Слайд 1Концепция новой примерной программы дисциплины
«Безопасность жизнедеятельности» и технологии обучения
Девисилов Владимир
Аркадьевич
МГТУ им. Н.Э. Баумана
зам. председателя УМС «Техносферная безопасность»,
член. президиума, уч. секретарь НМС по безопасности жизнедеятельности Минобрнауки России,
гл. редактор журнала «Безопасность в техносфере»
Тел. в 8 499 263 68 -45
E-mail: devisil@mail.ru
Слайд 2Проблемы современного содержания и технологий обучения
Противоречие между необходимостью сохранения общности мировоззренческой
направленности дисциплины и современными требованиями к вариативности содержания применительно к различным научно-образовательным областям знаний и направлениям подготовки
Технократизированность содержания, это затрудняет ее восприятие студентами, обучающимся по гуманитарно-социальным и экономико-управленческим образовательным областям знаний.
Неподготовленность студентов к восприятию дисциплины, недостаточна пропедевтика школьного предмета ОБЖ
Методологическая сложность содержания
Использование традиционной технологии обучения, основанной на дескриптивной совокупности знаний
Невысокая оценка дисциплины студентами и выпускающими кафедрами
Слайд 3Концептуальные походы
к модернизации программы
определение цели и механизмов функциональной ориентации
обучения
конструкционная оптимизация состава и структуры программы
разработка структурно-логической дидактической системы проектирования образования
выработка механизмов, обеспечивающих ее гибкость и мобильность в отношении изменений в науке, подходам к системе образования и потребностям экономики
Слайд 4Цель образования
Формирование профессиональной культуры безопасности (ноксологической культуры).
Ноксологическая культура - это готовность и способность личности использовать в профессиональной деятельности приобретенную совокупность знаний, умений и навыков для обеспечения безопасности в сфере профессиональной деятельности, характер мышления, при котором вопросы безопасности рассматриваются в качестве приоритета.
Слайд 5Компетенции бакалавра
в области безопасности
Общекультурные компетенции:
владеет культурой безопасности, экологическим сознанием
и риск-ориентированным мышлением, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов жизнедеятельности
понимает проблемы устойчивого развития и рисков, связанных с деятельностью человека
владеет приемами рационализации жизнедеятельности, ориентированными на снижения антропогенного воздействия на природную среду и обеспечение безопасности личности и общества.
Слайд 6Компетенции бакалавра
в области безопасности
Профессиональные компетенции:
владеет культурой профессиональной безопасности, способен идентифицировать
опасности и оценивать риски в сфере своей профессиональной деятельности
готов применять профессиональные знания для минимизации негативных экологических последствий, обеспечения безопасности и улучшения условий труда в сфере своей профессиональной деятельности
Указанные компетенции могут уточняться в зависимости от профессиональной области деятельности
Слайд 7Компетенции магистра и специалиста
в области безопасности
Общекультурные компетенции:
владеет культурой безопасности и
риск-мышлением
обладает мотивацией и способностями для самостоятельного повышения уровня культуры безопасности
способен осознавать, критически оценивать и анализировать вклад своей предметной области в решении экологических проблем и проблем безопасности
способен использовать полученные знания для аргументированного обоснования своих решений с точки зрения безопасности.
Слайд 8Компетенции магистра и специалиста
в области безопасности
Профессиональные компетенции:
готов к постоянному совершенствованию
профессиональной деятельности, принимаемых решений и разработок в направлении повышения безопасности
владеет полным комплексом правовых и нормативных актов в сфере безопасности, относящихся к виду и объекту профессиональной деятельности
Слайд 9Знания, умения, навыки
знать: основные техносферные опасности, их свойства и характеристики,
характер воздействия вредных и опасных факторов на человека и природную среду, методы защиты от них применительно к сфере своей профессиональной деятельности
уметь: идентифицировать основные опасности среды обитания человека, оценивать риск их реализации, выбирать методы защиты от опасностей применительно к сфере своей профессиональной деятельности и способы обеспечения комфортных условий жизнедеятельности
владеть: законодательными и правовыми актами в области безопасности и охраны окружающей среды, требованиями к безопасности технических регламентов в сфере профессиональной деятельности; способами и технологиями защиты в чрезвычайных ситуациях; понятийно-терминологическим аппаратом в области безопасности; навыками рационализации профессиональной деятельности с целью обеспечения безопасности и защиты окружающей среды.
Слайд 12Описанные структура и принцип формирования содержания образования позволяет сохранить концептуальную общность
образования и гармонизировать общенаучную и мировоззренческую направленность дисциплины и ее системно-деятельностную профессиональную ориентацию. Наличие знаниевой ноксологической базы (инвариантное блок-ядро), формирующей когнитивную картину ноксосферы, упрощает адаптацию человека при смене вида деятельности, переобучение и повышение квалификации, реализует акмеологическую функцию образования, т.е. обеспечивает продуктивную деятельность в области безопасности в последующей активной профессиональной деятельности.
Слайд 13Технологии обучения
Традиционные технологии обучения – лекции, практикумы, лабораторные занятия, требуют совершенствования,
ориентированного на внедрение методик, активизирующих мыслительную и познавательную деятельность, креативных способностей личности
Самостоятельная работа. В самостоятельную работу по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» необходимо шире внедрять практику подготовки рефератов, презентаций и доклада по ним. Тематика реферата должна иметь проблемный и профессионально ориентированный характер, требующей самостоятельной творческой работы студента
- домашние задания
- Выпускная квалификационная работа (ВКР)
Интерактивные формы обучения (деловые и ролевые игры)
Учебные кейсы
Постановочно-проблемный характер обучения
Системно-деятельностная направленность
Слайд 14Мониторинг, диагностика и квалиметрия компетенций
Тестовый входной и выходной контроль
Балльно-рейтинговая оценка
компетенций и результатов обучения (знаний, умений, владений)
Оценка трудоемкости модулей в зачетных единицах
Шкала пересчета баллов в систему традиционных оценок
Междисциплинарный выпускной государственный экзамен (ВГЭ)
Выпускная квалификационная работа
Слайд 15 Безопасность жизнедеятельности сравнительно новая для высшей школы научно-образовательная
область.
Ее научная и методологическая база находится в стадии активного формирования содержания и дидактических основ в соответствии с новыми подходами к целям высшего образования.
Примерная программа дисциплины и технология обучения по ней должны обеспечивать структурно-содержательное единство в соответствии с общей образовательной концепцией в области безопасности, возможность диверсификации содержания применительно к конкретным областям знаний и профилям подготовки и верификации степени освоения компетенций в области безопасности.
Проект примерной программы дисциплины «Безопасности жизнедеятельности» для высшей школы предполагается опубликовать в журнале «Безопасность в техносфере». Будут также опубликованы примеры реализации примерной программы для различных образовательных областей и направлений подготовки в соответствии с вводимым новым классификатором высшего образования.
Примерную программу предполагается согласовать в профильных ведомствах:
- МЧС России
- Минздравсоцразвитии России
- МПР и экологии России ( Ростехнадзор)
Слайд 16ИНФОРМАЦИЯ
Сайт: www.russmag.ru
E-mail: russmag@yandex.rurussmag@yandex.ru devisil@mail.ru
info@russmag.ru magbvt@list.ru
2006 г.
2007 г.
2008 г.
2009 г.
Слайд 17
УМС «Техносферная безопасность»
и
НМС по дисциплине
«Безопасность жизнедеятельности»
призывает вузы и коллективы кафедр
принять
активное участие
в намеченной работе
Слайд 18
Спасибо за внимание и успехов в нашем общем деле