Г.И. Зимирев,к.с.н.
«Мегатренды образования: Основные тенденции развития образования как социального института»
Слайд 2Образование – основные значения
Образование как процесс
Образование как результат
Образование как ценность,
как общественное благо
Образование как сфера общественной жизнедеятельности.
Образование как компонент образа жизни.
Образование как социальный институт.
Слайд 3Социальный институт
Социальный институт –социологическая категория, описывающая исторически сложившийся специализированный
социокультурный комплекс, представляющий собой совокупность социальных ценностей и норм, статусов и ролей, и специфических практик, направленных на удовлетворение определенных социальных потребностей. Базовые социальные институты: государство, производство, религия, семья, образование.
Слайд 4ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ФОРМЫ
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ФОРМЫ – конкретные установленные образцы, способы, организации в
которых проявляется установленный социальный порядок…, выражают содержание присущих им базовых институтов. И.Ф. мобильны, пластичны, изменчивы. Развитие общества представляет процесс модернизации и совершенствования ИФ.
Слайд 5Образование как социальный институт
Образование – социальный институт, ответственный за развитие
социального качества личности, социализацию поколения, воспроизводство социальных и культурных ценностей общества и его устойчивое развитие.
Слайд 6Образование как социальный институт
ОБРАЗОВАНИЕ – устойчивая форма организации общественной жизни
и совместной деятельности людей, в процессе которой осуществляются обучение, воспитание, развитие и социализация личности, воспроизводство культурных и духовных ценностей, распространение социальных инноваций; один из базовых социальных институтов современной цивилизации, выполняющий определенные экономические, социальные и культурные функции.
Слайд 7Образование – основные социальные характеристики
Системный характер.
Полифункциональность.
Конвенциональная природа.
Инерционность.
Субъектность.
Коллективно распределенный характер образовательной деятельности.
Слайд 8Понятие тенденции
Тенденции –это устойчивые связи и отношения.
Тенденции одновременно и
объективны и субъективны.
Тенденции характеризуются повторяемостью
Тенденции обладают некоторой «нежесткостью», вариативностью вокруг устойчивого общего.
Слайд 9Основные тенденции развития образования как социального института (начало слайда)
Институализация и диверсификация
образования
Хабитуализация (опривычивание) образовательной деятельности
Этатизация (овластение) и секуляризация образовательных систем
Демократизация и «массовизация» образования
Интеллектуализация (сциентизация) образования
Слайд 10Основные тенденции развития образования как социального института (окончание)
Стандартизация образования (В.А. Мясников)
Технологизация
образования
Глобализация, интернационализация образования
Коммодификация (О.А.Кармадонов), консьюмеризация, маркетизация образования
Неравномерность развития образования
Слайд 11Институализация образования
возникновение, становление и развитие институциональных форм образования как «ответ»
на дифференциацию образовательных потребностей общества (ДО, ИКТ, тьюторство и др.)
закрепление новых норм и стандартов, формирование новых статусных позиций и ролей
образовательное общество, экономика основанная на знаниях, непрерывное образование и др.
Слайд 12Хабитуализация образования
Habit –привычка. Любое действие, которое часто повторяется, становится образцом,
впоследствии оно может быть воспроизведено с экономией усилий и осознано как образец его исполнителем. В психологическом плане хабитуализация ведет к сокращению выборов и экономии энергии для решения других задач (П.Бергер и Т. Лукман).
Габитус (habitus) – «есть одновременно система схем производства практик и система схем восприятия и оценивания практик» (П.Бурдье).
Хабитуализация в образовании – это выведение многих видов деятельности из состояния рефлексивности и превращения в привычные формы взаимодействия.
Слайд 13Этатизация и секуляризация образования
Придание светского характера образованию
Придание образованию обязательности (принуждение)
Государственное регулирование, регламентация образовательной деятельности
Использование образования как инструмента экономического, социального и политического развития страны, государства;
Появление института образовательной политики, выдвижение национальных целей в образовании.
Слайд 14Демократизация и «массовизация» образования
Рост доступности образования для массовых слоев есть общая
тенденция демократизации всей общественной жизни – «образовательная революция» (Т.Парсонс).
Введение всеобщего начального и общего образования в ведущих государствах мира.
Развитие образования в развивающихся странах мира
Превращение в развитых странах мира высшего образования в массовое высшее образование
Появление массовых социально-профессиональных групп (учителя, преподаватели, студенчество), связанных с массовым образованием
Появление образовательной индустрии (инфраструктуры, работающих на принципах массового производства)
Учет материалов самооценки школ (self-evaluation), а также учет мнения потребителей услуг при оценке работы учреждения
Слайд 15Интеллектуализация (сциентизация) образования
Часть процесса интеллектуализации общественной жизни, становления постиндустриального, информационного
общества, «экономики знания».
Введение научного (естественно-научного, социально-экономического и гуманитарного) знания в содержание образования.
Формирование комплекса наук об образовании (педагогика, психология, философия, социология образования, история образовательных систем, частные методики).
Применение в образовании технологий, направленных на развитие интеллекта.
Слайд 16Стандартизация образования
Вызвана необходимостью в условиях массового образования поддерживать общие социокультурные
нормы.
Даже страны, которые традиционно отличаются «либеральными» нормами в образовании стали разрабатывать стандарты.
Важнейшими предпосылками стандартизации являются:
появление универсального знания - науки
соединение авторитета науки и принудительной силы государства
привлечение к разработке стандартов профессиональных сообществ, работодателей и международных организаций.
Слайд 17Технологизация образования
Образовательные технологии являются
инструментом достижения образовательных целей и
повышения эффективности образования
средством введения новых поколений в мир высокотехногичной культуры.
Технологии: развивающего обучения, проектная технология, ИКТ, ЗСД, развития критического мышления, ТРИЗ, ОДИ и др.
На наш взгляд, технология – это особый способ, особая культура социальной интеракции (взаимодействия), обладающая принудительной силой по отношению к деятельности ребенка и педагога, но добровольно ими принятая и используемая для достижения определенных образовательных целей.
Слайд 18Глобализация, интернационализация образования
Глобализация образования – часть общего процесса глобализации
Предпосылки глобализации: исторические (Д.Боли) :
создание децентрализованного светского образования,
создание массовой унифицированной школы,
создание национальных систем образования,
всеобщая унификация знания, стремление к высокому качеству образования.
Аспекты глобализации:
Формирование универсальных языков науки, техники, культуры, искусства, спорта, используемых в образовании
Развитие международных обменов и конкуренции в сфере образования
Возрастание значения международных и надправительственных организаций при формулировании целей и задач образования (ООН, ЮНЕСКО, ВТО, Всемирный Банк, МОТ, МБРР, Совет Европы и др.)
Слайд 19Коммодификация, консьюмеризация, маркетизация образования
Коммодификация – превращение образования в определенного вида
товар.
Консьюмеризация – трансформация образования из сферы духовного производства в сферу производства и предоставления услуг.
Маркетизация – формирование рынка образовательных услуг и развитие рыночных отношений в сфере образования.
В отечественной и зарубежной социальной мысли сложилась устойчивая оппозиция этим процессам, но реально они идут и добавляют свои специфические черты к общему кризису современной модели мироустройства.
Слайд 20Неравномерность развития образования
Разбалансированность важнейших компонентов образования
Возникновение разрывов,
Появление новых типов неравенств, социальных эксклюзий, вызванных образовательными причинами:
низким качеством образования,
различиями в доступе к знаниям и информации,
условиями образовательной деятельности,
недоступностью определенного типа образовательных услуг
Особенно это характерно для стран с переходным типом общественного устройства, для периферийных регионов, для социальных групп с нисходящей вертикальной мобильностью.
Слайд 21Основные выводы
Существуют устойчивые длительные тенденции в развитии образования, обусловленные как
системным характером образования, его инерционностью, так и возрастающей субъектностью в образовании. Такие тенденции можно классифицировать как мегатренды в образовании.
Эти тенденции должны учитываться в образовательной политике любого государства, региона, образовательного учреждения.
Образовательное поведение основных субъектов образования должно осуществляться на основе ценностного отношения к процессам, которые себя проявляют в этих тенденциях.
Знание и понимание существующих тенденций позволяет прогнозировать развитие образования в современном мире, в стране и регионе.