Слайд 1Качество образования и формирование базовых компетенций студентов
Черная И.П., к.э.н., доцент
© ВГУЭС,
21-23 ноября 2007 г.
Слайд 2Школа завтрашнего дня должна давать не только информацию, но и способы
работы с нею. Школьники и студенты должны учиться отбрасывать старые идеи, знать, когда и как их заменять. Короче говоря, они должны научиться учиться, отучиваться и переучиваться...
Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился учиться.
А.Тоффлер . «Футурошок»
14. А. Тоффлер, Нобелевский лауреат
Слайд 3Обеспечение качества образования
Поиск взаимоприемлемых критериев
и механизмов для оценки качества
«
Качество в сфере высшего образования является многомерной концепцией, которая должна охватывать все его функции и виды деятельности: учебные и академические программ, научные исследования и стипендии, укомплектованность кадрами, учащихся, здания, материально техническую базу, оборудование, работу на благо общества и академическую среду»
«Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века»
(всемирная конференция ЮНЕСКО 1998)
Слайд 4Компетенции
Компетенции – это ожидаемые и измеряемые конкретные достижения студентов (выпускников), которые
определяют, что будет способен делать студент (выпускник) по завершении всей или части образовательной программы
Слайд 5Ключевые (базовая, универсальная ) компетенции – готовность студента использовать усвоенные знания,
умения и навыки, для решения практических и теоретических задач.
Слайд 6Компетенции и квалификации
США - по окончании Второй мировой войны «Национальный регистр
научно-технического персонала», выпускаемый Национальным научным фондом и профессиональными научными сообществами США, включал 54 специальности, то через двадцать лет их было уже 900.
Россия – в настоящее время количество специальностей около 1000.
Слайд 7Знания или компетенции
Сравнительное исследование выпускников высших учебных заведений постсоветских стран (Россия,
Беларусь, Украина) и развитых стран Запада (США, Франция, Канада, Израиль), проведённое Мировым банком в 2004 году:
студенты постсоветских стран показывают очень высокие результаты (9 – 10 баллов) по критериям «знание» и «понимание» и очень низкие баллы — по критериям «применение знаний на практике», «анализ», «синтез», «оценивание» (1 – 2 балла);
студенты из развитых западных стран демонстрировали диаметрально противоположные результаты: они показали высокую степень развития навыков анализа, синтеза, высокий уровень умений принимать решения при относительно невысоком уровне показателя «знание».
Слайд 8Приоритеты современного развития
По данным «Левада-Центра», в целом по РФ 38% бывших
студентов при поступлении на работу нуждаются в переобучении, и 55% работодателей готовы взять это переобучение на себя.
Слайд 9Разрыв между рынком образования и рынком труда
Российский бизнес
не всегда способен определить четкие критерии и требования к необходимым ему кадрам. Предъявляемые к выпускникам вуза основные требования работодателей носят в основном личностный характер и включают:
опыт работы,
навыки по специальности,
навык самопрезентации,
умение адаптироваться,
обучаемость,
дополнительные навыки (наличие двух дипломов, дополнительные специальности, знание ПК, знание иностранных языков и др.).
Слайд 10Контроль компетенций
Оценка уровня ключевых компетенций при приеме абитуриентов
умение действовать автономно:
защищать свои права, интересы, проявлять ответственность, планировать и организовывать личные планы, самостоятельно приобретать знания, используя разные источники;
способность работать с разными видами информации: диаграммами, символами, графиками, текстами, таблицами и т.д., критически осмысливать полученные сведения, применять их для расширения своих знаний;
умение работать в группе: устанавливать хорошие взаимоотношения, разрешать конфликты, уметь выслушивать оппонента, уважая его мнение, доказывать свою точку зрения и т.д.
Слайд 11TIMSS – Международная ассоциация по оценке образовательных достижений
уровень освоения школьных программ
по математике и естествознанию (4-8 класс)
Россия : TIMSS – с 1995 года
PISA – Международная организация экономического сотрудничества и развития - способность 15-летних применять полученные знания в реальной жизни;
оценка математической и естественно-научной грамотности, грамотности чтения, умения решать проблемы надпредметного содержания
Россия: PISA – с 2000 года
1.международные сравнительные исследования в образовании TIMSS и PISA
Контроль компетенций
Слайд 12TIMSS- 12 – е из 49
PISA - 25 - 30-е из
40
Доля российских школьников,
выполняющих задания TIMSS
на самом высоком уровне
В странах – лидерах
(Франция, Канада, Южная Корея, Сингапур, Тайвань, Япония)
ЕГЭ (итоги 2004 года):
Всего 33% учащихся грамотно излагают свои мысли,
Всего 48% учащихся аргументировано доказывают свою
точку зрения (часть “С” тестового задания )
6%
24-44%
2. Место школьников России
Место России
Контроль компетенций
Слайд 13Компетентностный подход в Болонском процессе
Компетенции интерпретируются как единый (согласованный) язык для
описания академических и профессиональных профилей и уровней высшего образования.
Язык компетенций является наиболее адекватным для описания результатов образования.
Ориентация стандартов, учебных планов (образовательных программ) на результаты образования делают квалификации сравнимыми и прозрачными.
Слайд 14Проект TUNING - «Совершенствование образовательных структур»
определение общих и специальных компетенций выпускников
первого и второго циклов (уровней) обучения – бакалавров и магистров является приоритетным направлением совместных усилий;
проект решает задачу выработки общеевропейского консенсуса в определении степеней с точки зрения того, что выпускник должен уметь делать по завершении обучения;
прелесть компетентностного подхода заключается в том, что он позволяет сохранять гибкость и автономию в архитектуре учебного плана.
Слайд 15Компетентностный подход
приоритетная ориентация на цели – векторы образования:
обучаемость,
самоопределение (самодетерминация),
самоактуализация,
социализация и развитие индивидуальности.
Слайд 16Структура компетенций
В рамках Болонского процесса результаты образования рассматриваются через измеряемые достижения
или обладание компетенциями.
Компетенции включают:
– «знания и понимание»: теоретические знания в академической области, способность знать и понимать;
– «знания как действовать»: практическое и оперативное применение знаний в конкретных ситуациях;
– «знания как быть»: ценности, являющиеся неотъемлемой частью восприятия и жизни с другими людьми в социальном контексте.
Слайд 17Классификация компетенций
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ (готовность, способность, самостоятельность, самооценка результатов);
ПЕРСОНАЛЬНЫЕ (выявление, осмысление, оценка шансов
своего развития, жизненность);
СОЦИАЛЬНЫЕ (социальное взаимодействие, изменяемость, адаптируемость, согласованность)
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ и МЕТОДИЧЕСКИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ, ИННОВАЦИОННЫЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРЕДМЕТНЫЕ
ПЕРЕНОСИМЫЕ (диагностика, анализ, синтез)
Слайд 18 Из Посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации:
«…Мы обязаны
внедрить в практику адекватные времени образовательные стандарты. Больше того - содержание образования должно соответствовать самым высоким мировым стандартам. При этом нельзя забывать и о накопленных отечественных преимуществах. И надо максимально наращивать наши возможности там, где российское образование находится на уровне мировых требований. Или даже превышает их - у нас есть такие области…(2004 г.)»
«…Правительство должно навести порядок и с содержанием программ профобразования, причем делать это надо совместно с представителями бизнеса и социальных отраслей, для которых, собственно, и готовятся специалисты…(2006 г.)»
Слайд 19Реализация уровневого высшего профессионального образования в Российской Федерации
1
2
3
4
5
6
5 - 5,5 лет
специалист
530
специальностей
ВПО
Общее
среднее
(полное)
образование
Годы обучения
120 направлений
подготовки ВПО
4 года
бакалавр
2 года
магистр
или
Слайд 201. ФГОС-3 разрабатывается по направлению подготовки в целом. В зависимости от
профиля образовательной программы выпускнику по окончании вуза присваивается квалификация бакалавра (магистра, специалиста) или степень бакалавра (магистра).
2. Макет ФГОС-3 не предусматривает деления на федеральный, национально-региональный и вузовский компоненты.
3. Требования к результатам освоения ООП подготовки бакалавров (магистров, специалистов) устанавливаются в форме компетенций (систематизация компетенций аналогична принятой в европейском проекте TUNING)
4. Вместо требований к обязательному минимуму содержания ООП устанавливаются требования к их структуре. Циклово-модульная структура ООП ориентирована на результаты обучения и должна иметь четкую связь с компетенциями, которые должны быть сформированы у обучающихся.
5. Трудоемкость ООП устанавливается в зачетных единицах (аналог академических кредитов в европейской системе переноса кредитов ECTS)
6. В качестве обязательной технологии при проектировании ФГОС ВПО и ООП вводится требование формирования устойчивого и эффективного социального диалога высшей школы и сферы труда.
Основные принципы, заложенные в макет Федерального государственного образовательного стандарта ВПО по направлению подготовки (ФГОС -3)
Слайд 21Динамика изменения академических свобод вузов Российской Федерации в формировании программ подготовки
Слайд 22Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлению подготовки включают:
1.
Общая характеристика направления.
2. Требования к основным образовательным программам подготовки бакалавра, магистра и специалиста:
2.1. Требования к результатам освоения.
2.2. Требования к структуре программы.
2.3. Требования к условиям реализации.
Слайд 23Виды общих компетенций в пилотных проектах ФГОС-3:
общенаучные (ОНК)
инструментальные (ИК)
социально-личностные и общекультурные
(СЛК).
Слайд 24Виды профессиональных компетенций
в пилотных проектах ФГОС-3:
общепрофессиональные (в соответствии с видами деятельности)
(ОПК)
профильно-специализированные (ПСК)
Слайд 26Компетентность в образовании
С точки зрения образования компетентность –
качество человека, завершившего
образование определенной ступени, выражающееся в готовности (способности) на его основе к успешной (продуктивной, эффективной) деятельности с учетом ее социальной значимости и социальных рисков, которые могут быть с ней связаны.
Слайд 27Основы образования (воспитания и обучения)
Слайд 32
Формулировки учебных целей (планируемых учебных результатов) курса в соответствии с таксономией
Б. Блума
В конце курса студенты смогут:
знание
понимание
применение
анализ
синтез
оценка
Какие ценности, позиции, отношения Вы хотели бы, чтобы студенты развили, сформировали?
Слайд 33Типичные ошибки
1. Цели отождествляются с содержанием (цели формулируются как
порции содержания, которые должны быть усвоены).
2. Формулировки целей туманны, слишком общи, практически бессодержательны, относятся к неопределенному будущему, нереалистичны.
3. Формулируемые цели относятся к педагогической (деятельности преподавателя), а не учебной деятельности (деятельности студента).
4. Формулировки целей отражают, что студент будет делать во время занятий, а не то каким он будет после занятий.
Слайд 34Критерии отбора содержания курса
Виды содержания:
Базовое (ядерное, системообразующее)
Основные и самые
значимые составляющие содержания, без которых курс может утратить свою целостность.
Сквозное
Важные темы, точки зрения, вопросы, ценности, которые должны присутствовать в каждой единице (разделе, теме) содержания.
На выбор
Вариант 1: "корректирующее" (подготавливающее) содержание.
Для студентов, не имеющих необходимых базовых опыта и знаний для освоения ни одного раздела курса.
Вариант 2: "продвинутое" содержание.
Дополнительный материал и задания для тех студентов, которые обладают базовыми знаниями и опытом.
Вариант 3: "элективное" содержание.
Дополнительное содержание, дающее студентам возможность выбрать вопросы и задания по темам курса.
Слайд 35Критерии хорошо сформулированных учебных результатов
Учебные результаты должны:
• определять важные
требования к обучению;
• обозначать определенный уровень достижений;
• быть достижимыми и подлежащими оценке;
• использовать понятный для студентов язык;
• быть написаны в будущем времени (включая глагол, объект и придаточное предложение, которое выражает контекст или условие).