Слайд 2ГАСПАР ФЕЛИКС ТУРНАШОН
Родился в Париже 5 апреля 1820 года. После
смерти отца ему пришлось оставить учебу в медицинском институте в Лионе и заняться журналистикой и карикатурой. Он печатал небольшие статьи для журналов и сопровождал их рисунками, подписанные псевдонимом Надар.
Слайд 3В начале 1840-х он переезжает в Париж, где печатает карикатуры уже
в собственном журнале «Комическое обозрение». Он высмеивает моду на фотопортреты и растущее число фотоателье, но вскоре и сам открывает портретную фотомастерскую на улице Сен-Лазар.
Слайд 4Будучи фотографом, Надар продолжает иронизировать над новоиспеченными коллегами – его хрестоматийный
снимок «Мим Дебюро изображает Пьеро, вздумавшего стать фотографом» стал достойной иллюстрацией к его словам: «Всяк, кого на то хватало, как бы он ни звался и кем бы ни хотел считаться, открывал свою фотографию.»
Слайд 5НАДАР/УОРХОЛ
Музей Дж. Пола Гетти на выставке «Надар/ Уорхол: Париж/ Нью-Йорк» сравнил
практику Феликса Надара с практикой Энди Уорхола: оба успели сделать портреты всех возможных знаменитостей, а студия Надара была таким же местом встреч богемы, как и студия Уорхола.
Слайд 6Портреты Надара примечательны не только составом моделей. Как правило, его снимки
– коммерческие «карт-де-визит», которые отличаются своим «психологизмом», фокусом непосредственно на лице человека и его выражении.
Лектор Музея современного искусства в Нью-Йорке Дженнифер Фаррелл назвала основные свойства портретов Надара: фигуры в основном сидят или стоят, смотрят прямо в камеру и расположены по отношению к ней в три четверти.
Иногда автор добавляет в свои фотографии драпировки, реквизит, но очень аккуратно, умеренно. Свет используется как натуральный, так и искусственный, практически всегда создающий драматические тени.
Слайд 7Подобный минималистичный подход Надара вполне вписывается в традицию – на «карт-де-визит»
до конца 1860-х не использовались сложные фоны, в ход шли лишь стулья, маленькие столики и другие объекты, позволяющие человеку фиксировать удобную позу.
Постоянство в этой лаконичности не кажется загадочным, учитывая разнообразие деятельности Надара. Он считал, что, узнав мысли и характер позирующего, можно запечатлеть его личность, создать легко узнаваемое, глубоко личное, интимное сходство. То есть, если фотография не содержит дух человека, она хотя бы может его передать.