Слайд 1
ГУО Кемеровский ОПВЦ
ПУБЛИЧНЫЙ ДОКЛАД
Слайд 2Государственное учреждение образования
Кемеровский областной психолого-валеологический центр
Слайд 4 В системе образования Кемеровской области формирование здорового
образа жизни – одно из приоритетных направлений деятельности образовательных учреждений. Данное направление приобрело еще большее значение в 2011 – 2012 учебном году в связи с реализацией национальной инициативы «Наша новая школа», в которой одной из основных задач современной школы является сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Экспериментальное, научно-теоретическое и информационно-методическое обеспечение практической здоровьесберегающей деятельности в системе образования Кузбасса является основным содержанием деятельности ГУО Кемеровский областной психолого-валеологический центр.
Анализ работы КОПВЦ за 2011-2012 учебный год позволяет сделать вывод о высоком уровне организации здоровьесберегающей деятельности. Данная деятельность (в целом в течение 16 лет) осуществляется сегодня в рамках среднесрочной региональной целевой программы «Развитие системы образования и повышение уровня потребности в образовании населения Кемеровской области на 2008 – 2011 г.г.» и в рамках программы «Формирование здорового и безопасного образа жизни детей, оказание психологической помощи обучающимся и воспитанникам образовательных учреждений, испытывающим трудности в развитии, адаптации, обучении и общении» на 2011-2013 годы.
Слайд 5 Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения – приоритетное направление деятельности
Администрации Кемеровской области.
Создана здоровьесберегающая инфраструктура в системе образования, которая включает:
23 муниципальных ППМС-центра (МОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи)
33 центра содействия укреплению здоровья обучающихся при образовательных учреждениях
Здоровьесберегающая образовательная среда в системе образования Кемеровской области
70 образовательных учреждений, реализующих модель «Школа здоровья», и 415, использующих ее элементы
Слайд 6 Государственное учреждение образования Кемеровский областной психолого-валеологический центр
расположен по адресу:
ул. Трофимова, д. 45, г. Кемерово, Кемеровская область, Российская Федерация.
Работа Центра осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Кемеровской области.
Деятельность ГУО КОПВЦ регламентируется её Уставом и локальными актами. Учредителем является Департамент образования и науки Кемеровской области.
Директор ГУО КОПВЦ – Федоров Александр Иванович, телефоны:
8(3842)57-41-62, 8(3842)57-41-92.
Е-mail: opvc@mail.ru,
сайт: kemvaleo.info
Слайд 7
Структура контактов ГУО Кемеровский ОПВЦ
Директор ГУО Кемеровский
ОПВЦ – Федоров Александр Иванович, тел. 8(3842)57-41-62, opvc opvc@ opvc@mail opvc@mail. opvc@mail.ru
Заместитель директора по АХР ГУО Кемеровский ОПВЦ – Сенченко Галина Николаевн, тел. 8(3842)57-41-77, opv opvс@ opvс@mail opvс@mail. opvс@mail.ru
Заведующая валеологическим отделом ГУО Кемеровский ОПВЦ – Працун Элина Валерьевна,
тел. 8(3842)57-41-92, opvc-valeo@mail.ru
Заведующая научно-методическим отделом ГУО Кемеровский ОПВЦ – Белоногова Елена Валентиновна,
тел. 8(3842)57-41-92, assabell@mail.ru
Заведующая психологическим отделом ГУО Кемеровский ОПВЦ - Афонина Светлана Владимировна,
тел. 8(3842)35-47-84, opvс-psy@mail.ru
Слайд 8Созданный в 1996 году
Кемеровский областной психолого-валеологический центр департамента образования и
науки Кемеровской области
выполняет ключевую роль в создании
региональной модели здоровьесберегающего пространства
в сфере образования.
Основными задачами Центра являются:
Обеспечение информационного сопровождения и научно-методического руководства муниципальными ППМС-центрами и центрами здоровья образовательных учреждений;
Координация деятельности здоровьесберегающих и психологических служб и школ здоровья в системе образования;
Проведение научных исследований по вопросам интегрального здоровья участников образовательного процесса;
Формирование базы данных о состоянии здоровья обучающихся, воспитанников и педагогических работников;
Разработка учебных, оздоровительных, диагностических, коррекционных и развивающих образовательных программ.
Слайд 9В соответствии с основными задачами деятельность ОПВЦ осуществляется по следующим направлениям:
Экспертно-аналитическое
направление
Организационно-методическое направление
Ювенальное направление
Повышение квалификации
Научно-методическое направление
Учебно-методическое направление
Слайд 10Экспертно-аналитическое направление
Аналитическая и экспертная деятельность КОПВЦ как
организации, где трудятся высококвалифицированные специалисты в области психологии, валеологии, физиологии, педагогики и др., занимает значительное место в системе информационного и методического обеспечения здоровьесбережения в образовании Кузбасса.
Специалистами Центра за прошедший учебный год были подготовлены аналитические справки и материалы для коллегий департамента образования и науки,
а также для сайта ОПВЦ по сохранению и укреплению здоровья в системе образования области:
Об итогах деятельности областных экспериментальных площадок по здоровьесберегающему направлению;
О работе службы судебных психологов за 2011 год;
Информация для УФСКН по Кемеровской области о развитии волонтерского движения и профилактического направления в Кузбассе;
О профилактике суицидального поведения детей и подростков;
О деятельности экспериментальных площадок для КРИПКиПРО;
О мониторинге здоровья обучающихся и здоровьесберегающей деятельности ОУ;
Отчет по результатам комплексного мониторинга наркоситуации в общеобразовательных учреждениях территорий Кемеровской области;
Отчет по результатам пилотного комплексного мониторинга наркоситуации в учреждениях профессионального образования.
Квартальные и годовой отчеты по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в 2012 году план действий по модернизации
общего образования на 2011 - 2015 годы.
Слайд 11Экспертно-аналитическое направление
По запросу ДОиН и УФСН КО была
осуществлена психологическая экспертиза различного рода продукции на предмет внедрения в образовательные учреждения области, а также экспертиза видеопродукции и материалов сайтов для молодежи на предмет пропаганды наркотиков, в том числе:
• профилактической продукции для обучающихся, воспитанников (плакаты, буклеты, календари, художественные и мультипликационные фильмы, видеоролики);
• методик и технологий профилактического содержания (диагностика, коррекция, просвещение);
• психологических и профилактических программ специалистов ОУ и ДОУ области;
• социальных и исследовательских проектов;
• материалов молодежных сайтов и групп в социальных сетях Интернета, популярных отечественных и зарубежных художественных фильмов.
Также специалистами Центра была проведена валеологическая экспертиза:
• здоровьесберегающих программ образовательных учреждениях области по заявке.
За анализируемый период было осуществлено рецензирование более 50-ти психологических и здоровьесберегающих программ, методических разработок, пособий педагогов и специалистов ОУ Кемеровской области.
Специалисты ГУО Кемеровский ОПВЦ участвовали в работе жюри и экспертных групп областных и федеральных конкурсов, в составе экспертных и аттестационных комиссий:
• Областной олимпиады для старшеклассников «Здоровее поколение»;
• Регионального этапа Всероссийского конкурса «Педагог-психолог – 2012»;
• Областного конкурса волонтерских инициатив;
• Областного конкурса «Школа здоровья»;
• Областной детской научно-практической конференции для обучающихся «Первые шаги в науку о здоровье»;
• Всероссийского конкурса образовательных программ «Педагог здоровья – 2012»;
• Областной аттестации педагогов-психологов и социальных педагогов.
Слайд 12Экспертно-аналитическое направление
Экспертно-аналитическая деятельность КОПВЦ
позволила обобщить и систематизировать опыт Центра
и
образовательных учреждений Кемеровской области
по разработке и внедрению здоровьесберегающих комплексных
и специфических программ, выявить лучшие разработки
в области наркопрофилактики и психолого-педагогического сопровождения для внедрения в образовательные учреждения области, осуществлять обмен передовым опытом по созданию комфортной и безопасной здоровьесберегающей среды
в образовательном пространстве Кузбасса.
Слайд 13Организационно-методическое направление
В целях информационно-методического
обеспечения деятельности руководителей, педагогов и специалистов ОУ по формированию, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, а также для обмена опытом территорий, занимающихся вопросами здоровьесбережения, за 2011-2012 учебный год специалистами КОПВЦ были организованы и проведены следующие мероприятия:
Заседание регионального научно-методического совета по вопросам сохранения здоровья обучающихся, воспитанников образовательных учреждений по подготовке к конференции «Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика» и перспективы работы и требования оформления итогов деятельности областных экспериментальных площадок» (28 сентября 2011);
Заседание регионального научно-методического совета по вопросам сохранения здоровья обучающихся, воспитанников образовательных учреждений Кемеровской области «Здоровьесберегающая деятельность образовательных учреждений в рамках модернизации образования» (21 декабря 2011);
Заседание расширенного регионального научно-методического совета по вопросам сохранения здоровья обучающихся, воспитанников образовательных учреждений в рамках реализации экспериментальных проектов по здоровьесбережению (май 2012);
Заседание городского координационного совета по вопросам сохранения здоровья обучающихся и воспитанников (декабрь 2012);
Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика»
(26-27 октября 2011);
Слайд 14Организационно-методическое направление
• Секция: «Научно-методическое сопровождения введения
федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения: опыт, проблемы, перспективы» в рамках августовского педагогического совета работников образования Кемеровской области (21 августа 2012);
• Рабочее совещание руководителей ППМС-центров, руководителей территориальных методических объединений педагогов-психологов Кемеровской области «Текущие вопросы организации психолого-медико-педагогического сопровождения ВОП» (сентябрь 2011);
• Психологические гостиные по следующим темам: «Коррекция детско-родительских отношений в подростковом возрасте» (20 октября 2011); «Делинквентное поведение подростков» (17 ноября 2011); «Подростки против преступности» (15 декабря 2012); «Социализация воспитанников учреждений интернатного типа (УИТ)» (19 января 2012); «Работа с детьми с СДВГ (начальная школы)» (16 февраля 2012); «Работа педагога-психолога с педагогами» (15 марта 2012); «Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка в начальной школе» (19 апреля 2012); «Устройство детей-сирот в приемную семью» (17 мая 2012);
• Областной семинар для педагогов-психологов и других специалистов ОУ «Синдром нарушения внимания с гиперактивностью. Психологическая помощь» (ноябрь 2011);
• Областной семинар в рамках реализации федерального проекта «Школьное питание» для специалистов муниципальной системы образования «Организационно-педагогические условия создания системы здорового питания обучающихся и воспитанников образовательных учреждений» (14 декабря 2012);
Слайд 15Организационно-методическое направление
• Областной семинар
«Психолого-педагогическое сопровождение реализации ФГОС: организация проекта исследовательской деятельности обучающихся» (30 января 2012);
• Цикл областных обучающих семинаров по программе «Организация и проведение комплексного мониторинга наркоситуации в образовательной среде Кемеровской области» (октябрь 2011, декабрь 2011, февраль 2012);
• Областной семинар «Профилактика нарушений социального здоровья и проблем социальной адаптации личности в условиях перехода на ФГОС»
(28 февраля 2012);
• Областной семинар-совещание «Факторы психологического здоровья обучающихся» (ноябрь 2011);
• Обучающий семинар по теме «Школьная служба примирения: основы медиации» (11-14 апреля 2012);
• Областной круглый стол по проблеме современных технологий разрешения конфликтов «Медиация как современная инновационная практика разрешения конфликтов» (14 июня 2012);
• Семинар для руководителей ППМС-центров по здоровьесберегающей тематике (30 августа 2012).
Слайд 16Организационно-методическое направление
В результате организационно-методической деятельности специалистов ГУО КОПВЦ качественно изменилось содержание
и результативность деятельности специалистов, занимающихся здоровьесберегающей деятельностью
в образовательных учреждениях и муниципальных отделах управления образованием.
Всероссийская конференция с международным участием «Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика» (26-27 октября 2011)
Слайд 17Организационно-методическое направление
Для педагогов-психологов областных и губернаторских образовательных учреждений
была организована работа ежемесячного методического объединения, созданного в 2008 году связи с необходимостью выработки общих концептуальных, методических и организационных подходов к осуществлению психолого-педагогического сопровождения в образовательных учреждениях, подведомственных департаменту образования и науки, а также с целью повышения практической компетентности педагогов-психологов данных учреждений.
Организация дополнительной подготовки для педагогов-психологов в форме семинаров и заседаний методического объединения помогла многим из них аттестоваться на высшую квалификационную категорию, разработать собственные коррекционные и развивающие программы, достойно принять участие в региональном этапе Всероссийского конкурса «Педагог-психолог года», опубликовать свой опыт в областных и центральных изданиях.
Слайд 18Организационно-методическое направление
Согласно программе «Формирование здорового и безопасного
образа жизни детей, оказание психологической помощи обучающимся и воспитанникам образовательных учреждений, испытывающим трудности в развитии, адаптации, обучении и общении» на 2011-2013 годы специалистами ГУО Кемеровский ОПВЦ были организованы и проведены мероприятия, способствующие сохранению и укреплению здоровья всех субъектов образовательного процесса:
Областная олимпиада «Здоровое поколение» для старшеклассников образовательных учреждений Кемеровской области (29 марта 2012);
Всекузбасский «День здоровья» в образовательных учреждениях области, посвящённый Всемирному Дню здоровья (7 апреля);
Всероссийский и областной конкурс программ и методических разработок «Школа здоровья» (май-сентябрь 2012);
II областная конференция детских научно-исследовательских работ «Первые шаги в науку о здоровье» в рамках Всекузбасского «Дня здоровья» (9 апреля 2012);
Областная акция «Мир без наркотиков» (26 июня 2012);
Областная акция «Родительский урок» (14-28 февраля 2012);
Областная акция «Классный час» (24 октября 2011);
Размещение статей о системе здоровьесберегающей деятельности в Кемеровской области в сборниках Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика», VII сибирский съезд физиологов;
Издание тематического номера журнала «Здоровьесберегающее образование» обобщающего опыт Кемеровской области по вопросам сохранения и укрепления здоровья всех субъектов воспитательно-образовательного процесса
(№ 7-8 (19-20) 2011).
В течение данного учебного года КОПВЦ разработаны и переработаны положения:
- о «Психологической гостиной»;
- об олимпиаде для старшеклассников «Здоровое поколение»;
- об Областной детской научно-практической конференции «Первые шаги в науку о здоровье»;
- об Областном конкурсе «Школа здоровья»;
- о VIII областном конкурсе волонтерских инициатив;
- об Областном слете волонтерских отрядов, посвященном Международному дню борьбы с наркомафией и наркобизнесом;
- о Комплексном здоровьесберегающем и психолого-педагогическом сопровождении образовательного процесса в условиях реализации ФГОС общего образования в системе образования Кемеровской области;
- об Областном объединении волонтерских подростково-молодежных отрядов «Альфа Кузбасса».
Слайд 19Областная олимпиада «Здоровое поколение» для старшеклассников образовательных учреждений Кемеровской области
Областная
детская конференция научно-исследовательских работ «Первые шаги в науку о здоровье»
Повышение уровня и значимости здоровьесберегающего образования обучающихся, оптимизация мотивации и популяризация здорового образа жизни.
Региональные конкурсы
Всероссийский и областной конкурс программ и методических разработок «Школа здоровья»
Развитие творческой деятельности педагогических работников по обновлению содержания образования, рост профессионального мастерства по вопросам сохранения и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников образовательных учреждений.
Областной слет волонтерских команд
Пропаганда здорового образа жизни и профилактика употребления психоактивных веществ среди детей и подростков.
Слайд 20Организационно-методическое направление
В течение данного учебного года ГУО КОПВЦ
принимал участие в организации здоровьесберегающей работы центров в территориях области по муниципальным программам «Образование и здоровье». В результате работы с территориями были обновлены списки муниципальных ППМС-центров и центров содействия укреплению здоровья образовательных учреждений.
На базе Центра были организованы стажировки для специалистов разного профиля территориальных ППМС-центров и центров содействия укреплению здоровья (стажировку прошли более 160 специалистов из различных территорий). Были организованы:
Цикл обучающих семинаров по концепции, методологии и технологии проведения комплексного мониторинга наркоситуации в общеобразовательных учреждениях (октябрь 2011 – февраль 2012);
Курсы повышения квалификации педагогов-психологов системы образования «Социально-психологическое сопровождение несовершеннолетних в процессе уголовного судопроизводства» (23-27 января 2012);
Обучающий семинар базового уровня по использовании технологии медиации в работе школьных служб примирения (11-15 апреля 2012).
Все это способствовало повышению уровня здоровьесберегающей компетентности педагогов, специалистов и руководителей ОУ, и научно-методической подготовки.
Слайд 21Организационно-методическое направление
За анализируемый период КОПВЦ активно принимал
участие в мероприятиях федерального уровня, которые выразилось в разных формах:
Очное и заочное участие в совещаниях и конференциях всероссийского и международного уровней:
Очное участие с выступлениями, публикациями, ведением секций и круглых столов во Всероссийской научно-практическая конференции с международным участием «Здоровье-сберегающая деятельность в системе образования: теория и практика» (октябрь 2011, Кемерово);
• Очное участие в Межрегиональной научно-практической конференции «Актуальные вопросы системы профилактики употребления психоактивных веществ в молодежной среде»
(г. Новосибирск);
Очное участие с докладами в VII сибирский съезде физиологов (июнь 2012, Красноярск);
• Очное участие с презентацией в Межрегиональном семинаре-совещании, посвященном вопросам организации работы волонтерского антинаркотического движения обучающейся молодежи образовательных учреждений всех типов и видов (апрель 2012, Москва);
• Очное участие с постерным докладом в 6-й Европейская конференции по позитивной психологии (июнь 2012, Москва);
• Очное участие с публикацией во Всероссийской конференции по роли педагога в образовании (апрель 2012, Кемерово).
Специалисты ОПВЦ принимали участие, в том числе с вступлениями, в информационно-методических мероприятиях областного уровня:
В областном круглом столе по проблеме современных технологий разрешения конфликтов «Медиация как современная инновационная практика разрешения конфликтов» (14 июня 2012);
VIII областной научно-практической конференции «Здоровье и образование»
(26 апреля 2012);
В областном круглом столе по организации и проведению наркопрофилактической работы в системе образования области.
Слайд 22Организационно-методическое направление
Необходимым условием контроля и оценки ситуации по профилактике ПАВ в образовательных учреждениях является проведение комплексного мониторинга наркоситуации в учреждениях общего и профессионального (начального, среднего и высшего) образования. В отчетном году наркомониторингом были охвачены от 80% до 100% общеобразовательных учреждений в 17 муниципальных образованиях Кузбасса, в общей сложности было обследовано более 31 000 учащихся 1(2), 8(9) и 10(11) классов с целью выявления психологических, социальных и психофизиологических факторов риска вовлечения в наркотизацию.
Кроме того, в 2011-2012 учебном году ГУО КОПВЦ продолжил активное сотрудничество со СМИ по пропаганде ЗОЖ. Это выступления на радио и телевидении по проблемам наркопрофилактики, психологического сопровождения, здоровья ребенка и семьи, а также интервью журналистам, в том числе:
Круглые столы и горячие линии газеты «Комсомольская правда в Кузбассе»;
Прямой эфир на Радио Кузбасс;
Передачи «Включайся» на СТС-Кузбасс по различным вопросам воспитания и обучения психологически здорового ребенка (3).
Данная деятельность позволяет не только активно пропагандировать идеи культуры здоровья и здорового образа жизни среди специалистов других ведомств и представителей общественности, но и предоставлять содержательную информацию о работе специалистов КОПВЦ по сохранению здоровья всех участников образовательного процесса. Результатом является все более частое привлечение специалистов Центра к различного рода экспертизам, в том числе федерального уровня, участию в радиопередачах, форумах регионального и федерального уровня, выступлению перед педагогической общественностью области.
Слайд 23Организационно-методическое направление
Продолжено организационно-методическое сопровождение деятельности Областного объединения подростково-молодежного
волонтерского объединения «Альфа-Кузбасса». Организованы и проведены:
-Межрегиональный форум волонтеров, занимающихся вопросами наркопрофилактики и пропагандой здорового образа жизни (ноябрь 2011);
- Региональный форум волонтеров «Пропаганда здорового образа жизни среди дошкольников и младших школьников» (февраль 2012);
- Профильная волонтерская смена (13-19 апреля 2012) в Областном детском оздоровительно-образовательном центре «Сибирская сказка»;
- Областной конкурс инициатив волонтеров в сфере профилактики наркомании (май-июнь 2012);
-VIII областной слёт волонтёрских команд «Мир без наркотиков» (июнь 2012).
Проведенный в течение учебного года анализ показал, что в настоящее время в Кузбассе работают 24 муниципальных подростково-молодежных волонтерских объединения. На базе образовательных учреждений занимаются профилактической деятельностью со сверстниками более 400 волонтерских команд. А всего активными участниками данного движения являются около 12000 обучающихся.
Команды-активисты волонтерского движения ежегодно награждаются ценными подарками, которые позволят им улучшить и разнообразить свою деятельность. Для эффективной деятельности «Альфа Кузбасса» при финансовой поддержке УФСН по КО были приобретены музыкальная, компьютерная и оргтехника, сценическое оборудование, видеокамера, осуществляется поддержка сайта.
Слайд 24Организационно-методическое направление
Все
вышеизложенное позволяет констатировать, что в системе образования Кемеровской области создана система условий для развития профилактической деятельности подростковых волонтерских объединений, включающая:
методическое, материальное и информационное обеспечение;
практическую и теоретическую подготовку волонтеров;
психологическую поддержку и супервизию;
социальную поддержку различных структур;
самопомощь волонтеров друг другу.
Таким образом, можно отметить, что организационно-методическая деятельность ГУО КОПВЦ позволяет методически обеспечивать и координировать деятельность многоуровневой здоровьесберегающей инфраструктуры в системе образования Кемеровской области, внедрение передовых технологий по сохранению и укреплению интегрального здоровья участников образовательного процесса, грамотно пропагандировать культуру здоровья и ЗОЖ среди общественности.
Слайд 25Учебно-методическое направление
Для
решения одной из основных задач деятельности ОПВЦ – оказания методической помощи работникам образования в создании здоровьесберегающей среды в ОУ – осуществлялось консультирование педагогов, психологов, управленцев и других специалистов образовательных учреждений по различным вопросам:
психолого-педагогическое сопровождение ФГОС;
организация деятельности центров содействия укреплению здоровья;
планирование деятельности специалистов центров содействия укреплению здоровья;
составление и оформление образовательных здоровьесберегающих программ;
организация и проведение мониторинга здоровья; работа с автоматизированными диагностическими программами, базами;
психолого-педагогическое сопровождение;
психологический мониторинг;
наркопрофилактика и мониторинг наркоситуации;
составление и оформления образовательных и коррекционно-развивающих программ;
психология управления ОУ;
планирование и проведение психологических исследований, оформление материалов опытно-исследовательской деятельности;
методология оценки эффективности здоровьесберегающей деятельности ОУ и др.
Слайд 26Учебно-методическое направление
Кроме
того, в течение года были проведены:
Обучающий семинар для специалистов системы образования по подготовке материалов на конкурсы по здоровьесберегающей тематике.
Областной семинар по методологии опытно-экспериментальных исследований в системе образования;
По методологии и технологии психологического мониторинга в рамках областного эксперимента по школьному питанию – для педагогов-психологов г. Кемерово (3).
Слайд 27Учебно-методическое направление
Подготовка
методических рекомендаций по технологии комплексного многоуровневого мониторинга наркоситуации в системе образования Кузбасса.
Подготовка материалов и составление учебно-методических пособий комплекса «ОНТОГЕНЕЗ. АДАПТАЦИЯ. ЗДОРОВЬЕ. ОБРАЗОВАНИЕ», работа с РИК КРИПКиПРО по редактированию пособий для издания.
Участие в подготовке и переподготовке психологов и специалистов для системы образования в форме лекционной, семинарской и тренинговой работы (на базе КРИПКиПРО, ЦПК, ЦДиК г. Кемерово).
Проведение лекций и бесед профилактического и здоровьесберегающего содержания для педагогов, специалистов ОУ, выступления на родительских собраниях (всего –2).
Проведение выездных информационных и обучающих занятий с педагогами и специалистами ОУ по проблеме диагностики и формирования психологического и социального здоровья обучающихся в рамках областных исследовательских сетевых проектов.
Подготовка и публикация книг, статей и тезисов по различным аспектам здоровьесбережения:
- ОНТОГЕНЕЗ. АДАПТАЦИЯ. ЗДОРОВЬЕ. ОБРАЗОВАНИЕ: учебно-методический комплекс. Книга I. Здоровьесберегающие аспекты дошкольного и начального общего образования : учебно-методическое пособие /ред. коллегия : Э.М. Казин, О.Г. Красношлыкова, Е.В. Белоногова и др.; отв. ред. Э. М. Казин. – Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО, 2011. – 500 с.
- ОНТОГЕНЕЗ. АДАПТАЦИЯ. ЗДОРОВЬЕ. ОБРАЗОВАНИЕ: учебно-методический комплекс. Книга II. Психолого-физиологические и социально-педагогические подходы к формированию здоровьесберегающей среды в основной и средней школе: учебно-методическое пособие / ред. коллегия: Н.Э. Касаткина, О.Г. Красношлыкова, А.И. Фёдоров и др.; отв. ред. Э. М. Казин. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2011.— 695 с.
- ОНТОГЕНЕЗ. АДАПТАЦИЯ. ЗДОРОВЬЕ. ОБРАЗОВАНИЕ: учебно-методический комплекс. Книга III. Адаптация и здоровье студентов: учебно-методическое пособие / ред. коллегия: Е.Л. Руднева, Э.М. Казин, Н.Э. Касаткина и др.; отв. ред. Э.М. Казин. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2011. – 627 с.
- Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика: учебное пособие / под научной редакцией Э. М. Казина; ред. коллегия: Н.Э. Касаткина, Е.Л. Руднева, О.Г. Красношлыкова и др. – 2-е изд., доп. и перераб. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2011. – 355 с.
- в сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика», Кемерово (13 статей);
- Журнал Валеология 2012, № 2 (2 статьи);
- Учитель Кузбасса, Научно-методический журнал, №3, 2011(18), Изд-во КРИПКиПРО (3 статьи);
- Журнал «Здоровьесберегающее образование», № 7-8 (49-20) 2011, Москва, (4 статьи);
- Сборник VII сибирского съезда физиологов, г. Красноярск (7 статей) и др.
Слайд 28Учебно-методическое направление
Таким образом, мероприятия, проведенные специалистами
ГУО КОПВЦ по учебно-методическому направлению,
способствовали повышению уровня компетентности руководителей, специалистов и педагогов различных образовательных учреждений в организации и реализации здоровьесберегающего и психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, включая наркопрофилактическую работу, и внедрении здоровьесберегающих технологий (организационно-управленческих, образовательных, оздоровительных, коррекционных, развивающих, профилактических).
С 2002 года на базе ГУО ОПВЦ работает «Общественная детская приемная» по проблемам детей и подростков, связанных с трудностями в их развитии, здоровье, семейном воспитании, школьной и социально-психологической адаптации, а также – оказавшихся в сложной жизненной ситуации.
В 2011-2012 учебном году было зарегистрировано свыше 500 обращений граждан г.г. Кемерово и Березовский, р-нов Кемеровского и Топкинского, проведено более 200 очных консультаций с детьми, их родителями (законными представителями) и родственниками.
Слайд 29Научно-методическое направление
Основными результатами экспериментальной деятельности площадок здоровьесберегающего направления,
осуществляемой под научным и методическим руководством ГУО КОПВЦ, можно считать следующие:
Концептуально-методологические – сформулирована и эмпирически проверена концепция целостного подхода к здоровью личности как системному интегральному образованию, определено понимание школьной адаптации как сложной многоуровневой системы, разработаны и апробированы критерии и инструментарий оценки здоровьесберегающего потенциала образовательной среды, доработана и апробирована система комплексного мониторинга индивидуального здоровья обучающихся и воспитанников.
Методические – разработаны и апробированы программы и методические разработки по различным аспектам здоровьесберегающего и психолого-педагогического сопровождения, первичной наркопрофилактики, валеологического просвещения и обучения, разработана и апробирована нормативно-правовая база для осуществления психолого-педагогического и здоровьесберегающего сопровождения малого города.
Организационно-практические – внедрены в деятельность образовательных учреждений здоровьесберегающие программы коррекционной, развивающей, оздоровительной, профилактической и образовательной направленности, социально-психологической адаптации обучающихся и воспитанников, а также программы здоровьесберегающей работы с родителями и педагогами.
Слайд 30Научно-методическое направление
Организационно-управленческие – разработаны, апробированы
и внедрены в практику образования модели здоровьесберегающего сопровождения на различных уровнях системы образования, а также – муниципальные модели межведомственного взаимодействия по созданию здоровьесберегающего образовательного пространства на уровне города.
Инструментально-диагностические – адаптированы, апробированы и стандартизированы некоторые диагностические методики, вычислены среднестатистические возрастные популяционные нормативы показателей психофизиологического статуса школьников, апробированы диагностические компьютерные программы оценки функционального состояния АКБАРС.
Эмпирические – выявлена позитивная динамика основных показателей интегрального здоровья, развития и адаптации обучающихся и воспитанников, позволяющая говорить об определенной эффективности внедрения здоровьесберегающих инноваций в деятельность образовательных учреждений (определялась по когнитивному, мотивационно-волевому, инструментально-деятельностному, эмоциональному и адаптивно-ресурсному критериям).
Участие в экспериментальной деятельности позитивно отразилось на количественных и качественных характеристиках кадрового потенциала, задействованного в создании здоровьесберегающей среды, повысилась профессиональная и индивидуальная валеологическая компетентность педагогов, возникла определенная интеграция администрации, педагогов и специалистов образовательных учреждений в достижении целей сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса.
Слайд 31Научно-методическое направление
Экспериментальная
деятельность получила свое развитие через открытие новых 6 экспериментальных сетевых проектов (охвативших 36 образовательных учреждений всех видов и типов) на период 2011 – 2012 годы по разработке инновационных подходов, направленных на формирование здорового образа жизни среди обучающихся и воспитанников, внедрение в образовательных учреждениях индивидуального комплексного «Паспорта здоровья» обучающихся и воспитанников.
Специалистами ОПВЦ в течение года осуществлялось организационно-методическое сопровождение деятельности областных экспериментальных площадок в рамках здоровьесберегающего направления, в том числе:
Организация научно-методического консультирования руководителей и специалистов площадок по составлению итоговых отчетов;
Анализ и обобщение результатов экспериментальной деятельности по итоговым отчетам площадок;
Подготовка справки к коллегии по итогам экспериментальной деятельности площадок;
Организация и осуществление деятельности рабочей группы по открытию новых экспериментальных площадок;
Организация деятельности регионального научно-методического совета по реализации здоровьесберегающего направления в сфере образования;
Организация и проведение совещаний и семинаров по сетевому проекту «Факторы психологического здоровья обучающихся» и других.
Научное руководство исследовательской работы на областных экспериментальных площадках в территориях;
Методический семинар по оформлению результатов эксперимента для руководителей областных экспериментальных площадок;
Сбор результатов деятельности экспериментальных площадок по здоровьесберегающему направлению (база показателей здоровья и развития учащихся).
Слайд 32Научно-методическое направление
С целью оптимизации научно-методического сопровождения
экспериментальной деятельности областных площадок специалистами рабочей группы при Региональном научно-методическом совете, созданном при ГУО КОПВЦ, были разработаны:
единые технологии планирования, организации, контроля, анализа результатов экспериментального исследования, включающие формы паспорта, промежуточного и итогового отчета экспериментальной площадки;
система экспертизы экспериментальной деятельности, включающая единые для всех площадок схемы мониторинга здоровья и здоровьесберегающей деятельности, критерии и инструментарий оценки здоровьесберегающей среды в ОУ;
система научно-методической работы с площадками, включающая различные формы работы (семинары, конференции, кустовые совещания, консультации, «дни открытых дверей» площадок).
Слайд 33Научно-методическое направление
Кроме
того, в рамках научно-методического направления в течение 2011-2012 года осуществлялось:
1. Научное руководство сетевым исследовательским проектом «Возрастные, гендерные, физиологические и социально-педагогические факторы психологического здоровья обучающихся и воспитанников», в том числе научное и методическое консультирование по вопросам:
составление и реализация программ исследований в рамках тем заданий на текущий год,
составление и заполнение электронных баз данных каждой площадки;
обработка и анализ результатов;
составление отчетов;
презентация промежуточных результатов на муниципальном, региональном, федеральном, международном уровнях.
2. Научное руководство площадкой «Формирование социального здоровья и здорового образа жизни школьников через систему школьных детско-юношеских объединений» в составе областного сетевого проекта:
содействие в разработке концепции и программы исследования;
научно-методическое консультирование;
обучающие и проектные семинары для педагогов;
экспертиза проектов в рамках задания площадки;
презентация промежуточных результатов на муниципальном, региональном, федеральном, уровнях.
Слайд 34Научно-методическое направление
3. Научно-методическое обеспечение комплексного областного мониторинга наркоситуации
в общеобразовательном пространстве 17-ти муниципальных территорий:
уточнение концепции, программы и технологии исследования;
коррекция психодиагностического инструментария;
разработка и составление методических рекомендаций по анализу данных;
разработка электронной базы данных;
обучение специалистов, в т.ч. методам математического анализа и статистической обработки результатов;
анализ и обобщение первичных результатов.
4. Апробация и внедрение исследовательских методик и технологий:
комплексного мониторинга наркоситуации в общеобразовательных учреждениях (по запросу ДОиН и УФСН КО);
комплексного мониторинга наркоситуации в учреждениях профессионального образования (по запросу зам. Губернатора КО);
психодиагностической программы для отбора поступающих в Губернаторские образовательные учреждения (КОШМ, КК МЧС, КОШЖД).
Все это позволило значительно повысить методический уровень опытно-исследовательской работы ОУ по различным аспектам здоровьесберегающей деятельности, а также – получить интересные с научной точки зрения результаты и обобщить их.
Слайд 35Научно-методическое направление
Результаты
и выводы экспериментальной деятельности нашли свое отражение в 7 начатых диссертационных исследованиях, а также в 1 докторской и 2 кандидатских диссертациях, которые к настоящему времени успешно защищены.
На основе результатов научно-исследовательской деятельности специалистов ГУО КОПВЦ и экспериментальных площадок под их руководством в анализируемом учебном году издано учебное пособие «Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика», получившее диплом на Всероссийском конкурсе. Кроме того, научный руководитель направления Казин Э.М. подготовил и издал учебно-методический комплекс для различных ступеней образования «ОНТОГЕНЕЗ. ЗДОРОВЬЕ. ОБРАЗОВАНИЕ» (состоящий из 3 книг).
Слайд 36Научно-методическое направление
Научно-методическая деятельность ГУО КОПВЦ позволила
обобщить и верифицировать с точки зрения научной достоверности практический опыт внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях различного вида и типа, разработать методические рекомендации и в дальнейшем совершенствовать процесс валеологизации современного образования с позиций реализации ФГОС.
Слайд 37Социально-психологическое сопровождение несовершеннолетних
в процессе уголовного судопроизводства
В соответствии с распоряжением Администрации
Кемеровской области при Кемеровском областном психолого-валеологическом центре работает Служба психологов, участвующих в уголовном судопроизводстве в отношении несовершеннолетних.
Работая в режиме многолетнего эксперимента, педагоги-психологи осуществляют социально-психологическое сопровождение несовершеннолетних в четырех судах первой инстанции (суды Заводского и Кировского районов г. Кемерово, Кемеровского и Топкинского районов).
В результате работы Службы судебных психологов в территориях проведения эксперимента произошли изменения в структуре выносимых судебных решений по делам данной категории граждан: на 10% по сравнению с 2005 г. уменьшилось количество несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы, и на 6,5% увеличилось число уголовных дел, закрытых в суде за примирением сторон. Уже с 2006 года судьи применительно к несовершеннолетним стали шире использовать возможность наказания через назначение исправительных работ (11,9% в Кировском суде г. Кемерово) и исправительных работ условно (21,4% в суде Кемеровского района).
В 2009 году на базе данной службы был выигран грант Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и реализован двухгодичный проект «Социально-психологическое сопровождение несовершеннолетних, оказавшихся в конфликте с законом».
Слайд 38Социально-психологическое сопровождение несовершеннолетних
в процессе уголовного судопроизводства
В 2011 г. продолжена работа по социально-психологическому сопровождению несовершеннолетних в процессе уголовного судопроизводства в территориях эксперимента.
Педагоги-психологи, участвующие в уголовном судопроизводстве в отношении несовершеннолетних только за 2011 год:
- присутствовали на допросах и других следственных действиях с участием несовершеннолетних (406 следственных действий), включая работу с несовершеннолетними свидетелями и потерпевшими;
- знакомились с материалами уголовных дел (113 дела);
- проводили (по постановлению следователей, суда, заявке адвокатов) экспериментально-психологическое исследование 135 несовершеннолетних правонарушителей, включающее:
анализ условий развития, воспитания и обучения несовершеннолетних,
анализ внутрисемейных взаимоотношений,
психологическое исследование личности несовершеннолетних;
- составили для суда заключения по результатам исследования (на 135 человек);
- консультировали подростков, их родителей (законных представителей), работников судебно-правоохранительной системы, адвокатов (431 консультация);
- готовили рекомендации суду, комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав по возможности исправления несовершеннолетнего путем применения к нему кроме условного лишения свободы, дополнительных обязанностей (пп. 4, 5 ст.73 УК РФ) и мер по социализации и реабилитации, способствующих его исправлению;
- принимали участие в судебных заседаниях (183 заседания),
- по ходатайству суда работали по гражданскому судопроизводству (9 дел).
Слайд 39Социально-психологическое сопровождение несовершеннолетних
в процессе уголовного судопроизводства
Внедряемая специалистами ГУОЛ КОПВЦ модель социально-психологического сопровождения несовершеннолетних в процессе уголовного судопроизводства положительно оценена судебно-правоохранительными органами Кемеровской области.
Решая проблему недостаточного взаимодействия специалистов разных ведомств по предупреждению подростковой преступности, Службой судебных психологов:
- установлены взаимоотношения с инспекторами уголовно-исполнительных инспекций системы исполнения наказания, подразделений по делам несовершеннолетних (ПДН) органов внутренних дел, со специалистами комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН и ЗП) территорий, наркологическим диспансером – по организации профилактической работы с подростками, находящимися на условном сроке, в целях предупреждения повторных правонарушений;
- составлена технологическая карта по межведомственному социально-психологическому сопровождению несовершеннолетнего в процессе уголовного судопроизводства;
- организована преемственность социально-психологического сопровождения несовершеннолетних правонарушителей между правоохранительными органами, службой судебных психологов (находится в ведении департамента образования и науки), судом, системой исполнения наказания, КДН и ЗП, ПДН.
Слайд 40Повышение квалификации
В Центре работают 30 специалистов разного профиля, среди них ученых: доктор биологических наук, кандидат психологических наук, кандидат педагогических наук, четыре кандидата биологических наук, два аспиранта.
За отчетный период повысили свою квалификацию следующие специалисты:
1. Сереброва Е.Н. и Ананьева Е.В. аттестовались на высшую категорию, Павлова А.Ю. и Михайлова В.Г. – на первую категорию;
2. Блинова Н.Г. прошла предзащиту докторской диссертации;
3. Заведующие отделами приняли участие в обучающих семинарах ведущих специалистов в области психологии и психотерапии, в том числе:
-Оказание комплексного психолого-педагогического сопровождения и медико-социального сопровождения несовершеннолетним (Новосибирск);
-Лекции, семинары и мастер-классы в рамках 6 Европейской конференции по позитивной психологии (Москва);
-Интенсивная психотерапевтическая жизнь А.Алексейчика (Кемерово);
-Основы медиации: Школьные службы примирения (Кемерово);
-Внедрение ФГОС в образовательные учреждения Кемеровской области.
Перечисленные мероприятия позволяют поднять на новый уровень работу по формированию здорового образа жизни и культуры здоровья, повысить уровень компетентности всех участников образовательного процесса по вопросам здоровья, а также – формированию мотивации к здоровому образу жизни.
Слайд 41Перспективы развития учреждения
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования является одним из ключевых элементов модернизации российской школы, базовые параметры которой были определены в Послании Президента России Д.А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации и на заседании Совета при Президенте России по науке, технологиям и образованию, а также в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». Стандарт представляет собой принципиально новый для отечественной школы документ.
Основным образовательным результатом в этой парадигме является достижение стратегической цели российского образования – воспитание успешного поколения граждан страны, владеющих адекватными времени знаниями, навыками и компетенциями, на идеалах демократии и правового государства, в соответствии с национальными и общечеловеческими ценностными установками.
В этой связи одним из приоритетных направлений ГУО Кемеровский ОПВЦ в 2012-2013 учебном году является научно-методическое сопровождение введения федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения. В план работы на будущий год включены:
- утверждение Положения о комплексном здоровьесберегающем и психолого-педагическом сопровождении образовательного процесса в условиях реализации ФГОС общего образования в системе образования Кемеровской области;
- проведение ряда мероприятий по здоровьесберегающему и психолого-педагическому сопровождению реализации ФГОС общего образования в системе образования Кемеровской области;
- включение в перечень новых экспериментальных площадок по разработке и апробации в 2012-2013 учебном году модели здоровьеберегающего и психолого-педагогического сопровождения введения ФГОС общего образования и др.
Слайд 42
650004, Кемерово, ул. Трофимова, д. 45
Телефоны: (3842) 57-41-62, 57-41-92, 35-47-84
Факс: (3842)
57-41-62
Эллектронная почта: opvc@mail.ru – приемная ГУО Кемеровский ОПВЦ
оpvc-оpvc-valeoоpvc-valeo@mail.ru – валеологический отдел ГУО Кемеровский ОПВЦ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
КЕМЕРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ПСИХОЛОГО-ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР