Слайд 1Использование информационных технологий как ресурс развития познавательного интереса учащихся на уроках
ОБЖ
Ковин А.В.
МБОУ «СОШ№1»
Слайд 2 Эффективность урока – стимул к успеху учителя
и ученика.
Слайд 3КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ:
учебно-познавательная;
коммуникативная;
информационная;
социально-трудовая;
личностного совершенствования.
1. Условия возникновения и становления опыта
Слайд 4Информационные компетенции:
владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками,
справочниками, картами,
энциклопедиями, Интернетом;
самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её;
ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое: уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ.
Слайд 5 1. Условия возникновения и становления опыта
В начале работы над избранной
темой была сформулирована гипотеза: «Как использование новых компьютерных технологий является сегодня основой успеха и совершенствования в производстве и в экономике в целом, так и их применение на уроках ОБЖ должно обеспечить успешное обучение школьников».
Слайд 62. Актуальность опыта
В процессе работы над темой опыта были выявлены следующие
противоречия:
1) между отсутствием заинтересованности в изучении основ безопасности жизнедеятельности у отдельных школьников и высокими требованиями программ по данному предмету;
2) между традиционным подходом к организации и проведению уроков ОБЖ и широкими возможностями использования современных компьютерных технологий, позволяющими повысить эффективность преподавания предмета;
3) между беспечным отношением к вопросам безопасности некоторых школьников, родителей и учителей и высокой значимостью культуры безопасного поведения в жизни.
Слайд 73. Ведущая педагогическая идея опыта
Организация таких форм, способов и приемов учебной
деятельности школьников на уроках ОБЖ, которые реально способствуют повышению и сохранению учебной мотивации учащихся, позитивным изменениям их познавательной активности и обеспечивают более качественный уровень их образованности и обученности.
Слайд 84. Теоретическая база опыта
общетеоретические положения о развитии познавательного интереса личности в
обучении (Н.Ф. Добрынин), мыслей, помыслов, проявлений умственной и эмоциональной активности обучающихся (С.Л. Рубинштейн);
теория познавательной активности человека и познавательной активности в обучении (Д.Б. Годовикова, Т.М. Землянухина, М.И. Лисина, Г.Ц. Молонов, З.Ф. Чехлова, Т.И. Шамова, Г.И. Щукина);
концепции развивающего обучения (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, И.С. Якиманская, Г.К. Селевко), деятельно-ориентированного обучения (П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, Н.Ф. Талызина, В.В. Гузеев), проблемного обучения (М.И. Махмутов, А.М. Матюшкин, Р.И. Малафеев).
Слайд 95. Степень новизны опыта
состоит в рационализации, усовершенствовании отдельных сторон педагогического труда
при использовании информационных технологий и повышении на этой основе эффективности обучения основам безопасности жизнедеятельности, повышении интереса к предмету, формирование осознанной потребности к усвоению знаний и умений.
Слайд 106. Технология опыта
Целью активизации обучения является не увеличение объема передаваемой информации
или ее спрессовывание, а создание дидактических и психологических условий осмысленности учения, включения в него учащихся на уровне не только интеллектуальной, но и личностной позиции.
Целью использования IT- технологии является:
формирование целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования,
подготовка молодого поколения к жизни в информационном обществе;
повышение эффективности образовательного процесса по «Основам безопасности жизнедеятельности» путем внедрения средств информатизации и достижение 100% успеваемости .
Слайд 11 Система средств активизации учения школьников будет обеспечивать организацию учения как мотивированного,
целенаправленного, самоуправляемого процесса, если она будет отвечать следующим требованиям:
пробуждать внутреннюю мотивацию учения на всех его этапах;
стимулировать механизм ориентировки учащихся, обеспечивающий целеполагание и планирование предстоящей деятельности;
обеспечивать формирование учебных и интеллектуальных умений школьников по переработке учебной информации;
стимулировать их физические и нравственно-волевые силы по достижению учебно- познавательных целей;
обеспечивать самооценку учебно-познавательной деятельности в ходе процесса учения на основе самоконтроля и самокоррекции.
Слайд 12 Для достижения цели были поставлены задачи:
1) внедрение ИКТ в процесс преподавания
курса ОБЖ: создание системы уроков, презентаций, заданий, дидактических материалов, обеспечивающих высокое качество преподавания;
2) создание ситуации успеха для каждого ученика на каждом
занятии;
3) создание системы мониторинга качества обучения старшеклассников основам безопасности жизнедеятельности.
Слайд 136. Технология опыта
Для решения поставленных задач
применялись методы:
по степени активности познавательной
деятельности: объяснительный, иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский;
по источнику получения знаний: словесные, наглядные, практические;
по форме взаимодействия: индивидуальные, групповые, фронтальные;
по приоритету средств: визуальные, вербальные, компьютерные;
по характеру учебной деятельности: игровые, поисковые, проблемные.
Слайд 14Необходимыми условиями для реализации технологии являются:
наличие в школе средств ИКТ и
возможность использования их учителем ОБЖ в традиционной методике преподавания, как средства повышения наглядности изучаемого материала;
владение учителем ОБЖ основами информационно-коммуникационных технологий;
развитая информационная среда образовательного учреждения;
смена роли учителя с позиций транслятора знания на позицию консультанта;
владение учащимися определенным уровнем предметных знаний и информационной компетентности.
Слайд 15К ожидаемым результатам можно отнести создание дополнительных возможностей использования проблемного метода
обучения, реализацию принципа личностно-ориентированного обучения, повышение интереса учащихся к изучаемому предмету, и как итог – достижение 100% усвоения материала всеми обучаемыми.
Слайд 17Варианты уроков с использованием ИКТ
Слайд 23Проблемы, решаемые данной технологией
Слайд 24Основные технические характеристики автомата Калашникова
Слайд 25Перечислите основные технические характеристики АК
Слайд 26Основные технические характеристики автомата Калашникова
Слайд 27 Результативность
Повысился уровень использования наглядности на уроке;
повысилась производительность урока;
установились стойкие межпредметные
связи с информатикой, физикой, биологией, историей, иностранным языком;
появилась возможность организации проектной деятельности учащихся по созданию учебных программ под руководством преподавателей информатики и ОБЖ;
больше внимания уделяется логике подачи учебного материала, что положительно сказывается на уровне знаний учащихся;
повысился интерес к предмету;
изменилось отношение учеников к ПК, как к дорогой, увлекательной игрушке. Ребята начали воспринимать его в качестве универсального инструмента для учёбы;
результативность за последние 3 года составила: качество обученности – 90%; 91%; 93% при 100% успеваемости.
Слайд 2810. Результативность за последние 3 года составляет:
(при 100% успеваемости)
Слайд 29 Эффективность урока – стимул к успеху учителя
и ученика.