Установочные выступления:
1. Задачи формирования актуальных междисциплинарных повесток исследований в университете
2. Задачи и особенности работы в программе «Открытая форсайт-лаборатория междисциплинарных исследований»
3. Основные рамки содержательного поля работы в программе «Открытая форсайт-лаборатория междисциплинарных исследований»
…+ 20 лет
сообщества
методология
образы будущего
Три модели образовательной технологии «открытая форсайт-лаборатория»
на основе принципов форсайт-исследований и образовательного форсайта
Модель 1. Открытая форсайт-лаборатория междисциплинарных исследований и проектов университета: исследовательская и предпринимательская навигация студентов в рамках перспективных междисциплинарных «повесток исследований»
Модель 2. Открытая форсайт-лаборатория старшеклассников: профессионально-образовательная навигация старшеклассников для создания индивидуальных образовательных программ
Модель 3. Открытая форсайт-лаборатория региона: профессионально-образовательная навигация старшеклассников и студентов в рамках программ развития территории
Модель 1. Открытая форсайт-лаборатория междисциплинарных исследований и проектов университета:
исследовательская и предпринимательская навигация студентов в рамках перспективных междисциплинарных «повесток исследований»: пилотный проект с 2017-2018:
Пилотная программа Междисциплинарный форсайт-форум молодых исследователей и предпринимателей
Пилотная программа развития форсайт-компетентности в системе университетского образования на базе образовательных программ пилотных факультетов и САЕ «TSSW: Сибирский институт будущего» (для бакалавров, магистрантов и аспирантов)
Пилотная программа общеуниверситетской системы развития транс- и междисциплинарных НИРС, НИР и инновационно-предпринимательских проектов: годовой цикл 4 форсайт-сессий, межсессионные программы, летние/зимние школы
Пилотная программа дополнительной специализации университета «Организатор и модератор форсайт-коммуникаций» (2-3 года)
Пилотная программа подготовки и повышения квалификации ППС университетов «Применение форсайта как образовательной технологии в учебном процессе университета» (с 2015)
Программа ПК педагогов, тьюторов ОУ «Образование и современная форсайт-культура: особенности работы с будущим в образовательных практиках» (с 2013)
Модель 2. Открытая форсайт-лаборатория старшеклассников:
профессионально-образовательная навигация старшеклассников для создания индивидуальных образовательных программ
2012 – 2017: Открытая форсайт-лаборатория старшеклассников «Высокие технологии и профессии будущего: образовательный форсайт +20» (НИ Томский государственный университет совместно с МБОУ «Северская гимназия», Северск Томской области)
2012: 1 форсайт-сессия – 5 экспертов, 70 старшеклассников, 12 педагогов Северской гимназии (Томская область)
2013: 1 форум-конкурс – 12 экспертов, 150 старшеклассников, 34 педагогов 11 регионов России (по заказу ГК Росатом)
2014: 2 форума-конкурса – 17 экспертов, 290 старшеклассников, 41 педагогов Томской области и 10 регионов России
2015: 2 форума-конкурса – 16 экспертов, 310 старшеклассников, 46 педагогов Томской области и 13 регионов России (по заказу ГК Росатом)
2016: 2 форума-конкурса – 22 экспертов, 305 старшеклассников, 46 педагогов Томской области и 10 регионов России (по заказу ГК Росатом)
2017: 1 форум-конкурс – 10 экспертов, 145 старшеклассников, 21 педагогов Томской области и 10 регионов России
Модель 3. Открытая форсайт-лаборатория региона:
профессионально-образовательная навигация старшеклассников и студентов в рамках программ развития территории
2017: Открытая форсайт-лаборатория региона «Образование Ямала в горизонте 20 лет» (НИ Томский государственный университет совместно с Агентством системного проектирования (АСП, Москва) по заказу Департамента образования ЯНАО)
Март 2017: 18 экспертов, 60 старшеклассников и студентов колледжей, 20 преподавателей из 6 городов Ямала
Апрель 2017: 23 эксперта, 60 старшеклассников и студентов колледжей, 21 преподаватель из 5 городов Ямала
Futures Literacy Laboratory: Complex Futures of Human Settlement 2050
by Riel Miller, from the Research, Policy and Foresight Section at UNESCO
Finland Futures Research Centre and Finland Futures Academy’s annual summer school will be organized in the form of Futures Literacy Laboratory (FLL), which is a participatory method developed as part of the UNESCO's Management of Social Transformations (MOST) Programme. https://en.unesco.org/events/futures-literacy-laboratory-complex-futures-human-settlement-2050
Future Literacy Know-Labs in Higher Education:
Hanze University of Applied Sciences will conduct, in partnership with UNESCO, a Future Literacy KnowLab with Hanze Master studentsю. https://www.hanze.nl/nld/onderzoek/overzichten/FutureLiteracyKnowLabs
Transforming the Future: Anticipation in the 21st Century –
from UNESCO Publishing https://www.youtube.com/watch?v=Q8Gee0IhksU
UNESCO Futures Literacy Knowledge Laboratory http://4cf.pl/project/futures-literacy-knowledge-laboratory/?lang=en
Multidisciplinary learning modules:
at least one multidisciplinary learning module a year
The curriculum reform aims at ensuring
that the knowledge and skills of Finnish children and youths
will remain strong in the future,
both in national contexts as well as international.
The Finnish National Board of Education introduced
the National Core Curriculum in 2014 http://www.oph.fi/english/curricula_and_qualifications/basic_education/curricula_2014
Направление «Future-oriented education and research» - значимый современный тренд
Цель программы развития форсайт-компетентности в системе университетского образования –
создание общеуниверситетской среды и механизмов развития транс- и междисциплинарных исследований и инновационных проектов для обеспечения соответствия подготовки специалистов динамике, перспективам и приоритетам научно-технологического развития
на основе развития культуры мышления о будущем (futures thinking), форсайт-грамотности и форсайт-компетентности, освоения принципов деятельности в различных циклах времени.
Программа направлена на обеспечение приоритетов ТГУ в решении задач
современных образовательных практик, ориентированных на будущее,
на включенность университета в мировую практику «Future-oriented education and research”,
практику мировых форсайт-исследований и образовательного форсайта.
Ключевое и знаковое событие Программы –
Междисциплинарный форсайт-форум молодых исследователей и предпринимателей
как международная студенческая конференция нового типа на базе ТГУ:
переговорная и экспертная площадка для согласования результатов и определения перспектив меж- и трансдисциплинарных «повесток исследований» и инновационно-предпринимательских проектов университетов.
Форсайт-анализ актуальных повесток действий – мировой, региональной, отраслевой, кластерной и построение дорожных карт
Самоопределение междисциплинарных исследовательских групп НИРС/НИР
Междисциплинарные исследования и аналитика для проектных решений
Какие ключевые задачи ТГУ позволяет решать
развитие форсайт-компетентности будущих специалистов?
АПРЕЛЬ: Междисциплинарный форсайт-форум молодых исследователей и предпринимателей
как международная студенческая конференция нового типа на базе ТГУ:
переговорная и экспертная площадка для согласования результатов и определения перспектив меж- и трансдисциплинарных «повесток исследований»
инновационно-предпринимательских проектов
МАЙ: Официальная междисциплинарная защита исследовательских работ в университете
Магистранты САЕ TSSW
САЕ ТГУ
Бакалавры ТГУ (со 2 курса)
Форсайт-сессия 1
Актуальные мировые повестки и предварительные версии повесток МДИ
Тренды: Региональный анализ версий МДИ
Версии программ будущего: Форсайт в системе принятия решений. Анализ версий МДИ в системе НИР университета
Повестки действий: Экспертиза предварительных версий МДИ
Аналитика Future ориентированное образование
Форсайт-сессия 2
НИР-НИРС университета. Региональный анализ повесток и предварительных версий МДИ
Тренды: форсайт-анализ рабочих версий МДИ
Версии программ будущего: Экспертный анализ версий НИР / НИРС
Повестки действий: рабочий версии МДИ
Аналитика Future ориентированное образование
Форсайт-сессия 3
Рабочие версии повесток междисциплинарных исследований
Тренды: Форсайт-анализ рабочих версий МДИ
Версии программ будущего: Экспертный анализ версий актуальных «повесток исследований» и рабочих версий МДИ
Повестки действий: Рабочие версии дорожных карт междисциплинарных исследований
Аналитика Future ориентированное образование
Форсайт-сессия 4
Междисциплинарный форсайт-форум молодых исследователей и предпринимателей
Модуль 1. Актуальные мировые повестки исследований. Практика и методология форсайт-исследований
Модуль 2. Форсайт грамотность. Региональная повестка исследований. НИРС – НИР университета
Модуль 3. Форсайт-компетенции междисциплинарных исследований: НИРС – НИР университета
Модуль 4. Актуальная повестка и рабочие версии междисциплинарных исследований: НИРС – НИР университета
Повторение цикла: 2-3года
Официальная междисциплинарная защита исследовательских работ в университете
График программы для организации двух модулей (пример)
Межсессионная программа
Межсессионная программа
Форсайт-анализ технологических трендов.
Future thinking и современная форсайт-компетентность.
Образы будущего и этические основания Futures studies
Блок А Форсайт-методология
Блок B Форсайт-анализ трендов
Блок С Образование, ориентированное на будущее
Блок D Форсайт, как согласование намерений сообществ
Технологический форсайт: критические технологии
Форсайт-грамотность и форсайт-компетентность
Философия времени и философия будущего
Разработка актуально карты технологических трендов
Разработка актуально карты Образовательных трендов
Разработка актуально карты социальных трендов
Мировая практика и методология Futures studies и Foresight
Инструменты и методы форсайт-исследований
Методика разработки форсайт карт трендов
Форсайт-сессия 1
Актуальные мировые повестки и предварительные версии повесток МДИ
Установочные выступления:
3. Основные рамки содержательного поля работы в программе «Открытая форсайт-лаборатория междисциплинарных исследований»
МДИ
…+ 20 лет
сообщества
методология
образы будущего
Практика систематического форсайта в Финляндии
SITRA http://www.sitra.fi/en/about-sitra/organisation-0
As a fund operating directly under the Finnish Parliament,
decision-making processes are tied to parliamentary systems.
Administration includes a Supervisory Board, Board and President.
Administration and accounts are audited by accountants appointed by the Parliament.
Sitra's Supervisory Board includes members of the Parliamentary Supervisory Council of the Bank of Finland, appointed by the Parliament.
The Supervisory Board monitors Sitra's management and makes decisions on operational principles.
Важно не угадать будущее,
а построить его!
Чулок А.А., Межведомственный аналитический центр, 2011
«Одно из наиболее существенных свойств Форсайта состоит в том, что установление связей, контактов и партнерств в процессе формирования сценариев будущего зачастую более важны, чем собственно задачи прогноза».
Нацелен на определение перспектив взаимодействия технологий и рынков
Технологии и рынки
Добавлена социальная составляющая, учитывавшая интересы разных общественных групп. На этом этапе при помощи Форсайта пытались связать научно-техническую политику с решением широкого круга социально-экономических задач
Технологии, рынки и социальная сфера
Присуща корректировка содержательной стороны Форсайт-проектов с учетом глобального контекста, прежде всего глобальной конкуренции.
Развитие инновационной системы
Образовательный форсайт
Широкий спектр структурных и иных вопросов научно-технической и социальной политики
Разные виды форсайта
Корпоративный форсайт
Внутриотраслевой форсайт
……
Трендовые карты.
Анализ стейкхолдеров.
Разработка пробной версии Форсайт-анализа на основе кейса:
анализ технологических решений для различных сфер деятельности, TEEPSE-анализ, трендовые карты, сценарии, междисциплинарные повестки исследований
Из видеолекций П.Г. Щедровицкого
Инновационные кластеры (7,27 мин) https://www.youtube.com/watch?v=xV4NyJw3yeg
Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть