Слайд 1Государственная политика
в области общего образования
Волков В.Н., к.пед.н., доцент СПб АППО
www.volkovvn.ucoz.ru
Слайд 2NB!
Информация к размышлению
«…успешная «знаниевая» экономика требует развитой системы среднего и
высшего образования, способной содействовать повышению производительности труда, развитию исследований и инноваций» (доклад Всемирного Банка, 2005)
Слайд 3Федеральное законодательство
Конституция Российской Федерации (статья 43, часть 2) гарантирует всем гражданам
страны общедоступное и бесплатное школьное образование в государственных или муниципальных ОУ
Закон РФ «Об образовании» №3266-1 от 10.07.1992 года с последующими изменениями;
Закон РФ «О внесении изменений в Закон РФ «Об образовании» и Федеральный Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в части проведения ЕГЭ» №17-ФЗ от 09.02.2007 года;
Закон РФ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» №83-ФЗ от 08.05.2010 года
Закон РФ «Об образовании» (проект 2010 года)
Слайд 4Основные положения российского законодательства
Российская Федерация провозглашает область образования приоритетной.
Организационной основой
государственной политики РФ в области образования является Федеральная программа развития образования, утверждаемая федеральным законом.
Федеральная программа развития образования разрабатывается на конкурсной основе.
Доклад Правительства РФ о ходе реализации Федеральной программы развития образования ежегодно представляется палатам Федерального Собрания РФ и публикуется в официальном печатном органе.
В государственных и муниципальных ОУ, органах управления образованием создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно - политических и религиозных движений и организаций (объединений) не допускаются
Слайд 5Принципы государственной политики РФ в области образования
гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих
ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
единство образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся;
светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
свобода и плюрализм в образовании;
демократический, государственно-общественный характер управления образованием; автономность ОУ
Слайд 6NB!
Информация к размышлению
«Реформы образования в России проводятся постоянно… Это реформы
1957, 1964, 1968, 1984, 1988 и 1992 годов. После 1992 года, поскольку слово «реформа» у педагогов стало вызывать нервный шок, стали использовать новые термины и словосочетания: «новый этап развития реформы», «модернизация образования» и т.д.» (А.М. Новиков, 2003)
Слайд 7Действующие
федеральные документы
«Национальная доктрина образования в РФ» (постановление Правительства РФ от
04.10.2000 года №751);
«Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» (распоряжение Правительства РФ №1756-р от 29 декабря 2001 года; приказ МО РФ от 11.02.2002 года №393);
Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы
Слайд 8Перспективные
федеральные документы
Концепция долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года, раздел III
«Образование» (одобрена Правительством РФ 1 октября 2008 года) – КДР-2020;
Государственная программа «Образование и инновационное развитие России: внедрение современной модели образования в 2009-2012 годы»;
Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы
Слайд 9Концепция модернизации:
разработка и утверждение (2001)
Концепция модернизации российского образования на период
до 2010 года утверждена распоряжением Правительства РФ №1756-р от 29 декабря 2001
Слайд 10Концепция модернизации:
основные направления
Разработка новых ФГОС и введение нового ФБУП (2004);
переход
на 11 летнее среднее полное общее образование (программы 4-хлетнего обучения в начальной школе);
введение систем предпрофильного и профильного обучения в 9-11 классах;
внедрение ИКТ в образовательный процесс;
изменение системы финансирования учреждений системы образования;
эксперимент (2001) и введение системы ЕГЭ (2009)
Слайд 11ПНП «Образование»:
поддержка модернизации (2006)
Миссия ПНПО - пусковой механизм системной
модернизации
российского образования,
заданной:
Приоритетными направлениями развития образовательной системы РФ;
Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года;
Федеральной целевой программой развития образования на 2006–2010 годы
Слайд 12КПМО:
поддержка модернизации (2006)
Конкурсный отбор регионов МОН РФ – всего отобрано
31;
Москва и Санкт-Петербург – регионы-эксперты. Основные
условия участия:
апробация новых УМК;
привязка финансирования ОУ к системе подушевого финансирования;
изменение условий работы учителей и внедрение НСОТ;
оптимизация сети ООУ в регионах;
развитие системы оценки качества образования;
расширение общественного участия в управлении ОУ;
повышение открытости ОУ местному сообществу (Интернет, публичные доклады и др.)
Слайд 13NB!
Информация для размышления
В 2000–е годы число учащихся в ОУ РФ
уменьшилось на 28,5%.
Следствием этого стало значительное
сокращение сети ОУ и числа учителей:
с 2000 по 2006 годы сеть ОУ сокращалась на 1200-1300 школ в год и ускорилось с 2006 года (- 1700 школ) и в 2007 году (- 2100);
падение численности учащихся на 28,5% число ОУ сократилось ТОЛЬКО на 11,7%, а число учителей – на 13,3%
Источник: Клячко Т.С., 2009
Слайд 14NB!
Информация для размышления
В 2008 году число средних школ в России
уменьшилось на 4% в сравнении с 2007 годом и составило 54 259;
в период с 2003 по 2008 год в России было закрыто 3 725 средних школ, из них более 2 000 – в сельской местности
Источник: «АМИКО», 2010
Слайд 15«Наша новая школа»:
новый вектор модернизации (2010)
Статус – Национальная образовательная инициатива
Утверждена
Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым (указ №271 от 4 февраля 2010 года)
Слайд 16НОИ «ННШ»: 6 направлений
Переход на новые образовательные стандарты;
развитие системы поддержки талантливых
детей;
совершенствование учительского корпуса;
изменение школьной инфраструктуры;
сохранение и укрепление здоровья школьников;
расширение самостоятельности школ
Слайд 17
КДР-2020. Образование
Источник: из выступления Набибуллиной Э.С., Минэкономразвития России, 2008
Показатели:
Доля педагогических работников,
получающих зарплату выше средней по региону вырастет с 12% до 45%
Доля граждан, получающих услуги непрерывного образования вырастет с 15% до 50%
Рост общих расходов на образование – с 4,8%ВВП до 7%, расходов бюджетной системы – с 4,1% ВВП до 5,5-6%
NB!
Слайд 18Финансирование системы образования государством
Слайд 21«Новая экономика»
«Новая экономика» включает отрасли:
образование;
наука и инновационный сектор экономики;
информационно-коммуникационные рынки;
интеллектуальные услуги (консультирование, информационное посредничество, аналитика, маркетинговые услуги)
Слайд 22Оценка вклада отраслей «новой экономики» в ВВП России