Слайд 2Инклюзивное образование
Фр. Inclusif - включающий в себя;
Лат. Include - заключаю, включаю.
Слайд 3Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для
всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Слайд 4Инклюзия – это «…не изменение или исправление отдельного ребенка, а адаптация
учебной и социальной среды к возможностям данного ребенка».
Проф. Ульф Янсон.
Слайд 5Инклюзия – это «ценность, которая обеспечивает право всех детей, вне зависимости
от их способностей, принимать активное участие в жизни общества, в существующих в данный момент условиях».
Отделение раннего детства Совета
по делам особенных детей (1993).
Слайд 6«Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся
с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей».
Статья 2 пункт 27 Федерального Закона
Об образовании в РФ от 21.12.2012 г.
Слайд 7Условия, создаваемые инклюзивным образованием:
для получения без дискриминации качественного образования лицами с
ограниченными возможностями здоровья;
для коррекции нарушений развития и социальной адаптации;
для оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков;
для методов и способов общения;
для условий, в максимальной степени способствующих получению образования определенного уровня и определенной направленности;
для социального развития лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Ст. 5 ФЗ Об образовании в РФ от 21.12.2012 г.
Слайд 8Инклюзивное образование стремится:
развить методологию, направленную на детей и признающую, что все
дети - индивидуумы с различными потребностями в обучении;
разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении.
Слайд 9Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые
внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями)!!!
Слайд 10Принципы инклюзивного образования:
Ценность человека не зависит от его способностей и
достижений.
Каждый человек способен чувствовать и думать.
Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
Все люди нуждаются друг в друге.
Слайд 11Принципы инклюзивного образования:
Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
Все
люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Слайд 12Согласно Саламанской декларации выделяются следующие принципы инклюзивного образования
(Саламанка, Испания, 7-10 июня
1994 г.):
Каждый ребенок имеет основное право на образование и должен иметь возможность получать и поддерживать приемлемый уровень знаний.
Каждый ребенок имеет уникальные особенности, интересы, способности и учебные потребности.
Необходимо разрабатывать системы образования и выполнять образовательные программы так, чтобы принимать во внимание широкое разнообразие этих особенностей и потребностей.
Слайд 13Согласно Саламанской декларации выделяются следующие принципы инклюзивного образования:
Лица, имеющие особые потребности в
области образования, должны иметь доступ к обучению в обычных школах.
Обычные школы с инклюзивной ориентацией являются наиболее эффективным средством борьбы с дискриминационными воззрениями, создания благоприятной атмосферы, построения инклюзивного общества и обеспечения образования для всех.
Слайд 14Главный принцип инклюзивного образования
Не ребенок подгоняется под существующие в образовательном
учреждении условия и нормы, а, наоборот, вся система образования подстраивается под потребности и возможности конкретного ребенка!!!
Слайд 15Пять периодов эволюции отношения общества к детям с физическими и умственными
недостатками:
I период - обретение детьми-инвалидами права на жизнь.
II период - обретение детьми-инвалидами права на призрение (социальную опеку).
III период - обретение глухими, слепыми и умственно отсталыми детьми права на специальное обучение.
IV период - обретение большинством детей с отклонениями в развитии гарантированного государством права на специального обучение.
V период - обретение детьми с особыми образовательными потребностями гарантированного государством права не только на специальное, но и на интегрированное обучение.
Слайд 16I период - обретение ребенком-инвалидом права на жизнь
(VIII до н.э. –
XIII в)
Античное государство отказывает в праве на жизнь детям мужского пола если при рождении на них лежит печать физической несостоятельности.
Христианство закладывает фундамент толерантного отношения к людям вне зависимости от их происхождения, социального положения, физической силы или степени смышлености.
С IY в. детоубийство расценивается европейским судом как посягательство на Божью волю, преступление.
Монастырские хосписы и приюты начинают оказывать помощь больным и увечным.
В XI - XII вв. созданием богоугодных заведений начинают заниматься городские органы самоуправления.
В XII - XIII вв. призрение сирот, нищих и убогих постепенно входит в сферу внимания городской и верховной власти.
Слайд 17II период- обретение ребенком-инвалидом права на призрение
(XIII в. – XVIII в)
В
XIV - XV вв. инквизиция возвращает и усугубляет неприязнь к носителям психических и телесных недостатков – они приравниваются к политическим врагам.
В контексте борьбы аристократии за личные свободы и привилегии законодательно оформляется право детей-инвалидов из дворянских, а затем бюргерских и купеческих семей на получение наследства.
Согласно законодательству Нового времени, ответственность за патронат над психически больными людьми делят между собой семья и город.
В XVI - XVII вв. заинтересованность в обучении грамоте все чаще начинают проявлять родители глухих детей.
Слайд 18II период- обретение ребенком-инвалидом права на призрение
(XIII в. – XVIII в)
Благодаря
бурному развитию естественных наук возникает исследовательский интерес к природе глухонемоты, и предпринимаются попытки преодолеть ее посредством индивидуального обучения.
К концу XVII в. успешное индивидуальное обучение глухонемых становится рядовым явлением городской жизни ряда европейских стран, но это не приводило к созданию для них школ. Не получают доступа к школьному обучению и слепые дети.
С конца XVII в. просвещенная часть европейского общества начинает обсуждать вопрос о праве «ненормальных» детей на образование и выдвигается идея о возможности обучения умственно отсталых.
Слайд 19III период - обретение права на специальное обучение глухими, слепыми и
умственно отсталыми детьми (XVIII – начало XX в.)
Обретение некоторыми детьми-инвалидами (как правило, детьми из материально обеспеченных семей) части гражданских прав.
Социальную опеку и лечебную помощь глухим, слепым и умственно отсталым детям наряду с церковными и светскими благотворителями оказывает и государство.
Все большее число глухих, слепых и умственно отсталых детей получает право на начальное образование и на труд.
Зарождаются национальные системы специального образования.
Слайд 20IV период - обретение гарантированного государством права на специальное обучение (начало
XX – 70-е гг. ХХ в.)
Неприязнь к носителям психических и телесных недостатков (Германия).
Введение закона об обязательном всеобщем образовании, что стимулирует появление сети специальных школ (Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Финляндия и др.).
Совершенствование ранее созданной системы специального обучения (Англия).
Расширение ранее созданной системы, за счет охватывания обучением все большего числа детей с нарушениями слуха, зрения, речи; обеспечение помощи умственно отсталым детям в центрах по месту жительства (Дания).
Слайд 21IV период - обретение гарантированного государством права на специальное обучение (начало
XX – 70-е гг. ХХ в.)
Права человека признаются главными и безусловными ценностями (Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года).
Дифференцирование системы специального образования: по горизонтали число видов специальных учреждений в отдельных странах ЕЭС достигает 15-20; одновременно система растягивается и по вертикали, прирастая дошкольной и послешкольной ступенями.
Принятие ООН деклараций «О правах умственно отсталых лиц» (1971) и «О правах инвалидов» (1975).
Закрытие спецшкол в связи с интеграцией их учащихся в общеобразовательные учреждения.
Слайд 22V период - предоставление прав как на специальное, так и на
интегрированное обучение
(конец 70-х гг. ХХ в. – по настоящее время)
Последняя четверть XX в. равенство и право на самоопределение детей-инвалидов получает официальное признание, закрепляется в международных актах и национальных конституциях.
Конец ХХ века – период социальной интеграции, упразднение всяческих барьеров, разделяющих людей или ограничивающих их права и возможности.
Отказ от использования в официальных документах (в социально-культурном контексте) прежде употребляемых клинических определений; проблемы и своеобразие человека характеризуются через понятия «особые социальные потребности», «особые образовательные потребности».
Слайд 23V период (конец 70-х гг. ХХ в. – по настоящее время)
Социально-экономическая
интеграция подразумевает, что меньшинства обретают возможность участвовать во всех сферах жизни, профессиональной деятельности и творчества.
Изменение правового статуса родителей, имеющих ребенка-инвалида. Последние наравне с государством выступают в роли заказчика образования своих детей.
Пересмотр отношения к идее институциализации. Направление ребенка в специальную школу (тем более в интернат) теперь осознается как попытка его изоляции от родителей и сверстников, от полноценной жизни, как нарушение его гражданских прав, как проявление дискриминации.
Слайд 24Соотношение периодов эволюции отношения общества к детям-инвалидам с развитием системы специального
образования
Слайд 25Ретроспектива развития инклюзивного образования в России
1 период- X-XVIII вв.:
X век -
христианство было признано официальной государственной религией:
Князь Владимир (996 г.) вменил призрение инвалидов церкви;
Преподобный Феодосий основал при Киево-Печерском монастыре больницу-богадельню.
XVI - XVII вв. создание законов, регламентирующих жизнь инвалидов:
1551г. «Стоглавый судебник» Ивана Грозного - документ трактовал инвалидность как преступление и предписывал изолировать инвалидов от общества.
Закон 1676 г. фиксирует государственное отношение к этим людям как к неполноценным, недееспособным, запрещая управление имуществом «глухим, слепым, немым, пьяницам и глупым».
XVIII в. - указы Петра I:
1704 г. – запрет на умерщвление детей с врожденными дефектами;
1715 г. – закон, повелевающий повсеместно открывать церковные приюты и госпитали для оказания помощи сиротам, нищим и убогим.
Слайд 262 период (1706 -1806):
Правление Анны Иоановны - все задуманные петровские
преобразования остались на бумаге, правительство о них забыло.
Эпоха Елизаветы - власть формально реанимирует идею светского призрения, но на деле ограничивается изданием грозных указов и карательными мерами.
Екатерина II попыталась насадить в стране европейскую систему закрытого государственного призрения. В ходе губернской административной реформы учреждается Приказ общественного призрения (1775 г.). Призрения убогих императрица вменила в обязанность государственным чиновникам.
Павел I принимает решение о закрытии Приказов общественного призрения, но учреждает внесословные больницы, врачебные управы.
Александр I провозглашает курс на либерализацию общественной жизни.
Слайд 273 период (начало XIX в. – 30-е гг. ХХ в.):
Дореволюционная
Россия:
Открываются первые императорские училища для глухих и слепых детей (1806 и 1807 гг. соответственно).
Начинают складываться национальные научные школы сурдопедагогики и тифлопедагогики.
В 1908 году Санкт-Петербург и Москва решатся на обучение умственно отсталых детей.
В 1917 г. Министерство общественного призрения разрабатывает план мероприятий по организации помощи дефективным детям: открытие учреждений разного типа, музей по вопросам дефективности, издание журнала.
Таким образом, накануне первой мировой войны в России существовала сеть специальных учебных заведений, сложился учительский корпус, но, главное, появилось немало сторонников введения обязательного всеобщего бесплатного обучения детей с недостатками физического и умственного развития.
Слайд 283 период (начало XIX в. – 30-е гг. ХХ в.):
Послереволюционная Россия:
1919
г. - попечительство глухонемых, слепых, умственно отсталых передаются Наркомздраву и Наркомпросу; ответственность за образование «дефективных» детей возлагается на Наркомпрос.
Возникает особый тип системы специального образования - система изоляции ребенка в особом социуме, вследствие чего ведущим типом учреждения становится детский дом и школа-интернат.
Цель социалистического общества - «коммунистическое перерождение общества», партия с особым рвением берется за организацию всеобуча.
Организация всеобуча неминуемо привела к вычленению «необучаемых» детей и к поражению их в правах.
Слайд 294 период (30-е гг. – 1991 г.):
1936 г. Постановление ЦК
ВКП (б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов».
Великая Отечественная война (1941-1945), специальные учреждения, попавшие в зону оккупации, перестанут существовать, многие из воспитанников и педагогов погибнут. Часть школ удастся эвакуировать на Урал, в Сибирь, Среднюю Азию.
Политическая оттепель конца 50-х - начала 60-х годов. Крепнущая система специального образования в СССР стремительно расширятся и дифференцируется, охватывая все большее число учащихся.
Слайд 304 период (30-е гг. – 1991 г.):
80-е г.:
Советская дефектологическая наука
достигает высокого уровня, и получат признание во всем мире;
цензовый характер образования;
обнаруживается противоречие между целью специального образования и целями, которые определяла дефектологическая наука.
Таким образом, на исходе ХХ века СССР обладал:
сильной конкурентоспособной на мировом уровне дефектологической наукой;
рядом уникальных экспериментальных площадок, обеспечивающих своим воспитанникам высокий уровень развития, психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации;
немалым числом добротных специальных школ;
специальной редакцией в составе издательства «Просвещение», которое обеспечивало все специальные учебные заведения страны бесплатными учебниками.
!!! Вместе с тем, в силу отсутствия закона о специальном образовании специальным обучением удалось охватить лишь одну треть детей в нем нуждающихся.
Слайд 315 период (1991 – по настоящее время):
Правительство, в отношении инвалидов,
начинает проводить антидискриминационную политику.
Ратификация Россией известных Деклараций ООН.
Россия перенимает официальную терминологию.
Россия признает международные нормы соблюдения прав человека (1991 г.).
Проблема заключается в том, что этот переход оказался неподготовленным, волевым!!!
Слайд 32Противоречия современного этапа:
Прекращение поступательного развития общества всеобщего благоденствия.
Межрелигиозные и
межцивилизационные противоречия.
Этнический молодежный экстремизм.
Приход к власти партий крайне правого толка.
Возврат к мысли о целесообразности законодательно разрешенной эвтаназии.
Слайд 33Противоречия современного этапа:
С одной стороны, распространяются интегративные подходы к обучению, базирующиеся
на идеях равноправия меньшинств и их социальной интеграции, с другой – эффективность инклюзии подвергается критическому осмыслению!!!
Слайд 34Проблемы инклюзивного образования в России:
Состояние нормативно-правовой базы оставляет желать лучшего:
до сих пор в России нет даже закона о специальном образовании.
Сохранение за интегрированным ребенком всей полноты коррекционной помощи.
Ограничение финансового обеспечения процесса инклюзии.
Для детей с ограниченными возможностями нужен отдельный образовательный стандарт, который позволил бы им реализовать свое право на обучение наравне со всеми.
Недостаточность методического обеспечения: практико-ориентированных программ и технологий по обучению детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях совместно с нормально развивающимися воспитанниками.
Слайд 35Проблемы инклюзивного образования в России:
Отсутствие специальной подготовки педагогического коллектива.
Низкий уровень
системы повышения квалификации педагогов, готовящей воспитателей, учителей к работе в инклюзивных группах и классах.
Архитектурные сложности в создании безбарьерной среды.
Недостаточность использования возможностей окружающего социума.
Отсутствие системы работы с общественностью по подготовке к принятию инклюзивного образования.
Слайд 36Затруднения, возникающие у педагогов при участии в инновационной инклюзивной деятельности:
недостаточный уровень
знаний в области инклюзивного образования;
отсутствие мотивации к инновационной деятельности;
наличие стереотипности педагогической деятельности в результате многолетней практики.
Слайд 37Изучение перспектив внедрения инклюзивного образования в г. Сургуте:
Приходилось ли общаться
с детьми-инвалидами?
Нет:
74 % обучающихся;
54 % студентов;
47 % педагогов;
65 %, родителей;
59 % граждан.
Слайд 38Осведомленность населения об инклюзии
Знакомы с термином «инклюзивное образование»:
47 % педагогов
общеобразовательных учреждений;
14 % родителей;
18 % граждан.
Не знакомы с термином «инклюзивное образование»:
30 % педагогов;
65 % родителей;
49 % граждан.
Слайд 39Изучение перспектив внедрения инклюзивного образования в г. Сургуте:
Перспективы совместного обучения детей
Инклюзивное
образование возможно:
43 % педагогов;
24 % родителей;
30 % граждан.
Против инклюзивного образования:
35 % педагогов;
26 %, родителей;
32 % граждан.
Слайд 40Изучение перспектив внедрения инклюзивного образования в г. Сургуте:
Основные трудности внедрения инклюзивного
образования :
недостаточность знаний об особенностях развития данной категории детей,
неподготовленность кадров для работы с ними (педагоги – 31 %, родители – 12 % граждане – 17 %),
отсутствие в общеобразовательных учреждениях специальных условий для организации инклюзии (педагоги – 25 %, родители – 12 %, граждане – 9 %)
Слайд 41Общие закономерности аномального развития психики:
Любой недостаток сказывается на отношениях с людьми.
Нарушение взаимодействия с окружающим миром и людьми выделяется как важнейшая общая закономерность аномального развития.
Представления о первичных и вторичных недостатках психического развития.
Слайд 42Общие закономерности аномального развития психики:
Первичные – нарушения, непосредственно вытекающие из биологического
характера болезни.
Вторичные – нарушения, возникающие опосредованно в процессе аномального социального развития.