Слайд 1Компьютерные технологии в инновационной деятельности и управлении качеством на предприятии
Дисциплина для
магистерской подготовки по направлению 210400 «Радиотехника»
Автор: Исаев Владимир Александрович,
к.т.н., доцент
Великий Новгород, 2012
Слайд 2Лекция 3
(01.03.2012)
Проект как объект управления
Проектирование комплексов автоматизированных дидактических средств
Принципы разработки
электронных учебников
Слайд 3 Проект как объект управления
Стандарт ГОСТ Р МЭК 61160-2006;
Стандарт ГОСТ Р
ИСО 9001:2008;
Стандарт ГОСТ Р ИСО 10006-2005
Слайд 4Определение проекта
п.3.4.3 ISO 9000:2008
Проект – уникальный процесс, состоящий из совокупности скоординированной
и управляемой действий с начальными и конечными датами, предпринятый для достижения цели, соответствующей конкретным требованиям, включающий ограничения по срокам, стоимости и ресурсам.
Слайд 5ГОСТ Р МЭК 61160-2006
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ
Н А
Ц И О Н А Л Ь Н Ы Й С Т А Н Д А Р Т Р О С С И Й С К О Й
Ф Е Д Е Р А Ц И И
ГОСТР МЭК61160-2006
Менеджмент риска
ФОРМАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОЕКТА
IEC 61160:1992
Formal design review
(IDT)
Москва
Стандартинформ
2006
Слайд 6ГОСТ Р МЭК 61160-2006
3 Термины и определения
3.1 формальный анализ проекта (formal
design review):
Формальная и независимая экспертиза существующего или предлагаемого проекта для обнаружения и исправления недостатков проекта и требований к показателям безотказности, безопасности, долговечности и ремонтопригодности, средствам технического обслуживания и направленная на выявление потенциальных возможностей для улучшения.
Примечание - Анализа проекта самого по себе недостаточно для обеспечения качества проекта (МЭК 60050-191).
Слайд 7ГОСТР МЭК 61160-2006
6 Анализ проекта на стадиях жизненного цикла
6.3.1 Предварительный
анализ проекта (PDR)
Целью предварительного анализа проекта является:
интерпретация, оценка и установление требований и потребностей потребителя, требований к продукции или процессу;
создание иерархической структуры характеристик (например, показатели стоимости, функциональные характеристики, физические параметры, показатели надежности, требования к параметрам окружающей среды, требования поставки и методы стимулирования, предусмотренные контрактом) для определения того, какими выбранными характеристиками можно пожертвовать, а какими нет, то есть установление обязательных, рекомендуемых и дополнительных характеристик;
……
Слайд 8
ПОТРЕБИТЕЛЬ
ТРЕБОВАНИЯ
Постоянное улучшение СМК
Модель СМК на основе процессного подхода
4.1
4.2
4.2.2
4.2.3
4.2.4
6.1
6.2
6.3
6.4
8.1
8.2
8.3
8.4
8.5
5.1
5.2
5.3
5.4
5.5
5.6
8. Измерение,
анализ,
улучшение
7. Процессы ЖЦП
5. Ответственность
руководства
ПОТРЕБИТЕЛЬ
УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ
(4.2,4.9,4.10)
(4.3)
(4.4)
(4.6)
(4.7,4.8,4.9,4.10,
4.12,4.15,4.19)
(4.13)
(4.2)
(4.2,4.5)
(4.2)
(4.5)
(4.16)
(4.1)
(4.1,4.18)
(4.1,4.9)
(4.9)
(4.1,4.2)
(4.3)
(4.1)
(4.1,4.2)
(4.1)
(4.2)
(4.10,4.17,4.20)
(4.9,4.10,4.17,4.20)
(4.13)
(4.14,4.20)
(4.1,4.14)
6. Менеджмент
ресурсов
4. СМК
ISO 9001:2008
ISO 9001:1994
Слайд 9Стандарт ГОСТ Р ИСО 9001:2008
Системы менеджмента качества. Требования
7.3.2 Входные данные для
проектирования и разработки
Входные данные, относящиеся к требованиям к продукции, должны быть определены, а записи должны поддерживаться в рабочем состоянии (4.2.4).
Входные данные должны включать в себя:
a) функциональные и эксплуатационные требования;
b) соответствующие законодательные и другие обязательные требования;
c) там, где это возможно, информацию, взятую из предыдущих аналогичных проектов;
d) другие требования, важные для проектирования и разработки.
Входные данные должны анализироваться на достаточность. Требования должны быть полными, недвусмысленными и непротиворечивыми.
Слайд 10Проектирование комплексов автоматизированных дидактических средств
Соловов А.В.Электронное обучение: проблематика, дидактика, технология. –
Самара: «Новая техника», 2006.
Слайд 11Педагогическая психология
С позиций педагогической психологии объектом обучения является психика.
Один из
краеугольных законов этой науки говорит, что психика проявляется, формируется и развивается только в деятельности.
Исходя из этого обучение определяют как управление познавательной деятельностью учащихся с целью формирования у них определенных знаний, умений и навыков, развития личностных качеств.
Слайд 13Схема взаимодействия
в триаде "Педагог - АУК - Обучаемый"
Автоматизированный учебный курс
(АУК) является программно-информационной системой, состоящей из программ для ЭВМ, реализующих сценарии учебной деятельности, и определенным образом подготовленных знаний (структурированной информации и системы упражнений для ее осмысления и закрепления).
Слайд 14Архитектура открытой адаптивной контрольно-обучающей системы
Слайд 15Адаптивность обучающей системы
Под адаптивностью будем понимать персонификацию процесса обучения на основе
создания электронных курсов, учитывающих индивидуальные особенности обучаемых, в том числе психологические особенности, скорость восприятия, уровень начальных знаний, а также индивидуальные цели и задачи обучения.
Адаптация достигается на основе использования модели обучаемого, составляющими которой являются цели обучения, начальные знания в области обучения, индивидуальные особенности обучаемого. Модель обучаемого реализуется в виде семантической сети. В начале обучения строится априорная модель обучаемого на основе его самооценки, затем по результатам текущего контроля процесса обучения модель может быть переопределена с учетом изменения состояния знаний обучаемого.
Слайд 16Принципы разработки электронных учебников
Рожкова Л.Г. Электронный учебник: теория и практика
// Профессиональный учебник.-2006.-№1.
Слайд 17Электронный учебник
Электронный учебник является ключевым моментом такого нового понятия, как электронное
обучение (E-Learning) .
Несмотря на то, что термины: Электронный учебник (ЭУ), Электронное учебное пособие (ЭУП,) Электронный компьютерный учебник (ЭКУ), приобретают все большее распространение, разные авторы вкладывают в них существенно различный смысл.
Довольно распространенным является взгляд на Электронный учебник (ЭУ), как на программно-методический комплекс, позволяющий самостоятельно освоить учебный курс или его большой раздел и часто объединяющий в себе свойства обычного учебника, справочника, задачника и лабораторного практикума.
Слайд 18Электронный учебник
Для создания электронного учебника недостаточно взять хороший учебник, снабдить его
навигацией (создать гипертексты) и богатым иллюстративным материалом (включая мультимедийные средства) и воплотить на экране компьютера.
ЭУ должен максимально облегчить понимание и запоминание (причем активное, а не пассивное) наиболее существенных понятий, утверждений и примеров, вовлекая в процесс обучения иные, нежели обычный учебник, возможности человеческого мозга, в частности, слуховую и эмоциональную память, а также используя компьютерные объяснения.
Для прочного усвоения изучаемого материала электронного учебника должно предусматриваться активное использование (закрепление) полученной информации путём выполнения учебных заданий (принцип мыслительной активности).
Слайд 19Система дидактических показателей
Слайд 20Показатели уровня представления учебного материала
Слайд 21Принципы разработки
электронных учебников
Принцип Модульности: разбиение материала на разделы, состоящие из
модулей, минимальных по объему, но замкнутых по содержанию. Для больших по объёму ЭУ может использоваться блочно-модульный принцип, где блок является минимальной учебной информационной единицей.
Принцип полноты: каждый модуль должен иметь следующие компоненты :
-теоретическое ядро,
-контрольные вопросы по теории,
-примеры,
-задачи и упражнения для самостоятельного решения,
-контрольные вопросы по всему модулю с ответами,
-контрольная работа,
-контекстная справка (Help).
Слайд 22Принципы разработки
электронных учебников
Принцип наглядности: каждый модуль должен состоять из коллекции
кадров с минимумом текста и визуализацией, облегчающей понимание и запоминание новых понятий, утверждений и методов.
Принцип ветвления: каждый модуль должен быть связан гипертекстными ссылками с другими модулями так, чтобы у пользователя был выбор перехода в любой другой модуль. Принцип ветвления не исключает, а даже предполагает наличие рекомендуемых переходов, реализующих последовательное изучение предмета.
Слайд 23Принципы разработки
электронных учебников
Принцип регулирования: учащийся самостоятельно управляет сменой кадров, имеет
возможность вызвать на экран любое количество примеров (понятие ``пример" имеет широкий смысл: это и примеры, иллюстрирующие изучаемые понятия и утверждения, и примеры решения конкретных задач, а также контрпримеры), решить необходимое ему количество задач, задаваемого им самим или определяемого преподавателем уровня сложности, а также проверить себя, ответив на контрольные вопросы и выполнив контрольную работу, заданного уровня сложности.
Слайд 24Принципы разработки
электронных учебников
Принцип адаптивности: электронный учебник должен допускать адаптацию к
нуждам конкретного пользователя в процессе учебы, позволять варьировать глубину и сложность изучаемого материала и его прикладную направленность в зависимости от будущей специальности учащегося, применительно к нуждам пользователя генерировать дополнительный иллюстративный материал, предоставлять графические и геометрические интерпретации изучаемых понятий и полученных учащимся решений задач.
Слайд 25Пользовательский интерфейс электронного учебника
Общие признаки удобного интерфейса:
-использование пиктограмм для организации
управляющего диалога;
-меню-ориентированность;
-контекстно-зависимая справочная система (Help);
-возможность использования для ввода как мыши, так и клавиатуры с использованием "горячих клавиш", стрелок, клавиш табуляции и т.п.;
-единые правила работы со всеми меню;
-запрос подтверждения в опасных ситуациях (выход из программы, потеря информации и т.п.);
-одинаковый или сходный доступный выход из любого режима;
-информация о происходящем без участия пользователя (например, длительный счет, обмен с внешними устройствами и т.п.);
-возможность прерывания длительных процессов;
-корректная обработка аварийных ситуаций внешних устройств (например, неготовность принтера);
-обработка некорректных действий пользователя.
Слайд 26Показатели уровня усвоения
учебного материала
Слайд 27Рациональная
последовательность обучения
Слайд 28Учебное задание
Изучить содержание стандарта ГОСТ 15.101-98 Система разработки и постановки продукции
на производство. Порядок выполнения научно-исследовательских работ;
Познакомиться с содержанием стандарта ГОСТ Р ИСО 10006-2005 Системы менеджмента качества. Руководство по менеджменту качества при проектировании.
Примечание: учебные материалы размещены на портале НовГУ (учебные материалы > Исаев Владимир Александрович > КТ в ИД и УК на предприятии > …)
Слайд 29Список литературы
1.Педагогические технологии дистанционного обучения: Учеб. пособие для вузов/ Е.С.
Полат, М.Ю. Бухаркина, Н.В. Ладыженская, М.Л. Кондакова; Под ред.Е.С.Полат. ─ М.: Академия, 2006. ─ 391с.
2.Ширшов Е.В. Информационно-педагогические технологии: ключевые понятия: Слов.: Учеб. пособие/ Е.В. Ширшов. ─ Ростов н/Д: Феникс, 2006. ─ 253 с.
3. Соловов А.В.Электронное обучение: проблематика, дидактика, технология. – Самара: «Новая техника», 2006. – 462 с.
4.Усков В. Л., Шереметов Л. Б. Современные подходы к созданию системы обучения на базе сети Интернет // Информационные технологии. – 2001. - № 9.
5.Соловов А.В. Проектирование компьютерных систем учебного назначения. Учебное пособие.- Самара:СГАУ, 1995.-138с.
Слайд 30Список литературы (продолжение)
6.Ибрагимов И.М. Информационные технологии и средства дистанционного обучения: Учеб.
Пособие для вузов.- М.: Академия, 2005.- 330с.
7. Рожкова Л.Г. Электронный учебник: теория и практика // Профессиональный учебник.-2006.-№1.-С.31-34.
8. Осадчий А.И. Методы и модели создания учебного фона при проведении компьютерных деловых игр // Инновации.-2006.- №5.- С.90-93.
9. Сингаевская Г.И. Управление проектами в Microsoft Project 2007.- М.: ООО «И.Д.Вильямс», 2008. – 800с.
10. ГОСТ 15.101-98 Система разработки и постановки продукции на производство. Порядок выполнения научно-исследовательских работ.
Слайд 31Список литературы (продолжение)
11. ГОСТ Р 15.011-96 Система разработки и постановки продукции
на производство. Патентные исследования. Содержание и порядок проведения.
12. ГОСТ Р ИСО 10006-2005 Системы менеджмента качества. Руководство по менеджменту качества при проектировании
Слайд 32Спасибо за внимание!
Тел./факс: (8162) 620323
E-mail: vladimir.isaev@novsu.ru