ДОВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ НА ПОДУШЕВОЙ
ОСНОВЕ
Руководитель Учебного центра ФИРО, доктор педагогических наук, профессор
МИХАИЛ ВАЛЕНТИНОВИЧ НИКИТИН
1
1
2
• 1) довузовское профессиональное образование (ДПО) — уровень послешкольного профессионального образования, интегрирующий следующие виды профессиональной деятельности:
2) профессиональное консультирование, профессиональная ориентация, профессиональная диагностика и социальная адаптация разновозрастных категорий граждан
3) профессиональное образование взрослых, в т. ч. безработных, мигрантов, беженцев, переселенцев, освободившихся из мест лишения свободы, демобилизованных из рядов российской армии
СМ. ПРОДОЛЖЕНИЕ
Михаил Валентинович Никитин, профессор, д.п.н., руководитель Учебного центра ФИРО
тел./факс: (495)173 – 87 – 61; e-mail:fpk@firo.ru; сайт ФИРО: http://www.firo.ruтел./факс: (495)173 – 87 – 61; e-mail:fpk@firo.ru; сайт ФИРО: http://www.firo.ru; сайт УЦ: http://www.fpkfiro.narod.ru
3
4) профильное обучение школьников, общественные работы, волонтерская социально-благотворительная деятельность
5)начальное профессиональное образование, профессиональное обучение, профессиональная практика, стажировка, ученичество, в т. ч. внутрифирменное обучение и обучение граждан в СПЕЦПТУ при ГУИН
СМ. ПРОДОЛЖЕНИЕ
Михаил Валентинович Никитин, профессор, д.п.н., руководитель Учебного центра ФИРО
тел./факс: (495)173 – 87 – 61; e-mail:fpk@firo.ru; сайт ФИРО: http://www.firo.ruтел./факс: (495)173 – 87 – 61; e-mail:fpk@firo.ru; сайт ФИРО: http://www.firo.ru; сайт УЦ: http://www.fpkfiro.narod.ru
4
6)профессиональное образование (обучение) инвалидов, коррекционных групп и граждан, имеющих отклонения в психологическом развитии
7) среднее профессиональное образование, дополнительное образование, в т. ч. профессиональная переподготовка, повышение квалификации, аттестация на квалификационный разряд (категорию)
СМ. ПРОДОЛЖЕНИЕ
Михаил Валентинович Никитин, профессор, д.п.н., руководитель Учебного центра ФИРО
тел./факс: (495)173 – 87 – 61; e-mail:fpk@firo.ru; сайт ФИРО: http://www.firo.ru; сайт УЦ: http://www.fpkfiro.narod.ru
5
8) довузовское (начальное + среднее) профессиональное образование иностранных граждан. Довузовское профессиональное образование выступает средством:
а) профессиональной ориентации и приобщения к видам профессиональной деятельности;
б) достижения определенного социального статуса и повышения качества жизни;
в) формирования адекватного кадрового потенциала для региональной высокотехнологичной экономики
Михаил Валентинович Никитин, профессор, д.п.н., руководитель Учебного центра ФИРО
тел./факс: (495)173 – 87 – 61; e-mail:fpk@firo.ru; сайт ФИРО: http://www.firo.ru; сайт УЦ: http://www.fpkfiro.narod.ru
6
7
в) показать реальные, либо близкие к реальным, затраты на реализацию образовательной программы ДПО для всех субъектов образовательной политики (правительства, работодателя, общества, домохозяйств)
г) перейти от финансирования «образовательных учреждений» к финансированию востребованных «образовательных программ НПО», что будет стимулировать конкурентные отношения в профессиональном образовании между государственными и негосударственными УПО за учащихся
д) оптимизировать региональную сеть учреждений ДПО, стимулировать конкурентоспособность управленческого и педагогического персонала
Михаил Валентинович Никитин, профессор, д.п.н., руководитель Учебного центра ФИРО
тел./факс: (495) 173 – 87 – 61; e-mail:fpk@firo.ru; сайт ФИРО: http://www.firo.ru; сайт УЦ: http://www.fpkfiro.narod.ru
8
9
г) расчет норматива бюджетного финансирования на одного учащегося и одну образовательную программу ДПО
д) учет законодательно-определенных натуральных норм и минимальных государственных социальных стандартов (санитарные нормы, наполняемость групп, социальные компенсации)
СМ. ПРОДОЛЖЕНИЕ
10
е) включение в расчетную величину регионального норматива только текущих расходов, непосредственно влияющих на стоимость обучения
Содержание основных фондов УДПО, иные виды бюджетных затрат (на питание, транспорт, учебники) не включаются в норматив финансирования, а осуществляются учредителем на программно-целевой основе
Михаил Валентинович Никитин, профессор, д.п.н., руководитель Учебного центра ФИРО
тел./факс: (495) 173 – 87 – 61; e-mail:fpk@firo.ru; сайт ФИРО: http://www.firo.ru; сайт УЦ: http://www.fpkfiro.narod.ru
11
1. ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОЕ бюджетное финансирование потребителя (обучающегося) в соответствии с государственным образовательным стандартом начального и среднего профессионального образования и региональным заказом на подготовку работников квалифицированного труда для развития региональной экономики
СМ. ПРОДОЛЖЕНИЕ
Михаил Валентинович Никитин, профессор, д.п.н., руководитель Учебного центра ФИРО
тел./факс: (495) 173 – 87 – 61; e-mail:fpk@firo.ru; сайт ФИРО: http://www.firo.ru; сайт УЦ: http://www.fpkfiro.narod.ru
12
2. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ бюджетное финансирование собственником (учредителем) содержания государственного имущественного комплекса образовательного учреждения начального и среднего (довузовского) профессионального образования
Михаил Валентинович Никитин, профессор, д.п.н., руководитель Учебного центра ФИРО
тел./факс: (495) 173 – 87 – 61; e-mail:fpk@firo.ru; сайт ФИРО: http://www.firo.ru; сайт УЦ: http://www.fpkfiro.narod.ru
13
14
15
17
18
19
20
количественный рост коррекционного, взрослого контингентов, в том числе рост потребностей
в дополнительных квалификациях, потребовал
введения дополнительных структур
управления учебным процессом
дополнительные социальные обязательства (стипендия, питание, медицинское
обслуживание,спецодежда)
Михаил Валентинович Никитин, профессор, д.п.н., руководитель Учебного центра ФИРО
тел./факс: (495) 173 – 87 – 61; e-mail:fpk@firo.ru; ; сайт ФИРО: http://www.firo.ru; сайт УЦ: http://www.fpkfiro.narod.ru
21
1. Государственный (муниципальный) образовательный заказ
2. Государственный (муниципальный) социальный заказ
3. Государственный (муниципальный) кадровый заказ
4. Отраслевой (корпоративный) кадровый заказ
5. Предпринимательский кадровый заказ
6. Частный (образовательный, кадровый) заказ
Михаил Валентинович Никитин, профессор, д.п.н., руководитель Учебного центра ФИРО
тел./факс: (495) 173 – 87 – 61; e-mail:fpk@firo.ru; сайт ФИРО: http://www.firo.ru; сайт УЦ: http://www.fpkfiro.narod.ru
23
Норматив ПДШФ = (оплата труда работников + учебные расходы
на образовательную программу + стоимость социального
обеспечения) х К
БАЗОВАЯ ФОРМУЛА: Nпдшф = (Нфот +Нмо + Нсоц) х К,
где:
Нфот – оплата труда персонала (с учетом тарифного и надтарифного фондов)
Нмо – учебные расходы на образовательную программу
Нсоц – расходы на социальные нужды
К - коэффициент удорожания на образовательную программу
24
КЛАСТЕР – способ группировки государственных образовательных стандартов профессий НПО (СПО) по общим признакам фактических затрат на обеспечение качества профессионального образования
ПЕРВЫЙ КЛАСТЕР - В Ы С О К О З А Т Р А Т Н Ы Е (20% перечня)
ВТОРОЙ КЛАСТЕР - С Р Е Д Н Е З А Т Р А Т Н Ы Е (50% перечня)
ТРЕТИЙ КЛАСТЕР - М А Л О З А Т Р А Т Н Ы Е (30% перечня)
СМ. ПРОДОЛЖЕНИЕ
Михаил Валентинович Никитин, профессор, д.п.н., руководитель Учебного центра ФИРО
тел./факс: (495) 173 – 87 – 61; e-mail:fpk@firo.ru; ;сайт ФИРО: http://www.firo.ru; сайт УЦ: http://www.fpkfiro.narod.ru
25
Учет специфики реализации образовательных программ профессионального образования осуществляется на основе коэффициентов удорожания
1. Деление состава бюджетной учебной группы на подгруппы - 1,15
2. Профессиональное обучение граждан с ограниченными
возможностями здоровья - 3,22
3. Профессионально-развивающая, воспитательная деятельность - 2,27
4. Обучение обучающихся в Ресурсном центре -
5. Обучение по сельским профессиям -
6. Обучение по военно-учетным профессиям -
26
28
→ разработать новую модель штатного расписания на кластерную группу образовательных программ вместо одного штатного расписания на тип образовательного учреждения
→ осуществить переход к штатно-окладной форме оплаты труда педагогических работников после реструктуризации региональной сети образовательных учреждений
→ апробировать систему региональных трехсторонних тарифных соглашений с установлением ежегодного почасового тарифа оплаты труда педагогического работника
СМ. ПРОДОЛЖЕНИЕ
29
→ принимать региональный компонент образовательного стандарта профессионального образования вместе с моделью учебного плана и финансовым нормативом (стандарт + норматив)
→ апробировать методику зачетных кредитных единиц оплаты труда для всего сектора довузовского профессионального образования
→ учитывать рекомендации международной организации труда (МОТ) по установлению минимальной стоимости почасовой оплаты труда дипломированных специалистов в единой расчетной единице ЕВРО для стран, вступивших в ВТО
Михаил Валентинович Никитин, профессор, д.п.н., руководитель Учебного центра ФИРО
тел./факс: (495) 173 – 87 – 61; e-mail:fpk@firo.ru; сайт ФИРО: http://www.firo.ru; сайт УЦ: http://www.fpkfiro.narod.ru
30
* Базовые определения
* Типология образовательных учреждений и их штатная численность
* Кластерные группы профессий и количество учебных часов по каждой группе
* Разграничение финансовых полномочий между региональными и муниципальными бюджетами
* Основные компоненты методики расчета норматива бюджетного финансирования
Эк. ст. Наименование 2005 г. 2006 г. %
Всего (в млн руб.)
211 Заработная плата 87,8 112,3 133
212 Прочие выплаты, всего 0,8 0,8 100
213 Начисления на заработную
плату 22,7 29,4 133
340 Материалы для учебных
целей 0,4 8,5 2125
31
ФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРАВОВОЙ БАЗЫ ДЛЯ ПЕРЕХОДА ДОВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К НОРМАТИВНОМУ БЮДЖЕТНОМУ ПОДУШЕВОМУ ФИНАНСИРОВАНИЮ
* Региональный закон, регламентирующий структуру нормативного финансирования довузовского профессионального образования, в том числе бюджетную тарифную сетку оплаты труда, нормативы штатной численности
* Постановление Губернатора, регламентирующее методику расчета стоимости обучения по типам и видам образовательных учреждений
* Решение региональной Ассоциации промышленников и предпринимателей и органов госзаказа по отраслевой структуре подготовки кадров
СМ. ПРОДОЛЖЕНИЕ
32
* Приказы органа управления образованием субъекта Федерации
* Типовые положения о видах учреждений образования, модели штатного расписания
* Требования государственных образовательных стандартов и модель учебного плана
* Данные региональной государственной статистической отчетности по учреждениям довузовского профессионального образования
Методические рекомендации государственного органа управления образованием по повышению квалификации педагогических работников в условиях нормативного финансирования
Михаил Валентинович Никитин, профессор, д.п.н., руководитель Учебного центра ФИРО
тел./факс: (495) 173 – 87 – 61; e-mail:fpk@firo.ru; сайт ФИРО: http://www.firo.ru; сайт УЦ:http://www.fpkfiro.narod.ru
33
I. Финансирование, ориентирующееся на достижение конкретных результатов (опыт Голландии, Дании, Финляндии, Англии)
1.1. УПО перерегистрированы как некоммерческие организации, собственность которых принадлежит самим работникам
1.2. Механизм «образовательного таксометра», увеличивающий стоимость обучения в зависимости от количества часов курса
1.3. При заключении ежегодного контракта между Министерством образования УПО получает 4 раза в год гранты двух видов:
а) по образовательному таксометру;
б) на покрытие прочих расходов
СМ. ПРОДОЛЖЕНИЕ
34
