Слайд 1
Федеральный закон
«Об образовании
в Российской Федерации» (проект)
По материалам семинара -
совещания
«Законодательное обеспечение системы образования в условиях модернизации» 27.07.2011 (г. Москва)
Слайд 2Предыстория законопроекта
2000 г.- общие принципы законодательства по образованию в СНГ
декабрь 2004
г. – предложения Союза ректоров по созданию образовательного кодекса (интегрированного закона)
2008 г. – один их итогов практики реализации Национального проекта «Образование» – новая модель и изменение законодательства
июнь 2009 г. – создание рабочей группы Минобрнауки России
май 2010 г. – материалы законопроекта на сайте Минобрнауки России
декабрь 2010 – январь 2011 г.г. – обсуждение на специализированном сайте
Слайд 3Противоречия законодательства об образовании
С Конституцией РФ (общедоступность среднего профессионального образования)
С Гражданским
кодексом РФ (использование понятий «организация» и «учреждение»)
С ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (использование понятий «пенсия за выслугу лет» и «досрочная пенсия»)
с иными ФЗ
Слайд 4Изменения законодательства
В Закон РФ «Об образовании» внесено:
74 изменения. Из них
основная масса за период, начиная с 2002 года - 57.
в 2007 году – 12,
в 2008 году – 6,
в 2009 году – 9
в 2010 году – 8,
в 2011 году - 6
Аналогичная ситуация с ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»
Слайд 5Идея 1 – изменить подходы правового регулирования
прежнее регулирование построено на ведомственных
принципах (не случайно 2 базовых закона)
прежнее регулирование построено на воспроизводстве демократических начал и рыночных принципов внутри системы:
негосударственное образование,
институты регулирования образовательного рынка, опирающиеся на потребности отраслей (ведомственные аккредитация и установление перечня учебников),
академические свободы обр.учреждений (самостоятельность утверждения программ),
отказ от политических функций учреждений
Слайд 6Идея 2 – изменить акценты
Переход от построения рыночных правил деятельности отрасли
в начале 90- г.г к обеспечению модернизации, основным движителем которой является человек:
человек строит отрасль, а не отрасль человека,
закон не для отрасли, а для расширения образовательных возможностей граждан,
качество законодательства определяется тем, насколько расширяются образовательные возможности граждан,
модернизацию простым расширением свобод не обеспечить.
Слайд 7Идея 3 – изменить позиционирование образовательных организаций
Личностный уровень: развитие организаций как
рефлексивных, живо реагирующих и активно развивающихся в соответствии с потребностями общества
Общественный уровень: идея модернизации, когда учиться надо у молодых
Исторический уровень: сохранить сформированные демократические институты, при этом заложить основу для конкуренции Росси в глобальной экономике
Слайд 8Вызовы сегодняшнего дня
(по данным экспертной группы № 8 «Наша новая
школа» по разработке стратегии социально-экономического развития России до 2020 года)
По охвату услугами дошкольного образования Россия находится на уровне развивающихся стран
Усиливается образовательное неравенство, формируется сегмент школ с низким качеством образования, растет ажиотажный спрос в школы с высоким качеством
Усиливается дифференциация территориальных систем образования по доступности и качеству образовательных услуг, растет неэффективность муниципалитетов как учредителей образовательных учреждений из-за ограниченных ресурсов, низкого качества управления
Увеличивается доля поселений, в которых нельзя организовать нормальное функционирование учреждений социально-культурной сферы
Недостаточно обновляется педагогический корпус, снижается его качество
Снижается участие детей в дополнительном образовании и организованных формах социализации
Снижается доверие родителей, местных и профессиональных сообществ к системе образования, к системе оценки качества
Слайд 9Вызовы завтравшего дня
(по данным экспертной группы № 8 «Наша новая школа»
по разработке стратегии социально-экономического развития России до 2020 года)
кризис традиционной модели детства и семейного воспитания - нужны новые модели взаимодействия с семьей и поддержка получения социального опыта
утрата монополии формального образования на образование и социализацию подрастающего поколения (школа во многих странах превращается из монополиста в координатора образования и социализации)
разрушение корпуса всеобщих культурных образцов, поликультурализм (проблема критериев отбора содержания образования, проблема диалога культур)
становление нового технологического уклада (содержание образования ориентируется на политехническую модель конца девятнадцатого века, связывает технологичность с основаниями естественных наук, а не инженерией, что делает малоинтересным и неадекватным школьное знание и методы обучения)
Слайд 10Поручение Президента РФ Д.А. Медведева
19 апреля 2011 года
«… Дискуссию продолжайте,
но при этом, конечно, у нас есть уже ключевые параметры законопроекта, которые, по всей вероятности, должны сохраниться. Это так же было, кстати, и при обсуждении Закона «О полиции», потому что его обсуждение всё-таки сводилось не к тому, чтобы его заново переписать, а к обсуждению концепции.
Концепция была согласована со мной как с Президентом, точно так же и этот закон должен рассматриваться как подготовленная модель, которая должна быть улучшена. Если Вы предлагаете использовать августовские педагогические советы – я не против. Тогда пригласите меня поучаствовать в таком педсовете» Д.А.Медведев
Слайд 11Результаты общественного обсуждения
общественные слушания в Государственной Думе и Совете Федерации Федерального
Собрания РФ
обсуждение в федеральных округах
11 000 отзывов на zakonoproekt2010.ru
Слайд 12Мифы о законопроекте
Образование станет платным
Ликвидируется начальное профессиональное образование
Запрещено семейное образование
Рушится образование
в сфере культуры и искусства
Снижаются меры социальной поддержки студентов
Ограничиваются права граждан на изучение родного языка
Законопроект слишком большой
Слайд 13Федеральные государственные образовательные стандарты, федеральные гостребования, образовательные стандарты университетов
Образовательные программы
Организации, осуществляющие
образовательную деятельность, их работники,
Обучающиеся и их родители
Органы государственной власти и местного самоуправления
Организации, осуществляющие ресурсное, методическое и пр. обеспечение в сфере образования
Объединения работодателей, общественные и государственно-общественные объединения
Структура системы образования
Слайд 14
уровень образования, который является условием получения образования следующего уровня и (или)
ведения профессиональной деятельности и удостоверяется соответствующим документом об образовании и (или) квалификации
формализованный показатель завершенного цикла образования определенного объема и степени сложности, основные характеристики которого определяются федеральным государственным образовательным стандартом
Виды образования
Слайд 15сейчас
предлагается
1) основное общее образование;
2) среднее (полное) общее образование
3) начальное профессиональное образование;
4)
среднее профессиональное образование
5) высшее профессиональное образование - бакалавриат
6) высшее профессиональное образование - подготовка специалиста или магистратура
7) послевузовское профессиональное образование
Уровни образования
Изменение структуры уровней образования
1) дошкольное образование
2) начальное общее образование
3) основное общее образование
4) среднее общее образование
5) среднее профессиональное образование
6) высшее образование - бакалавриат
7) высшее образование - подготовка специалиста или магистратура
8) высшее образование – подготовка научно-педагогических кадров, ординатура, ассистентура-стажировка
Слайд 16Отдельный уровень образования
Вводится два вида программ СПО
(прием на общедоступной основе)
Введен третий
уровень высшего образования
дошкольное образование
начальное общее образование
основное общее образование
среднее общее образование
среднее профессиональное образование:
подготовка квалифицированных рабочих
подготовка специалистов среднего звена
высшее образование - бакалавриат
высшее образование - магистратура, подготовка специалиста;
высшее образование - подготовка научно-педагогических кадров (аспирантура, адъюнктура), ординатура, ассистентура-стажировка
Изменение структуры системы образования
Введены как самостоятельные уровни образования
НПО включено в систему СПО
Слайд 171) Общеобразовательные программы (основные и дополнительные)
2) Профессиональные программы (основные и дополнительные)
3)
Программы профессиональной подготовки
1) Основные образовательные программы
Основные общеобразовательные программы
Основные профессиональные образовательные программы:
Программы профессионального обучения
2) Дополнительные образовательные программы
Дополнительные общеобразовательные программы
Дополнительные профессиональные программы
Образовательные программы
сейчас
предлагается
Слайд 18Основные образовательные программы
Основные общеобразовательные программы
образовательные программы дошкольного образования
образовательные программы начального общего
образования
образовательные программы основного общего образования
образовательные программы среднего общего образования
Основные профессиональные образовательные программы
образовательные программы среднего профессионального образования:
программы подготовки квалифицированных рабочих
программы подготовки специалистов среднего звена
образовательные программы высшего образования:
программы бакалавриата,
программы подготовки специалиста, программы магистратуры,
программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы орд натуры, программы ассистентуры-стажировки
Программы профессионального обучения
программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих,
программы переподготовки рабочих и служащих,
программы повышения квалификации рабочих и служащих
Слайд 19Дополнительные образовательные программы
Дополнительные общеобразовательные программы
Дополнительные общеразвивающие программы
Дополнительные предпрофессиональные программы
Дополнительные профессиональные программы
Программы
повышения квалификации
Программы профессиональной переподготовки
Слайд 20сейчас
предлагается
Федеральные государственные образовательные стандарты. Федеральные государственные требования
Федеральные государственные образовательные стандарты
к ступеням
и уровням общего образования
к уровням профессионального образования
Федеральные государственные требования
к дошкольной образовательной программе
к дополнительным профессиональным образовательным программам профессиональному образованию
к дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств
Федеральные государственные образовательные стандарты
к уровням общего образования, в том числе к дошкольному образованию
к уровням профессионального образования, в том числе к «третьему» уровню высшего образования, по профессиям, специальностям и направлениям подготовки
Федеральные государственные требования
к дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств и спорта
Слайд 21сейчас
предлагается
1) основное общее образование;
2) среднее (полное) общее образование;
3) начальное профессиональное
образование;
4) среднее профессиональное образование;
5) высшее профессиональное образование - бакалавриат;
6) высшее профессиональное образование - подготовка специалиста или магистратура;
7) послевузовское профессиональное образование.
Образовательные цензы
подтверждается документом об образовании и (или) квалификации
Изменение структуры образовательных цензов
1) основное общее образование
2) среднее общее образование
3) среднее профессиональное образование
4) высшее образование - бакалавриат
5) высшее образование - подготовка специалиста или магистратура
6) высшее образование – подготовка научно-педагогических кадров, ординатура, ассистентура-стажировка
Слайд 22сейчас
предлагается
Документ об образовании по форме, определяемой образовательным учреждением (научной организацией)
Выдается по
неаккредитованным образовательным программам
Заверяется печатью образовательного учреждения
Документ государственного образца образовании
Выдается по аккредитованным образовательным программам
Заверяется печатью с изображением Государственного Герба РФ
Документы об образовании, выдаваемые МГУ и СПбГУ
Документы об образовании
Документ об образовании, по форме, определяемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность
Выдается по неаккредитованным образовательным программам
Выдается по аккредитованным профессиональным образовательным программам – по решению образовательной организации
Заверяется печатью организации, осуществляющей образовательную деятельность
Документ установленного образца об образовании
Выдается по аккредитованным образовательным программам
Заверяется печатью организации, осуществляющей образовательную деятельность
Документы об образовании, выдаваемые МГУ и СПбГУ
Слайд 23Организации, осуществляющие образовательную деятельность
Образовательные организации
Организации, осуществляющие обучение
Юридические лица, которым предоставлено
право осуществлять образовательную деятельность в качестве основного или дополнительного вида деятельности на основании лицензии
Учреждения или автономные некоммерческие организации, основной (уставной) деятельностью которых в соответствии с целями, ради которых такая организация создана, является образовательная деятельность
Юридические лица любой организационно-правовой формы, осуществляющие образовательная деятельность в качестве дополнительного к основным видам деятельности
Слайд 24Организации, осуществляющие образовательную деятельность
Образовательные организации (образование – основной вид деятельности)
Дошкольные образовательные организации
Общеобразовательные организации
Профессиональные образовательные организации
Образовательные организации высшего образования
Организации дополнительного образования
Организации дополнительного профессионального образования
Организации, осуществляющие обучение
(образование – дополнительный вид деятельности)
Научные организации,
Организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Организации, осуществляющие лечение и (или) оздоровление детей
Иные юридические лица независимо от их организационно-правовой формы
Слайд 25Организации, осуществляющие образовательную деятельность, и образовательные программы
Дошкольные образовательные организации
образовательные программы
дошкольного образования
дополнительные общеобразовательные программы
Общеобразовательные организации
основные общеобразовательные программы
дополнительные общеобразовательные программы
программы профессионального обучения
Профессиональные образовательные организации
любые образовательные программы, за исключением образовательных программ высшего образования
Образовательные организации высшего образования
любые образовательные программы
Организации дополнительного образования
дополнительные общеобразовательные программы
образовательные программы дошкольного образования
Организации дополнительного профессионального образования
дополнительные профессиональные программы
программы подготовки научно-педагогических кадров, программы ординатуры
Научные организации
программы подготовки научно-педагогических кадров, программы ординатуры
программы профессионального обучения
дополнительные профессиональные программы
Организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организации, осуществляющие лечение и (или) оздоровление детей
основные и дополнительные общеобразовательные программы
программы профессионального обучения
Иные юридические лица
программы профессионального обучения
дополнительные образовательные программы
Слайд 26Дошкольные образовательные учреждения
Дошкольные образовательные организации
Общеобразовательные учреждения
Общеобразовательные организации
Образовательные учреждения начального профессионального образования
Профессиональные
образовательные организации
Общеобразовательные организации
Учебные центры профессиональных квалификаций
Образовательные учреждения среднего профессионального образования
Профессиональные образовательные организации
Образовательные учреждения высшего профессионального образования
Образовательные организации высшего образования
Слайд 27Наименование образовательной организации
Организационно-правовая форма
Тип образовательной организации (с учетом организационно-правовой формы)
Характер деятельности
Специальное
наименование (по желанию)
ВИДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВНУТРИ ТИПА УПРАЗДНЕНЫ
Исходя из уровня и направленности реализуемых образовательных программ, особых условий их реализации, осуществления лечения и реабилитации, наличия интерната, содержания,
Слайд 28Обучающиеся
стипендии, обеспечение учебниками, питанием, транспортом, общежития,
и т.д.
с учетом мнения
мнение органа самоуправления обучающихся
Слайд 29Педагогические работники
не реже чем один раз в 5 лет, единовременно или
дискретно за счет работодателя
гарантии заработной платы не ниже средней по экономике в субъекте РФ, гарантии для сельских учителей, меры поддержки для молодых специалистов и т.д.
сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный удлиненный отпуск, и т.д.
Слайд 30Финансирование программ развития - ст. 102 проекта
Для модернизации материально-технической базы, развития
кадрового потенциала, обновления содержания образовательных программ, развития и проведения научных исследований и для решения иных задач, обеспечивающих повышение качества предоставляемого образования, органами государственной власти и органами местного самоуправления может осуществляться на конкурсной основе финансирование программ развития государственных и муниципальных образовательных организаций.
Учредитель определяет требования к программе развития подведомственных ему образовательных организаций, учреждает комиссию по оценке и отбору проектов программ развития и утверждает регламент деятельности комиссии, организует проведение контроля за реализацией программ развития.
Слайд 31Финансовое обеспечение деятельности - ст. 102 проекта
размеры нормативов финансового обеспечения образовательной
деятельности, должен обеспечивать государственные гарантии на получение гражданами образования
нормативы финансового обеспечения ости определяются по каждому уровню образования, виду и направленности образовательных программ с учетом форм обучения, типа образовательной организации, иных особенностей организации образовательного процесса в расчете на одного обучающегося
норматив финансового обеспечения образовательной деятельности малокомплектных и (или) сельских образовательных организаций должен учитывать затраты на осуществление образовательной, не зависящие от количества обучающихся
привлечение образовательным учреждением дополнительных средств не влечет за собой снижение нормативов и (или) абсолютных размеров финансового обеспечения его деятельности за счет средств учредителя
Слайд 32Образовательное
кредитование - ст. 107 проекта
Образовательные кредиты предоставляются гражданам, поступившим в
образовательную организацию для обучения по соответствующим образовательным программам, и являются целевыми.
Образовательные кредиты могут быть направлены на оплату обучения в образовательной организации в размере стоимости обучения (основной образовательный кредит) и (или) на оплату проживания, питания, приобретения учебной и научной литературы и другие бытовые нужды в период обучения (сопутствующий образовательный кредит).
Основной образовательный кредит предоставляется гражданам, которые полностью или частично оплачивают свое обучение в образовательной организации. Сопутствующий образовательный кредит может предоставляться гражданам, обучающимся в образовательной организации как за плату, так и бесплатно.
В Российской Федерации предоставляется государственная поддержка образовательного кредитования граждан, обучающихся по основным профессиональным образовательным программам.
Слайд 33Дошкольное
образование – ст. 8 проекта
Разделение:
образовательные услуги (муниципальные бюджеты + софинансирование
из бюджета субъекта РФ по аналогии с общим образованием)
услуги по присмотру и уходу (бюджет + средства родителей с ограничением размера родительской платы)
Слайд 34Правовой статус педагогических работников - ст. 48 проекта
Размер заработной платы каждого
педагогического работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества (интенсивности), а также качества и результативности его труда, наличия почетных званий, государственных и ведомственных наград и максимальным размером не ограничивается.
Органы государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации при определении нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности рассчитывают уровень заработной платы педагогических работников образовательных организаций не ниже средней заработной платы работников, занятых в сфере экономики субъекта Российской Федерации, на территории которого расположена соответствующая образовательная организация
Слайд 35Правовой статус педагогических работников – ст. 48 проекта
- возмещение расходов по
приобретению книгоиздательской продукции и периодических изданий
- компенсация расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)
- специальные денежные поощрения для педагогических работников, достигших успехов в выявлении и подготовке граждан, проявивших выдающиеся способности
- право субъектов РФ устанавливать дополнительные меры поддержки для молодых специалистов
- запрет на осуществление платной индивидуальной деятельности с лицами, обучающимися в организации, где работает педагогический работник, если это приводит к конфликту интересов
Слайд 36Частно-государственное партнерство – ст. 108 проекта
Формами частно-государственного партнерства в сфере образования
могут быть:
концессионные соглашения о строительстве, эксплуатации и управлении объектов образовательной деятельности,
передача в доверительное управление управляющим компаниям государственного и муниципального имущества, относящегося к объектам образовательной деятельности,
взаимное предоставление в пользование имущества, в том числе на безвозмездной основе,
совместная деятельность на основе договора о совместной деятельности.
При осуществлении частно-государственного партнерства в сфере образования не допускается передача организацией, осуществляющей образовательную деятельность, функций по осуществлению образовательной деятельности.
Слайд 37Возмещение ущерба от некачественного образования – ст. 46 проекта
ПРАВО требовать возмещения
ущерба, причиненного некачественным образованием - невыполнением в существенном объеме по вине организации, осуществляющей образовательную деятельность, требований, установленных федеральным государственным образовательным стандартом, образовательными стандартами, устанавливаемыми университетами, и (или) образовательной программой.
Слайд 38Возмещение ущерба от некачественного образования – ст. 46 проекта (продолжение)
ПРАВО:
1) прохождения
повторного обучения в необходимом объеме в этой же организации;
2) прохождения повторного обучения в необходимом объеме в другой организации, осуществляющей образовательную деятельность, имеющей соответствующую лицензию и государственную аккредитацию и реализующей тождественные или близкие по содержанию образовательные программы в рамках одного и того же федерального государственного образовательного стандарта;
3) выплаты соразмерной денежной компенсации без прохождения повторного обучения.
ПРАВО потребовать также полного возмещения убытков и морального вреда, причиненных некачественным образованием.
Слайд 39Договор об образовании –
ст. ст. 55, 56 проекта
Образовательные отношения возникают
на основании:
распорядительного акта (приказа) о приеме в организацию, ЛИБО
договора об образовании (с индивидуальным предпринимателем).
Изданию распорядительного акта (приказа) предшествует заключение договора об образовании, ЕСЛИ:
программы дошкольного образования, программы дополнительного образования
за счет средств физических или юридических лиц
на условиях целевого приема
Слайд 40Экономическая деятельность в сфере образования
ЗАКОНОПРОЕКТ ПОЗВОЛИТ
Осуществить экономическую реструктуризацию рынка образовательных услуг
Обеспечить равный доступ к бюджетным ресурсам
Перейти от управления затратами к управлению результатами
ЗАКОНОПРОЕКТ ОБЕСПЕЧИТ
Сокращение неэффективных обязательств государства
Переход от ценовой конкуренции к конкуренции по качеству образовательных программ
ЗАКОНОПРОЕКТ СТИМУЛИРУЕТ
Сокращение неэффективных обязательств государства
Переход от ценовой конкуренции к конкуренции по качеству образовательных программ
Слайд 41Задача на сегодня –
выработка предложений
«Желание «делать себя», достигать шаг за
шагом личных успехов не является нашей национальной привычкой. Отсюда безынициативность, дефицит новых идей, нерешенные вопросы, низкое качество общественной дискуссии, в том числе и критических выступлений.
Общественное согласие и поддержка обычно выражаются молчанием. Возражения очень часто бывают эмоциональными, хлесткими, но при этом поверхностными и безответственными. Что ж, и с этими явлениями Россия знакома не первые сто лет»
Из обращения Президента РФ Д.А. Медведева
«Россия, вперед!»
10 сентября 2009 года