жизнь.
Слайд 5После смерти матери заботы о детях взяла на себя тетушка писателя,
Татьяна Александровна Ергольская, оказавшая, по словам Л. Н. Толстого, огромное влияние на формирование его духовного мира.
Слайд 6В январе 1837 года семья Толстых переехала в Москву, где старший сын
Николай начал готовиться к поступлению в университет, а в июне 1837 года в Туле умер уехавший туда по делам отец Николай Ильич Толстой.
Левушка был отправлен в Ясную Поляну под опеку Т. А. Ергольской и немца-гувернера Федора Ивановича Ресселя.
Слайд 7Летом 1841 года детей Толстых забрала к себе в Казань тетка Пелагея
Ильинична Юшкова.
В 1844 году Лев Николаевич поступил в Казанский университет на философский факультет «по разряду арабско-турецкой словесности».
К учебе он относился крайне безответственно, большую часть времени проводил не за книгами, а в обществе отпрысков аристократических семей на балах и самодеятельных увеселениях, исповедуя идеалы «комильфо» (в соответствии с правилами светского приличия).
Слайд 8По протекции (покровительство в устройстве куда-нибудь, в продвижении по службе) тетки
Л. Н. Толстому удалось перевестись на юридический факультет, где он со свойственным ему увлечением отдался изучению трудов французских философов-просветителей (Монтескье, Руссо и др.).
В результате он, не долго думая, «бросил университет именно потому, что захотел заниматься».
Слайд 9С 17 (30) марта 1847 года Толстой начал вести дневник, который с небольшими
перерывами вел всю жизнь.
Дневник этот, безусловно, способствовал выработке у него привычки и умения наблюдать прежде всего собственные мысли и чувства и анализировать их, что впоследствии воплотилось в произведениях писателя как глубокий психологический анализ человеческой личности вообще и путей ее нравственного и духовного совершенствования.
Слайд 10Но одних отвлеченных размышлений Толстому как человеку деятельному было недостаточно.
Он
едет в Ясную Поляну с целью посвятить себя хозяйственным делам и творчеству.
Однако прожить долго в деревне Л. Н. Толстой тоже не смог.
Он поехал в Москву, потом в Петербург, успешно сдал два кандидатских экзамена на юридическом факультете университета, но бросил начатое, опять возвратился в деревню, устроился на службу в Тульское губернское правление, но служба тоже не удовлетворяла его.
Слайд 11К 1852 году относятся первые писательские опыты Л. Н. Толстого: он делал наброски
незаконченной повести «История вчерашнего дня» и повести из цыганского быта.
Тогда же писатель начал работу над повестью «Детство» и продолжил ее одновременно с созданием первого из военных рассказов ‒ «Набег».
В 1852 году Л. H. Толстой послал свою первую повесть «Детство» в «Современник» Н. А. Некрасову.
Уже с этой первой публикации стало очевидно, что в литературу пришел яркий и самобытный писатель.
Слайд 12Наконец, в 1851 году, в двадцать три года, он отправился с братом
Николаем на Кавказ, где вскоре поступил на военную службу.
На Кавказе у Л. Н. Толстого родился замысел повести «Казаки».
Именно здесь он впервые почувствовал всю бессмысленность и разрушительность войны.
Слайд 13Трилогия «Детство» (1852), «Отрочество» (1854), «Юность» (1857)
В окончательном тексте повести «Детство»
с первой же сцены перед читателем появляются только те события, предметы, что замечены, восприняты самим главным героем, Николенькой, и сохраняются потом в его памяти.
Таким образом, вместо давления среды, времени решающе важной стала теперь диалектика души самого человека, его собственная душевная работа.
При этом никакого значения не имела степень общественной или какой-либо другой важности человека.
Слайд 14Став главным предметом толстовского внимания и изображения, диалектика души тут же
явилась и главным творческим принципом писателя, его художественным методом, т. е. особым способом осваивать мир.
Действие в первой повести Л. H. Толстого начинается и разворачивается, переходя от одного конкретного и частного впечатления мальчика к другому.
Слайд 15Впоследствии в толстовских изображениях первой влюбленности Наташи Ростовой или отчаяния ее
брата при его проигрыше Долохову читатель видит какие-то собственные переживания.
Объясняется это тем, что Л. Н. Толстой умел подчеркнуть в своих героях нечто основополагающее для самой сущности человеческого духовного существования.
Слайд 16Севастопольские рассказы
(1855 ‒1856)
Военные рассказы Л. Н. Толстой стал писать одновременно с
первой своей повестью.
Они сопутствовали трилогии и дальше, вплоть до публикации завершившей ее повести «Юность».
Собственные впечатления Л. Н. Толстого этой поры были связаны преимущественно с поведением людей в условиях боевых действий.
Слайд 17Так, в 1853‒1856 годах появились военные рассказы Л. Н. Толстого «Набег», «Рубка леса»,
«Разжалованный».
В них отразилось пребывание писателя на Кавказе.
В начале 1854 года Л. Н. Толстого перевели по его просьбе в Севастополь, где он участвовал в обороне знаменитого четвертого бастиона.
После этого подход к военной теме в творчестве писателя существенным образом изменился.
Слайд 18«Утро помещика» (1856)
В этой явно автобиографической повести показана пропасть между прекраснодушным
19-летним помещиком-мечтателем Нехлюдовым и крестьянами.
Л. Н. Толстой всю жизнь стремился преодолеть эту пропасть между собой и простым народом.
Слайд 19Рассказы 1856‒1859 годов
Важные нравственные проблемы были подняты в рассказах «Записки маркера», «Два
гусара», «Альберт», «Люцерн», «Три смерти», в повести «Семейное счастие».
Именно в рассказе «Люцерн» писатель впервые открыто и дерзко отверг привычные представления о важном и неважном в истории и объявил событием громадного, даже исключительного исторического значения тот факт, что сто человек, слушавших нищего певца, не дали «ему ничего и многие смеялись над ним».
Слайд 20Л. Н. Толстому недостаточно было назвать какое-то определенное качество человека или несколько
качеств, чтобы охарактеризовать его.
Он пошел дальше и глубже, заглянул в тайны человеческой души, чтобы увидеть сам процесс зарождения чувства, картину душевной жизни.
При этом писатель показал неточность любых шаблонных определений человеческой личности.
Слайд 21Психологический анализ Толстого открыл в человеке чрезвычайно богатые возможности внутреннего обновления
и совершенствования.
Таким образом, «диалектика души» у Л. Н. Толстого переросла в «диалектику характера».
В 1856 году Л. Н. Толстой впервые выехал за границу, чтобы изучить систему народного образования в Западной Европе.
Слайд 22Педагогическая и общественная деятельность Л. Н. Толстого
Вернувшись в Ясную Поляну, Л. Н. Толстой
реализовал свою идею создания школы для крестьянских детей.
Уже ранней осенью 1859 года начались занятия в организованной Л. Н. Толстым яснополянской школе.
Тогда же произошел и поворот Л. Н. Толстого от литературы к педагогике.
Л. Н. Толстой сам учил детей, открывал новые школы, издавал педагогический журнал «Ясная Поляна».
Слайд 23В начале 1860-х годов Л. Н. Толстой увлекся общественной деятельностью: приветствуя реформу
1861 года, он выступил в качестве посредника между крестьянами и помещиками в вопросе о разделении земель.
Защита им крестьянских интересов вызвала недовольство тульского дворянства.
В результате доноса представителей местного дворянства в яснополянском доме и его окрестностях были учинены обыски, а школы буквально разгромлены.
Слайд 24«Казаки» (1863)
После вынужденного отказа от педагогической деятельности Л. Н. Толстой возвратился в
литературу.
Успешному возвращению способствовала глубокая и сильная любовь к дочери известного московского врача Софье Андреевне Берс, на которой он женился 23 сентября (6 октября) 1862 года.
Слайд 25Одним из наиболее ранних и устойчивых толстовских замыслов был замысел кавказской
повести.
У писателя накопилось немало собственных впечатлений о Кавказе, не совпадающих с романтической традицией изображения этого края.
Не могли устроить Л. Н. Толстого и очерки кавказской жизни, начавшие появляться в 1840-х годах и написанные в духе «натуральной школы».
Слайд 26«Война и мир» (1863‒1869)
У каждого из ведущих писателей есть произведения центральные,
без которых немыслимо понять их творчество.
Одним из таких ключевых произведений русской литературы является роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир».
Слайд 27Начало работы над романом-эпопеей пришлось на февраль 1863 года.
В основу будущей
книги легли годы исторических изысканий, семейные предания, опыт севастопольских событий, мелочи яснополянского быта, проблемы, затронутые в ранних произведениях писателя.
Первые замыслы романа возникли у Л. Н. Толстого еще в конце 1850-х годов: как романа о декабристе, вернувшемся из Сибири.
Слайд 28В центре внимания писателя оказался 1812 год.
Но события Отечественной войны имели
более глубокие исторические истоки, и первые главы романа появились в «Русском вестнике» под заглавием «1805 год».
В 1866 году был сформулирован новый, не конкретно-исторический, а философский вариант: «Все хорошо, что хорошо кончается».
Только в 1867 году, приведя в равновесие историческое и философское в романе, Л. Н. Толстой дал произведению окончательное название «Война и мир».
Слайд 29В окончательном варианте романа «Война и мир» тесно переплетены философское и
историческое начала.
Окончательное название романа чрезвычайно многопланово и неоднозначно.
На первый взгляд в нем заложено чередование и сочетание мирных и военных эпизодов.
Но в русском языке слово «мир» означает не только «состояние вне войны», но и человеческую общность, крестьянскую общину, а также все, что нас окружает: физическую и духовную атмосферу обитания.
Слайд 30Все эти значения заключены в названии романа.
«Война и мир» ‒
роман о роли войны в жизни людей; о противоестественности кровавых разрешений противоречий между людьми; о том, что утрачивается в ходе битвы; что невозвратимо уходит мир довоенной России; что с каждым человеком, умирающим на поле боя, гибнет его неповторимый духовный мир, обрываются тысячи нитей, соединяющих его с другими людьми.
Это роман о роли войны в мировой истории, об ее истоках и исходах.
Слайд 31«Анна Каренина» (1877)
В 1873 году Л. Н. Толстой обратился к современной ему действительности
‒ появились первые наброски романа «Анна Каренина».
Слайд 32Вопреки моралистическому замыслу о святости таинства брака, героиня романа, пренебрегшая семейными
узами ради любви, отвергнутая обществом, не понятая любовником и в отчаянии покончившая с собой, вызывает сочувствие и сострадание читателей как жертва лицемерной светской морали и собственных сложных переживаний.
Слайд 33В романе «Анна Каренина» Л. Н. Толстому интересна проблема распада семьи, разобщения
между людьми.
Именно человеческая яркость, душевное богатство героини не позволяют ей «уместиться» в жизни, остаться с людьми и среди людей.
Развитие любовного конфликта на фоне размышлений о смысле жизни переводит этот конфликт из разряда частных в социально-исторический.
Слайд 34Перелом в мировоззрении Л.Н. Толстого
В 80-е годы Толстой проявляет все больший
интерес к сектантству, что способствует обострению его полемики с Церковью, переходящей в резкие, вызывающие обличения. Антицерковные произведения Толстого, запрещенные в России, находят себе издателей на Западе. В 1884 году на немецком языке в Лейпциге вышла «В чем моя вера?», а в 1885 году на английском в Лондоне под общим заглавием «Христианство Христа» в переводе В Г. Черткова были опубликованы «Исповедь», «В чем моя вера?», «Краткое изложение Евангелия». В том же году Толстой исправил французский перевод «Краткого изложения Евангелия», сделанный Л. Д. Урусовым. В ноябре 1890 года книга эта вышла в Женеве. Идеи Толстого стали достоянием мировой общественности..
Слайд 35В статье «Исповедь» (1882) Л. Н. Толстой описывает историю своих духовных исканий:
от юношеского нигилизма и неверия до кризиса зрелого возраста.
Толстой рассказывает, что ему пришлось перестать ходить с ружьём на охоту, «чтобы не соблазниться слишком легким способом избавления себя от жизни».
Вопрос, не дававший покоя знаменитому писателю и превративший его жизнь в кошмар, был поставлен с максимальной простотой и честностью: есть ли у жизни смысл, который не уничтожается неизбежностью смерти?
Слайд 36Учение графа Толстого вызвало возмущение официальных представителей Русской православной церкви.
В
1901 году в газете «Церковные ведомости» было напечатано «Определение Святейшего Синода» об отлучении Л. Н. Толстого от Церкви.
Это не было проклятием писателя, а констатация того факта, что он по собственному желанию больше не является членом Церкви.
Слайд 37Через месяц Л. Н. Толстой выступил со статьей «Ответ на постановление Синода»,
в которой заявил:
«Я действительно отрекся от Церкви, перестал исполнять ее обряды и написал в завещании своим близким, чтобы они, когда я буду умирать, не допускали ко мне церковных служителей. То, что я отвергаю непонятную Троицу и басню о падении первого человека, историю о боге, родившемся от Девы, искупающем род человеческий, то это совершенно справедливо».
Завещание писателя было исполнено: он умер без покаяния и погребен вне территории фамильного кладбища Толстых.
Слайд 38После перелома: народные рассказы, повести, драматургия
Народные рассказы Л. Н. Толстой адресовал самому
широкому читательскому кругу.
Он взялся ответить на такие «первоосновные» вопросы, как: «чем люди живы?» или «много ли человеку земли нужно? ».
Однако Л. Н. Толстой продолжал писать и в прежней своей, «необщедоступной», как он ее сам иногда называл, манере.
Так, в частности, написаны повести «Смерть Ивана Ильича» (1886), «Крейцерова соната» (1889), «Дьявол» (1890), «Отец Сергий» (1898).
Слайд 39Период после перелома принес Л. Н. Толстому первые свершения в области драматургии
‒ в 1880-х годах были написаны пьесы «Власть тьмы» и «Плоды просвещения», после смерти писателя, в 1911 году, была опубликована пьеса «Живой труп».
Слайд 40Последние годы жизни
Опубликованная, как и пьеса «Живой труп», посмертно, в 1911 году,
повесть «Хаджи-Мурат» (1904) посвящена историческим событиям времен Кавказской войны.
Убедительно показано, как одинок, как затерян в потоке событий, а часто и обречен живой человек, сколь ответствен и виновен перед ним ход истории, какую жалкую цену имеет даже самая яркая и сильная человеческая жизнь.
Слайд 41Поздний Л. Н. Толстой все больше сосредоточивал свои усилия на прямом вмешательстве
в ход жизненных событий и захвачен был прежде всего прямым пересозданием мира людского.
Он неуклонно борется против применения насилия. В 1900 году выступает со статьей «Не убий».
В 1901 году писатель потребовал от царя прекратить репрессии против студентов.
После поражения революции 1905 года в знаменитом своем произведении «Не могу молчать» (1908) он осудил правительственный террор, смертные казни.
Слайд 42Неустанная работа Л. Н. Толстого над самим собой продолжалась.
Он видел в
ней обязательное условие понимания других людей. За пять лет до смерти, 21 сентября (3 октября) 1905 года, он записал:
«Во мне все пороки, и в высшей степени...
Все, все есть, и в гораздо большей степени, чем у большинства людей.
Одно мое спасение, что я знаю это и борюсь, всю жизнь борюсь.
От этого они называют меня психологом».
Слайд 43С момента перелома в мировоззрении писателя мучила необходимость оставаться в прежних
социально-бытовых условиях.
Еще в 1894 году он отказался от владения собственностью, как будто умер, передав все права наследства семье.
Этого было мало. Жизнь яснополянского графа угнетала его.
Единственной возможностью обрести равновесие и идти своим духовным путем был уход.
Слайд 44В сопровождении дочери Александры и доктора Душана Маковицкого в ночь с
27 на 28 октября (9-10 ноября) он тайно покидает Ясную Поляну.
В дороге он простудился, заболел воспалением легких и сошел с поезда на станции Астапово Рязанской железной дороги.
7 (20) ноября 1910 года Лев Николаевич Толстой скончался.
Слайд 45Похоронен Л. Н. Толстой, согласно его завещанию, в Ясной Поляне, у дороги,
на краю оврага старого Заказа, где в детстве с братом Николенькой они искали зеленую палочку, на которой была написана тайна «муравейных братьев», как сделать всех людей счастливыми.
Слайд 46Творчество Л. Н. Толстого в мировой литературе
Личность и творчество великого русского
писателя оказали огромное влияние на русских и зарубежных литераторов.
Русские писатели XX века продолжили в своих произведениях масштабную эпическую традицию Л. Н. Толстого («Жизнь Клима Самгина» М. Горького, «Тихий Дон» М. А. Шолохова, «Хождение по мукам» А. Н. Толстого, «Белая гвардия» М. А. Булгакова, «Красное колесо», «Архипелаг ГУЛАГ», «Раковый корпус» А. И. Солженицына и др.).
Слайд 47Толстовская идея исторической закономерности, толстовское отрицание роли «великих людей» ‒ все
это ясно ощущается в последних книгах Василия Гроссмана.
Тема государственной необходимости, противостоящей человеческой свободе, стала основной в романе Юрия Тынянова «Смерть Вазир-Мухтара» (1927).
Слайд 48По словам Л. Н. Толстого, настоящий художник должен жертвовать «своим спокойствием и
своим благосостоянием», чтобы выполнить свой долг перед людьми.
Эта мысль великого русского писателя навсегда запала в душу выдающегося французского литератора, бойца против войны и фашизма Ромена Роллана (1866‒1944).
Слайд 49Л. Н. Толстой оставил глубокий след в сознании французского писателя XIX века Ги
де Мопассана (1859‒1893), написавшего в 1879 году:
«Нам всем следует учиться у графа Толстого, автора “Войны и мира”».
Мопассан опирался на творчество Л. Н. Толстого в разработке военно-патриотической темы.
Слайд 50Американский писатель и публицист Эрнест Миллер Хемингуэй (1899‒1961) считал Л. Н. Толстого
своим учителем в изображении войны.
Уже будучи крупным прозаиком, Хемингуэй не раз утверждал, что «всякий опыт войны бесценен для писателя», и высказал мысль об абсолютной, эталонной правдивости Л. Н. Толстого.
Слайд 51Выдающийся австрийский писатель, мастер новеллы Стефан Цвейг (1881‒1942) в своих очерках
о Л. Н. Толстом («Прелюдия», «Певец своей жизни») говорил об особенностях мировоззрения великого русского писателя, о сильных и слабых сторонах его характера.
Благодаря работам Цвейга за рубежом возрос интерес к личности и творчеству Л. Н. Толстого.
Слайд 52Влияние Л. Н. Толстого как мыслителя чувствуется во многих произведениях английского писателя-драматурга
Джорджа Бернарда Шоу (1856‒1950).
Именно благодаря Л. Н. Толстому Шоу открыл для себя критико-реалистическое направление в творчестве, нашел беспощадную, прямую постановку самых острых и коренных вопросов.
Слайд 53В целом творчество Л. Н. Толстого привнесло в мировую литературу тонкость и
точность психологического анализа, оригинальность и силу художественного слова, мощное эпическое начало, искреннее бесстрашие обличения.