Слайд 1Леонардо да Винчи
Великое наследие
Слайд 2Леона́рдо ди сер Пье́ро да Ви́нчи (итал.Leonardo di ser Piero da
Vinci; 15 апреля 1452, селение Анкиано, около городка Винчи, близ Флоренции — 2 мая 1519, замок Кло-Люсе, близ Амбуаза, Турень, Франция) — итальянский художник (живописец, скульптор, архитектор), учёный (анатом, естествоиспытатель), изобретатель, писатель, один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения, яркий пример «универсального человека»
Слайд 3«Дама с горностаем» (итал. Dama con l'ermellino) — картина принадлежащая кисти Леонардо
да
Винчи. По мнению многих исследователей, это портрет Чечилии Галлерани — возлюбленной герцога миланского Лодовико Сфорца
по прозванию Иль Моро,
что находит подтверждение в сложной символике картины.
Наряду с «Моной Лизой», «Портретом Джиневры де Бенчи» и «Прекрасной Ферроньерой» полотно принадлежит к числу четырёх женских портретов
кисти Леонардо.
Слайд 4Горностай считался символом чистоты и целомудренности и по легенде умирал, если
его шкура пачкалась и теряла белый цвет
Слайд 5«Мо́на Ли́за», она же «Джоко́нда»; (итал. Mona Lisa, La Gioconda, фр. La Joconde),
полное название — Портре́т госпожи́ Ли́зы дель Джоко́ндо, итал. Ritratto di Monna Lisa del Giocondo) — картина Леонардо да Винчи, находящаяся в Лувре (Париж, Франция), одно из самых известных произведений живописи в мире, которое, как считается, является портретом Лизы Герардини, супруги торговца шёлком из Флоренции Франческо дель Джокондо, написанным около 1503—1505 года.
Слайд 6Возможно, этот рисунок из коллекции Хайд в Нью-Йорке сделан рукой Леонардо
да Винчи и является предварительным эскизом портрета Моны Лизы. В этом случае любопытно, что сначала он намеревался вложить ей в руки пышную ветвь.
Слайд 7«Та́йная ве́черя» (итал. Il Cenacolo или L’Ultima Cena) — фреска работы Леонардо да
Винчи, изображающая сцену последнего ужина Христа со своими учениками. Создана в 1495—1498 годы в доминиканском монастыре Санта-Мария-делле-Грацие в Милане.
Слайд 8Роспись была заказана Леонардо его патроном, герцогом Лодовико Сфорца и его
супругой Беатриче д’Эсте. Гербом Сфорца расписаны люнеты над фреской, образованные потолком с тремя арками. Роспись была начата в 1495 году и завершена в 1498 году; работа шла с перерывами. Дата начала работы не является точной, поскольку «архивы монастыря были уничтожены, и ничтожная часть документов, которыми мы располагаем, датируется 1497 годом, когда роспись была почти закончена».
Известно о существовании трех ранних копий фрески, предположительно авторства помощника Леонардо.
Роспись стала вехой в истории Ренессанса: правильно воспроизведенная глубина перспективы изменила направление развития живописи Запада.
Слайд 9Техника
Леонардо писал «Тайную вечерю» на сухой стене, а не на влажной
штукатурке, поэтому роспись не является фреской в истинном значении слова. Фреску нельзя изменять во время работы, и Леонардо решил покрыть каменную стену слоем смолы, габса и мастики, а затем писать по этому слою темперой. Из-за избранного метода роспись начала разрушаться уже через несколько лет после окончания работы.
Слайд 10Всю свою жизнь да Винчи был буквально одержим идеей полета. Одной
из самых первых (и самых известных) зарисовок на эту тему является схема устройства, которое в наше время принято считать прототипом вертолета.
Слайд 11Когда Леонардо жил в Милане в 1400 году, в Европе была
черная чума. Города страдали больше, чем сельская местность, и да Винчи предположил, сделать города уязвимыми к болезни. Эта близка к современности, учитывая, что теория микробных болезней была разработана только в начале 20 века. Да Винчи задумал разработать собственный план: город, созданный с нуля, который будет санитарно и жизненно пригодным.
Результатом стал триумф городского планирования, который никогда не был построен. «Идеальный город» да Винчи был разделен на несколько уровней, в каждом из которых была минимальная антисанитария, а сеть каналов способствовала быстрому удалению отходов. Вода должна была обеспечивать здания посредством гидравлической системы, которая служила прототипом современной. Ресурсы, необходимые для создания такого города, выходили за пределы средств, которыми располагал да Винчи, и он не смог найти мецената, готового помочь с деньгами на строительство такого города.
Слайд 12Проект идеального города Леонардо был революционным для своего времени. Леонардо предложил
разделить городское население на десять районов вдоль реки - в каждом районе приблизительно по тридцать тысяч жителей. Таким образом, пишет он, «рассеется такое великое скопление людей, набившихся точно сельди в бочке и ходящих по головам друг друга, заполоняющих всё своим смрадом и всюду сеющих чуму и смерть». В каждом районе города должно было быть два соединенных лестницами уровня - верхний для пешеходов и нижний для повозок. На верхнем уровне следовало расположить проходы-галереи и прекрасные дома с террасированными садами; на нижнем - лавки и склады, дороги и каналы для доставки товаров на повозках и лодках. План Леонардо включал подземные каналы для отвода нечистот и "зловонных веществ". Из записей Леонардо ясно, что он рассматривал город как некий живой организм. И для того чтобы этот организм оставался здоровым, необходимо свободное движение и течение в нем людей, материальных ценностей, продовольствия, воды и отходов.
К сожалению, его планы не воплотились в жизнь. Как отмечает врач Шервин Нуланд, «Леонардо предвидел город, построенный на принципах санитарии и общественного здоровья, важность которых была осознана лишь несколько столетий спустя».
Слайд 13В 2001 году был построен мост по чертежу Леонардо от 1502
года.