Слайд 1Формирование универсальных учебных действий учащихся как способ достижения результатов образования
К.п.н., доцент,
ст. н. с. Экоцентра Тверского государственного университета Звездина М.Л.
Слайд 2Основные результаты обучения и воспитания – развитие личности
Достижение
- социального
- личностного
- познавательного
-
коммуникативного развития.
Это обеспечивает овладение ЗУНами, компетентностями, способностью и готовностью к познанию, обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию.
Слайд 3Сущность направлений развития
Социальное развитие – формирование российской и гражданской идентичности на
основе принятия учащимися демократических ценностей, развития толерантности жизни в поликультурном обществе, воспитания патриотических убеждений; освоение основных социальных ролей, норм и правил
Слайд 4Сущность личностного развития
Личностное развитие – развитие готовности и способности учащихся к
саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, высокой социальной и профессиональной мобильности на основе непрерывного образования и компетенции уметь учиться;
Слайд 5Личностное развитие
формирование образа мира (миропонимания), ценностно-смысловых ориентаций и нравственных оснований личностного
морального выбора;
развитие самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам;
развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты;
Слайд 6Личностное развитие
целеустремлённости и настойчивости в достижении целей. Готовности к преодолению трудностей
и жизненного оптимизма;
формирование нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества.
Слайд 7Познавательное развитие
Формирование у учащихся научной картины мира; развитие способности управлять своей
познавательной и интеллектуальной деятельностью; овладение методологией познания, стратегиями и способами познания и учения; развитие репрезентативного, символического, логического, творческого мышления, продуктивного воображения, произвольности памяти и внимания, рефлексии.
Слайд 8Коммуникативное развитие
Коммуникативное развитие – это формирование компетентности в общении, включая сознательную
ориентацию учащихся на позицию других людей как партнёров в общении и совместной деятельности, умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения,
Слайд 9Коммуникативное развитие
участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное
сотрудничество со сверстниками и взрослыми на основе овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации, позволяющими осуществлять свободное общение на иностр.языках
Слайд 10Развитие личности через формирование УУД
Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде
всего через формирование универсальных учебных действий, которые являются инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса.
Овладение учащимися универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться.
Формула: от действия –к мысли.
Слайд 11Теоретико-методологические основы Программы формирования УУД
Культурно-исторический системно-деятельностный подход (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин, Д.Б.Эльконин)
Учение
о структуре и динамике психологического возраста (Л.С.Выготский) и периодизация психического развития ребёнка, определяющая возрастные психологические особенности развития личности и познания (Д.Б.Эльконин)
Слайд 12Положения деятельностного подхода
Психологические способности человека- результат преобразования внешней предметной деятельности во
внутреннюю психическую деятельность путём последовательных изменений
Личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной.
Слайд 13Положения деятельностного подхода
Содержание образования проектирует определённый тип мышления – эмпирический или
теоретический – в зависимости от содержания обучения
Обучение осуществляет свою ведущую роль в умственном развитии учащихся прежде всего через содержание усваиваемых знаний (Л.В. Выготский, 1966)
В основе усвоения системы научных понятий, определяющих развитие теоретического мышления и прогресс познавательного развития учащихся, лежит организация системы учебных действий
Слайд 14Понятие «универсальные учебные действия»
В широком значении термин «универсальные учебные
действия» означает «умение
учиться», т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком (собственно психологическом) значении
термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний
и умений, включая организацию этого процесса.
Слайд 15Функции УУД
— обеспечение возможностей учащегося самостоятельно
осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели,
ис!
кать и использовать необходимые средства и способы их до
стижения, контролировать и оценивать процесс и результаты
деятельности;
— создание условий для гармоничного развития личности
и ее самореализации на основе готовности к непрерывному об
разованию, необходимость которого обусловлена поликультур-
ностью общества и высокой профессиональной мобильностью;
— обеспечение успешного усвоения знаний, умений и на-
выков и формирование компетентностей в любой предметной
области.
Слайд 16Системно-деятельностный подход обеспечивает
определение цели как умения учиться;
включение содержания обучения в контекст
решения учащимися жизненных задач и понимание учения как процесса образования и порождения смыслов;
переход к целенаправленной организации и планомерного формирования учебной деятельности;
переход к учебному сотрудничеству в достижении целей образования.
Слайд 17Основания выделения состава и функций УУД
В основу выделения состава и функций
универсальных учебных действий для основного общего образования были положены возрастные психологические особенности учащихся и специфика возрастной формы универсальных учебных действий, факторы и условия их развития
Слайд 18Блоки универсальных учебных действий
Блок личностных УУД
Блок регулятивных УУД
Блок познавательных УУД
Блок коммуникативных
УУД
Слайд 19Личностные УУД
смыслообразование на основе развития мотивации и целеполагания учения;
развитие Я-концепции и
самооценки;
развитие морального сознания и ориентировки учащегося в сфере нравственно-этических отношений.