35
публичность отчетности администрации образовательного учреждения за полученные бюджетные средства перед госзаказчиком
конкурсная процедура бюджетного финансирования государственного заказа на обучение, воспитание и подготовку кадров
документационное обеспечение финансовых потоков (смета, договор, калькуляция, кредитные карточки)
компьютеризация контроля потоков обучающихся между образовательными учреждениями
36
Первый этап. Подготовка исходных статистических данных по инвентаризации материальной базы учреждений НПО (СПО), определение квалификационной структуры профессий, диверсификация заказчиков, рекомендации по реструктуризации сети, разработка региональной программы перехода к нормативному финансированию, создание региональной лаборатории по экономике профессионального образования
Второй этап. Разработка нормативно-правовой базы, планирование регионального бюджета на образование, проведение регионального эксперимента по апробации новых организационных правовых форм (автономное учреждение и государственная автономная образовательная организация). Повышение квалификации руководителей и педагогического персонала образовательных комплексов, в том числе руководителей органов управления образованием в условиях нормативного финансирования. Разработка и апробация методики нормативного финансирования
СМ. ПРОДОЛЖЕНИЕ
Михаил Валентинович Никитин, профессор, д.п.н., руководитель Учебного центра ФИРО
тел./факс: (495) 173 – 87 – 61; e-mail:fpk@firo.ru; сайт ФИРО: http://www.firo.ru; сайт УЦ: http://www.fpkfiro.narod.ru
37
Третий этап. Согласование возможности регионального бюджета и потребностей регионального рынка труда в квалифицированных специалистах. Доработка методики расчета, схемы движения финансовых потоков, специфики реализации образовательных программ для различных категорий (молодежь, взрослые, безработные, обучающиеся с отклонениями в развитии, сироты, мигранты, военнослужащие). Информационное обеспечение нормативного подушевого финансирования в регионе
Четвертый этап. Доработка модели нормативного финансирования по результатам апробации на регионально-муниципальном уровнях. Использование рекомендаций зарубежных специалистов по нормативному финансированию в условиях ВТО
38
39
Принят Государственной Думой
Ямало-Ненецкого автономного округа
25 ноября 2005 года
Установить норматив расходов финансирования на осуществление отдельных государственных полномочий на одного обучающегося (студента):
По учреждениям начального профессионального образования
в размере - 70225 рублей
2) По учреждениям среднего профессионального образования
в размере - 105993 рублей
40
41
42
УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР Ф И Р О ЗАКЛЮЧАЕТ ДОГОВОРА НА ПРОВЕДЕНИЕ
ВЫЕЗДНЫХ
КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ, РЕГИОНАЛЬНЫХ СЕМИНАРОВ,
КОНФЕРЕНЦИЙ, ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЧТЕНИЙ,
КОНСУЛЬТАЦИЙ ПО ВНЕДРЕНИЮ НОРМАТИВНОГО БЮДЖЕТНОГО
ФИНАНСИРОВАНИЯ
Михаил Валентинович Никитин, профессор, д.п.н., руководитель Учебного центра ФИРО
тел.: (495) 173 – 87 – 61; факс: 173 – 50 – 16; e-mail:fpk@firo.ru; сайт ФИРО: http://www.firo.ru ; сайт УЦ: http://www.fpkfiro.narod.ru
43
ЗАЯВКИ ПРИНИМАЮТСЯ ПО ЭЛЕКТРОННОЙ ПОЧТЕ:
E-MAIL:FPK@FIRO.RU
САЙТ ФИРО: HTTP://WWW.FIRO.RU
Тел.: (495) 173 – 87 – 61; 177 – 39 – 13; 173 – 54 – 53
Факс: (495) 173 – 50 – 16
Наш адрес: 109316 г. Москва, Волгоградский проспект, 43, УЦ ФИРО, метро «Текстильщики»
Имеется общежитие гостиничного типа: бронирование мест за 7 дней
у администратора: тел. (495) 177 – 21 - 11
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Михаил Валентинович Никитин, профессор, д.п.н., руководитель Учебного центра ФИРО
тел./факс: (495) 173 – 87 – 61; e-mail:fpk@firo.ru;
сайт ФИРО: http://www.firo.ru
сайт УЦ: http://www.fpkfiro.narod.ru
44
Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть