Слайд 1Концепция федеральных образовательных стандартов общего образования:
основные положения
апрель, 2010 год
Слайд 2Федеральные государственные образовательные стандарты
ответ на новые вызовы современного общества
один из основных
инструментов реализации конституционных гарантий прав человека и гражданина на образование
важнейший нормативно-правовой акт, устанавливающий систему норм и правил, обязательных для исполнения в любом ОУ, реализующем основные образовательные программы
конвенциональная норма (принцип взаимного согласия личности, семьи, общества, государства), направленная на обеспечения уровня качества образования
Слайд 3Конституция Российской Федерации
Статья 43
1. Каждый имеет право на образование.
5.
Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
Федеральные государственные образовательные стандарты
Слайд 4Закон «Об образовании»
Статья 7. Федеральные государственные образовательные стандарты
Федеральные государственные образовательные
стандарты включают в себя требования к:
1) структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
3) результатам освоения основных образовательных программ.
Федеральные государственные образовательные стандарты
Слайд 5
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Правительства Российской Федерации
от 24 февраля 2009 г. N 142
Об утверждении Правил разработки и утверждения
федеральных государственных образовательных стандартов
2. Стандарты могут разрабатываться по образовательным уровням, ступеням образования, профессиям, направлениям подготовки, специальностям.
3. Министерство образования и науки Российской Федерации обеспечивает разработку проектов стандартов с привлечением заинтересованных органов исполнительной власти, государственно-общественных объединений, действующих в системе образования, ведущих образовательных и научных учреждений, представителей научно-педагогических сообществ, объединений работодателей и институтов общественного участия в управлении образованием.
Федеральные государственные образовательные стандарты
Слайд 6Приоритеты образовательной политики
Зафиксированы в:
- Концепции долгосрочного социально-экономического развития до
2020 года, раздел III «Образование» (одобрена Правительством РФ 1 октября 2008 года, протокол №36)
- Основных направлениях деятельности Правительства РФ (утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации 17 ноября 2008 г. № 1663-р)
- Приоритетном национальном проекте «Образование» на 2009-2012 годы
- Федеральной целевой программе развития образования
- Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа»
Слайд 721 января – открытие Года учителя
Утверждение инициативы
«Наша
новая школа»
Слайд 86 пунктов президентской инициативы
1. Переход на новые образовательные стандарты
2. Развитие системы
поддержки талантливых детей
3. Совершенствование учительского корпуса
4. Изменение школьной инфраструктуры
5. Сохранение и укрепление здоровья школьников
6. Расширение самостоятельности школ
Слайд 9Состояние разработки и утверждения стандартов
1. ФГОС начального общего образования утвержден
приказом от 6 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года №15785)
2. ФГОС основного общего образования – в стадии
разработки (ориентировочный срок внесения проектов в Совет при Министерстве – май 2010 года);
3. ФГОС среднего (полного) общего образования – в стадии разработки (ориентировочный срок внесения проектов в Совет при Министерстве – май 2010 года)
Слайд 10Переход на новые стандарты - 1
От стандартов, содержащих подробный перечень
тем по каждому предмету, обязательных для изучения каждым учеником, будет осуществлен переход на новые стандарты - требования о том, какими должны быть школьные программы, какие результаты должны продемонстрировать дети, какие условия должны быть созданы в школе для достижения этих результатов
В любой образовательной программе будет две части: обязательная и та, которая формируется школой. Чем старше ступень, тем больше возможности выбора. Новый стандарт предусматривает внеаудиторную занятость - кружки, спортивные секции, различного рода творческие занятия
Слайд 11Переход на новые стандарты - 2
Результат образования - это не
только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Ученик должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий. Это возможно лишь в результате объединения усилий учителей разных предметов
В школе должны быть созданы кадровые, материально-технические и другие условия, обеспечивающие развитие образовательной инфраструктуры в соответствии с требованиями времени. Финансовое обеспечение будет построено на принципах нормативно-подушевого финансирования ("деньги следуют за учеником"), переход на которое планируется завершить во всех субъектах Российской Федерации в ближайшие три года. При этом средства будут поступать и в муниципалитеты, и в каждую школу по нормативу независимо от форм собственности
Слайд 12Переход на новые стандарты - 3
Чтобы работа по стандартам была
эффективной, предстоит развивать систему оценки качества образования. Нужна независимая проверка знаний школьников, в том числе - при их переходе из 4-го в 5-й и из 9-го в 10-й классы. Механизмы независимой оценки могут создаваться силами профессионально-педагогических союзов и ассоциаций. Россия будет продолжать участвовать в международных сравнительных исследованиях качества образования, создавать методики сопоставления качества образования в различных муниципалитетах и регионах
Уже в 2010 году будут введены новые требования к качеству образования, расширен список документов, характеризующих успехи каждого школьника. Единый государственный экзамен должен оставаться основным, но не единственным способом проверки качества образования. Кроме того, будут введены мониторинг и комплексная оценка академических достижений ученика, его компетенций и способностей. Программы обучения старшеклассников будут увязаны с дальнейшим выбором специальности
Слайд 13
Требования к результатам освоения
основной общеобразовательной программы
Зафиксированы требования к результатам :
метапредметным
(освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями);
личностным (готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности);
предметным (освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира)
Слайд 14Мероприятия по переходу на ФГОС
На уровне Российской Федерации:
Разработка примерной основной образовательной
программы начального общего образования:
Пояснительная записка;
Планируемые результаты освоения учащимися основной образовательной программы;
Базисный учебный план;
Примерная программа формирования учебных универсальных действий (УДД);
Примерные учебные программы отдельных учебных предметов;
Примерная программа духовно-нравственного развития обучающихся;
Примерная программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;
Примерная программа коррекционной работы;
Рекомендуемая система оценки достижения планируемых результатов освоения программы.
Слайд 15Мероприятия по внедрению ФГОС
На уровне образовательного учреждения:
Разработка основной образовательной программы начального
общего образования, включающей в себя все 9 разделов;
Локальные акты по вопросам организации и осуществления образовательного процесса.
Слайд 16Критерии готовности ОУ к введению стандарта
разработана и утверждена основная образовательная
программа начального общего образования образовательного учреждения;
нормативная база образовательного учреждения приведена в соответствие с требованиями ФГОС (цели образовательного процесса, режим занятий, финансирование, материально-техническое обеспечение и т.п.);
приведены в соответствие с требованиями ФГОС начального общего образования и новыми тарифно-квалификационными характеристиками должностные инструкции работников образовательного учреждения;
определен список учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС начального общего образования;
- разработаны локальные акты, регламентирующие установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования в соответствии с НСОТ;
Слайд 17Критерии готовности ОУ к введению стандарта
определена оптимальная для реализации
модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности обучающихся (например, модель взаимодействия с учреждениями(ем) дополнительного образования детей);
разработан план методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС;
осуществлено повышение квалификации всех учителей начальных классов (возможно поэтапно по мере введения ФГОС начального общего образования);
- обеспечены кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС.
Слайд 18
Обсуждение документов на сайтах:
www.standart.edu.ru
http://fgos.isiorao.ru
Спасибо за внимание!