Слайд 20Регулятивные УУД
Целеполагание и построение жизненных планов во временной перспективе;
Планирование и организация
деятельности;
Самоконтроль и самооценивание;
Действие во внутреннем плане
Слайд 21Познавательные УУД
Познавательные исследовательские действия (поиск информации, исследование);
сложные формы опосредования познавательной
деятельности;
переработка и структурирование информации (работа с текстом, смысловое чтение);
Слайд 22Познавательные УУД
формирование элементов комбинаторного мышления как одного из компонентов гипотетико-дедуктивного интеллекта;
работа
с научными понятиями и освоение общего приёма доказательства как компонента воспитания логического мышления.
Слайд 23Коммуникативные УУД
Ориентация в личностных особенностях партнёра, его позиции в общении и
взаимодействии, учёт разных мнений, овладение средствами решения коммуникативных задач, воздействие аргументации и пр.;
Слайд 24Коммуникативные УУД
действия, направленные на кооперацию – совместную деятельность: организация и планирование
работы в группе, в том числе умения договариваться, находить общее решение, брать инициативу, разрешать конфликты;
действия, обеспечивающие формирование личностной и познавательной рефлекции.
Слайд 25Подростковый возраст как переходный от детства к взрослости
Границы возраста от 11
до 14-15 лет
Переходный, трудный, критический
Начало перехода от детства к взрослости в физическом, социальном, умственном, эмоционально-личностном развитии
Переплетение черт детскости и взрослости
От развития «по социальному проекту» к саморазвитию
Слайд 26Периоды подросткового возраста (Д.Б.Эльконин, 1971)
Младший подростковый возраст (12-14 лет) – ведущей
деятельностью является интимно-личностное общение со сверстниками,
Старший подростковый возраст, ранняя юность (15-17 лет) – ведущая учебно-профессиональная деятельность (овладение системой научных понятий в контексте предварительного профессионального самоопределения)
Слайд 27Развитие самосознания в подростковом возрасте
Возникновение и развитие самосознания – центральное психологическое
новообразование
По Л.В. Выготскому самосознание подростка есть социальное сознание, перенесённое внутрь (1983)
Б.Д. Эльконин в качестве центрального новообразования младших подростков – чувство взрослости (1989)
Слайд 28Виды взрослости подростков по Д.Б.Эльконину
- социоморальная взрослость как участие в заботе
о семье, близость и дружеские отношения со взрослым, автономия и готовность к отстаиванию своих морально-этических убеждений и принципов, поступков и взглядов;
- взрослость в интеллектуальной деятельности как элементы самообразования, интеллектуальные увлечения и ценности;
- внешняя взрослость – романтические отношения со сверстниками, характер развлечений, взрослость во внешнем облике и манере поведения.
Слайд 29Перестройка взаимоотношений со взрослыми и сверстниками
Сопротивление требованиям со стороны близких взрослых
Обострённое
чувство собственного достоинства, равноправие со взрослыми и признание самостоятельности
Развитие более глубоких отношений со сверстниками в связи с развитием других ценностей
Слайд 30Особенности общения со сверстниками
Общение со сверстниками выходит за пределы учебной деятельности
и школы, захватывает новые интересы, занятия, области отношений и выделяется в самостоятельную жизнь, которая приобретает для подростка большую ценность и становится по своей психологической роли ведущей деятельностью.
Слайд 31Особенности общения со сверстниками
Формирование чувства взрослости осуществляется в интимно-личном общении со
сверстниками, где происходит моделирование, опробование и освоение «взрослых» отношений и сотрудничества, основанных на уважении, равноправии, доверии и верности. Это период интенсивного формирования нравственных понятий и убеждений.
Слайд 32Развитие познавательной сферы в подростковом возрасте
Подросток – субъект учебной деятельности
Учебная
деятельность приобретает черты деятельности по саморазвитию и самообразованию.
Усвоение системы научных понятий формирует научный тип мышления, который ориентирует его на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром.
Слайд 33Развитие познавательной сферы подростков
Овладение основами теоретического
формального и
рефлексивного мышления
Это выражается
прежде всего в том, что у подростка появляется способность рассуждать гипотетико-дедуктивным способом, т.е. на основе общих посылок , абстрактно-логически без опоры на действия с конкретными предметами
Слайд 34Достижение познавательного развития подростка
Выссказывания (суждения)
Подросток в отличии от младшего школьника создаёт
различные гипотезы, а затем их проверяет
Умение оперировать гипотезами при решении интеллектуальных задач - отличительный инструмент научного рассуждения
Слайд 35Особенность мышления подростка
Дальнейшее развитие рефлексии –способности делать предметом внимания, анализа и
оценки собственные интеллектуальные операции. Характерно осознание этих операций и управление.
Контролируемой и управляемой становится речь, внимание, память. Способность к рефлексии проявляется в интеллектуальной, социальной и личностной сферах.
Слайд 36Интерес к закономерностям, науке
Развитие теоретического мышления на основе системы научных понятий
становится источником формирования психологических новообразований – нового типа познавательных интересов (не только к фактам, но и к закономерностям), средством становления мировоззрения.
Слайд 37Программа развития универсальных учебных действий. Личностные УУД
Подростковый возраст – важный
этап формирования готовности к личностному самоопределению на основе развития самосознания и мировоззрения,
выработки ценностных ориентаций и личностных смыслов, включая формирование гражданской идентичности.
Для социального конструирования гражданской идентичности как базовой предпосылки укрепления государства важно знание её компонентов и показателей развития.
Слайд 38Основные компоненты гражданской идентичности личности
Когнитивный – знание о принадлежности к данной
социальной общности;
ценностный – наличие позитивного или негативного отношений к факту принадлежности;
эмоциональный – принятие или неприятие гражданской общности в качестве группы членства;
поведенческий – участие в общественно-политической жизни страны, реализации гражданской позиции в деятельности и поведении.
Слайд 39Показатели сформированности (требования к результатам)
В рамках когнитивного компонента:
- Создание историко-географического
образа России и родного края, их достижений и культуры;
- Формирование образа социально-политического устройства России (представление об организации, символике, праздниках);
Знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей граждан;
Знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей…;
Слайд 40Показатели сформированности (требования к результатам)
- освоение общекультурного наследия России и общемирового
наследия;
- ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархии, понимание конвенционального характера морали;
сформированность социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями;
экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе;
знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий, правил поведения в чрезвычайных ситуациях.
Вопрос: Какие учебные предметы формируют когнитивный компонент гражданской идентичности личности?
Слайд 41Показатели сформированности ГИ в рамках ценностного и эмоционального компонентов сознания личности
гражданский
патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
уважение к истории страны, её культурным и историческим памятникам;
-эмоционально-положительное принятие своей этнической идентичности;
уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;
уважение личности и её достоинств, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
Слайд 42Показатели сформированности ГИ в рамках ценностного и эмоционального компонентов сознания личности
уважение
ценности семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
сформированность потребности в самовыражении и самореализации, социальном признании;
сформированность позитивной моральной самооценки и моральных чувств – чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.
Насколько развито это качество у школьников?
Оцените по 5-ти бальной системе каждый показатель.
Слайд 43Показатели сформированности ГИ в рамках деятельностного компонента сознания личности
Участие в
школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских и молодёжных общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях просоциального характера);
выполнение норм и требований школьной жизни и обязанностей ученика; знание прав учащихся и умение ими пользоваться;
умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения, конструктивно разрешать конфликты;
Слайд 44Показатели сформированности ГИ в рамках деятельностного компонента сознания
выполнение моральных норм в
отношении взрослых людей и своих сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
участие в общественной жизни (благотворительные акции, ориентация в событиях в стране и мире, посещение культурных мероприятий в театрах, музеях, библиотеках, реализация установок ЗОЖ);
умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий.
Задание. Оцените исходя из этих требований деятельность вашей школы по социальному воспитанию подростков. Каковы сильные и слабые стороны вашей работы? Что по вашему мнению следует изменить в системе воспитания ?
Слайд 45Развитие Я-концепции и личностной идентичности
Подростковый возраст – чрезвычайно важный этап
развития самосознания и формирования чувтства собственного достоинства.
Самосознание (Я-концепция) представляет собой совокупность всех представлений о себе, на которых базируется эмоциональное отношение к себе и самооценка.
Показатели личностной идентичности:
Слайд 46Показатели личностной идентичности
усвоенный и принимаемый образ Я во всём богатстве отношений
личности к окружающему миру;
чувство адекватности и стабильности владения личностью собственным Я независимо от изменений Я и ситуации;
-способность личности к полноценному решению задач, возникающих на каждой из возрастных стадий развития.
Формируется социальная идентичность – осознание своей принадлежности к социальной группе и принятие значимых ценностей, норм и правил.
Слайд 47Самооценка – регулятор активности подростка
Формирование у учащихся активной позиции в
учебной деятельности, превращение его в подлинного субъекта этой деятельности связаны с определённым уровнем развития самооценки, выступающим важным механизмом саморегуляции.
Виды самооценки: прогностическая (ориентировка в условиях, оценка своих возможностей), корригирующая (контроль за деятельностью), ретроспективная (оценка результата, соотнесение с целью).
Подросток чувствителен к внешней оценке.
Слайд 48Действие смыслообразования и развитие мотивов учения
В процессе самоопределения ученик решает задачу
построения индивидуальных жизненных смыслов.
Смыслообразование – установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, т.е. между результатом – продуктом учения, и тем, ради чего она осуществляется (Какое значение, смысл имеет для него учение?)
Слайд 49Развитие мотивации учения
Мотивацию учения можно рассматривать как предпосылку, условие и как
результат учебной деятельности. Психологический механизм сдвига мотива на цель порождает новые смыслы учебной деятельности и определяет её развитие (А.К.Маркова)
Два типа мотивации – мотивация на успех и мотивация избегания неудачи.
Учебная деятельность полимотивирована и побуждается сложной системой мотивов, образующих иерархию.
Слайд 50Составляющие мотивационной системы
1. Учебные и познавательные мотивы
2. Социальные мотивы:
широкий социальный мотив
как стремление быть полезным обществу; мотив долга и ответственности; направленность на идеалы и социальные ценности;
узкий социальный, позиционный мотив – стремление добиться одобрения и признания окружающими; направленность на способы взаимодействия с другими людьми, социальную идентификацию как стремление к одобрению родителей, сверстников;
мотивы аффилиации – стремление к сохранению, созданию и восстановлению положительных эмоциональных взаимоотношений с другими людьми;
Слайд 51Составляющие мотивационной системы
-мотив социального сотрудничества – направленность на способы взаимодействия, кооперации
своих усилий с усилиями других людей в ходе учебной деятельности;
-мотивы саморазвития и самообразования – направленность на способы взаимодействия и постоянное усовершенствование способов овладения знаниями и компетентностями.
3. Внешние мотивы: мотив материального вознаграждения, мотив отметки; мотив стремления к безопасности и стабильности; престижные и статусные мотивы; мотив избегания неудач.
Слайд 52Познавательная мотивация и условия её актуализации
Интерес – форма проявления и выражения
потребностей и мотивов учения.
Актуализация познавательных мотивов определяется:
наличием и направленностью познавательного интереса учащихся на результаты или на способы познания;
уровнем развития познавательных интересов – ситуационного или устойчивого личностного (ненасыщаемые).
Познавательный мотив у младших подростков является часто лишь средством самоутверждения и достижения успешного результата.
Слайд 53Стадии развития учебной деятельности и мотивации (В.В.Давыдов)
1. Освоение учащимися отдельных учебных
действий, ситуационный познавательный интерес и мотивация.
2. Объединение учебных действий в целостный акт учебной деятельности, устойчивость познавательного интереса и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.
3.Система учебной деятельности, обобщённость, устойчивость и избирательность познавательных интересов, доминирование познавательных интересов в иерархии мотивационной системы, принятие познавательным мотивом функций побуждения и смыслообразования.
Слайд 54Развитие морального действия
В процессе самоопределения у подростка, исходя из социальных и
личностных ценностей, осуществляется действие нравственно-этической ориентации (Задание для самостоятельной работы. Изучите содержание пособий «Как проектировать УУД в начальной школе» и «Формирование УУД в основной школе» А.Г. Асмолова. Выявите особенности развития моральной ориентации у детей разных возрастных групп. ).
Слайд 55Формирование коммуникативных УУД
Основная школа – благоприятный период для развития коммуникативных способностей,
общения и сотрудничества между детьми.
Коммуникативная деятельность и общение определяются как взаимодействие двух и более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата (М.И.Лисина, 1986).
Слайд 56Содержательное ядро коммуникативной деятельности
Содержательным ядром в развитии коммуникативной деятельности служит
способность к согласованным действиям с учётом позиции другого. Формирование этой способности у детей – длительный процесс, начинающийся ещё в младенческом и раннем детстве и активно протекающий на протяжении всего школьного периода.
Слайд 57Структура коммуникативной компетентности
Развитие КД приводит к формированию коммуникативной компетентности. В своей
развитой форме КК –
-это умение ставить и решать многообразные коммунитивные задачи:
- способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми,
- удовлетворительное владение нормами и «техникой» общения,
- умение определять цели коммуникации,
- оценивать ситуацию,
-учитывать намерения и способы коммуникации партнёра,
- выбирать адекватные стратегии коммуникации,
- готовность к гибкой регуляции собственного речевого поведения и т.д.
Слайд 58Ключевые коммуникативные умения
Среди шести ключевых умений – два из них непосредственно
относятся к сфере коммуникативных действий: 1) общение и взаимодействие, т.е. умение представлять и сообщать в письменной и устной форме, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, 2) работа в группе, т.е. совместная деятельность, умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.
Слайд 59Состав коммуникавных действий, осваиваемых детьми и подростками на протяжении периода школьного
обучения
1. Общение и взаимодействие с партнёрами по совместной деятельности или обмену информацией – это умение:
- слушать и слышать друг друга;
-с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
-адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;
-представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме;
-спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать своё;
-вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка
Слайд 60Состав коммуникативных действий
2. Способность действовать с учётом позиции другого и уметь
согласовывать свои действия предполагает:
-понимание возможности различных точек зрения, не совпадающих с собственной;
-готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции;
-умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор;
-умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом.
Слайд 61Состав коммуникативных действий
3. Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и
сверстниками – это:
-определение цели и функций участников, способов взаимодействия;
-планирование общих способов работы;
-Обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
-способность брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
-способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию (познавательная инициативность)
- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
-управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра, умение убеждать.
Слайд 62Состав коммуникативных действий
4. Работа в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и
проектные формы работы) – это умение:
-устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;
-интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
-обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе;
-переводить конфликтную ситуацию в логический план и разрешать её как задачу через анализ её условий.
Слайд 63Состав коммуникативных действий
5. Следование морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества
– это:
-уважительное отношение к партнёрам, внимание к личности другого;
-адекватное межличностное восприятие;
-готовность адекватно реагировать на нужды других; в частности, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
- стремление устанавливать доверительные отношения взаимопонимания, способность к эмпатии.
Слайд 64Состав коммуникативных действий
6. Речевые действия как средства регуляции собственной деятельности –
это:
- использование адекватных языковых средств для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира;
-речевое отображение (описание, объяснение) учеником содержания совершаемых действий в форме речевых значений с целью ориентировки (планирование, контроль, оценка) предметно-практической или иной деятельности как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи, служащей этапом интериоризации – процесса переноса во внутренний план в ходе усвоения новых умственных действий и понятий.
Слайд 65Подростковый возраст как благоприятный фактор развития КК
Подростковый возраст – особо
благоприятный период развития коммуникативной компетентности, в связи с тем что общение здесь выходит на уровень ведущей деятельности (В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин):
- интерес к сверстнику высокий;
- интенсивное установление дружеских контактов и разнообразных форм совместной деятельности сверстников.
Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей является одной из важнейших задач развития на этом этапе, от успешного решения которой во многом зависит благополучие личностного развития подростка.
Слайд 66Формирование теоретического мышления как фактор развития КК
На коммуникативную компетентность также влияет
формирование у подростков основ теоретического мышления: умения рассуждать, делать обобщения и выводы, вскрывать причинно-следственные связи, строить доказательства, спорить, самостоятельно творчески активно мыслить и управлять своей речемыслительной деятельностью (И.Я.Зимняя).
Именно в подростковом возрасте усиливается ориентация на способы осуществления коммуникативной деятельности, а формирующиеся функции саморегуляции делают речь подростка контролируемой и управляемой.
В этом возрасте складывается индивидуальный стиль речи, усложняется её структура, в речи появляются специальные термины, абстрактные и метафоричные выражения.
Слайд 67Формирование умения ставить и решать коммуникативные задачи
С этапа начальной школы
для коммуникативного развития важно формирование умения ставить и решать коммуникативные речевые задачи. Имеет цель, предмет, условия, средства и способ решения, продукт и результат.
К основным группам задач относят описание, объяснение,доказательство и убеждение, освоение которых школьниками растянуто во времени. Например, задачи описания наиболее привычны и доступны для младших школьников (обычно неполно). Объяснение затруднительно. Различие между описанием и объяснением, а также доказательством и убеждением ими ещё не осознаётся.
Слайд 68Базовые умения и качества в основе коммуникативных умений
В основной школе
происходит формирование таких базовых умений и качеств, как умение слушать и слышать, учёт особенностей собеседника, открытость и способность к самораскрытию, умение договариваться и сотрудничать.
Подростки научаются предвидеть разные возможные мнения других людей, учатся обосновывать и доказывать собственное мнение.
К концу основной школы подростки способны понимать возможность разных оснований для оценки одного и того же предмета, понимают относительность оценок или выбора, совершаемого людьми. Вместе с преодолением эгоцентризма дети начинают лучше понимать мысли, чувства, стремления и желания окружающих, их внутренний мир в целом.
Слайд 69Способность к согласованию усилий
Зарождаясь в дошкольном возрасте, способность к согласованию
усилий интенсивно развивается на протяжении всего периода обучения в школе. Вначале это только общая готовность обсуждать и договариваться по поводу конкретной ситуации. Такая готовность является необходимым условием способности детей сохранять доброжелательное отношение друг к другу.
Слайд 70Подходы к построению общения
При формировании коммуникативной компетентности школьников и развития отдельных
универсальных учебных действий (отдельных составляющих) важно понимание двух подходов к построению общения: монологический и диалогический.
Диалогические отношения – это отношения между «равноправными и равнозначными сознаниями», тогда как монолог строится на «отрицании равноправности» (М.М.Бахтин, 1963). Он предполагает взаимное уважение, доверие, естественность и открытость, сочувствие, доброжелательность и терпимость.
Слайд 71Диалог – высший уровень общения
Диалог является высшим, собственно личностным уровнем общения.
Создающим наиболее благоприятные условия для проявления и развития личности. Именно готовность и способность к диалогу по праву считается высшим уровнем развития коммуникативной компетентности и должны быть приняты в качестве одной из приоритетных целей образования.
Опыт создания программ обучения на основе принципов учебного диалога (С.Ю.Курганова, И.М. Соломадина, 1986) и проблемно-диалоговое обучение Е.Л.Мельниковой («Школа 2100»).
Слайд 72Педагогические условия формирования коммуникативных УУД
- организация совместной деятельности школьников на уроке,
- работа в группе (технология обучения в группах сотрудничества).
Работа в группе помогает созданию учебной мотивации, побуждению в учениках познавательного интереса, стремления к успеху и одобрению, способности к самостоятельной оценке своей работы, формированию умения общаться и взаимодействовать с другими людьми.
Слайд 73Фазы совместной деятельности преподавателя с учениками
Введение в деятельность,
Разделённое действие;
Имитируемое действие;
Поддержанное действие;
Саморегулируемое
действие;
Партнёрство (В.Я.Ляудис, 1994).
Слайд 74Преимущества групповой работы на уроке
- возрастает объём и глубина понимания усваиваемого
материала;
- на формирование ЗУНов тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении;
- снижается школьная тревожность;
- возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;
- возрастает сплочённость класса;
- меняется характер взаимоотношений между детьми, лучше понимают друг друга и себя;
- растёт самокритичность;
- ребёнок более точно оценивает свои возможности. Лучше себя контролирует;
- помогающие своим товарищам с большим пониманием относятся к труду учителя, приобретают умение строить своё поведение с учётом позиции других;
- становятся более ответственными.
