Итоговое сочинение: особенности и критерии оценивания презентация

Содержание

Сочинение позволит: проверить широту кругозора умение мыслить и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы проверить владение речью

Слайд 1Итоговое сочинение: особенности и критерии оценивания
Сергеева Вера Борисовна,
кандидат педагогических наук,


директор Центра современных образовательных технологий Института развития образования Удмуртской Республики

Слайд 2Сочинение позволит:
проверить широту кругозора
умение мыслить и доказывать свою позицию с

опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы
проверить владение речью


Слайд 3Надпредметный характер сочинения
Выпускники должны использовать знания по истории, обществознанию, литературе, биологии,

географии и т.д.
Работа проверяет личностные качества ученика: готовность к самостоятельной рефлексии, способность размышлять, умение выстроить ассоциативный ряд в рассуждении.

Слайд 4Специфика итогового сочинения

надпредметный характер, то есть нацелено на проверку готовности

получить «аттестат зрелости», способности рассуждать, отстаивать свою позицию (личностные УУД);
метапредметный характер, т.к. демонстрирует общие речевые компетенции обучающегося, выявление уровня его речевой культуры (коммуникативные УУД), умения выпускника целенаправленно рассуждать по избранной теме (регулятивные УУД), аргументировать свою позицию, анализируя, выбирая и структурируя необходимый материал (познавательные УУД);
литературоцентричный характер, так как содержит требование построения аргументации с обязательной опорой на литературный материал. Но это не экзамен по литературе, а реализация культурного диалога, информационно-текстовой осведомленности ученика (предметные результаты обучения по всем предметам, а не только по литературе )

Слайд 5Жанр итогового сочинения
В основе его тезис, требующий размышления, аргументации и

развития.
Целью, к которой устремляется рассуждение, является вывод, который не должен быть повторением тезиса.
Рассуждение предполагает приращение изначального смысла.
Вывод, хоть он и обращён к тезису, не должен повторять его.

Сочинение-рассуждение


Слайд 6Жанр итогового сочинения
открытость автора, его самостоятельная субъективная позиция
небольшой объём
свободная композиция


эмоциональность, образность речи, близость её к разговорной


СВОЙСТВА ЭССЕ:

Эссе — это рассуждение на выбранную тему, в котором главное не воспроизведение факта, а передача субъективных впечатлений, раздумий и ассоциаций.


Слайд 7Алгоритм работы над сочинением
Шаг первый. Я внимательно читаю формулировку темы. Выделяю

в ней «опорное» слово (тему – t) и выражение, в котором мне видится главный смысл (рему –R).
Шаг второй. Пытаюсь своими словами, коротко сформулировать тему.
Шаг третий. Поворачиваю тему к себе, спрашиваю себя: «Что я хочу сказать по этому поводу?», «Что я могу сказать по этому поводу?».
Шаг четвёртый. Я кратко пытаюсь ответить на эти вопросы – записываю их в черновике . Это может быть началом, отправной точкой моих рассуждений и вступительной частью моего сочинения.




Слайд 8Алгоритм работы над сочинением

Шаг пятый. Я пытаюсь занять другую (противополож-ную) позицию

по отношению к своей мысли, представить себе своего оппонента и начать с ним диалог, пытаясь доказать верность своего рассуждения.
Шаг шестой. Вспоминаю примеры из литературных произведений, которые помогут мне доказать свою правоту.
Шаг седьмой. Выстраиваю логическую последователь-ность своих доказательств. Записываю их, составляю план.





Слайд 9Алгоритм работы над сочинением
Шаг восьмой. Пишу черновик, пытаясь связно, красноречиво и

убедительно изложить свои мысли.
Шаг девятый. Возвращаюсь к началу своих рассуждений; сравниваю исходную мысль и мысли, которые пришли во время рассуждения, обращения к художественным текстам; делаю выводы, записываю их. Это заключительная часть моего сочинения.
Шаг десятый. Я проверяю написанное, переписываю в чистовик; проверяю пунктуацию и орфографию; ещё раз читаю, нахожу ошибки, исправляю их.


Слайд 10 Критерий №1 «Соответствие теме»

Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.

Выпускник должен

рассуждать на предложенную тему. «Незачет» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».


Слайд 11Критерий №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»
Данный критерий нацеливает на проверку умения

использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.
Выпускник должен строить рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы.
«Незачет» ставится при том условии, что сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».


Слайд 12Критерий №3 «Композиция и логика рассуждения»
Данный критерий нацеливает на проверку умения

логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Выпускник должен аргументировать высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.

«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».


Слайд 13Критерий № 4 «Качество письменной речи»
Данный критерий нацеливает на проверку речевого

оформления текста сочинения.
Выпускник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины, избегать речевых штампов.
«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».


Слайд 14Критерий № 5 «Грамотность»

Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.

«Незачет» ставится, если

грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).

Слайд 15 К1. Соответствие теме


Слайд 16К2. Аргументация. Привлечение литературного материала


Слайд 17К3. Композиция


Слайд 18К4. Качество речи


Слайд 19К5. Оригинальность сочинения


Слайд 20К6. Речевые нормы


Слайд 21К7. Орфографические нормы


Слайд 22К8. Пунктуационные нормы


Слайд 23К9. Грамматические нормы


Слайд 24К10. Фактическая точность в фоновом материале


Слайд 25 Рекомендации по переводу баллов в 10-балльную шкалу


Слайд 26
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика