Как обеспечить информационную открытость системы образования: уроки международного опыта презентация

Содержание

Подотчётность: базовые понятия Информационная открытость системы образования Международный опыт информирования Российская ситуация ВВЕДЕНИЕ WWW.RTC-EDU.RU rtc.imerae@gmail.com

Слайд 1И.А. Вальдман

вед. научный сотрудник ФИРО
зав. лабораторией мониторинга в образовании ИУО РАО,
кандидат

пед. наук

Как обеспечить информационную открытость системы образования: уроки международного опыта

ФГАУ «Федеральный институт развития образования»
Курсы повышения квалификации работников системы образования дошкольного и школьного уровней, направленные на развитие государственно-общественного управления в образовательных учреждениях
30 октября – 3 ноября 2011 года


Слайд 2 Подотчётность: базовые понятия
Информационная открытость системы образования
Международный опыт информирования

Российская ситуация

ВВЕДЕНИЕ


WWW.RTC-EDU.RU

rtc.imerae@gmail.com


Слайд 3ПОДОТЧЁТНОСТЬ в ОБРАЗОВАНИИ

• Что такое подотчётность и каким образом она влияет на качество

образования?

• Кто является основными заинтересованными сторонами в обеспечении подотчётности в образовании?

• Подотчётность кому и подотчётность для чего?

• Какую роль играет информирование в процессе обеспечения системы подотчётности?

Слайд 4МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ

• Какие формы информирования потребителей образовательных услуг используются в мире?

Каковы отличительные особенности информационной политики зарубежных стран, ориентированной на вовлечение родителей и местного сообщества в деятельность образовательного учреждения?

• Чему следовало бы поучиться России у других стран?

Слайд 5РОССИЙСКАЯ СИТУАЦИЯ

Что нам говорят сайты школ?
Публичный доклад школы – стратегии использования


Слайд 6Подотчётность и информационная открытость

WWW.RTC-EDU.RU
rtc.imerae@gmail.com


Слайд 7А есть ли повод для разговора?

Пример 1.
Департамент образования г. Иркутска
http://edu.irkutsk.ru/glavnaya/struktura/okruga/oktyabrskii/
Пример 2.


Ханты-мансийский образовательный портал
http://edu.admhm.ru/educat/educational/?newscat=5
Пример 3.
Портал «Электронное образование в Республике Татарстан»
http://edu.tatar.ru/moskow/dou244

Слайд 8Департамент образования г. Иркутска


Слайд 9Ханты-Мансийский образовательный портал


Слайд 10«Электронное образование» в Республике Татарстан


Слайд 11Сайты региональных министерств


Слайд 12Повод для разговора есть!


Открытость системы образования
Автономия и подотчётность
Что такое информационная

открытость?
Способы информирования общественности (международный опыт)
Основные характеристики наиболее успешных информационных продуктов
Публичный доклад ОУ



Слайд 13ОТКРЫТОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ

Открытость образования - принцип, предусматривающий интеграцию образовательной системы и социума.

Факторы,

обеспечивающие открытость:
увеличение информированности представителей социума
изменение состава авторов социального заказа
наличие общественных структур, участвующих в управлении
партнёрские взаимоотношения СО с различными организациями и социальными группами

Слайд 14Открытость образовательного учреждения

Открытость образовательного учреждения – добровольное решение ОУ относительно прозрачности и

доступности её деятельности для всех участников образовательного процесса и представителей общественности.

Школа как социальный институт с «открытой архитектурой», позволяющей ОУ организовывать эффективный образовательный процесс за счёт кооперации с различными элементами современной инфраструктуры знаний.

Ключевыми элементами этой «открытой архитектуры» становятся институциональная и информационная открытость.

Слайд 15Открытость образовательного учреждения
Институциональная открытость – система правил и норм, позволяющая формировать систему

социального партнёрства.
Она обеспечивает вовлечение общественности в деятельность школы.

Информационная открытость – направлена на создание каналов двусторонней связи ОУ и социума.
Она позволяет ОУ получать обратную реакцию от представителей социума относительно опубликованной информации с целью повышения эффективности своей деятельности

Слайд 16Образовательная среда за стенами школы (музеи науки)


Слайд 17ИНФ-образование
Формальное образование – получение в стенах формальных образовтаельных институтов (школы, техникумы,

вузы).
Неформальное образование – (дополнительное образование, курсы, тренинги, обучение на рабочем месте).
Информальное образование – спонтанное, средовое образование (семья, улица, неформальные коммуникации, музеи, библиотеки, СМИ).




Слайд 18Базовые элементы децентрализован. системы образования

Профессиональная
автономия
Подотчётность


Слайд 19Подотчётность в образовании


Подотчетность означает требование обязательной ответственности ОУ/органов управления образованием перед

общественностью и органами власти по результатам своей деятельности



Клиенты
(Родители)

Поставщики услуг
(ОУ)

Политики
(Министерство образования)

Типы подотчётности

Бюрократичексая
Профессиональная
Рыночная (информационная открытость)


Слайд 20ТИПЫ ПОДОТЧЁТНОСТИ


Слайд 21Информационная открытость



Информационная открытость – Доверие – Социальное партнёрство – Объединение усилий

– Эффективное решение проблем – Устойчивое развитие



Слайд 22Информационная открытость

Информационная открытость ОУ – это режим деятельности по управлению информационными

потоками, направленный:
на обеспечение прав всех участников образовательного процесса на общедоступную информацию о деятельности ОУ;
на поддержку конструктивного взаимодействия между представителями различных социальных и профессиональных групп, заинтересованных в результатах деятельности образовательного учреждения.



Слайд 23Информационная открытость

Информационная открытость ОУ проявляется в расширении каналов предоставления/получения информации

и увеличении числа адресатов/источников информации



Слайд 24Международный опыт информирования

WWW.RTC-EDU.RU
rtc.imerae@gmail.com
общественности в образовании



Слайд 25Способы информирования


Отчёты по итогам самооценки;

Доклады национальной инспекции;

Школьные

информационные карты (School Report Cards);

Использование различных способов информирования клиентов: Интернет, СМИ, проведение очных встреч

Слайд 26США: Национальный web-ресурс «Школьные соседи»


Слайд 27«Школьные соседи»: пример информации по школе


Слайд 28Раздел для родителей: сайт школьного округа Сан Диего (Калифорния)


Слайд 29Информационная карта: школа Рузвельта


Слайд 30Информационная карта школы, штат Северная Каролина


Слайд 31Великобритания: таблицы достижений

Размещённые в открытом доступе в Интернет таблицы достижений (Achievement

and attainment tables) содержат информацию о результатах обучения школьников на ключевых этапах обучения по разным предметам, особенно по математике и английскому языку.

Такая информация даётся по каждой школе в динамике по годам, а также в сравнении с другими образовательными учреждениями.

www.dcsf.gov.uk/performancetables


Слайд 32Великобритания: доклад инспекции OFSTED

Доклад имеет следующую структуру:
Введение (когда проводилась инспекция, в каком

составе, каковы были её цели, какие документы школы изучались и т.п.)
Информация о школе (её размер, особенности образовательных программ, наличие детей с особыми нуждами, представителей этнических меньшинств, мигрантов и т.п.);
Выводы инспекции по следующим областям:
Общее заключение о деятельности школы;
Что школе следует сделать для улучшения работы;
Насколько школа эффективно обеспечивает обучение ;
Насколько эффективно управление и руководство школой;
Мнения родителей и опекунов.

Слайд 33Великобритания: проспект школы

Проспект школы –
это информационный ресурс, ориентированный, прежде всего,

на потенциальных потребителей услуг учебного заведения и используемый для привлечения новых учеников в школу

Слайд 34Бразилия, штат Парана: Информационная карта школы


Слайд 35Бразилия, штат Парана: Информационная карта школы


Слайд 36Характеристика наиболее успешных информационных продуктов

Небольшой объём информационного продукта
Наличие двух версий –

короткой и более объёмной
Язык, понятный неподготовленному пользователю
Пояснения, как интерпретировать информацию
Наличие сравнительных данных (с собой по годам и другими школами, с муниципалитетом, регионом)
Включение данных опросов родителей, учащихся, сотрудников школы
Обязательное обсуждение с потребителями





Слайд 37Основные фиксации

Школы имеют достаточно большую автономию и должны информировать государственные

органы и общественность о достигнутых результатах и мерах по улучшению ситуации.

Представляемая школами информация тесно увязана с национальными (региональными) образовательными приоритетами и ориентирована на запросы потребителей услуг школы (прежде всего родителей).

Информирование проводится не как частная инициатива наиболее активных школ, а как часть общей политики на уровне страны или региона (штата).

Слайд 38Основные фиксации

Появление нового информационного продукта в практике деятельности школы не

является волевым решением сверху, а базируется на обсуждении и широких консультациях с общественностью и профессиональным сообществом относительно формата, содержания и процедур использования.

Как следствие имеется много различных информационных ресурсов, прежде всего в Интернет, которые предоставляют информацию о результатах деятельности учебных заведений.

Слайд 39Российская ситуация

WWW.RTC-EDU.RU
rtc.imerae@gmail.com


Слайд 40О чём говорят сайты школ?

Исследование «Сайт школы как инструмент для обеспечения

общественного участия в образовании».
100 российских обшеобразовательных учреждений из 6 регионов Российской Федерации (Республика Карелия, Красноярский край, Чувашская Республика, Ханты-Мансийский АО, Москва и Санкт-Петербург)
Ключевой вопрос исследования - насколько информация, представленная на сайтах школ, ориентирована на внешнего потребителя, на поддержку участия заинтересованных сторон в деятельности школы?

Слайд 41О чём говорят сайты школ?


Слайд 42О чём говорят сайты школ?


Слайд 43О чём говорят сайты школ?

лишь немногим более трети сайтов школ

располагают информацией об общественных органах управления школой;
информацию о правах и обязанностей родителей и учеников публикует всего около 10% школ;
ежегодные публичные доклады размещают на сайтах немногим более половины школ;
сайты школ практически не обеспечивают обратную связь с пользователями информации;
актуальная для родителей информация публикуется далеко не всеми школами;
информация далеко не всегда представляется в виде, удобном для понимания неподготовленным пользователем.

Слайд 44О чём говорят сайты школ?

Общественное участие является пока «внешним» и не

присвоенным школой приоритетом.
Образовательное учреждение не видит явных выгод от привлечения родителей и внешних партнёров к совместной деятельности.
Представители внешних заинтересованных групп не воспринимаются как помощники и партнёры.
Школьные Советы в большей степени носят формальный характер, в основном они используются для одобрения решений руководства школы, их собственная инициатива крайне незначительна.

Слайд 45Основные трудности в информировании


Слайд 46Основные трудности


Слайд 47Публичный доклад

Публичный доклад - ежегодное послание широкой общественности, направленное на информирование

родителей, учащихся и социальных партнёров ОУ о результатах деятельности общеобразовательного учреждения, его проблемах и достижениях, с целью получения общественной поддержки ОУ



Слайд 48Публичный доклад

Стратегия 1. Публичный доклад как односторонний информационный канал.



Слайд 49Публичный доклад

Стратегия 2. Публичный доклад как двусторонний информационный канал для

получения обратной связи.



Слайд 50Благодарю за внимание!



iavaldman@gmail.com





Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика