Слайд 1 Физическая культура как предмет
Основные понятия предмета «Физическая культура»
Слайд 2В теории физического воспитания рассматриваются следующие понятия:
-физическое развитие,
-физическое совершенствование,
-физическая
культура,
-физическое воспитание,
-физическое образование,
-физическая подготовленность, физические упражнения,
-двигательная активность,
-двигательная деятельность,
-спорт и другие.
Слайд 3К основным понятиям относятся: «предмет "Физическая культура"», --
- «физкультурное образование», «педагогическая
система предмета "Физическая культура"»,
- «педагогический процесс по предмету "Физическая культура"»,
- «технология учебного процесса по предмету "Физическая культура"» и другие.
Слайд 4Обратимся к понятию «предмет "Физическая культура"». Для его определения необходимо конкретизировать
исходные ключевые понятия:
- «физическая культура»,
- «физическое образование»,
- «физическое воспитание»,
- «физическое совершенствование»,
- «учебный предмет "Физическая культура"»,
- «система физического воспитания», - -
- «национальная система физического воспитания»,
- «школьное звено национальной системы физического воспитания» и др.
Слайд 5Физическое развитие — процесс формирования и последующего изменения на протяжении индивидуальной жизни
естественных морфофункциональных свойств организма ребенка и основанных на них психофизических качеств.
Слайд 6Физическое совершенство — исторически обусловленный уровень физического развития. Оно является результатом полноценного
использования физической культуры. Под физическим совершенством подразумевается оптимальная физическая подготов- ленность и гармоничное психофизическое развитие, соответствующее требованиям трудовой и других форм жизнедеятельности. Физическое совершенство выра- жает высокую степень развития индивидуальной физической одаренности, повышение биологической надежности организма, согласующейся с закономер-ностями всестороннего развития личности и долго- летнего сохранения здоровья. Критерии физического совершенства имеют конкретно-исторический характер. Они изменяются в зависимости от ситуаций соцального развития, отражая реальные требования общества.
Слайд 7Физическая культура — часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности,
направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека; совокупность материальных и духовных ценностей общества в области физического совершенствования чело- века. Отличительной особенностью любой культуры является творческое начало. Физическая культура - широкое понятие, тесно связанное с физическим воспитанием.
Слайд 8Физическое воспитание — педагогический процесс, направ- ленный на формирование двига- тельных навыков,
психофизичес- ких качеств, достижение физичес- кого совершенства.
Слайд 9Физическая подготовленность — соответствие уровня развития двигательных умений и навы- ков нормативным
требовани- ям программы. Итог физической подготовки
(процесса)
Слайд 10Физическое образование — овладение специальными знаниями, двигательными умениями и навыками, развитие телесной
рефлек- сии у школьников.
Слайд 11Физические упражнения — специальные движения, а также сложные виды деятельности ребенка, применяемые
в качестве средств физического воспитания. Они используются для совершен- ствования жизненно необходимых двигательных навыков и содей- ствия духовному развитию млад- ших школьников.
Слайд 12Двигательная деятельность -
деятельность, характери- зующая активность двига- тельного аппарата ребен-
ка.
Слайд 13Двигательная активность — это основа индивидуального развития и жизнеобеспечения организма ребенка. Она
подчинена основному закону здоровья: приобретаем, расходуя. Теория индивидуального развития ребенка основана на энергетическом правиле двигательной активности. Согласно этой теории, особенности энергетики на уровне целостного организма и его клеточных элементов находятся в прямой зависимости от характера функционирования скелетных мышц в разные возрастные периоды. Двигательная активность является фактором функциональной индукции восстановительных процессов (анаболизма). Особенность последних заключается не просто в восстановлении исходного состояния в связи с имевшей место очередной деятельностью развивающегося организма, а в обязательном избыточном восстановлении, т.е. необходимо постоянно обогащать наследственно предопределенный энергетический фонд. Благодаря двигательной активности ребенок обеспечивает себе физиологически полноценное индивидуальное развитие
Слайд 14Спорт — составная часть физической культуры, система организации, подготовки и проведения соревнований
по различным комплексам физических упражнений.
Слайд 15Определить понятие «учебный предмет "Физическая культура"» корректно возможно, если в формулировках
дефиниций (Дефиниция (от лат. definitio), краткое определение какого-либо понятия) будут учтены следующие обстоятельства:
Слайд 16Физическая культура — это учебный предмет, представляющий инвариантную и одноименную область
содержания базовой части федерального компонента Государственного стандарта общего образования.
Учебный предмет выражает специфическую часть общечеловеческой культуры — физическую культуру.
Слайд 17 - Ориентация учебного предмета на реализацию социально значимой
функции в содержании общего среднего образования.
- Признание в качестве составляющей результатов учебно-воспитательного процесса — сформированность физической культуры личности учащегося.
Слайд 18 Необходимость отражения в содержании определения связи учебного предмета с
отраслями наук, его представляющих, педагогической теорией и мето- дикой физического воспитания.
Слайд 19Таким образом,
учебный предмет «Физическая культура» — это педагогически адаптированная часть
базовой физической культуры, ориентированная на обеспечение общего среднего физкультурного образования школьников.