Слайд 1Концептуальные основы введения ФГОС дошкольного образования: нормативно-правовое обеспечение
К.п.н., доцент кафедры педагогики
начального и дошкольного образования МГОГИ
Дружинина Наталья Николаевна
Druzhininanatalya@yandex.ru
Слайд 2Модернизация дошкольного образования
Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020
года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008г. № 1662-р)
Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 г. (в ред. Постановления Правительства РФ от 20.12.2011 г. № 1034)
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
Слайд 3Модернизация дошкольного образования
План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы
(с изменениями на 5 декабря 2011 года) (утв. Распоряжением правительства Российской Федерации
от 7 сентября 2010 года N 1507-р)
Долгосрочная целевая программа «Развитие образования в Московской области на 2013-2015», утвержденная постановлением Правительства Московской области от 29.08.2012 №1071/32
Закон Московской области «Об образовании» от 27.07.2013 №94/2013-03
Слайд 4Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года
В
основу развития системы образования должны быть положены такие принципы проектной деятельности, реализованные в приоритетном национальном проекте "Образование", как открытость образования к внешним запросам, применение проектных методов, конкурсное выявление и поддержка лидеров, успешно реализующих новые подходы на практике, адресность инструментов ресурсной поддержки и комплексный характер принимаемых решений.
Слайд 5Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года
Повышение
гибкости и многообразия форм предоставления услуг системы дошкольного образования обеспечит поддержку и более полное использование образовательного потенциала семей.
Слайд 6
Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года
Стратегическая цель государственной политики в области образования - повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.
Слайд 7Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года
Задача - модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития, в том числе:
создание системы образовательных услуг, обеспечивающих раннее развитие детей независимо от места их проживания, состояния здоровья, социального положения;
создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования и успешную социализацию для лиц с ограниченными возможностями здоровья;
создание системы выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи;
создание инфраструктуры социальной мобильности обучающихся;
развитие финансовых инструментов социальной мобильности, включая образовательные кредиты.
наверх
Слайд 8
Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 г. (в ред. Постановления
Правительства РФ от 20.12.2011 г. № 1034)
Целью Программы является обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации.
Задачами Программы являются:
Модернизация общего и дошкольного образования как института социального развития;
приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда;
развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг
Слайд 9
Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 г. (в ред. Постановления
Правительства РФ от 20.12.2011 г. № 1034)
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели ее социально-экономической эффективности
увеличение доли образовательных услуг в валовом внутреннем продукте не менее чем на 7 процентов;
снижение на 16 процентов уровня безработицы среди граждан, имеющих высшее, среднее и начальное профессиональное образование;
снижение на 8 - 12 процентов затрат на реализацию механизмов социальной адаптации для социально незащищенных групп населения;
Слайд 10
Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 г. (в ред. Постановления
Правительства РФ от 20.12.2011 г. № 1034)
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели ее социально-экономической эффективности
создание и внедрение новых образовательных и досуговых программ на всех уровнях системы образования;
внедрение и эффективное использование новых информационных сервисов, систем и технологий обучения, электронных образовательных ресурсов нового поколения;
внедрение процедур независимой оценки деятельности образовательных учреждений всех уровней и образовательных процессов;
Слайд 11
Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 г. (в ред. Постановления
Правительства РФ от 20.12.2011 г. № 1034)
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели ее социально-экономической эффективности
создание ресурсов и программ для одаренных детей;
формирование сети экспертно-аналитических и сертификационных центров оценки и сертификации профессиональных квалификаций
внедрение и поддержка механизмов государственно-частного партнерства, обеспечивающих эффективное финансирование системы образования; внедрение и поддержка механизмов и моделей хозяйственной самостоятельности образовательных учреждений.
наверх
Слайд 12Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа»
(утв. 04 февраля 2010г. Пр-271)
Основные направления развития общего образования
1. Переход на новые образовательные стандарты
2. Развитие системы поддержки талантливых детей
3. Совершенствование учительского корпуса
4. Изменение школьной инфраструктуры
5. Сохранение и укрепление здоровья школьников
6. Расширение самостоятельности школ
Слайд 13
Новая
цель
образования
Новые
образовательные
запросы семьи,
общества
и государства
Широкое внедрение
новых технологий
во все сферы
жизни
Стратегия
2020
Наша новая школа
Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и
развития высоконравственного, ответственного, творческого,
инициативного, компетентного гражданина России
Слайд 14Федеральный закон
«Об образовании
в Российской Федерации»
Базовые принципы и нормы
государственные гарантии реализации прав
в сфере образования,
право выбора образовательной организации,
право получения образования в соответствии со склонностями и потребностями,
право обучения на родном языке,
государственно-общественный характер управления образованием,
правовые гарантий обеспечения доступности образования и др.
Слайд 15в прежнем законе
Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и
обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)
в новом законе
Образование – общественно значимое благо, под которым понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, семьи, общества, государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов
Слайд 16Федеральный закон
«Об образовании
в Российской Федерации»
воспитание - деятельность, направленная на развитие личности,
создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;
обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни
Слайд 17Изменение структуры системы общего образования
Выделены как
самостоятельные
уровни образования
Слайд 18Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа»
(утв. 04 февраля 2010г. Пр-271)
Основные направления развития общего образования
1. Переход на новые образовательные стандарты
2. Развитие системы поддержки талантливых детей
3. Совершенствование учительского корпуса
4. Изменение школьной инфраструктуры
5. Сохранение и укрепление здоровья школьников
6. Расширение самостоятельности школ
Слайд 19Федеральный закон
«Об образовании
в Российской Федерации»
Общее образование - вид образования, который направлен
на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования
Слайд 20Федеральный закон
«Об образовании
в Российской Федерации»
Дошкольное образование
Ст. 2. Основные понятия, используемые в
настоящем Федеральном законе
Ст.11. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты
Ст. 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся
Ст. 47. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации
Ст. 63. Общее образование
Ст. 64. Дошкольное образование
Ст.65. Плата, взимаемая с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
Слайд 21Федеральный закон
«Об образовании
в Российской Федерации»
Статья 11. Федеральные государственные образовательные стандарты и
федеральные государственные требования. Образовательные стандарты
Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования обеспечивают:
1) единство образовательного пространства Российской Федерации;
2) преемственность основных образовательных программ;
3) вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;
4) государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.
Слайд 22Федеральный закон
«Об образовании
в Российской Федерации»
Глава 4.Обучающиеся и их родители (законные
представители). Ст. 33-45
Ст.33. К обучающимся в зависимости от уровня осваиваемой образовательной программы, формы обучения, режима пребывания в образовательной организации относятся:
воспитанники,
учащиеся,
студенты,
аспиранты,
адъюнкты,
ординаторы,
ассистенты-стажеры,
слушатели,
экстерны.
Слайд 23Федеральный закон
«Об образовании
в Российской Федерации»
Статья 64. Дошкольное образование
П.1. Дошкольное образование направлено
на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
П.2. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.
наверх
Слайд 24Социальное партнерство
в документах
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период
до 2020 года
Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы
Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017годы
Слайд 25Признаки социального партнерства
Добровольность
Взаимовыгодность
Согласование интересов на основе переговоров и компромисса
Договорное закрепление отношений
Взаимная
ответственность и обязательность выполнения субъектами достигнутых договоренностей
Слайд 26Партнерство образовательного учреждения и семьи – деловой союз, организованный на основе
четкого договора между сторонами о создании необходимых оптимальных условий для личностного развития и роста детей
субъектная позиция партнеров
(родителей, педагогов)
Слайд 27ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА
(конструктивный взгляд специалистов)
Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в
меняющемся мире
Стандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень
Стандарт – объективный измеритель квалификации учителя
Стандарт – симбиоз ремесла и творчества
Стандарт – средство отбора педагогических кадров в учреждения образования