Слайд 75Дискуссии и проекты – эффективные методы и средства обучения для формирования
КК
Эффективно для развития КУУД разновозрастное сотрудничество.
Систематическое использование такой формы учебного сотрудничества как дискуссии. Именно дискуссия помогает ребёнку сформировать свою точку зрения, отличить её от других точек зрения, а также скоординировать разные точки зрения для достижения общей цели.
Организация проектных форм деятельности, направленных на решение конкретной проблемы (задачи) или создание определённого продукта.
Для них характерно совместное планирование деятельности учителем и учащимися. Необходимые для решения задачи и создания продукта конкретные сведения или знания должны быть найдены самими учащимися. Учитель становится организатором совместной работы с учениками, способствуя переходу к реальному сотрудничеству в ходе овладения знаниями.
Слайд 76Умения сотрудничества в основе эффективного проектного обучения
Огромное достоинство проектного метода обучения
связано с тем, что школьник выступает в качестве активного субъекта деятельности, что мобилизует потенциал всех его способностей.
Совместная деятельность требует широкого спектра умений:
- оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели;
- обеспечить бесконфликтную совместную работу в группе;
-устанавливать с людьми тёплые отношения взаимопонимания;
-устраивать эффективные групповые обсуждения;
-обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия продуктивных совместных решений;
-чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей;
-адекватно реагировать на нужды других.
Слайд 77Особенности тематики и продолжительности проекта
В качестве проектов могут быть такие продукты
творческой деятельности как новый учебный материал, пособие по трудной теме, видеофильм, творческий вечер, спектакль и т.п.
Учебные проекты готовятся и защищаются в рамках школьных предметов (тематика привязана к темам учебных курсов).
Помощь учителя в основном на этапе осмысления проблемы и постановки цели.
В 5-7-х классах учебные проекты выполняются постоянно.
В 8 классе учащиеся могут перейти к выполнению персональных проектов, которые выполняют самостоятельно в течение года.
Слайд 78Что дают проекты для развития детей?
- учебная мотивация в целом выражена
выше;
- существенное снижение тревожности, напряжения и стресса (здоровьесберегающий эффект);
-проектная деятельность многому учит детей:
-- добывать информацию, критически оценивать её, ранжировать по значимости, ограничивать по объёму, использовать различные источники информации, в том числе и людей;
--распознавать проблему и преобразовывать её в цель собственной деятельности;
--ставить стратегическую цель (отдалённую по времени, но значимую) и разбивать её на тактические шаги;
--оценивать имеющиеся ресурсы, в том числе собственные силы и время, распределять их;
--выполнив работу, оценивать её результат, сравнивать её с тем, что было заявлено в качестве цели работы;
--видеть ошибки и не допускать их в будущем.
Слайд 79Овладение коммуникативными действиями – основа формирования организаторских качеств
Уверенное овладение основными коммуникативными
действиями становится хорошей основой для формирования у учащихся организаторских качеств:
- инициативности,
-умения налаживать контакты и предлагать план общего действия,
-находить разумные компромиссы,
-решать конфликтные ситуации, проявляя самокритичность, дружелюбие и уверенность в своих силах.
Слайд 80Условия эффективного формирования коммуникативных УУД
Немалую роль в развитии коммуникативной деятельности учащихся
играет и характер сотрудничества с учителем ( авторитарный, демократический, либеральный).
Демократический стиль сотрудничества соответствует партнёрской позиции педагога.
При организации коммуникативной деятельности учащихся важно учитывать мотивацию общения подростков.
На первом месте – мотив занять определённое место в коллективе.
Слайд 81Тренинги коммуникативных навыков – эффективный метод работы
Наиболее эффективным методом коррекции способностей
и формирования коммуникативных умений служат разные формы тренингов коммуникативных навыков для подростков. Они обеспечивают:
- развитие навыков позитивного взаимодействия в группе,
-освоения вербальных и невербальных средств общения,
-умения вести себя в конфликтных ситуациях и предотвратить их,
-формирование чувства уверенности в себе и др.
Слайд 82Роль тренингов в развитии учащихся
Групповая игра и другие виды совместной деятельности
в ходе тренинга вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине, отстаивать свои права.
В тренинге создаётся специфический вид эмоционального контакта, способствующий осознанию групповой принадлежности, а солидарность и взаимопомощь дают подростку чувство эмоционального благополучия и устойчивости.
Культура поведения в ходе общения – необходимый элемент системы межличностного общения.
Слайд 83Формирование познавательных УУД
Исследовательские и проектные действия
Одним из путей повышения мотивации и
эффективности учебной деятельности в основной школе является включение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность, имеющие следующие особенности:
1.Цели и задачи этих видов деятельности учащихся определяются как их личностными мотивами, так и социальными.
2.Исследовательская и проектная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы учащиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей и т.д. Подростки овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе.
3.Организация исследовательских и проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности.
Слайд 84Исследовательская и проектная деятельность – новые возможности
Исследовательские и проектные работы могут
быть построены таким образом, что в них будут востребованы практически любые способности подростков, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности
Исследовательская и проектная деятельность открывает новые возможности для создания интереса подростка, как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному.
Важной особенностью данных работ является необходимость владения школьниками компетенциями в той или иной области знаний, а также активной работы воображения – непременной основы творчества.
Слайд 85Общие характеристики исследовательской и проектной деятельности
Практически значимые цели и задачи;
Структуру проектной
и исследовательской деятельности, которая включает общие компоненты:
-анализ актуальности проводимого исследования;
-целеполагание, формулировку задач, которые следует решить;
-выбор средств и методов, адекватных поставленным целям;
-планирование, определение последовательности и сроков работ;
-проведение проектных работ или исследования;
-оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования;
-представление результатов в соответствующем использованию виде;
-компетенцию в выбранной сфере исследования, творческую активность, собранность, аккуратность, целеустремлённость, высокую мотивацию.
Слайд 86Специфические черты, т.е. различия исследовательской и проектной деятельности
Любой проект направлен на
получение вполне конкретного запланированного результата – продукта, обладающего определёнными свойствами, и который необходим для конкретного использования. В ходе исследования, как правило, организуется поиск в какой-то области, а на начальном этапе лишь обозначается направление исследования, формулируются отдельные характеристики итогов работ.
Слайд 87Специфические черты, т.е. различия исследовательской и проектной деятельности
Реализацию проектных работ предваряет
представление о будущем продукте, планирование процесса создания продукта и реализация этого плана. Результат проекта должен быть точно соотнесён со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле.
Логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений.
Слайд 88
Компоненты исследовательских действий
В разных развивающих программах существуют некоторые различия в наборе
средств. Однако общая схема, этапы построения исследовательской деятельности едины:
Постановка проблемы, создание проблемной ситуации, обеспечивающей возникновения вопроса, аргументирование актуальности проблемы.
Выдвижение гипотезы, формулировка гипотезы и раскрытие замысла исследования;
Планирование исследовательских (проектных) работ и выбор необходимого инструментария;
Поиск решения проблемы, проведение исследования (проектных работ) с поэтапным контролем и коррекцией результатов;
Представление (изложение) результатов исследования или продукта проектных работ. Его организации с целью соотнесения с гипотезой, оформление результатов деятельности как конечного продукта, формулирование нового знания;
Обсуждение и оценка результатов и применение их к новым ситуациям.
Слайд 89УУД – компоненты исследовательской деятельности по этапам
Постановка проблемы, создание проблемной ситуации:
-
умение видеть проблему (задания на умение задавать вопросы, на смысловое чтение и овладение приёмами осмысления, на структурирование текста и его озаглавливание, на подбор эпитетов к тексту, понимание метафор. Могут использоваться на разных этапах исследовательской деятельности в соответствии с целями и задачами).
-умение ставить вопросы как компонент умения видеть проблему. Формируется с 1 класса. Подбираются учебные тексты с постепенным усложнением проблемной ситуации и вопросов – от анализа простых текстов к вопросам, направленным на анализ способов решения проблем.
Слайд 90Постановка проблемы, создание проблемной ситуации
-умение выдвигать гипотезы – это формулирование возможного
варианта решения проблемы, который проверяется в ходе проведения исследования. В соответствие с уровнем исследования возможны теоретические и эмпирические способы решения гипотезы.
-умение структурировать тексты является частью умения работать с текстами, которые включают достаточно большой набор операций (умение выделять главное и второстепенное, умение выделять главную идею текста, умение выстраивать последовательность описываемых событий, умение бегло просматривать тексты). В литературе используются логические опоры текста (таблицы, «дерево»).
Слайд 91УУД в стуктуре деятельности постановки проблемы
-умение работать с метафорами предполагает возможность
понимать переносный смысл выражений, понимать и применять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов. Умение создавать и понимать метафоры предполагает работу с вербальными текстами. Умение создавать и считывать схемы и пиктограммы – важное интеллектуальное умение.
-умение давать определения понятиям – это логическая операция, которая направлена на раскрытие сущности понятия либо установление значения термина.
Выдвижение гипотезы, формулировка гипотезы и раскрытие замысла исследования. Необходимо проведение предварительного анализа имеющейся информации.
Слайд 92Планирование исследовательских (проектных) работ и выбор необходимого инструментария
В соответствии с
уровнем исследования возможны теоретические и эмпирические способы. В теоретическом и эмпирическом исследовании планирование, подготовка к проведению исследования, помимо предварительного анализа имеющейся информации, поиска решения проблем, выстраивания стратегии поиска,включают:
- выделение материала, который будет использован в исследовании;
-параметры (показатели) оценки, анализа (количественные и качественные);
-вопросы, предлагаемые для обсуждения и пр..
Слайд 93Поиск решения проблемы, проведение исследований (проектных работ) с поэтапным контролем и
коррекцией результатов включают
- умение наблюдать;
- умение и навыки проведения экспериментов;
- умение делать выводы и умозаключения;
- организацию наблюдения, планирование и проведение простейших опытов для нахождения необходимой информации и проверки гипотез;
- использование разных источников информации;
- обсуждение и оценку полученных результатов и применение их к новым ситуациям.
Умение наблюдать – это вид восприятия, характеризующийся целью, соответствующей познавательной задаче. Программа, параметры наблюдения, инструменты. Приборы.
Умения и навыки проведения экспериментов – это метод исследования, предполагающий воздействие на объект исследования.
Умение делать выводы и умозаключения – форма мышления, посредством которой на основе имеющихся знаний (опыта) выводится новое знание. Три вида умозаключений: индуктивное, дедуктивное и умозаключение по аналогии.
Слайд 94Умение классифицировать как УУД в составе деятельности проведения исследования
Умение классифицировать –
это распределение объектов по группам в соответствии с основаниями, принципами деления. Выделяются правила классификации, к основным из которых относятся следующие:
- члены деления должны быть непересекающимися;
- деление на каждом этапе должно осуществляться только по одному основанию:
- деление должно быть соразмерным (объёмы должны совпадать);
-в основание деления должен быть положен признак, существенный для решения задачи.
Выделяют дихотомическое деление.
Слайд 95Представление результатов исследования
Представление результатов исследования или продукта включает действия:
-умение структурировать материал;
-обсуждение,
объяснение, доказательство, защиту результатов, подготовку, планирование сообщения о проведении исследования, его результатах и защите;
-оценку полученных результатов и их применение к новым ситуациям.
Организация обучения по формированию исследовательской деятельности ведёт к развитию познавательных потребностей и способностей учащихся,приобретению специальных знаний, необходимых для проведения исследования.
Слайд 96Метод исследования в основе методики творческого обучения
Н.Б.Шумакова в работе с одарёнными
детьми исходит из того, что метод исследования (или открытия) может быть положен в основу методики творческого обучения. И предполагает создание условий для возникновения вопроса или проблемы, порождающей исследовательскую активность.
Учёный отмечает, что в результате организации исследовательской деятельности дети приобретают наряду с исследовательскими мыслительные умения: умение анализировать, сравнивать, классифицировать, выделять критерии и оценивать факты, события, явления и процессы с помощью разных критериев; проверять предположения; доказывать; устанавливать последовательность фактов, событий, явлений; выделять причинно-следственные связи; делать умозаключения; комбинировать; преобразовывать; прогнозировать; придумывать новое; вести диалог и решать проблемы в малых группах.
Слайд 97Система условий достижения исследовательских умений и УУД
Создание условий для возникновения вопросов
и проблем у учащихся (стимулирование творческого звена мыслительного процесса).
Рефлексия мыслительного процесса, достижение высокого уровня понимания решения.
Обеспечение эмоционального благополучия детей.
Удовлетворение познавательной потребности.
Удовлетворение потребности в межличностном общении.
Развитие способности к самоуправлению своей деятельностью – рефлексивной саморегуляции.
Дифференциация и индивидуализация содержания обучения.
Дифференциация и индивидуализация помощи учителя учащимся.
Слайд 98Чтение в составе УУД
познавательного характера
Навык чтения считается фундаментом всего последующего образования.
Полноценное
чтение – сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание (общее, полное и критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и др.
В ходе обучения учащиеся должны овладеть различными видами и типами чтения.
К видам чтения относятся:
Ознакомительное, направленное на извлечение основной информации или выделение основного содержания текста;
Поисковое/просмотровое чтение, направленное на нахождение конкретной информации, конкретного факта;
Выразительное чтение отрывка, например художественного произведения, в соответствии с дополнительными нормами озвучивания письменного текста
Слайд 99Обучение рефлексивному чтению
Типами чтения являются коммуникативное чтение вслух и про себя,
учебное, самостоятельное.
Чтение это вид речевой деятельности, который представляет собой интеллектуально-познавательный процесс, состоящий из множества звеньев.
Обучение наиболее развитому виду чтения – рефлексивному чтению – заключается в овладении следующими умениями (С.А.Крылова):
А) предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку, опираясь на предыдущий опыт;
Б)понимать основную мысль текста;
В)формировать систему аргументов;
Г)прогнозировать последовательность изложения идей текста;
Д)сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по теме;
Слайд 100Состав умения рефлексивного чтения – отдельные УУД
Е) выполнять смысловое свёртывание выделенных
фактов и мыслей;
Ж)понимать назначение разных видов текстов;
З) понимать имплицитную информацию текста;
И) сопоставлять иллюстративный материал с информацией текста;
К) выражать информацию текста в виде кратких записей;
Л) различать темы и подтемы специального текста;
М) ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
Н) выделять не только главную, но и избыточную информацию;
О) пользоваться разными техниками понимания прочитанного;
П)анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки информации и её осмысления;
Р) понимать душевное состояние персонажей текста и сопереживать.
Слайд 101Система заданий как методическое средство формирования УУД
Задание 1.
Изучить типы заданий на
формирование определённых видов УУД каждого блока – личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных.
Задание 2. Изучить возможности разных учебных предметов в формировании определённых УУД.