Слайд 2Одиннадцатиклассникам предлагаются на выбор темы сочинений по пяти направлениям. Из предложенных
тем нужно выбрать одну, по которой ученик должен написать своё сочинение.
Слайд 4
предлагаем основные тезисы, которые помогут 7 декабря в раскрытии конкретной темы.
Слайд 5Направление «Честь и бесчестие» предполагает противопоставление: честь, достоинство, сила духа, совесть
VS предательство, ложь, лицемерие.
Честь – это одно из высоких нравственных качеств личности. Оно формируется с детства. Честь – это стремление быть верным долгу, голосу совести, моральным принципам.
Бесчестие мы можем понимать как предательство, утрату нравственных координат. Это путь лжи, лицемерия.
Всегда были и будут люди чести, готовые до конца бороться с несправедливостью, с беззаконием, пусть даже ценой собственной жизни. И, к сожалению, всегда находятся те, кто предает свои идеи, кто пойдет по пути бесчестия, жестокости, безразличия.
Здесь мы можем видеть проблему нравственного выбора.
Слайд 6ЧЕСТЬ И БЕСЧЕСТИЕ:
1) “Честь истинная и ложная.”
2) “Есть ли в наши
дни люди чести?”
3) “Бесчестный человек готов на бесчестное дело
4) Истинная честь не может терпеть неправду.”
5) “Откуда берутся бесчестные люди?”
6)”Смерть или бесчестие?”
7) “Честь - это достоинство нравственно живущего человека.”
Слайд 7
8) “”Может ли честь противостоять бесчестию?”
9) “Как выбрать в сложную минуту
между честью и бесчестием?”
10) “Лучше бедным быть с честью, чем богатым с бесчестием?”
11) “Честный честью дорожит, а чем дорожить бесчестному?”
12) “Чем должен обладать человек, хранящий свою честь?”
Слайд 8ПРОИЗВЕДЕНИЯ, КОТОРЫЕ ПОМОГУТ ПРИ НАПИСАНИИ ПРИМЕРОВ:
1)М. А. Шолохов Судьба человека”
2) М.
А.Булгаков “Мастер и Маргарита”
3) Л.Н. Толстой “Война и мир”
4) А.С. Пушкин “Капитанская дочка”
5)А.С. Грибоедов “Горе от ума”
6) В.В. Быков “Сотников”
7)Д.И. Фонвизин “Недоросль”
Слайд 9
8) М.Ю. Лермонтов “Герой нашего времени”
9) Ф.М. Достоевский “Преступление и наказание”
10)
М.А. Булгаков “Белая гвардия”
11) Н.В. Гоголь “Тарас Бульба”
Слайд 10
Направление «Победа и поражение» позволяет размышлять в разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском,
психологическом. Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, ее причинами и результатами.
Человек может победить сам себя, ставя цели и преодолевая их. И народ побеждает противника в войнах и сражениях. Поражения одних делают сильнее, заставляя идти вперед, а других они просто могут сломить.
Слайд 11ПОБЕДА И ПОРАЖЕНИЕ:
“Победа и поражение как полюсы жизненного пути”
“Победа и поражение
в жизни человека, страны, человечества”
“Как падения и поражения могут способствовать становлению человека?”
“Кто одерживает победы и, наоборот, терпит поражения в произведениях литературы и в реальной жизни?”
“Какое поражение человека может стать окончательным?”
“Нет ничего радостнее победы” (Цицерон)
“Величайшая победа - победа над самим собой”
“Дисциплина - мать победы” (А.В.Суворов)
Слайд 12ПРОИЗВЕДЕНИЯ, КОТОРЫЕ ПОМОГУТ ПРИ НАПИСАНИИ ПРИМЕРОВ:
“Слово о полку Игореве”
И.С. Тургенев “Отцы
и дети”
Л.Н. Толстой “Война и мир”
Н.В. Гоголь “Ревизор”
М. Горький “На дне”
М. Горький “Старуха Изергиль”
Н.В. Гоголь “Мёртвые души”
Слайд 13
В направлении «Опыт и ошибки» возможны рассуждения о ценности духовного и
практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта.
Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических.
Слайд 14ОПЫТ И ОШИБКИ:
“Из чего складывается жизненный опыт человека?”
“Почему опыт - сын
ошибок трудных?”
“Как достижения и ошибки помогают становлению личности?”
“Какие ошибки могут стать непоправимыми и привести к трагедии?”
“Какие ошибки и казусы помогают обретению жизненного опыта?”
“Опыт - всему учитель” (Юлй Цезарь)
“Как ошибка одного становится уроком для другого?”
Слайд 15ПРОИЗВЕДЕНИЯ, КОТОРЫЕ ПОМОГУТ ПРИ НАПИСАНИИ ПРИМЕРОВ:
Д.И. Фонвизин “Недоросль”
М.Ю. Лермонтов “Герой нашего
времени”
А.Н. Островский “Гроза”
И.С. Тургенев “Отцы и дети”
Ф.М. Достоевский преступление и наказание”
М.А. Булгаков “Собачье сердце”
М.А. Булгаков “Записки юного врача”
М.А. Булгаков “Мастер и Маргарита”
М.Ю. Лермонтов “Мцыри”
А.С. Пушкин “Медный всадник”
А.П. Чехов “Ионыч”
Слайд 16
Направление «Дружба и вражда» нацеливает на рассуждение о ценности человеческой дружбы,
о путях достижения взаимопонимания между отдельными людьми, их сообществами и даже целыми народами, а также об истоках и последствиях вражды между ними.
Содержание многих литературных произведений связано с теплотой человеческих отношений или неприязнью людей, с перерастанием дружбы во вражду или наоборот, с изображением человека, способного или не способного ценить дружбу, умеющего преодолевать конфликты или сеющего вражду.
Слайд 17ДРУЖБА И ВРАЖДА:
“Чего ждут от истинного друга?”
“Почему враждуют “отцы” и “дети”?”
“Почему
союзы друзей распадаются?”
“Тот дурак, кто сам себе враг”
“Мы друг друга скоро поняли и сделались приятелями, потому что я к дружбе неспособен”
Слайд 18
В направлении «Разум и чувства» можно выделить два пути, по которым
можно пойти в рассуждении:
Борьба в человеке разума и чувств, требующая обязательного выбора: поступать, подчиняясь нахлынувшим эмоциям, или всё же не терять голову, взвешивать свои действия, осознавать их последствия как для себя, так и для окружающих.
Разум и чувства могут быть и союзниками, гармонично сочетаться в человеке, делая его сильным, уверенным в себе, умеющим эмоционально реагировать на все происходящее вокруг
Научиться жить в гармонии между своими чувствами и разумом очень важно. Гармония разума и чувств даст человеку неизмеримо больше в познании мира, в осознании себя, в восприятии жизни вообще.
Слайд 19РАЗУМ И ЧУВСТВО:
«Внутренний конфликт: чувства против разума»
«Разум и чувства – две
силы, равно нуждающиеся друг в друге» (В.Г.Белинский)
«Разум есть, несомненно, высшая способность, но она приобретается не иначе, как победой над страстями» (Н.В. Гоголь)
«Разум дан человеку, чтобы понять: жить одним разумом нельзя, люди живут чувствами» (Эрих Мария Ремарк)
Слайд 20ПРОИЗВЕДЕНИЯ, КОТОРЫЕ ПОМОГУТ ПРИ НАПИСАНИИ ПРИМЕРОВ:
И. Гончаров «Ромео и Джульетта»
И. Тургенев
«Отцы и дети»;
И. Тургенев «Вешние воды»
И. Тургенев «Первая любовь»
М. Горький «Старуха Изергиль»
М. Горький «На дне»
В. Распутин «Прощание с Матерой»
В. Распутин «Живи и помни»
И. Бунин «Тёмные аллеи»
Л. Толстой «Война и мир»