Философия и история образования презентация

Содержание

Философия и история образования как учебная дисциплина давно является неотъемлемой частью педагогического образования, это одна из самых старых отраслей педагогического знания, которая выделилась внутри педагогики уже в середине XIX в. Она изучает развитие теории и

Слайд 1 философия и история образования


Слайд 2Философия и история образования как учебная дисциплина давно является неотъемлемой частью педагогического образования,

это одна из самых старых отраслей педагогического знания, которая выделилась внутри педагогики уже в середине XIX в. Она изучает развитие теории и практики образования, воспитания и обучения в различные исторические эпохи, включая и современность в контексте ее исторического развития.
Главная задача науки - выяснить, какова была роль образования в обществах прошлых эпох и почему философы и педагоги создали в определенный период времени определенные педагогические теории

Слайд 3Элементы педагогики зародились с зарождением воспитания на этапе развития общества. Возникли

педагогические заповеди как результат оформления педагогической мысли.
Вначале педагогические знания являлись элементом философии .
С накоплением фактов были предприняты попытки обобщения опыта воспитания, выделения теоретических начал и сделаны первые педагогические обобщения, давшие начало педагогике как науке.

Слайд 4В раннюю первобытную эпоху воздействие воспитания было минимальным. Маленьким членам общины

предоставлялась значительная свобода в поведении. Наказания не были жестокими. В дальнейшем положение меняется. Расслоение общины и рост социальных антагонизмов ужесточили воспитание. Часто стали применяться физические наказания.
Коллективная традиция воспитания на исходе первобытно-общинного периода привела к появлению своеобразных домов молодежи для детей и подростков. По сути, это были предшественники школ, организованные для воспитания общественного человека, обучения его определенным трудовым навыкам, умениям, обрядам. Основной формой воспитания оставались совместные игры и занятия.

Слайд 5В условиях матриархата до 7-8 лет мальчики и девочки воспитывались совместно

под руководством женщин; в более старшем возрасте - раздельно. При патриархально-родовом строе дома молодежи становятся раздельными. Воспитание мальчиков полностью переходит к старейшинам и жрецам. Появляются отдельные дома молодежи для бедных и для состоятельных членов общины.
Все подростки обоего пола, достигшие 10-15 лет, проходили инициацию - процедуру посвящения во взрослые. Инициация проводилась в виде религиозного обряда, и сопровождалась традиционными песнопениями, ритуальными танцами, магическими заклинаниями. Программа подготовки к инициации для мальчиков включала усвоение знаний и практических умений, необходимых охотнику, земледельцу, воину и т.д., программа для девочек - приобретение навыков ведения домашнего хозяйства.

Слайд 6Воспитание и обучение в условиях цивилизации Древнего Востока
Государства междуречья (Вавилон, Месопотамия,

Ассирия), возникли ранее 3 тыс. д.н.э. Они имели свою культуру, почти в каждом городе были свои школы. Хозяйства этих стран имели потребность в грамотных людях – писцах. Учебные заведения писцов, назывались домами табличек (эдуббы), название происходит от глиняных табличек, на которых наносились записи (клинопись).
Эдуббы превратились в центры просвещения и культуры, при них возникали крупные книгохранилища, которые насчитывали десятки тысяч табличек. Благодаря этим табличкам, известны традиции образовательных учреждений того времени: обучение было платным, большинство эдубб были с одним учителем, но в крупных домах табличек, для каждого предмета были свои учителя (письма, счета, рисования).
В обязанности учителя небольших школ
входило управление школой и изготовление
табличек моделей, а в большой школе,
учеба напоминала жизнь большой семьи.
Возглавлял такой эдубб «отец-учитель»,
а другие учителя братья отца.

Слайд 7Основным методом воспитания в школьной семье, был пример старших. Основными приемами

обучения являлись заучивание и переписывание, урок состоял в копировании из табличек моделей в таблички упражнений.
Зародились другие методы обучения: беседы с учеником, диалог-спор с преподавателем или товарищем, а также с воображаемым объектом. В школах был четкий уклад, регламентирован учебный день.
Цели воспитания в эдуббах: выпускник должен был знать арифметические действия, хорошо владеть письмом, искусством пения и музыки, уметь выносить обоснованное суждение, разбираться в ритуалах жертвоприношения, уметь совмещать, делить имущество, разбираться в тканях и т.д.

