Система оценки качества образования Руководитель ЦКО АСОУ В. Ф. Солдатов презентация

Содержание

Определение и осуществление политики в области образования Определение и осуществление политики в области качества образования Законодательство Субъектов Российской Федерации в области образования Формирование

Слайд 1Министерство образования Московской области ГОУ ВПО МО «Академия социального управления»
Система оценки качества

образования






Руководитель ЦКО АСОУ В. Ф. Солдатов

Слайд 2Определение и
осуществление политики в
области образования
Определение и
осуществление
политики в

области
качества образования

Законодательство
Субъектов Российской
Федерации в области
образования

Формирование нормативно-
правовой базы работы по
обеспечению качества
образования, управлению
(в т. ч. контролю и оценке)
качеством образования

Компетенция субъектов РФ в области образования:

Роль в управлении
качеством образования


Слайд 3Разработка и реализация
программ развития
образования, в том числе
международных
В рамках ОЦПРО
обеспечению современного
качества образования
подчинены

все приоритеты,
в частности – есть разделы,
посвященные СОКО МО

Лицензирование,
аттестация и
государственная
аккредитация
образовательных
учреждений

Эти процедуры имеют
прямое отношение к
контролю и оценке
качества образования и
должны быть частью единой
системы управления
качеством образования.

Компетенция субъектов РФ в области образования:

Роль в управлении
качеством образования


Слайд 4
Установление
региональных компонентов
государственных
образовательных
стандартов


Через задавание
стандартов, формируются
конкретные цели в области
качества,

являющиеся
основой для контроля и
оценки реального качества
образования

Установление нормативов
финансирования
образования субъекта
Российской Федерации;

Через установление
нормативов финансирования
может стимулироваться
повышение качества
образования

Компетенция субъектов РФ в области образования:

Роль в управлении
качеством образования


Слайд 5Информационное
обеспечение
ОУ, организация издания
учебной литературы,
разработка базисных
учебных планов и
примерных

программ
курсов, дисциплин

Способствует обеспечению
и поддержке на
региональном уровне
содержательного
наполнения
государственных требований
к содержанию и качеству
образования

Организация подготовки,
переподготовки, повышения
квалификации;
проведение аттестации
педагогических и
руководящих работников
образовательных
учреждений

Обеспечение качества
образования через
профессиональное развитие;
аттестация кадров – часть
единой региональной
системы управления
качеством образования

Компетенция субъектов РФ в области образования:

Роль в управлении
качеством образования


Слайд 6РЕЗЮМЕ
Закон РФ «Об образовании» дает региональному уровню
управления достаточные полномочия и

реальные возможности для
построения единой региональной системы управления качеством
образования, включая систему контроля и оценки качества
образования.

Системный организационно-управленческий механизм
управления качеством образования в образовательной системе
Московской области предполагает участие и взаимодействие
Министерства образования Московской области, а также
подведомственных ему областных структур, способных выполнять
отдельные функции по созданию, обеспечению и обслуживанию
элементов единой региональной системы управления качеством
образования, включая систему контроля и оценки качества,
прежде всего – Центра качества образования Академии социального
управления.


Слайд 7Основные этапы создания СОКО МО
1 этап (2003 г.)
Разработка концепции областной системы

оценки качества образования (СОКО)включающей:

анализ состояния исполнения законодательства в сфере образования МО;

изучение факторов риска в контрольно- оценочной деятельности органов управления образованием;

первоочередные задачи построения СОКО МО



Слайд 8Основные этапы создания СОКО МО
2 этап (2004 г.)


Создание и оснащение областного

центра, разрабатывающего и внедряющего СОКО МО – Центра качества образования (ЦКО) ГОУ ВПО МО «Академия социального управления»



Слайд 9Основные этапы создания СОКО МО
3 этап (2005 г.):

корректировка концепции СОКО МО

в соответствии с концепцией общероссийской системы оценки качества образования;
разработка структуры информационного обеспечения СОКО МО;
разработка проекта показателей оценки качества образования;
формирование состава пилотных площадок;
организация апробации отдельных элементов СОКО МО

Слайд 10Основные этапы создания СОКО МО
4 этап (2006 г.):


Разработка и апробация методики,

инструментария и технологии системы мониторинга качества образования на областном и муниципальном уровнях, и уровне общеобразовательных учреждений в пилотных территориях


Слайд 11интегральная характеристика
системы образования
отражающая степень
соответствия ресурсного
обеспечения,
образовательного процесса,
образовательных
результатов нормативным
требованиям,

социальным
и личностным ожиданиям

совокупность
организационных и
функциональных структур,
обеспечивающих основанную
на единой концептуально-
методологической базе
оценку образовательных
ресурсов, образовательного
процесса и образовательных
результатов и выявление
факторов, влияющих на их
качество

Качество
образования

Система оценки качества
образования
Московской области


Слайд 12Цели СОКО МО
повышение уровня информированности потребителей
образовательных услуг для принятия

жизненно важных
решений (по продолжению образования или
трудоустройству);

принятие обоснованных управленческих решений
по повышению качества образования

обеспечение единого образовательного пространства;

обеспечение объективности и справедливости при
приеме в образовательные учреждения;

Слайд 13Принципы СОКО МО
реалистичность требований, норм и показателей качества образования, их социальной

и личностной значимости;

возрастно-психологическая адекватность процедур и показателей;

открытость, прозрачность процедур оценки качества образования;

открытость и доступность информации о состоянии и качестве образования;

Слайд 14Принципы СОКО МО
централизованная разработка процедур, технологий, инструментальных средств аттестационных и мониторинговых

обследований на основе апробированных российских и зарубежных аналогов;

принятие и реализация управленческих решений на основе результатов оценки состояния и качества образования;

соблюдение преемственности в образовательной политике и традиций российской системы образования

Слайд 15Задачи СОКО МО
оценка уровня деятельности, образовательных учреждений, муниципальных и областной образовательных

систем;
оценка уровня образовательных достижений обучающихся учреждений для их итоговой аттестации и отбора для поступления на следующую ступень обучения;
оценка качества образования на различных ступенях обучения в рамках мониторинговых исследований качества образования;
формирование системы аналитических индикаторов, позволяющей эффективно реализовывать основные функции оценки качества образования (эффективность решений, инвестиций и др.)

Слайд 16Принципы отбора показателей СОКО МО
ориентация на требования внешних пользователей;

учет потребностей системы

образования;

минимизация системы показателей с учетом потребностей разных уровней управления системой образования;

инструментальность и технологичность используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию);

Слайд 17Принципы отбора показателей СОКО МО
оптимальность использования источников первичных данных для определения

показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их многократного использования и экономической обоснованности);

иерархичность системы показателей;

сопоставимость системы показателей с федеральными и международными аналогами;

соблюдение морально-этических норм в отборе показателей

Слайд 18Механизмы и процедуры отбора показателей СОКО МО
промежуточная и итоговая аттестация учащихся;
лицензирование,

аттестация и аккредитация образовательных учреждений;
аттестация педагогических и руководящих работников
мониторинговые исследования;
социологические обследования;
сбор статистических данных;
технологии и информационно-технологическое обеспечение ЕГЭ.

Слайд 19Органы законодательной
и исполнительной власти МО
Министерство образования
Московской области
ГОУ ВПО МО
АСОУ
Централи-
зованный


банк данных

Система
сбора и
обработки
информации

Система
анализа и
представления
информации

ОУ системы
повышения
квалификации и
переподготовки
кадров

Муниципальные органы
управления
образованием

ОУ
общего среднего
образования,
ОУ
дошкольного
образования,
ОУ
дополнительного
образования

ОУ
профобразования
(ВУЗы, ССУЗы,
НПО)

Общественные
организации

первичная информация (показатели деятельности)

управляющая (директивная) информация

аналитическая и справочная информация

справочная информация

Информационные потоки
Единой информационной системы
образования МО


Слайд 20Промежуточная и
итоговая аттестация
учащихся (в т. ч. ЕГЭ)
Лицензирование,
аттестация и
аккредитация

ОУ

Аттестация
педагогических и
руководящих
работников

Мониторинговые
исследования

Социологические
обследования

Образовательная
статистика

Социально-
экономическая и
демографическая
статистика

Система анализа и представления информации


Централизованный банк данных



Министерство
образования
Московской области

Муниципальные
органы управления
образованием

Образовательные
учреждения

Учащиеся и родители

Работодатели

Общественность

Функциональная структура
Единой информационной системы
образования МО

Система сбора и обработки информации

ГОУ ВПО МО
АСОУ


Слайд 21Общая схема мониторинга
Сбор данных
Первичная обработка
Интеграция
Подготовка аналитики
данные госстатистики данные отраслевой статистики данные ЦКО АСОУ


формирование:
содержательных показателей
интегральных характеристик

Рейтинг и сравнительные оценки:

по федеральной модели
с учетом специфики области

МО - с другими субъектами РФ;
! с учетом специфики области;
муниципалитетов области (в целом и с учетом их специфики);
ОУ (с учетом условий работы и реализуемых программ)


Слайд 22Достижения, возможности, проблемы
Независимая оценка образовательных достижений учащихся
Профиль обучения, наличие медали;
Продолжительность обучения

по каждому предмету (часов в неделю, месяцев в год);
Уровень изучения предмета, учебный план, язык обучения;
Оценки за 9-й и 11-й классы;
Учебник, по которому проходило обучение;
Квалификация, стаж, уровень образования, ученое звание, научная специальность и пр. для преподавателей

База данных ЕГЭ


Слайд 23Достижения, возможности, проблемы
Независимая оценка образовательных достижений учащихся
Статистика и сравнение среднего балла

ЕГЭ

Средний тестовый
балл по каждому
предмету в разрезе
образовательных
учреждений

Сравнение тестовых
баллов с
аналогичными
результатами МО
прошлых лет и
результатами РФ

Средний тестовый
балл по каждому
предмету
в разрезе
муниципальных
образований МО


Слайд 24Достижения, возможности, проблемы
Независимая оценка образовательных достижений учащихся
Зависимость среднего тестового балла от
количества


часов
в неделю
изучения
предмета

выбора
учебника,
по которому
проходило
изучение
предмета

вида
образова-
тельного
учреждения

условий изучения
предметов
(базовый или
углубленный
уровень
преподавания
предмета).

квалификационной
категории учителя

гендерного признака

типов
населенных
пунктов


Слайд 25
ХИМИЯ
Выполнение заданий с выбором ответов (часть А)


Слайд 26


Зависимость средних тестовых баллов от количества часов в неделю изучения предмета


Слайд 27


Статистические данные результатов экзамена в зависимости от условий изучения предметов


Слайд 28


Зависимость среднего тестового балла от учебника, по которому проходило изучение предмета


Слайд 29


Зависимость среднего тестового балла от типа населенного пункта


Слайд 30


Зависимость среднего тестового балла от квалификационной категории учителя


Слайд 31


Средняя общеобразовательная школа - 50,39
2. Средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением предмета - 41,94
Гимназия - 53,66
Лицей - .41,77

Зависимость среднего тестового балла от вида образовательного учреждения (физика)


Слайд 32Достижения, возможности, проблемы
Независимая оценка образовательных достижений учащихся
В связи с тем, что

данные, использованные в ходе анализа, носят
случайный характер, полученные количественные результаты ЕГЭ
как 2004, 2005, так и 2006 года нельзя распространять на всю
совокупность выпускников общеобразовательных учреждений,
на муниципальные образования и на область в целом

Ввести ЕГЭ в штатный режим
(нормативно закрепить его в качестве обязательного
хотя бы по одному предмету)


Слайд 33Достижения, возможности, проблемы
Аттестация и государственная аккредитация ОУ
1. ЦКО АСОУ разработан инструментарий

обеспечивающий:
объективность результатов;
использование максимально конкретных критериев и показателей,
не допускающих двойного толкования;
отражение условий, процесса и результатов работы ОУ;
стимулирующий характер для руководящих и педагогических
работников;
доверие к итогам аттестации со стороны образовательных
учреждений и органов управления образованием различного уровня;
2. ЦКО АСОУ разработаны критерии отнесения
общеобразовательного учреждения к соответствующему виду.
3. ЦКО АСОУ разработана система рейтинговой оценки позволяющей
дифференцировать образовательные учреждения в соответствии
с установленными критериями и показателями.


Слайд 34Аттестация ОУ как инструмент оценки качества
Аттестацию можно рассматривать как формальный элемент

системы управления образованием - действующее законодательство в сфере образования задает крайне низкие нормы успешного прохождения аттестации.
Более рациональным является использование аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений в качестве реальных инструментов оценки качества образования.

Слайд 35Аттестации и государственная аккредитация образовательных учреждений должна:
обеспечивать объективность результатов аттестации

и государственной аккредитации;
предусматривать использование максимально конкретных критериев и показателей, не допускающих двойного толкования;
отражать, насколько это возможно, условия, процесс и результаты работы образовательного учреждения;
иметь стимулирующий характер для руководящих и педагогических работников;
предоставлять информацию, которая могла бы быть основой для принятия необходимых управленческих решений;
вызывать доверие к итогам аттестации со стороны образовательных учреждений и органов управления образованием различного уровня;

Слайд 36Качество образовательного процесса и результатов
Процедура аттестации предусматривает изучение качества подготовки выпускников

и уровень реализуемых образовательных программ.
В ходе государственной аккредитации рассматривается ряд других показателей:
направленность реализуемых образовательных программ;
структура классов (гимназические, с углубленным изучением ряда предметов и т.п.);
кадровое обеспечение: укомплектованность штатов, уровень квалификации педагогических, инженерно-педагогических, руководящих работников;
информационно-техническое оснащение образовательного процесса;
могут быть рассмотрены показатели, устанавливающие соответствие деятельности образовательного учреждения требованиям законодательства Российской Федерации и устава в части обеспечения в нем прав участников образовательного процесса.

Слайд 37Показатели и алгоритм отнесения общеобразовательного учреждения к соответствующему виду
начальная общеобразовательная школа;

основная

общеобразовательная школа;

средняя общеобразовательная школа;

средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов
гимназия
лицей


Слайд 38Отнесение общеобразовательного учреждения к соответствующему виду


Слайд 39Отнесение общеобразовательного учреждения к соответствующему виду


Слайд 40Отнесение общеобразовательного учреждения к соответствующему виду


Слайд 41Отнесение общеобразовательного учреждения к соответствующему виду


Слайд 42Отнесение общеобразовательного учреждения к соответствующему виду


Слайд 43Отнесение общеобразовательного учреждения к соответствующему виду


Слайд 44Алгоритм проведения аттестации
1. Формирование и организация работы аттестационной комиссии

Комиссия состоит из

председателя и членов комиссии:

одна ступень – председатель и один член комиссии

две ступени – председатель и два члена комиссии

три ступени – председатель и три члена комиссии

Требования к квалификации: образование, стаж, повышение квалификации по программе подготовки экспертов в области лицензирования и аттестации ОУ

Слайд 45Алгоритм проведения аттестации
2. Предаттестационный период

Председатель и члены аттестационной комиссии знакомятся с

документами и материалами, содержащимися в аттестационном деле образовательного учреждения. Это позволяет лучше подготовиться к процедуре аттестации и экономит время, необходимое для работы непосредственно в образовательном учреждении.

Слайд 46Пакет документов
заявление с приложением информационной карты образовательного учреждения;
копию Устава образовательного

учреждения;
копию лицензии на образовательную деятельность;
учебный план образовательного учреждения;
гарантийное письмо об оплате затрат, связанных с проведением аттестации.
материалы, отражающие специфику образовательной деятельности (по желанию)

Слайд 47Информационная карта
Раздел 1. Общие сведения об образовательном учреждении.

Раздел 2. Организация образовательного

процесса.

Раздел 3. Качество подготовки выпускников.

Раздел 4. Воспитание и дополнительное образование.

Раздел 5. Кадровое обеспечение образовательного процесса.

Раздел 6. Информационно-техническое оснащение.

Раздел 7. Обеспечение прав участников образовательного процесса.

Слайд 48Алгоритм проведения аттестации
3. Аттестационный период
Встреча аттестационной комиссии с администрацией школы. Знакомство.

Согласование плана работы

Все материалы и документы – см. перечень документов –, необходимые для анализа работы образовательного учреждения, сосредоточены администрацией образовательного учреждения в помещении, где работает комиссия. Проведение аттестации не должно влиять на учебный процесс и создавать препятствия для обычной работы образовательного учреждения.)

Слайд 49Объект экспертизы и индикаторы
Учебный план -Соответствие количества часов, отведенных на отдельные

образовательные области, инвариантной части Базисного учебного плана
-Соответствие перечня учебных дисциплин и курсов, наполняющих образовательные области, инвариантной части Базисного учебного плана
-Соответствие количества часов нормам Базисного учебного плана по максимальному объему учебной нагрузки учащихся

Учебные программы -Соответствие реализуемых учебных программ обязательному минимуму содержания образования

Учебники -Соответствие учебников реализуемым учебным программам (по перечню учебных изданий, рекомендованных Министерством образования и науки РФ)

Расписание учебных занятий -Соответствие расписания учебных занятий учебному плану образовательного учреждения

Классные журналы -Соответствие количества часов и тем учебных занятий в классных журналах реализуемым учебным программам


Слайд 50Технология аттестации
Два основных показателя аттестации образовательных учреждений

Исполнение образовательным учреждением требований государственных

образовательных стандартов при организации обучения по образовательным программам соответствующего уровня и направленности в части:
обязательного минимума содержания основных образовательных программ;
максимального объема учебной нагрузки обучающихся, воспитанников;
полноты выполнения основных образовательных программ;


Соответствие содержания, уровня и качества подготовки выпускников
образовательного учреждения требованиям государственных образовательных стандартов.


Слайд 51Документы аттестационной комиссии
Заключение эксперта по аттестации

Заключение аттестационной комиссии

Представление аккредитационной комиссии


Слайд 52ЗАКЛЮЧЕНИЕ АТТЕСТАЦИОННОЙ КОМИССИИ
1. На основе экспертизы УЧЕБНОГО ПЛАНА образовательного учреждения

установлено:

Слайд 53ЗАКЛЮЧЕНИЕ АТТЕСТАЦИОННОЙ КОМИССИИ
1. На основе экспертизы УЧЕБНОГО ПЛАНА образовательного учреждения

установлено:


Слайд 54ЗАКЛЮЧЕНИЕ АТТЕСТАЦИОННОЙ КОМИССИИ
1. На основе экспертизы УЧЕБНОГО ПЛАНА образовательного учреждения

установлено:


Слайд 55ЗАКЛЮЧЕНИЕ АТТЕСТАЦИОННОЙ КОМИССИИ
2. На основе экспертизы реализуемых УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ и

ИСПОЛЬЗУЕМЫХ УЧЕБНИКОВ (УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ) установлено:

Слайд 56ЗАКЛЮЧЕНИЕ АТТЕСТАЦИОННОЙ КОМИССИИ
2. На основе экспертизы реализуемых УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ и

ИСПОЛЬЗУЕМЫХ УЧЕБНИКОВ (УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ) установлено:

Слайд 57ЗАКЛЮЧЕНИЕ АТТЕСТАЦИОННОЙ КОМИССИИ
3. На основе экспертизы РАСПИСАНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ установлено


Слайд 58ЗАКЛЮЧЕНИЕ АТТЕСТАЦИОННОЙ КОМИССИИ
4. На основе экспертизы КЛАССНЫХ ЖУРНАЛОВ установлено:


Слайд 59ЗАКЛЮЧЕНИЕ АТТЕСТАЦИОННОЙ КОМИССИИ
5. На основе РЕЗУЛЬТАТОВ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ установлено:
положительные результаты

итоговой аттестации в течение трех последних лет имеют

Слайд 60ЗАКЛЮЧЕНИЕ АТТЕСТАЦИОННОЙ КОМИССИИ
6. На основе выполнения ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ установлено:
с тестовыми

заданиями справились:

6. На основе выполнения ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ установлено:
Подтвердили и улучшили школьные оценки в ходе выполнения тестовых заданий:

7. Справились с ЭКЗАМЕНАМИ В ФОРМЕ ЕГЭ (за три года):

8. На основании полученных результатов аттестационная комиссия принимает РЕШЕНИЕ
СЧИТАТЬ ОУ
Аттестованным/ не аттестованным по образовательной программе начального общего образования
Аттестованным/ не аттестованным по образовательной программе основного общего образования
Аттестованным/ не аттестованным по образовательной программе среднего (полного) общего образования

9. В целях совершенствования образовательной деятельности рекомендуется:


Слайд 61Рейтинговая оценка образовательных учреждений

Государственная аккредитация без установления рейтинговой оценки уравнивает

результаты деятельности образовательных учреждений.
Введение рейтинговой оценки позволяет дифференцировать образовательные учреждения в соответствии с установленными критериями и показателями.
Рейтинговая оценка образовательного учреждения является важным ориентиром для потребителей образовательных услуг.
Установление рейтинговой оценки дает возможность органам управления образованием более объективно оценить результаты работы образовательного учреждения.
Дифференциация образовательных учреждений по рейтинговой оценке является одним из важных мотивационных факторов для педагогических коллективов.
Рейтинговая оценка может стать основой для определения объема финансирования образовательного учреждения сверх установленного норматива.

Слайд 62Перечень документов, которые должны быть подготовлены администрацией ОУ


Слайд 63Перечень документов, которые должны быть подготовлены администрацией ОУ


Слайд 64Перечень документов, которые должны быть подготовлены администрацией ОУ


Слайд 65Перечень документов, которые должны быть подготовлены администрацией ОУ


Слайд 66Перечень документов, которые должны быть подготовлены администрацией ОУ


Слайд 67Перечень документов, которые должны быть подготовлены администрацией ОУ


Слайд 68Перечень документов, которые должны быть подготовлены администрацией ОУ


Слайд 69Перечень документов, которые должны быть подготовлены администрацией ОУ


Слайд 70Показатели для определения рейтинговой оценки общеобразовательного учреждения


Слайд 71Рейтинговая оценка образовательного учреждения определяется на основе следующих расчетов:
Вычисляется сумма баллов,

полученных образовательным учреждением.
Вычисляется максимально возможная сумма баллов (с учетом вида учреждения и его специфики).
Вычисляется значение показателя N (рейтинговая оценка) по формуле:
∑p1
N = ---------- х 100%
∑ p2
где
∑ p1 - фактическая сумма баллов;
∑ p2 - максимально возможная сумма баллов.

Слайд 72Основными результатами такой оценки для образовательного учреждения являются:
выявление "проблемных полей" и

анализ причин, их обусловливающих;
планирование действий по повышению качества и обеспечению доступности образования;
формирование системы мониторинга на основе предложенных критериев и показателей;
"мобилизация" педагогического коллектива на решение выявленных проблем;
лучшее понимание достижений и проблем образовательного учреждения со стороны территориального сообщества;
заинтересованное участие социальных партнеров в развитии школы и обеспечении высоких результатов по различным направлениям деятельности.

Слайд 73Достижения, возможности, проблемы
Аттестация педагогических и руководящих работников
Аттестация должна стимулировать и мотивировать

работников образования к обеспечению нового качества образования, но ее действующая модель слабо увязана с конечными результатами системы образования и не стала таким стимулом.
Аттестация должна приводить к объективной оценке процесса и результатов образовательной и управленческой деятельности работников и их реальной дифференциации в оплате труда на этой основе. Однако действующая в отрасли модель оплаты труда не выполняет эту функцию, что лишает аттестацию роли инструмента реального материального стимулирования.
Аттестация должна выступать для оцениваемых работников как сервис, услуга, в получении которой они жизненно заинтересованы. Но реальные процедуры аттестации зачастую рассматриваются ими как унижающие их достоинство, ведущие к стрессам и перегрузке не только для аттестуемых, но и для других участников образовательного процесса.
Аттестация должна работать на получение общего системного синергетического эффекта модернизации образования, развиваться в комплексе с проводимыми и планируемыми изменениями в системе финансирования образования, оплаты труда, реструктуризации сети образовательных учреждений, изменениями структуры школы и образовательных технологий, развитием государственно-общественного характера управления, но действующая модель мало связана с этими приоритетами развития общего образования.

Слайд 74Достижения, возможности, проблемы
Аттестация педагогических и руководящих работников
Для решения выявленных проблем аттестации

кадров необходимо, прежде всего, чтобы процедура аттестации стала более простой, понятной, сокращающей до минимума субъективизм в оценке труда учителя и руководителя, привлекающей гражданские институты к оцениванию учителей и школ. При этом абсолютным императивом должно стать соблюдение законных прав всех участников образовательного процесса.

Слайд 75Достижения, возможности, проблемы
Аттестация педагогических и руководящих работников
Конкурсный отбор лучших учителей в

рамках ПНПО предусматривает следующие критерии:
позитивная динамика учебных достижений обучающихся за последние три года;
позитивные результаты внеурочной деятельности по преподаваемым предметам;
позитивные результаты деятельности учителя в качестве классного руководителя;
использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе обучения предмету и в воспитательной работе;
обобщение и распространение собственного педагогического опыта на муниципальном и (или) региональном уровне (мастер-классы, семинары, конференции, круглые столы и др.);
повышение квалификации, профессиональная переподготовка, обучение в аспирантуре, докторантуре, наличие ученой степени и (или) ученого звания;
участие в муниципальных, региональных и всероссийских профессиональных конкурсах. 

Слайд 76Достижения, возможности, проблемы
Аттестация педагогических и руководящих работников
Администрация школы должна осуществлять в

рамках внутришкольного контроля мониторинг профессиональной деятельности учителя – постоянное наблюдение за ходом и результатами его профессиональной деятельности с акцентом на изменения, динамику и соответствие этих изменений решаемым задачам, достижению цели.
С одной стороны, мониторинг профессиональной деятельности учителя акцентирует внимание на достижениях и успехах, на продвижении учителя к более высокому качеству образования, создавая дополнительную положительную профессиональную мотивацию.
С другой стороны, мониторинг профессиональной деятельности учителя необходимо тесно связать с системой повышения квалификации учителей, которая должна реагировать на запросы по коррекции западающих вопросов и пробелов в профессиональной деятельности, преодолению возникающих затруднений, обобщать и распространять передовой опыт.

Слайд 77Достижения, возможности, проблемы
Аттестация педагогических и руководящих работников
Традиционная модель – профессиональная компетентность

проверяется с помощью тестов, экзаменов, защиты реферата, творческого отчета, авторского проекта, методических разработок и других форм квалификационных испытаний (что вступает в противоречие и с законодательством – так как учитель уже получил диплом, свидетельствующий об определенной квалификации, дающей право на занятие должности, и со здравым смыслом – так как в ходе аттестации необходимо проверять и оценивать учителя не столько как предметника, столько как педагога).
Новая модель – профессиональная компетентность оценивается косвенно, через анализ учебной деятельности (ибо только в деятельности проявляется не только «может», но и «хочет».) В ходе мониторинга профессиональной деятельности выявляется информированность педагогического работника о новых достижениях в области специализации, знание теории и методики преподаваемого предмета, современных технологий обучения и воспитания, научных основ общей педагогики и психологии, закономерностей и способов формирования ключевых компетентностей учащихся.

Слайд 78Достижения, возможности, проблемы
Аттестация педагогических и руководящих работников
Хотя предлагаемая новая региональная модель

аттестации предполагает использование в процессе мониторинга профессиональной деятельности тех же методов, но смена субъекта их применения, проведение этих мероприятий в плановом порядке в течение длительного периода времени позволяет избежать указанных выше недостатков, с одной стороны, и получить сравнительный материал, позволяющий делать выводы о продуктивности профессиональной деятельности и профессиональном продвижении работника, с другой стороны.
Субъектом мониторинга профессиональной деятельности, в конечном счете, является администрация образовательного учреждения (по ее поручению непосредственное проведение процедур мониторинга может быть поручено учителям – членам методического совета, школьного методического объединения и др., обладающим соответствующей подготовкой и квалификацией).

Слайд 79Достижения, возможности, проблемы
Аттестация педагогических и руководящих работников
Оценка профессиональной компетентности учителя педагогическим

коллективом – необходимый элемент, нейтрализующий возможную опасность административного произвола. Снять влияние чисто эмоционального, личностного фактора способны в первую очередь коллективные формы оценивания, помогающие избежать субъективизма, односторонности и пристрастности.
Если обязательным элементом аттестации станет заключение, рецензия, другие формы оценки, исходящие от педагогического коллектива и свидетельствующие об уровне профессиональной компетентности учителя, то административный произвол может быть сведен к минимуму.
Важную роль в коллективной оценке профессиональной деятельности учителя играют различные профессиональные объединения педагогов, в том числе – школьные методические объединения (ШМО)

Слайд 80Достижения, возможности, проблемы
Аттестация педагогических и руководящих работников
В условиях развития самоуправления важнейшим

регулятором отношений в коллективе является общественное мнение. К сожалению, в ходе аттестации общественное мнение чаще всего недооценивается или игнорируется, отсутствует четкое представление о его сути и педагогических возможностях.
Общешкольное родительское собрание
Классное родительское собрание
Общешкольный родительский комитет
Классный родительский комитет
Попечительский совет
Совет школы
Управляющий совет
Методы: опрос, анкетирование.

Слайд 81Достижения, возможности, проблемы
Аттестация педагогических и руководящих работников
Педагогическое портфолио учителя

В педагогическое портфолио

может быть включено все, что служит свидетельством усилий, достижений и прогресса в профессиональной деятельности данного педагога (это открытый перечень, из которого педагог может выбирать те или иные пункты для определения состава своего личного портфолио).
В портфолио фиксируются, накапливаются и оцениваются индивидуальные достижения за определенный период времени в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной.
Портфолио готовит сам педагог, важно понять, как он определяет свои достижения, что он хочет продемонстрировать как результаты своей работы, поэтому неверным представляется стремление к некому единообразию в оформлении и содержании портфолио. В то же время не следует и впадать в другую крайность и отдавать оформление портфолио полностью на усмотрение учителя.

Слайд 82Достижения, возможности, проблемы
Аттестация педагогических и руководящих работников
Аттестация по новой технологии выступает

как непрерывная система организованной жизнедеятельности, где созданы все условия для самовыражения и самореализации аттестуемого на рефлексивной основе. Главная цель аттестации — в постепенном формировании у аттестуемых внутренней готовности к осознанности и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного и личностного), готовности рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности. Такая цель соответствует целям образования, закрепленным Законом РФ "Об образовании»

Слайд 83Мониторинговые исследования 2006 – 2007 учебный год
Кадровый потенциал Московской области
Состояние кадетского образования
Библиотечный

фонд
Доступность качественного образования
Самочувствие учителей в условиях реформ
Мониторинг сети образовательных учреждений в условиях перехода на подушевое финансирование
Базовый мониторинг в системе оценки качества образования МО

Слайд 84Мониторинг кадрового потенциала
Статистический анализ кадрового потенциала
Анализ нагрузки учителей по предметам
Анализ

вакансий педагогических работников
Анализ форм и методов закрепления педагогических кадров в ОУ

Слайд 85Мониторинг кадетского образования
Анализ сети кадетского образования
Анализ форм и программ кадетского

образования
Анализ педагогического потенциала кадетского образования

Слайд 86Мониторинг сети образовательных учреждений в условиях перехода на подушевое финансирование
Анализ количественного

состава учащихся МО в разрезах:
Муниципальное образование
Образовательное учреждение (тип, вид)
Ступень (параллель)


Слайд 87«Оценка доступности качественного общего полного среднего образования в рамках учреждений общего

и начального профессионального образования» (Научные консультанты: Константиновкий Д.Л., Вахштайн В.С., Куракин Д.Ю)

Масштаб исследования:

72 общеобразовательных учреждения
25 учреждений начального профессионального образования
23 муниципальных образования Московской области
более 5000 выпускников 9 и 11 классов и их родители
1100 учащихся НПО и их родители


Слайд 88Этапы исследования
Сбор данных региональной статистики для формирования групп (кластеров) образовательных учреждений

– заполнение информационных карт образовательных учреждений. На основании данных статистики все учреждения общего образования классифицированы по типу школы и типу населенного пункта;

Сбор данных количественно-социологического и качественно-социологического блоков. Проведены опросы учащихся 9-х и 11-х классов, НПО, а также их родителей, групповые дискуссии и глубинные интервью.

Математический анализ, интерпретация полученных данных, расчет интегральных показателей, распределение школ по разновидностям качества предоставляемого ими образования.

Анализ доступности этих типов образования, с точки зрения барьеров, препятствующих его получению.

Слайд 89Распределение школ по кластерам


Слайд 90Социокультурный барьер – тенденция возрастания доли родителей с высшим образованием от

«слабых» кластеров к «сильным» (кластер №1 – 8,6% матерей и14,1% отцов; кластер № 8 – 71,9% матерей и 71,6% отцов).
Территориальный барьер – доля сельских школ преобладает в «слабых» кластерах (№1 - 65%, №2 - 35%) и практически отсутствует в «сильных» (№7- 0%, №8 - 8%). Специфика Московской области – удаленность от Москвы. Более 75% школ 1-го кластера расположены далее 50 км от Москвы, в то время как все школы 8-го кластера находятся в ближнем Подмосковье.
Экономический барьер – семьи с низким уровнем доходов заняли лидирующую позицию в «слабых» кластерах №1 и №2; почти в два раза ниже процент малодоходных семей в кластерах №7 и №8.
Институциональные барьеры – учащиеся школ кластеров №№ 2а, 7 – чаще других признают наличие испытаний при переходе в 10-й класс (приблизительно 44%). В кластерах №№ 5, 6 и 8 данный параметр составляет – 30%.
Информационные и мотивационные барьеры – для «сильных» кластеров характерно более частое участие родителей в работе родительских комитетов.
Доля желающих поступать в вузы – 44% в первом кластере; 97% в восьмом. Противоположная зависимость наблюдается в намерениях поступать в ссузы.

Картина доступности


Слайд 91Возможные направления управленческих решений

Реструктуризация сети сельских школ и сопутствующее этому

использование школьных автобусов целесообразны в том случае, если есть или могут быть созданы в сельской местности школы, соответствующие хорошим кластерам по качеству процесса и результата.
Уточнение социальной направленности мер социального управления при изменении системы финансирования учреждений общего среднего образования.
Разработка компенсирующих мер, которые выравнивали бы положение выходцев из разных слоев населения. Эти меры могут быть специфичны не только для региона в целом, но и, например, для отдельных его частей (районов, поселений и т.д.)
Выравнивание шансов с помощью организации предшкольного образования, повышения охвата детей дошкольного возраста детскими садами.
Тенденция предоставления дополнительных образовательных услуг как платных, чревата снижением доступности общего образования, усилением неравенства в сфере общего образования. Необходимо расширять спектр и повышать качество дополнительных образовательных услуг на бесплатной основе, создавать конкуренцию на рынке платных образовательных услуг, ни в коем случае не подменяя ими бесплатного обязательного образования.
Особенно важна и одновременно продуктивна поддержка мотивированных к получению образования одаренных детей. Выявление их и создание условий для получения ими качественного образования – высокоэффективно и в личном, и в общественном плане.
Материалы исследования предоставляют для разработки управленческих решений необходимую информацию, показывая, какое образование (по качеству процесса и по качеству результата) каким слоям общества достается, следовательно, указывают адресаты и направления поддержки.

Слайд 92Учителя 443
из них
в городской местности 299
в сельской местности 144

Директора 165
из

них
в городской местности 96
в сельской местности 69

Оценка реальных и потенциальных последствий реформ, осуществляемых в рамках проекта, для учителей

Масштаб исследования:

(Научные консультанты: Гаспаришвили А.Т., Ионов А.А., Оносов А.А.)


Слайд 93Направления исследования
Социально-демографические и профессиональные характеристики учителей и директоров школ
Социальный и экономический

статус учителей и директоров школ
Социальное самочувствие учителей и директоров
Профессиональные проблемы учителей и директоров
Отношение учительского сообщества к реформе образования
Особенности отдельных групп учителей

Слайд 94Базовый мониторинг в системе оценки качества образования
Разработаны:
Структура информационного обеспечения системы оценки

качества образования
Показатели рейтинговой оценки качества образования на региональном и муниципальном уровнях
Методика и инструментарий рейтинговой оценки качества работы МОУО
Апробация методики и инструментария в 9 пилотных территориях

Слайд 95РЕЗОЛЮЦИЯ областной научно-практической конференции «Система оценки качества образования Московской области.
Технология, опыт, перспективы» 28

ноября 2006 г.


Обсудив результаты апробации «Системы оценки качества образования» на муниципальном уровне в восьми муниципальных пилотных площадках участники Конференции
1. Отмечают:
высокий научный уровень методики оценки состояния муниципальных образовательных систем;
актуальность и практическую значимость результатов апробации для управления образованием на региональном и муниципальном уровнях.
2. Выражают уверенность, что кластерная модель оценки состояния муниципальных образовательных систем войдет в практику региональной и муниципальных систем образования Московской области.
3. В целях распространения опыта применения разработанной ЦКО АСОУ и апробированной в муниципальных пилотных площадках кластерной модели оценки состояния муниципальных образовательных систем, а также перевода этой работы из проектного режима на постоянную основу участники Конференции рекомендуют:
Министерству образования Московской области
рассмотреть вопрос о внедрении опыта применения кластерной модели оценки состояния муниципальных образовательных систем во всех муниципальных образованиях Московской области;
организовать обучение специалистов муниципальных органов управления образованием методике применения кластерной модели оценки состояния муниципальных систем образования.
Муниципальным органам управления образованием
предусмотреть в рамках программ развития образования проведение мониторинговых исследований на основе разработанных ЦКО АСОУ и апробированных методик и инструментария оценки состояния муниципальных образовательных систем;
использовать результаты мониторинговых исследований при формировании образовательной политики, разработке программ развития образования.


Слайд 98План
мероприятий по проведению апробации методики оценки состояния
муниципальных образовательных систем

Московской области

Слайд 99Выделение блоков показателей (условия, процесс, результат)
Определение средних региональных значений показателей
Присвоение весовых

баллов показателям с учетом приоритетных направлений развития системы образования МО
Сравнение показателей муниципальных систем со средними региональными показателями
Расчет суммарных балов процесса и результата по блокам
Группировка МОС по показателям качества процесса и результата
Анализ состояния региональной системы образования по наполняемости кластеров
Построение рейтинговых шкал в различных разрезах показателей процесса и результата
Проблемный анализ состояния МОС

Методика оценки качества работы муниципальных образовательных систем


Слайд 100Таблица 1а. Сведения об общеобразовательных учреждениях
Таблица 1б. Сведения об учащихся общеобразовательных

учреждений
Таблица 2а. Сведения об учителях
Таблица 2б. Сведения о руководителях
Таблица 2в. Сведения о психолого-медико-социальном сопровождении
Таблица 3. Сохранение и укрепление здоровья учащихся
Таблица 4. Организация образовательного процесса
Таблица 5. Экспериментальная и инновационная работа
Таблица 6. Условия образовательного процесса
Таблица 7. Информационно-техническое оснащение
Таблица 8. Результат обучения (внутренняя оценка)
Таблица 9а. Результат обучения (независимая оценка)
Таблица 9 б. Результаты независимой аттестации выпускников начальной школы
Таблица 9 в. Результат обучения (внеклассная работа)
Таблица 10. Финансовые показатели

Показатели условий, процесса и результата


Слайд 101Наполняемость кластеров по сочетанию процесса и результата


Слайд 102Министерство образования Московской области ГОУ ВПО МО «Академия социального управления»


Спасибо за внимание





Руководитель

ЦКО АСОУ В. Ф. Солдатов

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика