Слайд 1Государственно-общественное управление образованием:
законодательные требования и задачи модернизации
Коваленко Н.В., начальник УО
26.04.2012 г.
Слайд 2Образовательная политика
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до
2020 г.
Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года.
Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы.
Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа"
Модернизация региональных систем общего образования
Государственная программа Российской Федерации
«Развитие образования» на 2013-2020 годы (проект)
Слайд 3
«Концепция долгосрочного социально – экономического развития Российской Федерации на период
до 2020 г.»
«формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, в том числе через создание прозрачной, открытой системы информирования граждан об образовательных услугах, обеспечивающей полноту, доступность, своевременное обновление, достоверность информации»
«Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года»
«…важнейшими направлениями формирования новой социальной модели станут общественный диалог, развитие механизмов социального партнерства»
«…будет обеспечено широкое внедрение общественно-государственных форм управления в системе общего образования, создание во всех образовательных учреждениях советов самоуправления (управляющих советов)»
Слайд 4Федеральная целевая программа развития образования на 2011 - 2015 годы
1.
Достижение во всех субъектах Российской Федерации стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы "Наша новая школа"
«создание условий для распространения моделей государственно-общественного управления образованием и поддержка программ развития регионально-муниципальных систем дошкольного образования»
Слайд 5Нормативная база
Закон РФ «Об образовании».
Федеральный закон Российской Федерации от 8 мая
2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".
Федеральный закон Российской Федерации от 8 ноября 2010 г. N 293-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования".
Федеральный закон Российской Федерации от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления"
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2011 г. N 729-р г. Москва
Письмо Минобразования России № 14-51-131 от 14.05.2004 г. Методические рекомендации по функциям, организации и работе управляющих советов общеобразовательных учреждений
Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образовании и науки Российской Федерации N 13-312 от 28 октября 2010 г. «О подготовке публичных докладов»
Слайд 6Закон РФ от 10.07.1992 №3266-1«Об образовании»
«Родители…имеют право …принимать участие в
управлении образовательным учреждением» (п. 1 ст. 52)
«Обучающиеся имеют право …на участие в управлении образовательным учреждением» (п. 4. ст. 50)
«Работники образовательных учреждений имеют право на участие в управлении образовательным учреждением…» (п. 1 ст. 55)
Слайд 7Закон РФ от 10.07.1992 №3266-1«Об образовании»
Статья 35. Управление государственными
и муниципальными образовательными учреждениями.
2. Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления образовательного учреждения являются совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы. Порядок выборов органов самоуправления образовательного учреждения и их компетенция определяются уставом образовательного учреждения.
5. Разграничение полномочий между советом образовательного учреждения и руководителем образовательного учреждения определяется уставом образовательного учреждения
Слайд 8 Статья 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения
2. К компетенции образовательного
учреждения относятся:
3) предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, а также отчета о результатах самооценки деятельности образовательного учреждения (самообследования);
25) обеспечение создания и ведения официального сайта образовательного учреждения в сети Интернет.
Закон РФ от 10.07.1992 №3266-1«Об образовании»
(п.п. вступили в силу с 01.01.11)
Слайд 9Закон РФ от 10.07.1992 №3266-1«Об образовании»
п.4. Образовательное учреждение обеспечивает открытость
и доступность следующей информации:
1) сведения:
о дате создания образовательного учреждения;
о структуре образовательного учреждения;
о реализуемых основных и дополнительных образовательных программах с указанием численности лиц, обучающихся за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, по договорам с физическими и (или) юридическими лицами с оплатой ими стоимости обучения;
об образовательных стандартах и о требованиях, самостоятельно установленных федеральными государственными образовательными учреждениями высшего профессионального образования в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона (при их наличии);
о персональном составе педагогических работников с указанием уровня образования и квалификации;
Слайд 10Закон РФ от 10.07.1992 №3266-1«Об образовании»
о материально-техническом обеспечении и об
оснащенности образовательного процесса (в том числе о наличии библиотеки, общежитий, спортивных сооружений, об условиях питания, медицинского обслуживания, о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям);об электронных образовательных ресурсах, доступ к которым обеспечивается обучающимся;
о направлениях научно-исследовательской деятельности и базе для ее осуществления (для образовательных учреждений высшего профессионального образования);
о результатах приема по каждому направлению подготовки (специальности) среднего профессионального образования или высшего профессионального образования, по различным условиям приема с указанием средней суммы набранных баллов по всем вступительным испытаниям (только для образовательных учреждений, реализующих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования и (или) высшего профессионального образования);
о наличии стипендий и иных видов материальной поддержки, об условиях предоставления их обучающимся;
о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств по итогам финансового года
Слайд 11Закон РФ от 10.07.1992 №3266-1«Об образовании»
2) копии:
документа, подтверждающего наличие лицензии
на осуществление образовательной деятельности (с приложениями);
свидетельства о государственной аккредитации (с приложениями);
утвержденных в установленном порядке плана финансово-хозяйственной деятельности или бюджетной сметы образовательного учреждения;
3) отчет о результатах самообследования;
4) порядок оказания платных образовательных услуг, в том числе образец договора об оказании платных образовательных услуг, с указанием стоимости платных образовательных услуг;
5. Информация, указанная в пункте 4 настоящей статьи, подлежит размещению на официальном сайте образовательного учреждения в сети "Интернет" и обновлению в течение тридцати дней со дня внесения соответствующих изменений.
Слайд 12Федеральный Закон от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих
организациях» (п.п. вступили в силу с 01.01.12)
3.3. Государственное (муниципальное) учреждение обеспечивает открытость и доступность следующих документов:
1) учредительные документы государственного (муниципального) учреждения, в том числе внесенные в них изменения;
2) свидетельство о государственной регистрации государственного (муниципального) учреждения;
3) решение учредителя о создании государственного (муниципального) учреждения;
4) решение учредителя о назначении руководителя государственного (муниципального) учреждения;
5) положения о филиалах, представительствах государственного (муниципального) учреждения;
6) план финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, составляемый и утверждаемый в порядке, определенном соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, и в соответствии с требованиями, установленными Министерством финансов Российской Федерации;
Слайд 13Федеральный Закон от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих
организациях» (п.п. вступили в силу с 01.01.12)
3.3. Государственное (муниципальное) учреждение обеспечивает открытость и доступность следующих документов:
7) годовая бухгалтерская отчетность государственного (муниципального) учреждения;
8) сведения о проведенных в отношении государственного (муниципального) учреждения контрольных мероприятиях и их результатах;
9) государственное (муниципальное) задание на оказание услуг (выполнение работ);
10) отчет о результатах своей деятельности и об использовании закрепленного за ними государственного (муниципального) имущества, составляемый и утверждаемый в порядке, определенном соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, и в соответствии с общими требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности.
3.5. Сведения, определенные пунктом 3.3 настоящей статьи, размещаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на официальном сайте в сети Интернет на основании информации, предоставляемой государственным (муниципальным) учреждением.
.
Слайд 14
Перечень услуг, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в
которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), подлежащих включению в реестры государственных или муниципальных услуг и предоставляемых в электронной форме (утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2011 г. N 729-р)
III. Услуги, оказываемые муниципальными учреждениями и другими организациями
Образование
56. Прием заявлений о зачислении в муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады), а также постановка на соответствующий учет.
57. Предоставление информации о реализации в образовательных муниципальных учреждениях программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительных общеобразовательных программ.
58. Предоставление информации о реализации программ начального и среднего профессионального образования, а также дополнительных профессиональных образовательных программ.
Слайд 15
Перечень услуг, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в
которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), подлежащих включению в реестры государственных или муниципальных услуг и предоставляемых в электронной форме (утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2011 г. N 729-р)
59. Предоставление информации о результатах сданных экзаменов, результатах тестирования и иных вступительных испытаний, а также о зачислении в муниципальное образовательное учреждение.
60. Предоставление информации о текущей успеваемости учащегося в муниципальном образовательном учреждении, ведение дневника и журнала успеваемости.
61. Предоставление информации об образовательных программах и учебных планах, рабочих программах учебных курсов, предметах, дисциплинах (модулях), годовых календарных учебных графиках.
62. Предоставление информации о порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные и дополнительные общеобразовательные (за исключением дошкольных) и профессиональные образовательные программы.
63. Предоставление информации из федеральной базы данных о результатах единого государственного экзамена.
Слайд 16Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (проект).
Статья 3. Основные принципы
государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования
8) автономия образовательных организаций, академические права и свободы, предусмотренные настоящим Федеральным законом; информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций;
9) демократический, государственно-общественный характер управления образованием; обеспечение права работников, обучающихся и их родителей (законных представителей) на участие в управлении образовательной организацией;
10) сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования
Слайд 17ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Статья 25. Управление
образовательной организацией
Управление образовательной организацией строится на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности.
Единоличным исполнительным органом образовательной организации является руководитель образовательной организации (ректор, директор, заведующий, начальник или иной руководитель (администратор)), который осуществляет непосредственное управление образовательной организацией.
В образовательных организациях в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и уставом образовательной организации, для осуществления отдельных функций по управлению образовательной организацией формируются также коллегиальные органы управления.
Слайд 18ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Статья 25. Управление
образовательной организацией
К коллегиальным органам управления образовательной организации относятся общее собрание (конференция) работников образовательной организации (в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования – работников и обучающихся образовательной организации), ученый (педагогический) совет образовательной организации, попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет, другие органы, предусмотренные уставом образовательной организации.
Указанные органы осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, уставом образовательной организации и положениями о них, утверждаемыми в порядке, установленном уставом образовательной организации.
Слайд 19ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Статья 100. Информационная открытость системы образования.
Мониторинг в системе образования
1. Участники отношений в сфере образования имеют право на получение своевременной, достоверной и полной информации о состоянии и перспективах развития образования в Российской Федерации.
Органы государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления обеспечивают информационную открытость системы образования.
2. Информация о системе образования включает в себя данные официального статистического учета в системе образования, данные мониторинга в системе образования и иные данные, получаемые при осуществлении своих функций органами исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и иными организациями, осуществляющими деятельность в сфере образования.
Слайд 20ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Статья 100. Информационная открытость системы образования.
Мониторинг в системе образования
4. Анализ состояния и перспектив развития образования подлежит ежегодной публикации в виде итоговых (годовых) отчетов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальных сайтах федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования.
Слайд 21ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Статья 46. Защита прав обучающихся
и их родителей (законных представителей)
1. В целях защиты своих прав обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся вправе самостоятельно или через своих представителей:
2) обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений;
2. Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений создается в целях урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование, в том числе в случаях возникновения конфликта интересов, применения законодательства об образовании, локальных нормативных актов организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Слайд 22ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Решение комиссии по урегулированию споров между
участниками образовательных отношений является обязательным для всех участников образовательных отношений в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и подлежит исполнению в указанные этим решением сроки.
Решение комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений может быть обжаловано в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Порядок создания, организации работы, принятия решений комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и их исполнения устанавливается локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность, по согласованию с органами самоуправления обучающихся и (или) родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся этой организации, их представительных органов в соответствии с уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Слайд 23«Место» для ГОУ
разработка и утверждение программ развития
согласование образовательных программ
планирование и контроль
бюджета организации
участие в формировании муниципального задания
регулирование сферы платных услуг (шире – договорных отношений)
контроль качества условий обучения
общественное наблюдение и экспертиза в сфере оценки качества образования
поддержка и более полное использование образовательного потенциала семьи
Слайд 24ГОУ в новых организационно-правовых формах
Возможности:
финансовое планирование,
политика в сфере платных услуг
контроль полноты и качества услуг (муниципального задания)
участие в формировании муниципального задания
публичная отчетность
Риски:
замена Управляющего Совета на Наблюдательный совет (в АУ)
отказ от формата публичного доклада в ситуации введения форматов отчетности о результатах деятельности и об использовании закрепленного имущества
смещение от вопросов реализации общественного заказа в сторону контроля финансов
Слайд 25Институционализация участия общественности в оценке качества будет способствовать повышению ее эффективности
и минимизация конфликтов между школой и родителями.
Данный подход позволит администраторам школы обрести в родительском сообществе не только «потребителей», но и партнеров в развитии учреждения.
Слайд 26Новые стандарты
стандарты образования - общественный договор,
стандарт закладывает иной тип взаимоотношений
между личностью, обществом и государством – отношений, основанных на принципе их взаимного согласия в формировании и реализации политики в области образования (Концепция ФГОС РАО)
Слайд 27 Управляющий совет согласовывает (утверждает) образовательную программу со значительной долей вариативного содержания
Утверждает
концепцию духовно-нравственного воспитания
Слайд 28Развитие учительского потенциала
Участие в оценке качества деятельности учителя (распределение стимулирующей части
ФОТ, аттестация, конкурсы)
Инициативы и проекты по моральной и материальной поддержки учителей
Повышение квалификации педагогов в программах развития
Слайд 29Здоровье
Согласованная политика в отношении детей-инвалидов
«Семейные» проекты и программы оздоровления, физкультуры
и спорта
Политика обеспечения физической и психологической безопасности детей в школе
Слайд 30Одаренные дети
Инициативы и проекты по поддержке одаренных детей
Развитие партнерства с
учреждениями науки и высшей школой
Слайд 31Участие в формировании и реализации образовательной политики - это возможность для
органов ГОУ реализовать свой потенциал как органов стратегического управления, обеспечивающего интеграцию государственного и общественного заказа, разделение ответственности за будущее школы между государством и обществом
Слайд 33Основные критерии сайта ОУО
Технологическое удобство сайта – технологическая организация сайта, обеспечивающая
доступность и удобство пользования ресурсом в целом.
Информационное содержание сайта общего характера – наличие и основные характеристики наиболее важных для пользователей информационных объектов сайта.
Информация об образовательных организациях – наличие, качество и состав информации об образовательных учреждениях, расположенных на территории региона.
Коммуникационные возможности сайта, обеспечивающие возможность обратной связи пользователей с сотрудниками государственного органа через сайт – наличие и качество наиболее востребованных пользователями интерактивных сервисов сайта.