Слайд 8Со временем, дома табличек стали культурными просветительными центрами, появилась литература для

школ.
Таблички со словарями, хрестоматиями, методическими пособиями, которые содержали наставления, поучения.
В период расцвета Вавилонского царства (1 половина 2 тыс. д.н.э.), были созданы дома знаний, своего роды комплексы, помещения библиотеки. Наибольшее распространение эдуббы получили в 1 тыс. д.н.э. Программа в них стала более сложной, стали входить философия, литература, музыка, история, геометрия, право, математика и врачевание.

Слайд 9Образование и воспитание в Древнем Египте
Первые сведения о школьном обучении древних

египтян восходят к III тыс. дон н.э. Школа и воспитание в Древнем Египте были призваны перевести ребёнка, подростка, юношу в мир взрослых.
На протяжении тысячелетий в долине Нила сложился определённый тип личности. Идеалом древнего египтянина считался немногословный, стойкий к лишениям и ударам судьбы человек.

Слайд 10Египетская письменность зародилась в к.IV тыс.до н.э. Основой такого письма было

рисуночное письмо. Она состояла из набора знаков, передающих звуки произносимых слов, символов, поясняющих смысл слова. Такие знаки получили название иероглифы, а египетская письменность - иероглифика. Их количество было более 700, а позднее – несколько тысяч. Иероглифы могли читаться слева направо или справа налево в зависимости от того, куда смотрят фигурки.

Материалом для письма служили: камень (стены сооружений, стелы, статуи), глиняные черепки (остраконы), дерево (саркофаги, доски и т.д.), кожаные свитки. Широкое применение получил папирус – бумага из стеблей растения папирус.

Иератика - Рукописные иероглифы на папирусе.

Классическая Иероглифика на камне.


Слайд 11Семейное воспитание и обучение оказались в тесной связи с характером взаимоотношений

между мужчиной и женщиной. Эти отношения в семье строились на равноправной основе. Так что мальчикам и девочкам уделялось одинаковое внимание. Школы существовали для мальчиков из привилегированных сословий. Лишь принадлежность к привилегированному меньшинству открывала доступ к знаниям, которые как сказано в древнем источнике, следовало «связать в единый узел»

Семья фараона Эхнатона


Слайд 12Целью обучения была подготовка к деятельности, которой традиционно занимались члены семьи.

Так что семья являлась первичной ячейкой обучения. Свою профессию передавали детям жрецы, музыканты, ремесленники и т. д. Отцы-ремесленники при обучении порой использовали детские игрушки: модели земледельческих орудий, мельниц, кузниц и пр. Лишь военное дело находилось вне строго специального сословно-профессионального обучения. Будущих воинов учили владеть оружием, особыми, упражнениями развивать силу, выносливость, ловкость.

Цель обучения


Слайд 13Принятые в Др.Египте педагогические методы и приёмы соответствовали целям и идеалам

воспитания и обучения


«Подобен каменному идолу неуч, кого не обучал отец»
«Послушание – это наилучшее у человека» Дитя несёт ухо на своей спине, нужно бить его, чтобы он услышал»


Слайд 14«Всегда следуй отцам и предкам своим»
«Смотри, нет другой должности,

кроме должности писца, где человек всегда начальник»
«Речь сильнее оружия»
«Речь спасает, но может и погубить»

Слайд 15 Школы в Египте возникали при храмах, дворцах царей и

вельмож. Обучение начиналось детей с 5 лет. Поначалу ученик должен был научиться правильно и красиво писать и читать, а потом - составлять деловые бумаги, соблюдая соответствующий стиль.
Для овладения грамотой ученику следовало запомнить не менее 700 иероглифов, различать беглое, упрощенное и классическое письмо. В заключении ученик должен был овладеть деловым стилем - для светских нужд и уставным - для составления религиозных текстов.

Школьное образование


Слайд 16
Обучение врачеванию
Каллиграфия
Стилистика
Математика
Магические культы и

обряды
Астрономия
Ораторское искусство

Программа обучения


Слайд 17Нравственное воспитание осуществлялось через заучивание наставлений. Ученик должен был слушать и

слушаться, наиболее эффективным способом считалось физическое наказание.
Подготовкой к профессиональной деятельности, занимались члены семьи. Родители передавали свою профессию детям, залогом благополучия, считалась профессия писца.
Школы возникали при храмах и дворцах вельмож. Детей обучали с 5 лет, ученик должен был научиться читать, писать, составлять деловые бумаги, писать иероглифами (до 700 иероглифов).
В 3 тыс. д.н.э., писали на глиняных черепках, коже животных, а позже появились папирусы (бумага из болотных растений). В ряде школ учили математике, географии, астрономии, медицине, языкам других народов. Для детей феодалов, родственников и высшей знати, существовали царские школы.

Слайд 18Зарождение педагогической мысли в Древнем Китае
Существовали богатейшие и своеобразные традиции,

в основе которых лежит опыт семейно-общественного воспитания. Педагогический идеал предусматривал воспитание начитанного, очень вежливого, имеющего самообладание человека.
Этот человек должен был уметь заглянуть глубоко в себя и установить мир и гармонию в своей душе. В основе воспитательных отношений, лежало уважение младших к старшим, наставник уважался как отец.
Первые школы в Китае появились в 3 тыс. д.н.э. – Сяй и Сюй. Школы были прибежищами для престарелых, бравшихся обучать и наставлять молодежь. В Сюй первоначально учили стрельбе из лука, позже учебные заведения стали называться Сюэ (учить, учиться).

Слайд 19В программу этих школ входили шесть искусств: мораль, письмо, счет, музыка,

стрельба из лука, управление лошадью. Первоначально обучались дети свободных граждан, но больше дети знати. Знания стали привилегией элиты.
Главной целью обучения было обучение иероглифического письма, использовалась для письма легкая ткань. Наставник заботился о том, чтобы научить детей самостоятельно ставить и решать проблемы.
Подход к обучению основывался на следующем: легкость, согласие между учеником и учителем, самостоятельность. Попытки теоретически осмыслить воспитание и образование, большую роль в развитии педагогической мысли, сыграло конфуцианство.

Слайд 20В основе обучения и воспитания лежали философское мировоззрение Конфуция. Корень добродетели,

Конфуций видит в сыновей почтительности и братской любви, из которых взращивается человеколюбие.
Методики преподавания в школе Конфуция, предусматривали диалоги учителя с учениками в сравнении фактов и явлений, их классификацию, а также подражание образцам.
Основной труд Конфуция «Беседы и суждения». В основе идей Конфуция лежали общефилософские и социальные воззрения. Важной стороной бытия человека, Конфуций считал воспитание и самосовершенствование.

Слайд 21По Конфуцию, идеальный человек должен обладать высокими качествами: благородством, стремлением к

истине, правдивостью, почтительностью, богатой духовной культурой. Конфуцию принадлежит идея всестороннего развития личности. Нравственному воспитанию отдается предпочтение перед образованностью.

Слайд 22На исходе эпохи Древнего Китая (2 в до н. э. -

2 в. н. э.) конфуцианство являлось официальной идеологией, образования и воспитания в том числе. В этот период образованность получила сравнительно широкое распространение. Вырос престиж обученного человека, сложился своеобразный культ образованности. Школьное дело превратилось в неотъемлемую часть государственной политики. Возникла система государственных экзаменов на занятие чиновничьих должностей. Прошедшие курс школьного образования в сдаче таких экзаменов видели путь к общественной карьере.


Слайд 23АНТИЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
И ВОСПИТАНИЕ
JVG
2007-2008


Слайд 24Начальное образование
Первая ступень- начальная школа .
Обучение
письму,
чтению,
счёту.


Слайд 25
С ранних времен древние греки большое внимание уделяли образованию детей. Они

стремились воспитать умного, здорового и сильного человека, в котором нравственные добродетели сочетались бы с красотой тела. До семи лет мальчик из богатой семьи, кроме игр, ничем не занимался. Затем его отдавали в школу. За учебу в школах надо было платить. Прежде всего в школе детей учили читать и писать. В греческом алфавите в отличие от уже существующих появились буквы, обозначающие гласные звуки..


Слайд 26Чтобы учиться считать, дети использовали камешки, а также особую доску, на

которой были отмечены единицы, десятки, сотни.

Слайд 27В Древней Греции писали заостренной палочкой для письма по воску- стилем.

Острым концом стиля писали, а тупым - стирали и сглаживали воск. Позже стали писать на папирусе чернилами с помощью тростниковой палочки.
Если две дощечки соединялись вместе при помощи нити, то получалась тетрадь.

Слайд 28Шалунов и лентяев учитель наказывал. Для этого у него были розги

и палка. Сохранился папирус с надписью: "Будь прилежен, мальчик, чтобы тебя не били". Ниже эта запись повторена четыре раза учеником. Рассказывают, что один богач подарил своему ленивому сыну 24 маленьких раба. Их имена начинались на все буквы алфавита. Так отец хотел помочь сыну обучиться грамоте.

Слайд 29Присматривать за ребенком должен был раб-педагог. Ежедневно он водил мальчика в

школу, нес его письменные принадлежности и музыкальные инструменты. Дома он обучал ребенка хорошим манерам, учил вести себя в обществе.

Слайд 30Среднее образование
Вторая ступень : грамматическая школа. Чтение классических писателей (поэтов, ораторов,

историков и других) с объяснениями из всех областей знания.

Слайд 31ГЕРОДОТ
(490 – 480 – около 425 годы до н.э.)

«Отец истории»
Первый великий

древнегреческий историк. Его сочинение «История» является основным источником информации о событиях Греко-персидских войн, а также об истории и обычаях большинства народов Древнего мира.

Слайд 32Учебников тогда не было. Их заменяли стихи поэтов. На первом месте

стояли, конечно, поэмы Гомера "Илиада" и "Одиссея". В них содержалось много сведений по географии и истории, но самое важное - они прославляли доблесть, героизм, стойкость в борьбе с трудностями. Школьнику следовало знать о героях и подражать им.

Слайд 33Важнейшим предметом в школах являлась музыка. Каждый мальчик учился играть на

флейте и кифаре, петь. Музыка сопровождала греков в течение всей жизни. Под музыку тренировались спортсмены, шли в бой гоплиты. Музыка звучала на праздниках и в театре.

«Необученный музыке- невежда»
Платон.


Слайд 34 Посещение палестры
С двенадцати лет мальчики начинали
посещать ещё
одну школу

-
палестру.
Здесь они занима-
лись гимнастикой,
борьбой , бегом,
прыжками,метанием
копья и диска.



Слайд 35 К 16 годам обучение в школе заканчивалось. Но дети состоятельных

родителей еще в течение двух лет могли продолжить свое образование. Они по-прежнему занимались спортом, но уже в гимнасии.

Пропилеи гимнасии. Милет.


Слайд 36Гимнасий (греческое «gymnasion», от «gymnazo» – упражняю, тренирую) – государственное учебное

и воспитательное учреждение в Древней Греции. Первоначально предназначалось для физических упражнений – гимнастики, но позже превратилось в учебное заведение, которое посещали только мужчины. Афиняне относились к физическому развитию граждан очень серьезно, следуя принципу: только в здоровом теле живет здоровый дух.

Слайд 37Тренировки были обязательны для мальчиков. Мягкий климат позволял проводить их под

открытым небом. Здание гимнасии имело треугольную форму; его окружала стена с множеством портиков, в тени которых можно было укрыться в жаркий день. К стене примыкали раздевалки, клубы, гимнастические залы. Гимнасии украшались статуями и картинами, фонтанами и каменными бассейнами.


Слайд 38Высшее образование
Третья ступень - риторская школа. Практическое овладение искусством письменного и

устного слова (ораторским искусством). Также изучались элементы права (поскольку целью была карьера судебного оратора) и философии (логика и этика).

Слайд 39Философская школа претендовала на статус альтернативного высшего гуманитарного образования. Философские школы

различались по направлениям (платонические, перипатетические, стоические, эпикурейские и другие).
Уроки философов стоили очень дорого.

Слайд 40









Сократ (469-399 гг.до н. э.)
Один из первых философов, который в своих

трудах отражал идеи и положения, связанные с воспитанием человека, формированием его личности.
Сократом был разработан и широко внедрен в практику один из первых методических приемов обучения и воспитания – метод вопросно-ответного обучения («сократический метод»).
Суть этого метода состоит в последовательной постановке вопросов так, чтобы , давая ответы на них, обучаемый сам приходил к определенным истинным суждениям.

Слайд 41Родоначальником педагогики Древней Греции считается Сократ.
Сократ учил своих учеников вести

диалог, полемику, логически мыслить. Сократ побуждал своего ученика развивать последовательно спорное положение и приводил его к осознанию абсурдности этого исходного утверждения, а затем наталкивал собеседника на правильный путь и подводил к выводам.
Этот метод искания истины и обучения получил название "сократовский".
Главное в методе Сократа — это вопросно-ответная система обучения, сутью которой является обучение логическому мышлению.

Слайд 42









Платон (427-347 гг.до н.э.)
Талантливый ученик Сократа, развивший сократический метод до совершенства.
Разработал

систему образования и воспитания, которая представлена в его трактате «О государстве».
В соответствии с его концепцией все люди делились на три сословия (касты) и задача системы воспитания и обучения состояла в том, чтобы обеспечить каждому сословию наилучшее выполнение ее функций.

Слайд 43Ученик Сократа, философ Платон основал собственную школу, где читал ученикам лекции.

Эта школа получила название платоновской академии (слово "академия" происходит от имени мифического героя Академа, в честь которого была названа местность вблизи Афин, где Платон основал свою школу).
В педагогической теории Платона выражалась идея: восторг и познание — единое целое, поэтому познание должно приносить радость, и само слово "школа" в переводе с латинского означает "досуг", а досуг связан всегда с чем-то приятным, поэтому важно делать познавательный процесс приятным и полезным во всех отношениях.

Слайд 44






Аристотель (384-322 гг. до н.э.)
Он считал, что добродетель не дается от

природы, хотя природа способствует этому.
В своих трудах Аристотель писал, что творя справедливые дела , человек становится справедливым, поступая мужественно – становится мужественным, действуя умеренно – становится умеренным.
В целом он рассматривал воспитание как единство физического, нравственного и умственного совершенствования человека.



Слайд 45Педагогические идеи Платона реализовал и развил его ученик, известный философ Аристотель,

который создал свою школу, ликей («лицей»), так называемую перипатетическую школу (от греческого слова "перипатео" — прохаживаюсь). Аристотель имел обыкновение во время чтения лекций прогуливаться в ликее со своими слушателями.
Аристотель написал трактаты по философии, психологии, физике, биологии, этике, социальной политике, истории, искусству поэзии и риторики, педагогике.
В его школе речь шла прежде всего об общей культуре человека. Он внес много в педагогику: ввел возрастную периодизацию, рассматривал воспитание как средство укрепления государства, считал, что школы должны быть государственными и все граждане должны получать одинаковое воспитание.

Слайд 46Семейное и общественное воспитание он рассматривал как части целого. Он сформулировал

принцип образования — принцип природосообразности, природолюбия.
Сегодня, в XX в., мы ратуем за экологизацию всего процесса воспи­тания, стремимся, чтобы чувство природы закладывалось в каждом еще со школьных лет. Но у Аристотеля это уже было.
Большое внимание Аристотель уделял нравственному воспитанию, считал, что "из привычки так или иначе сквернословить развивается склонность к совершению дурных поступков".
В целом он рассматривал воспитание как единство физического, нравственного и умственного, причем, по его мнению, "физическое воспитание должно предшествовать интеллектуальному".

Слайд 47Иной подход к воспитанию сформировался в Спарте, где главный акцент делался

на физическом воспитании.
"Спартанское"воспитание предполагало, что все дети воспитывались с 7 лет вне родительской семьи, в суровых условиях выживания: физические испытания, тренировочные бои и сражения, физические наказания и требование беспрекословного послушания.
Обучали лишь начальным навыкам чтения и письма, практически не уделяя внимания изучению наук, искусству.
В обучении и воспитании преследовалась одна цель: сформировать беспрекословное послушание, выносливость и наука побеждать.

Слайд 48Спартанская система воспитания


Цель воспитания в Спарте – подготовка воина - члена военной общины. До 7 лет ребенок воспитывался в семье няньками-кормилицами. С 7 лет полис (город-государство) брал на себя воспитание и обучение спартиатов. Этот процесс включал 3 этапа:

1 этап. С 7 до 15 лет дети приобретали навыки письма и чтения, физического совершенствования. В 14 лет мальчиков посвящали в эйрены – члена общины с предоставлением гражданских прав. В течение последующего года их проверяли на стойкость в военных отрядах.


Слайд 49 3 этап. В 20-30 лет юноши приобретали статус полноправного

члена военной общины. Они свободно владели копьем, мечом, дротиком и другим оружием того времени.

Со временем спартанская культура воспитания оказалась гипертрофированной военной подготовкой при фактическом невежестве молодого поколения. Воспитательные традиции Спарты периода VI-IV вв. до н.э. в итоге свелись к физическим упражнениям и испытаниям. Именно эти элементы стали предметом подражания в последующие эпохи.

2 этап – 15-20 лет – включал дополнительное обучение пению и музыке. Однако способы воспитания ужесточались: подростков держали в голоде, приучали к самих добывать пищу или спасаться от невзгод природы. К 20 годам юные воины получали полное вооружение.


Слайд 50
Эпоха Средневековья
В период Средневековья церковь монополизировала духовную жизнь общества, придав воспитанию

религиозную направленность.

Религиозное мировоззрение пронизывало все сферы личной и общественной жизни. Воспитание и образование носило конфессиональный характер.

Основной формой воспитательного воздействия стала церковная проповедь.

В соответствии с основной установкой средневекового мировоззрения на «спасение» человеческой души в воспитании на первый план выдвинута идея религиозного аскетизма, умерщвления плоти и духовного возвышения личности как средства поддержания божественного благочестия.


Слайд 51В средние века проблемы воспитания разрабатывались философами-богословами, педагогические идеи которых имели

религиозную окраску и были пронизаны церковной догматикой. В эпоху феодализма главенствующую роль играло сословие светских феодалов-дворян, а в духовной жизни общества господствующее положение занимала религия, церковь, в силу чего воспитание носило преимущественно богословский характер. Однако воспитания детей отдельных сословий, в зависимости от их положения в феодальной иерархии, различалось по своему содержанию и характеру.


Слайд 52Дети светских феодалов получали так называемое рыцарское воспитание. Его программа сводилась

к овладению "семью рыцарскими добродетелями": умением ездить верхом, плавать, метать копье, фехтовать, охотиться, играть в шашки, слагать и петь стихи в честь сюзерена и "дамы сердца".
Как видим, в систему подготовки рыцаря овладение грамотой не входило. Недаром в некоторых средневековых документах можно прочесть: "За неграмотного в силу его рыцарского звания расписался монах такой-то..."
В средние века даже многие короли были неграмотны. В дальнейшем, однако, жизнь потребовала давать и светским феодалам определенную общеобразовательную подготовку с тем, чтобы они могли занимать командные государственные и церковные должности.

Слайд 53





Августин (354-430 гг.)
Человек наделен умом, волей и памятью. Ум сам на

себя обращает направленность воли, то есть всегда себя сознает, всегда желает и помнит: «Ведь я помню о том, что имею память, ум и волю; и помню, что я понимаю, желаю и помню; а ещё желаю, чтобы я имел волю, понимал и помнил.»
Утверждение Августина, что воля участвует во всех актах познания, стало нововведением в теории познания.
Ступени познания истины: внутреннее чувство — чувственное восприятие; ощущение — знание о чувственных вещах в результате рефлексии разумом над чувственными данными; разум — мистическое прикосновение к высшей истине — просветление, интеллектуальное и моральное совершенствование.
В изучении наук людям помогают авторитеты и разум. Следует доверять лишь превосходнейшим авторитетам и соответственно им вести свою жизнь.

Слайд 54









Фома Аквинский
(1225-1274 гг.)
Познание начинается с чувственного опыта под действием внешних

объектов. Объекты человеком воспринимаются не це-ликом, а частично.
При вхождении в душу познающего познаваемое теряет свою материальность и может войти в неё лишь в качестве «вида». «Вид» предмета является его позна-ваемым образом. Вещь сущест-вует одновременно вне нас во всем своем бытии и внутри нас в качестве образа.
Истина — это «соответствие интел-лекта и вещи». То есть понятия, об-разуемые человеческим интел-лектом, истинны в той мере, в какой они соответствуют своим понятиям, предшествующим в интеллекте Бога.
На уровне внешних чувств созда-ются первоначальные познава-тельные образы. Внутренние чув-ства обрабатывают первонача-льные образы



Слайд 55В период средневековья античная идея о всестороннем развитии личности была предана

забвению.
В соответствии с господствовавшей в этот период идеологией на первый план в воспитании стала выступать проповедь религиозного аскетизма, умерщвления плоти и духовного порабощения личности как средства поддержания религиозного благочестия.
В эпоху Возрождения (XV—XVI вв.) идея о всестороннем развитии личности как цели воспитания начала
разрабатываться вновь. Но она
трактовалась только как освобождение
человека от идеологических и
политических оков феодализма

Слайд 56Статус педагогики как самостоятельной науки был закреплен трудами и авторитетом выдающегося

чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592—1670), идеи которого получили широкую известность и мировое признание и до сих пор сохраняют свое научное значение.
В своем знаменитом труде "Великая дидактика" Коменской разработал основные вопросы теории и организации учебной работы с детьми. Большое внимание уделялось нравственному воспитанию детей.

Слайд 57Его дидактика построена на принципе целесообразности и природосообразности. Коменский выдвинул идею

непрерывности образования, (учить через всю жизнь), разработал систему дошкольного и школьного обучения и воспитания, говорил о том, что в каждом государстве должны быть академии — высшие школы для молодежи с 18 до 24 лет, а также "школы зрелого возраста".


Слайд 58Джон Локк уделял большое внимание психологическим основам воспитания, а также нравственному

формированию личности. Отрицая наличие врожденных качеств детей, он уподоблял ребенка "чистой доске" (tabula rasa), на которой можно писать что угодно, указывая тем самым на большую силу воспитания.

Жан-Жак Руссо, напротив, исходил из идеи природного совер­шенства детей. По его мнению, воспитание не должно мешать развитию этого совершенства, а потому следует предоставлять детям полную свободу, приспосабливаясь к их склонностям и интересам.
Эти идеи Руссо положили начало разработке теории "свободного воспитания" и педоцентризма в педагогической науке, согласно которым воспитание должно следовать исключительно за интересами и желаниями детей и способствовать их развитию.


Слайд 59Педагогические принципы Иоганна Генриха Песталоцци:
Всякое обучение должно основываться на наблюдении и

опыте и лишь затем подниматься к выводам и обобщениям.
Процесс обучения должен строиться путем последовательного перехода от части к целому.
Основой обучения является наглядность. Без применения наглядности нельзя добиться правильных представлений, развития мышления и речи.

Слайд 604. Необходимо бороться с вербализмом, "словесной рассудочностью образования, способной формировать только

пустых болтунов".
5. Обучение должно способствовать накоплению знаний и в то же время развивать умственные способности, мышление человека.


Слайд 61Образование и педагогическая мысль в России XVIII – начала XX вв.
План
1. Становление

светской государственной школы в России в XVIII веке. Реформы Петра I в области образования.
2. Просветительская деятельность М.В. Ломоносова, И.И. Бецкого, Ф.И. Янковича, Н.И. Новикова.
3. Педагогическая деятельность и педагогическая теория К.Д. Ушинского.

Слайд 621. Становление светской государственной школы в России в XVIII веке. Реформы Петра

I в области образования.

Пётр I (Пётр Великий, (Пётр Алексеевич,
1672-1725).
Царь всея Руси (с 1682 г.),
первый император всероссийский (с 1721 г.).


Слайд 63Основные направление реформ образования при Петре I:
- введение обязательного начального

образования для боярских и дворянских детей (школьного или домашнего);
- приглашение специалистов, профессоров из Европы;
- обучение россиян за границей;
- создание национальной системы профессионального образования;
- создание всесословной системы начального образования.

Слайд 641701 г. Артиллерийская (пушкарская) школа;
1701 г. Навигацкая школа;
1705 г. Первая в

России гимназия;
1707 г. Медицинская школа;
1709 г. Инженерная школа;
1715 г. Морская академия (на основе старших классов навигацкой школы);
1719 г. Инженерная школа;
1719-1721 г. Горные школы при металлургических заводах.

Профессиональные учебные заведения, открытые в России в результате реформ Петра I:


Слайд 65Всесословная начальная школа (1714-1721 г.):
- цифирные школы в провинциальных городах

для «детей всякого чина»;
- гарнизонные школы для солдатских детей;
- духовные школы для подготовки священников.

Попытка Петра I создать всесословную начальную школу не удалась, создание сети школ после его смерти прекратилось.


Слайд 662. Просветительская деятельность М.В. Ломоносова, И.И. Бецкого, Н.И. Новикова.
Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765).
Русский учёный, поэт, педагог,

просветитель.
Разработал проект Московского университета (1755 г., ныне МГУ им. М.В. Ломоносова).

Слайд 67Астрономия
География
Геология
Металлургия
История
Физика
Русский язык, грамматика
Химия
Поэзия, ораторское искусство, теория стихосложения
Образование, просвещения
Приборостроение
Астрономия
Изобразительное искусство (мозаика)
Теоретические и

прикладные разработки Ломоносова

Слайд 68Педагогические труды М.В. Ломоносова:
«Регламент московских гимназий»,
«Регламент академических гимназий».
Автор ряда учебников, в

том числе «Российской грамматики» – первого учебника русского языка.

Впервые в России разработал педагогическую теорию, основанную на материалистическое мировоззрении, разграничении науки и религии.


Слайд 69Педагогические идеи М.В. Ломоносова:
- бессословность школ, их доступность для широких

народных масс;
- выявление способных детей;
- дифференцированное обучение, в зависимости от способностей;
- раскрытие педагогического потенциала родного языка;

Слайд 70- определение основ педагогической этики;
- единство физического и нравственного воспитания и

умственного развития;
- единство классического, естественнонаучного и реального (прикладного) образования.

Педагогические идеи М.В. Ломоносова:


Слайд 71Зарубежные педагогические идеи, привнесённые Ломоносовым в Россию:
- принцип природосообразности;
- классно-урочная

система обучения;
- использование в учебном процессе специально созданных книг: учебников;
- связь теории с практикой;
- обучение на родном языке.

Слайд 72Иван Иванович Бецкой (1704-1795) — русский государственный деятель, личный секретарь императрицы Екатерины

II(1704-1795) — русский государственный деятель, личный секретарь императрицы Екатерины II (1762-1779), президент Императорской Академии искусств (1763-1795).

Фактически руководил всеми учебными и воспитательными заведениями. Автор ряда проектов, послуживших основой реформ системы воспитания в царствование Екатерины II.


Слайд 73Воспитательные заведения, открытые лично И.И. Бецким и при его участии:
- Московский

воспитательный дом;
- Воспитательное общество благородных девиц (впоследствии Смольный институт);
- Воспитательное коммерческое училище для купеческих детей;
- Воспитательный дом в Петербурге.

Руководство Сухопутным шляхетским корпусом.


Слайд 74Фёдор Иванович Янкович де Мириево (1741—1814). Сербский и российский педагог.
Разработчик

и активный участник реформ образования в Австрийской и Российской империях во второй половине XVIII в.

Слайд 75Проект реформы образования в России, разработанных Ф.И. Янковичем.
Народные школы должны

были составлять три разряда:
1-й разряд – малые школы (двухклассные) – в уездных центрах и сёлах;
2-й разряд – средние школы (трехклассные);
3-й разряд – главные школы (четырехклассные) – в каждом губернском городе.

Слайд 76Новиков Николай Иванович (1744-1818) – русский просветитель, писатель, журналист, книгоиздатель.
Помимо многочисленных

периодических изданий выпускал первый русский детский журнал «Детское чтение», а также учебные пособия и книги по различным отраслям знаний.

Открыл в Москве библиотеку-читальню, две школы для детей разночинцев.


Слайд 773. Педагогическая деятельность и педагогическая теория К.Д. Ушинского.
Константин Дмитриевич Ушинский


(1824-1870) — русский педагог, писатель, публицист. Основоположник научной педагогики в России.

Слайд 78В России цельную дидактическую систему разработал педагог Константин Дмитриевич Ушинский (1824—1870).


Стержнем его педагогической системы стали требования демократизации образования и обучения, идея народности воспитания, признания творческой силы трудового народа и его прав на образование.


Слайд 79Цель воспитания по Ушинскому — формирование активной и творческой личности, подготовка

человека к физическому и умственному труду как высшей форме человеческой деятельности.
Считая роль религии в формировании общественной морали положительной, он выступал в то же время за независимость науки и школы от религии, выступал против руководящей роли духовенства в школе.

Слайд 80Основные сочинения К.Д. Ушинского.
«О пользе педагогической литературы»
«Опыт педагогической антропологии»
«Детский мир»

и «Родное слово» – книги для первоначального классного чтения.
«Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» – фундаментальный научный труд.

Слайд 81Основные положения педагогической теории К.Д. Ушинского:
- требование демократизации народного образования;


- идея народности воспитания;
- использование возможностей родного языка национальной культуры в обучении и воспитании;
- идея всестороннего изучения человека как предмета воспитания.

Слайд 82Известные высказывания К.Д. Ушинского.
Без хороших отцов нет хорошего воспитания, несмотря на

все школы, институты и пансионы.
Воспитатель не чиновник, а если он чиновник, то он не воспитатель.
Дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а её однообразием и односторонностью.
Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях.  

Слайд 83Спасибо за внимание!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика